Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Кластеры наиболее перспективных фирм
Региональная модель "Кластеры наиболее перспективных фирм"

Структура отчета (без анализа статистики и результатов анкетирования)


Цель исследования


Модель научно-производственных кластеров в _____ области, предназначенная для содействия интеграции научного, кадрового, производственного, ресурсного, инфраструктурного потенциалов, привлечения административного ресурса, освоения новых технологий и достижения нового уровня конкурентоспособности.


Этапы исследования


I. Статистическое выделение и описание отраслевых кластеров.

На данном этапе предполагается проанализировать отраслевую структуру хозяйства ____ской области и выделить секторы экономики, показывающие наиболее высокую эффективность по следующим критериям:

  • высокие темпы прироста объемов производства и реализации продукции и/или услуг;

  • высокие объемы инвестиций в отрасль (подотрасль);

  • высокие показатели рентабельности деятельности.

На основе результатов анализа выделить список предприятий ____ской области, формирующих перспективные кластеры.

Следует отметить определенную методологическую сложность данного этапа исследования: в рассматриваемом периоде (2000-2005 гг.) произошла смена отраслевых классификаторов (Госкомстат от ОКОНХ перешел к ОКВЭД). В связи с этим данные 2000-2004 гг. будут представлены в кодах ОКОНХ, 2005 - в кодах ОКВЭД. Темпы прироста и другие динамические показатели можно будет рассчитать только в кодах ОКОНХ, в кодах ОКВЭД будут получены только статические характеристики. В дальнейшем модель предполагает использование статистики ОКВЭД.

II. Подготовка, рассылка, сбор и обработка результатов анкетирования предприятий, входящих в состав выделенных кластеров.

В соответствии с техническим заданием необходимо выявить характер общих связей предприятий, входящих в один кластер, по направлениям:

  • материальные ресурсы (общие поставщики);

  • научный и кадровый потенциал;

  • используемые технологии (наличие патентов и лицензий);

  • производственный потенциал (состав и загруженность производственных мощностей);

  • административный ресурс (наличие общих собственников и общего менеджмента);

  • инфраструктурный потенциал (достаточность ____ской банковской, энергетической, транспортно-складской, телекоммуникационной инфраструктуры, используемой рассматриваемой кластерами).


Организация исследования и обработки результатов


Ввиду того, что предприятия не обязаны предоставлять дополнительную статистическую информацию, получение необходимых статистических данных, как и рассылка/ сбор анкет не может быть осуществлена непосредственно Исполнителем. В связи с этим необходимая для расчетов и анализа информация должна быть предоставлена Заказчиком. Учитывая сроки выполнения работ, необходимо:

  1. Информация Управления Госкомстата РФ по ____ской области об объеме выпуска продукции, а также финансово-экономических показателях (прибыли и объемах инвестиций) предприятий и организаций ____ской области по классам классификаций ОКВЭД и ОКОНХ за 2000-2005 гг. Кроме того, данная информация должна содержать в каждом классе указанных классификаций по 10 самых крупных предприятий (организаций) с указанием их названия и почтового адреса.

  2. Рассылка анкеты от Министерства Экономики ____ской области в адреса выделенных предприятий (организаций).


Методика выделения кластеров и построения модели


A) Базовые понятия.

Под экономическим кластером обычно понимается понимать совокупность фирм (организаций), объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками, непосредственно не связанных между собой отношениями собственности (такие структуры выделяют как концерны, корпорации, конгломераты - формы бизнеса) или процессами переработки сырья (в этом случае обычно пользуются термином комплексы - структуры, в которых готовая продукция или отходы одного производства является полуфабрикатом или сырьем для другого). Обычно кластеры формируются внутри отраслей, однако если фирмы отрасли производят однородную продукцию, выступая как конкуренты на рынке, то в рамках кластера может производится разнородная продукция, а на рынке предприятия одного кластера могут выступать и как конкуренты, и как фирмы-смежники, дополняя друг друга. Спецификой кластера является получение фирмами, входящими в него, синергетического эффекта (что сближает его с комплексом) и рыхлость связей, размытость, спонтанность развития (что характерно для фирм, объединяемых понятием "отраслевой рынок). Интерес к кластерам в экономической теории и практике связан с указанным синергетическим эффектом - адресная поддержка кластеров может принести больший прирост эффективности, нежели попытка регулирования отраслевых рынков или административного формирования комплексных связей.

Специализация кластера - отраслевая принадлежность товаров, услуг, предоставляемых фирмами кластера покупателям, находящимися за пределами кластера. Товары и услуги, имеющие основной удельный вес в стоимости продукции кластера, определяют его специализацию.

Границы кластера определяются наличием общих используемых ресурсов, что предопределяет взаимосвязи предприятий, формирующих кластер. Вокруг общего ресурса (технологии, источников сырья, специфического географического ареала, специализированной рабочей силы) формируется ядро кластера. По мере удаления от ядра взаимосвязи между фирмами ослабевают, однако точно определить границы кластера невозможно - взаимосвязи могут меняться, одна фирма может оказаться в разных кластерах.

Методы воздействия на кластер определяются спецификой ресурсов ядра кластера. В случае общего ареала возможны меры различного административного, налогового, экологического и т.д. регулирования в рамках границ ареала. В случае общей технологии целесообразна государственная поддержка НИОКР в рамках смежных технологий, а также меры, связанные с распространением патентов и лицензий.

B) Статистическое выделение отраслевых кластеров в регионе.

В рамках системы измерений, применяемой российской статистикой, можно выделить те отрасли, которые дают наибольший удельный вес в стоимости продукции и услуг региона, а также показывают хорошую динамику развития и экономической эффективности. Однако действующие классификаторы (и ОКОНХ, и ОКВЭД) ориентированы на агрегацию данных именно в рамках отрасли, поэтому, основываясь только на базу Госкомстата, кластеры выделить невозможно (или, когда это делается на общероссийском уровне, возможно с большой долей условности). Поэтому в целях дальнейшего анализа предприятий отрасли (какие из них входят, а какие не входят в исследуемый кластер) необходимо провести первичное статистическое обследование, что требует анкетирования. В анкете приводятся вопросы относительно:

  1. общих ресурсов, с помощью которых предполагается выделить ядро кластера,
  2. показателей эффективности данных предприятий, с помощью которых предполагается оценить дальнейшие тенденции развития кластера.

C) Диагностирование связей, эффективности и состава кластера (построение модели кластера).

Модель кластера должна ответить на следующие вопросы:

  1. что является общим ресурсом, на основе которого формируется ядро кластера и каковы будущие возможные ограничения в его использовании;

  2. каковы тренды развития кластера;

  3. каков совокупный прирост производства (учитывая производный спрос) в случае увеличения производства на единицу продукции на предприятиях, составляющих ядро кластера.

Указанные оценки делаются на основе обычных приемов экономического анализа - исследование эластичности отдачи ресурсов (фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда), а также финансового состояния предприятий. Это позволит также провести сравнительный анализ эффективности кластеров.


Приложение


Анкета предприятия ____ской области

Цель проводимого анкетирования – включение предприятия в состав Базы данных «Основные кластеры ____ской области» для последующей выработки мер региональной экономической политики, направленной на ускоренное развитие наиболее перспективных групп предприятий. Работа проводится Министерством экономического развития ____ской области.

Вопросы анкеты сгруппированы по разделам, часть из них, для упрощения заполнения, повторяет данные статистических форм.

I. Общие данные

  • Юридический адрес предприятия /организации _________________________________

  • Расположение подразделений предприятия в районах и городах ____ской области (если есть, с указанием района и населенного пункта) ____________________________

  • Основные виды выпускаемой продукции и/или услуг (не более 5 наименований), коды ОКОНХ, ОКВЭД ______________________________________________

  • Объемы реализованной продукции /услуг в 2001-2005 гг.:

 Ед. изм.20012002200320042005
Общая выручка от реализации продукции /услугтыс. руб     
в том числе:      
1-ый вид продукциив натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     
2-ой вид продукциив натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     
3-ий вид продукциив натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     
4-ый вид продукциив натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     
5-ый вид продукциив натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     

  • Другие основные финансово-экономические показатели в 2001-2005 гг.:

 Ед. изм.20012002200320042005
Прибыль от реализации продукции /услуг (прибыль «брутто»)тыс. руб.     
Среднесписочная численность занятыхчел.     
Среднегодовая величина основных средств, в т. ч.тыс. руб.     
нематериальные активытыс. руб.     
Инвестиции в основной капиталтыс. руб.     
Среднегодовая величина оборотных средствтыс. руб.     

II. Поставщики материальных ресурсов

  • Виды и объемы основного сырья /комплектующих (не более 5 наименований):

 Ед. изм.20012002200320042005
1-ый вид сырьяв натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     
2-ой вид сырьяв натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     
3-ий вид сырьяв натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     
4-ый вид сырьяв натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     
5-ый вид сырьяв натуральном выражении      
в стоимостном выражениитыс. руб.     

  • Поставщики сырья (комплектующих) категории «А» (поставляющие в сумме 60% общих поставок сырья (комплектующих) данного вида:

Первый вид сырья (поставщиков проранжировать по убывающей):

 Наименование и адрес поставщика (с указанием региона и страны, если используются импортные ресурсы)Удельный вес в поставках
1  
2  
3  
4  

Второй вид сырья:

 Наименование и адрес поставщика (с указанием региона и страны, если используются импортные ресурсы)Удельный вес в поставках
1  
2  
3  
4  

Третий вид сырья:

 Наименование и адрес поставщика (с указанием региона и страны, если используются импортные ресурсы)Удельный вес в поставках
1  
2  
3  
4  

Четвертый вид сырья:

 Наименование и адрес поставщика (с указанием региона и страны, если используются импортные ресурсы)Удельный вес в поставках
1  
2  
3  
4  

Пятый вид сырья:

 Наименование и адрес поставщика (с указанием региона и страны, если используются импортные ресурсы)Удельный вес в поставках
1  
2  
3  
4  

III. Источники человеческого капитала

  • количество занятых с высшим образованием _______________________

  • вузы, в которых работники предприятия получили образование (не больше 5 наименований вузов):

 ВУЗКоличество специалистовДолжность
1   
2   
3   
4   
5   

IV. Нематериальные активы, технологии

  • Наличие приобретенного франчайзинга (торговой марки) и держатель торговой марки (название фирмы, регион, страна) _______________________

  • Общее количество патентов, лицензий ________________

  • Из них приобретено на стороне _______________

  • Собственники (держатели) приобретенных патентов и лицензий (название фирмы, регион, страна; не более 5) ______________________________________

Характеристика лицензии (патента), держатель лицензии:

  1. _______________________________________________

  2. _______________________________________________

  3. _______________________________________________

  4. _______________________________________________

  5. _______________________________________________

V. Инфраструктура (по данным 2005 г.)

  • Электрическая энергия:

Объем поставляемой электрической энергии со стороны (кВт*ч в год) 
Удельный вес энергии, поставляемой со стороны, в общих объемах потребления 
Существует ли дефицит поставок? (Да / Нет) 

  • Водоснабжение и водоотведение:

Объем водозабора из муниципальных/региональных систем (м3 в год) 
Объем сбросов в коллекторы муниципальных/региональных систем (м3 в год) 
Существует ли дефицит воды или услуг по водоснабжению и водоотведению? (Да / Нет) 

  • Транспорт:

Удельный вес отгрузки продукции и поступлений сырья (оценка): 
Автомобильный транспорт, %% 
Железнодорожный транспорт, %% 
Протяженность дорог с твердым покрытием в зоне расположения производственных подразделений предприятия, км 
Наличие ж/д путей, принадлежащих предприятию, км 
Потребность в строительстве автодорог с твердым покрытием, км 

  • Услуги банков (по данным 2005 г.):

Удельный вес кредитов, выданных ____скими банками и ____скими филиалами других банков, в общем объеме заемных средств предприятия, % 
Потребность в дополнительном кредитовании (оценка), тыс. руб. 

VI. Производственный потенциал

  • Арендует ли Ваше предприятие дополнительные площади и оборудование? Да/ Нет _______________________

  • Удельный вес продукции, производимой на арендуемых площадях и оборудовании, в общем объеме производства _________%

  • Ваше предприятие работает в одну_две_три смены? _______________

  • Оцените уровень загрузки Ваших производственных мощностей при работе в одну смену, ___________%%

VII. Собственность и контроль

  • Организационно-правовая форма Вашего предприятия ____________________;

  • Если предприятие является акционерным обществом, укажите названия фирм (или ФИО физических лиц), которым принадлежит контрольный пакет;

  • Являются ли собственниками (держателями пакетов акций) Вашего предприятия (да/нет):

    1. исполнительный директор ______

    2. главный инженер ________

    3. коммерческий директор ________

    4. финансовый директор ________

    5. главный бухгалтер _________

Спасибо за сотрудничество!


Вернуться в раздел Кладбище проектов

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.