Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Фонд поддержки остатков российской науки
Фонд поддержки остатков российской науки
им. ______________ (желающему вписать фамилию)





Преамбула


После распада СССР рухнул миф о востребованности и высоком качестве советской науки. Несмотря на редкие отдельные примеры, за истекшее время российский бизнес (в том числе, вышедший непосредственно из стен советских НИИ и вузовских лабораторий) так и не сформировал устойчивый спрос на НИОКР. В результате успешные российские корпорации в большей степени закупают новые технологии и оборудование на Западе, и все меньше заказывают проведение НИР в России.

К сожалению, такое поведение обусловлено не только близорукостью бизнес-сообщества, но и позицией большинства отечественных научных организаций и вузов, ориентированных на государственное финансирование и проведение исследований, заканчивающихся не внедрением разработок в жизнь, но диагностикой и отчетами. Если сложившуюся ситуацию не преодолеть, то будущее отечественной науки заключается в поставке талантливой молодежи на Восток и Запад, а также провозглашение академиками и профессорами очередных губернаторов, министров и депутатов.



Цель деятельности Фонда


Целью деятельности фонда является выстраивание механизма коммуникации между учеными и бизнес-сообществом. Для достижения этой цели будут решаться следующие задачи:

  1. Создание экспертных групп по оценке коммерческой привлекательности имеющегося научно-технического задела НИИ и вузов.

  2. Помощь в осуществлении патентования и создания фирм, реализующих технологические и продуктовые инновации.

  3. Проведение региональных и российских маркетинговых исследований для оценки перспективных направлений развития НИОКР.

  4. Помощь в выходе российских наукоемких продуктов на мировой рынок.

  5. Помощь в размещении первичной эмиссии ценных бумаг российских фирм, созданных при участии Фонда, на российских биржевых площадках и за рубежом.



Механизм деятельности Фонда (общая концепция)


Основная концепция деятельности Фонда связана с квазивенчурным финансированием (более эффективного механизма инноваций, по-видимому, нет в природе; а «запустить» реальное венчурное финансирование невозможно без развитого рынка капитала). В целом его можно описать по этапам:

  1. Создание групп экономист-маркетолог-администратор Фонда в регионах. Возможно, заключение договоров с вузами (прежде всего, политехнические и сельскохозяйственные институты).

  2. Проведение конкурсного отбора проектов, включающих научно-техническую компоненту. Определение степени готовности разработки к коммерциализации и патентованию. Финансирование НИР.

  3. Помощь в патентовании и приобретении части прав на интеллектуальную собственность.

  4. Создание фирм с привлечением сторонних инвесторов и участием капитала Фонда. (Альтернатива: продажа части прав на интеллектуальную собственность частному бизнесу, готовому финансировать дальнейшее развитие данной НИОКР).

  5. Помощь и контроль в выстраивании бизнеса фирмы в течение 3-4 лет.

  6. «Выход»: продажа собственности Фонда в фирме путем размещения акций на биржевых площадках или продажа на тендере.



Требования к уставу Фонда и механизм управления (общие соображения)


  1. Фонд является некоммерческой организацией. Доход от операций по «выходу», а также дивиденды от учрежденных при помощи Фонда фирм направляется на пополнение капитала Фонда и последующее расширение деятельности.

  2. Мотивация деятельности работников Фонда заключается в бонусах от роста капитала Фонда. Этим самым закладывается ориентация на успешную коммерциализацию научно-технических разработок, а также – последующий рост бизнеса инновационных фирм.

  3. Исполнительная дирекция Фонда планирует программы, исходя из отраслевого и территориального принципов:

    • Безусловным приоритетом пользуются региональные проекты, реализуемые ВНЕ Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. При прочих равных условиях сибирские и дальневосточные регионы имеют преимущества перед Уралом, уральские регионы – перед Поволжьем, Поволжье – перед Центром и Северо-Западом. В Южном Федеральном округе и национальных республиках Фонд может поддерживать проекты в виде ИСКЛЮЧЕНИЯ.

    • Приоритетными являются отрасли, ранее характеризовавшие участие региона в территориальном разделении труда. Это позволяет рассчитывать, при прочих равных условиях, на больший научно-технический задел вузов и НИИ региона, а также – при реализации бизнес-проектов – на больший синергетический эффект.

  4. При Фонде работает Наблюдательный совет, включающий представителей науки (организаторы научной экспертизы), бизнес-сообщества (оценка коммерческой перспективы), политической элиты (оценка трансакционных издержек при реализации региональных и национальных проектов). Члены-руководители Наблюдательного совета имеют обязательную двухгодичную ротацию; эксперты привлекаются на подрядной основе.



Вернуться в раздел Кладбище проектов

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.