Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Развитие наукоградов и формирование российских властных элит
Развитие наукоградов и формирование российских властных элит
(исследовательский проект)



Историческое введение


Сам (довольно неудачный) термин «наукограды» появляется в 1991 г. С его помощью определяли советские города, где в качестве основных «градообразующих» предприятий, на балансе которых «висела» социальная сфера, выступали НИИ и НПО. Фактически такие населённые пункты полностью зависели от федерального финансирования. Они не могли поставлять на тогдашний «рынок» продукцию, пользующуюся спросом у населения или предприятий (сырьё, оборудование). Это вызывало существенные трудности при проведении социально-экономических реформ в таких населённых пунктах (передача социально-культурной сферы муниципалитетам, либерализация цен, приватизация и другие процессы того времени). В то же время, в силу специфики социального состава своего населения (научно-техническая интеллигенция) такие города были центрами политической поддержки отечественного либерализма. Это предоставляло местным элитам высокие возможности для лоббирования своих интересов в борьбе за ресурсы с другими региональными элитами, и в конечном счёте выразилось в принятии закона о наукоградах в РФ в 1999 г.


Границы проблемной области


Наукограды представляют собой весьма сложный и в то же время едва ли не самый интересный объект для изучения среди российских поселений. Сама тематизация (смысл существования) таких «населённых мест» обуславливает следующие проблемы:

  1. (Муниципальный срез). Наукограды по определению – не сфера местного самоуправления. Как и университетские кампусы, военные городки, монастыри или колонии заключённых, они были созданы для выполнения определённых национальных задач. Для этого законом предусмотрен особый порядок выделения финансовых средств, отличающийся от обычного рыночного обмена. И в то же время наукоградские программы выполняются в муниципальной среде. Более того, правдоподобной гипотезой является то, что получение статуса наукограда – результат деятельности именно муниципальной, а не научной элиты. Но если это так, тогда с большой вероятностью через обозримый период наукограды как особый вид поселений перестанут существовать, превратившись в «обычные» города. Затраты же на НИОКР в рамках программ наукоградов тогда необходимо рассматривать как одну из форм социальной поддержки местных элит, очень сильных в политическом лоббировании своих интересов на федеральном уровне.

  2. (Предметный срез). Исчезновение наукоградов ставит вопрос о форме организации и существования сферы НИОКР (и науки вообще) в России. Если НИОКР невозможно эффективно осуществлять в условиях малых и средних городов, где совокупные затраты на содержание персонала, землю и другие ресурсы минимальны, то можно с уверенностью утверждать, что в крупных и больших российских городах функционирование этой сферы будет ещё более затруднительно. Это – вызов для российского общества в целом. Наряду с реформированием Академии наук и сферы высшего образования от решения этой задачи зависит будущее страны.

  3. (Политический срез). Формирование коммуникаций в сфере НИОКР всегда шло «поверх» местных рынков, замыкаясь на федеральном или – часто – международном уровне. В отношении наукоградов, как и РАН, и вузовской системы, в обществе существует неустойчивый консенсус. Поскольку развитие науки является темой общероссийской коммуникации, наукограды необходимо рассматривать как минимум в двух отношениях: a) как политический ресурс – тот, кто будет пользоваться поддержкой здешних элит, будет иметь электоральные, финансовые, пиарные и другие преимущества (например, включённость в международные научные коммуникации); b) как политический субъект – наукоградские элиты являются активными субъектами бизнеса, включены в партии и общественные движения, являются центрами НКО и сами трансформируют окружающую региональную действительность.

  4. (Социальный срез). Поддержка «научного духа» требует особого образа жизни мест; в частности, высокую «проточность» наукоградов, привлечение молодёжи, открытость дискуссий и экспертного сообщества в целом и т.д. Это ставит проблему обеспечения «воспроизводства стандартов исследований». Научные организации «вырождаются» существенно быстрее, чем бизнес-организации. В силу внутренне присущего социуму способа организации (социальная иерархия) возникает противоречие с «научным духом» (сетевая организация человеческого капитала независимо от социального статуса). Особую проблему представляет здесь место вуза в наукограде. Последний может как поддерживать высокую проточность наукограда, замыкать социальные горизонтальные коммуникации, так и наоборот, «закрывать» наукоград, способствуя кастовости и неизменности вертикальных социальных статусов.


Цели исследования


Основной (конечной) целью исследования является механизм функционирования наукоградов – как «реальный», сложившийся в процессе эволюции российской экономики к настоящему времени, так и «идеальный», предполагающий эффективное взаимодействие науки, государства, бизнеса, местного сообщества. При этом в процессе исследования необходимо ответить и на вопрос – возможно ли вообще функционирование такого идеального механизма в российской институциональной среде.

Кроме того, возникает ещё несколько крупных целей исследования, которые могут быть выделены в отдельные проекты:

  1. Сообщество учёных и местное сообщество: механизмы взаимодействия. Условия воспроизводства сферы НИОКР на местном уровне.

  2. Взаимодействие НИОКР и бизнеса – внутригородские, региональные и национальные коммуникации.

  3. Наукограды и типы регионального экономического роста. Проблема «включённости» сферы НИОКР в региональную экономическую среду.

  4. Вуз в наукограде: центр коммуникации или социальный фильтр? Возможности влияния вуза на модели поведения местной и региональной элиты.

И эти, и другие возможные направления исследований, как представляется, лежат в рамках всё той же проблемной области.


Этапы и задачи исследования


1. Введение в проблему.

Основными задачами этого этапа являются:

  • Сбор данных и подготовка реферативного обзора о зарубежных механизмах функционирования технополисов (Япония), технопарков (Западная Европа), университетских городков (Оксфорд, Кембридж, американские университеты). Определение критериев сравнительного анализа, проведение международного сравнительного анализа жизни «наукоградских» мест.

  • Изучение и описание зарубежных механизмов работы венчурного бизнеса. Ответ на вопрос, почему в России нет и не может быть в настоящее время венчурных фирм. Определение институциональных и финансовых факторов работы венчурного бизнеса.

  • Изучение истории наукоградского движения, подготовки закона о наукоградах, имеющихся в Ассоциации наукоградов данных о программах городов, существующего опыта нормативного регулирования развития наукоградов.

  • Установление контактов с Ассоциацией наукоградов, её деятелями, сбор данных о работников дирекций наукоградов, подготовка и планирование полевых исследований в наукоградах.

2. Сбор данных по вторичным источникам, разработка гипотез и планов интервью.

  • Сбор имеющихся статистических данных о состоянии наукоградов за период 2000-2006 гг.

  • Выработка гипотез относительно a) взаимодействия муниципальной и научной элиты; b) характера связей между наукой и бизнесом, а также – вузами, наукой, бизнесом; с) целях и средствах политического лоббирования групп интересов в наукограде; d) сценариев дальнейшего социально-экономического развития наукоградов.

  • Подготовка на основе данных гипотез планов интервью, включающих различные срезы проблемных областей.

  • Пилотажные интервью с учёными-исследователями ВШЭ, бизнесменами и муниципальными деятелями в Москве.

  • Построение гипотетических моделей наукоградов.

3. Полевые исследования (первый этап).

  • Организационная подготовка встреч с респондентами в Дубне, Обнинске, Пущино.

  • Экспедиции в подмосковные наукограды. Интервью с учёными (3-5), крупными бизнесменами (3-5), работниками городских администраций и депутатами (2-3), работниками дирекций наукоградов (2-3), работниками социальной сферы (учителя, врачи 2-3), преподавателями и руководителями вузов (3-5).

  • Сбор дополнительных вторичных материалов (данные статистики, карты, генпланы).

4. Обработка материалов первого этапа полевых исследований.

  • Расшифровка интервью.

  • Совмещение качественных данных, полученных в ходе интервью, с данными социально-экономической статистики.

  • Анализ полученных данных и разработка «паспортов» полученных городов.

  • Сравнение полученных паспортов, первоначальных гипотез и гипотетических моделей наукоградов.

5. Представление полученных результатов, проведение семинаров, уточнение старых и выдвижение новых гипотез.


Приложение.
Примерная программа работ по подготовке паспорта территории (образец)


Эксперт, который будет составлять паспорт территории, должен в конечном счете ответить на следующие основные вопросы:

  1. Что происходит с экономикой города?

  2. Каковы особенные, характерные именно для этого города проблемы, сдерживающие развитие предприятий?

Для того чтобы это сделать, необходимо провести диагностику сложившейся ситуации. Динамика хозяйственной жизни проистекает из создания, использования и дележа (или борьбы за передел) ресурсов различными группами и группировками. Ответы на поставленные вопросы должны строиться так, чтобы отражать мотивы поведения и силу участников хозяйственной жизни в городе.

В связи с этим в структуре паспорта выделяются следующие крупные блоки: 1

1. Общие сведения о городе, определяющие контекст культуры и тематизацию города. Тематизация города – это те обстоятельства и проблемы, которые жители города считают главными и определяющими. Так, Нефтеюганск – это столица нефтедобычи, которую многие жители воспринимают как свое временное пристанище. Соответственно, многие инвестируют не в Нефтеюганске, а, например, покупают жилье на «большой земле». Напротив, Малоярославец воспринимается как древний русский город, который будет жить независимо от пребывания в нем тех или иных предприятий. Здесь сложившаяся городская культура способна заметно влиять даже на организационную культуру крупных компаний.

В этой связи важны такие показатели, как возраст города, причина его возникновения, наличие в нем культурных, религиозных, общественных и иных объектов и т.д.

2. Диагностика крупных предприятий – градообразующей (градообразовавшей) базы.

3. Диагностика позиции местных властей и политической элиты, их видение будущего города. Это предопределяет их экономическую политику и типы взаимодействий с малым и крупным бизнесом.

4. Диагностика малого и среднего бизнеса. Характеристика влияния и поведения силовых и криминальных структур, с учётом возможностей криминализации города и развития силового предпринимательства. Среди различных видов теневого и незаконного бизнеса силовое предпринимательство играет особую роль. Сюда относится разного рода рэкет, а также создание привилегированных условий для «своих» фирм и искусственных препятствий для «чужих». Распространение в том или ином городе такого рода «предпринимательства» в конечном счете приводит к его застою и упадку.

5. Общие выводы эксперта о перспективах и возможных вариантах экономического развития города.

В основной части включены только обязательные вопросы, которые необходимо осветить эксперту (экспертам) при составлении паспорта территории. Желательно также получить характеристики жизни города, вынесенные в Приложение.

1. Общие сведения о городе

История создания города:

  • Когда город получил статус города?

  • Основные вехи экономической истории города.

  • Есть ли в городе достопримечательности (культовые сооружения, памятники истории и культуры и т.п.)? Когда созданы?

  • Кратко: каковы главные обстоятельства и проблемы, определяющие жизнь в городе.

Численность населения на сегодня, с укрупненной структурой по категориям:

  • Пенсионеры;

  • Городские жители в трудоспособном возрасте;

  • Дети и молодежь от 0 до 16 лет;

  • Сравнение: численность населения города в 1991 году по указанным категориям. Причины изменений: доля естественного и механического прироста.

Занятость населения на сегодня, с укрупненной структурой по категориям:

  • Крупные предприятия;

  • Малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели;

  • Бюджетники;

  • Структура занятых по основным отраслям: промышленность, строительство, торговля, общепит и бытовые услуги, транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение, кредитная сфера, туризм и т.д.;

  • Официальный уровень безработицы (зарегистрированные) и реальный (разность между трудоспособным и занятым населением);

  • Сравнение: структура занятости в 1991 году. Основные причины изменений: передача объектов соцкультбыта в муниципальную собственность, сокращение объемов производства на крупных предприятиях, развитие предпринимательства, другие.

Бюджет города

Доходы:

  • Собственные доходы и отдельно дотации (субвенции).

  • Данные финансового баланса: мог ли город иметь бездотационный бюджет при условии, что все собираемые доходы оставались бы в бюджете города.

Расходы – укрупненная структура:

  • Содержание социальной сферы,

  • Содержание ЖКХ,

  • Долги города, возникающие как результат разности цен на энергоносители для теплоснабжения и уровнем платы населения за тепло,

  • Справочно: уровень платы населения в %% от себестоимости потребляемых услуг.

Социальные индикаторы

  • Средняя заработная плата по городу.

  • Стоимость потребительской корзины (взрослого мужчины), стоимость физиологического минимума.

  • Средняя пенсия по городу.

  • Рыночная стоимость 1 кв. метра жилья .

  • Другие показатели по усмотрению эксперта.

2. Основные предприятия города

Необходимо представить список основных предприятий города, включая ликвидированные и реорганизованные градообразующие предприятия, существовавшие до 1991 г.

По каждому предприятию (3-5 абзацев):

  • Первоначальная отраслевая принадлежность

  • Изменение общего объема спроса на продукцию предприятия. Удовлетворяет ли предприятие имеющийся спрос на его продукцию, или это делают другие (например, малые предприятия, нелегально занятые сотрудники предприятия)

  • Занятость (а) сейчас и б) до 1991 г.). Изменение уровня квалификации и среднего возраста персонала

  • Доля в общем объеме оборота данной территории (показатели выручки)

  • Доля в суммарном налоговом вкладе территории (в бюджеты всех уровней)

  • Осуществляются ли инвестиции

  • Кому принадлежат предприятия (большой группе сотрудников предприятия, высшим руководителям, другим частным лицам, другой компании и т.п.). Являются ли они местными или иногородними собственниками?

  • Сегодняшнее финансовое состояние, основные источники средств (например, от продаж продукции, от эксплуатации объектов ЖКХ, от вновь созданных торговых фирм)

  • Изменение ассортимента производимой предприятием продукции и услуг

  • Изменение организационной структуры предприятия. Имеет ли место превращение его в холдинг, выделение подразделений и других частей предприятия в малые предприятия. Являются ли такие малые предприятия зависимыми или независимыми от основной структуры. Имеет ли место создание «подставных» фирм. Имеет ли место воровство (использование) ресурсов сотрудниками в тайне от руководства.

  • Использование помещений (кем используется: самим предприятием, его дочерними фирмами, сдается в аренду малым предприятиям и предпринимателям)

  • Состояние оборудования, кем оно используется (самим предприятием, его дочерними фирмами, сдается в аренду, было продано)

  • Объекты ЖКХ: были ли переданы городу, в какой степени влияют на финансовое положение предприятия

  • Степень влияния предприятия (его руководства) на руководство города

  • Степень влияния предприятия на результаты голосования избирателей

  • Наличие связей с руководством субъекта Федерации

  • Степень влияния на силовые и криминальные структуры

3. Городская администрация и городской Совет

  1. Из какой среды попал в своё кресло мэр? Вице-мэры, принимающие решения? Если из бизнес-структур, то на чём, на каких рынках специализируются последние?

  2. Как давно они осуществляют руководство городом?

  3. Состав городского Совета? Влияние политических партий, малого и крупного бизнеса, бюджетной сферы на принимаемые решения?

  4. Отношения Совета и городской администрации: влияет ли Совет на администрацию? Насколько слабо (сильно)? Есть ли в городе структуры, которые оказывают гораздо более сильное влияние на принимаемые решения?

4. Малое и среднее предпринимательство

  1. Общее количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Удельный вес а) в численности занятых, б) общем объёме продукции и услуг города, в) доля в общем объеме налоговых поступлений

  2. Отдельно оценка малых и средних предприятий, поставляющих продукцию и услуги за пределы города. Перспективы их развития. Удельный вес в общем объеме предпринимательства. Удельный вес в численности занятых, общем объёме продукции и услуг города, доля в общем объеме налоговых поступлений.

  3. Насколько ограничен круг малых и средних предприятий, имеющих доступ к муниципальному заказу?

  4. Легко ли иногороднему предпринимателю создать в городе малое или среднее предприятие (включая вопрос получения помещения, землеотвод, различные согласования, отношения с контрольными организациями, криминальными структурами и т.д.). Известны ли такие примеры?

  5. Количество в городе крупных бизнес-структур, контролирующих фирмы малого и среднего бизнеса (в строительстве, розничной торговле, общепите, бытовом обслуживании).

5. Общие выводы эксперта о перспективах и возможных вариантах экономического развития города

Желательно, чтобы в данном разделе эксперт кратко (не более 1-1,5 страниц) подвел итог проделанного анализа, выстраивая возможные сценарии развития событий.

  1. Инерционный сценарий: что будет происходить с городом при сохранении существующих тенденций и сложившейся политической и социально-экономической ситуации?

  2. Оптимистический сценарий: какова вероятность позитивного влияния внешней среды (региональных, федеральных властно-хозяйственных элит)? Что можно было бы сделать для развития предпринимательства и привлечения инвесторов в город? Почему это не делается сейчас? Какова оценка вероятности реализации такого сценария.

  3. Пессимистический сценарий: какова вероятность резкого и быстрого ухудшения положения города? Возможное негативное влияние внутренних и внешних факторов. Насколько реально такое ухудшение и что необходимо было бы сделать, чтобы этого не произошло? Почему не предпринимаются все необходимые меры, чтобы этого избежать?



1 Данный макет паспорта разрабатывался П. Ореховским и В. Широниным как для общей диагностики городов, так и для оценки перспектив развития малого и среднего бизнеса. Наличие в городе большой сферы НИОКР, безусловно, будет придавать городу существенную специфику и требует изменения «угла зрения».



Вернуться в раздел Кладбище проектов

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.