Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Города и реформы
Города и реформы


В России нет ничего невозможного, кроме реформ
О. Уайльд

Методологическое введение

Необходимость междисциплинарного подхода к исследованию, казалось бы обычных экономических проблем, возникла в связи с тем, что инструменты анализа, применяемые в экономической теории, часто не позволяют получить сколько-нибудь практически значимых результатов. То обстоятельство, что хозяйственные агенты не оперируют в терминах предельных издержек и предельного дохода, известно достаточно давно: проблема разрыва экономической теории и практики хозяйственной деятельности, по-видимому, является общепризнанной. Этот разрыв, собственно, имеется уже в самой структуре экономических дисциплин: микро- и макроэкономика достаточно плохо соотносятся с менеджментом, маркетингом, финансами, материальным стимулированием и т.д. Современные исследования структуры рынков, использующие изощренный аппарат микроэкономического анализа, по большей части не могут быть использованы в процессе принятия решений на уровне фирм и корпораций.

Однако указанный разрыв существует едва ли не со времени появления самой экономической науки. Практическое применение положений классической политической экономии было возможно разве что на уровне государственной экономической политики “свободы торговли”, марксистские положения требовали ни много, ни мало социальной революции. Та же самая ситуация сохранялась на протяжении всего ХХ века. Это никоим образом не соотносилось как с текущими проблемами функционирования предприятий и организаций, так и с выработкой стратегии их поведения. Фактически экономическая теория представляла собой одну из сфер философии, и привнесение сюда математического языка мало что изменило. Результаты эмпирических исследований при этом принимались к сведению; но их интерпретация в разных школах экономической мысли могла быть полностью противоположной.

Роль и место философии в системе научного знания существенно отличается от положения естественных наук. Поэтому, несмотря на общее признание разрыва между “теорией” и “практикой”, какой-либо особой объективной потребности в изменении этого положения не существует. Платежеспособный спрос на экономическую теорию состоит, вообще говоря, из трех больших сегментов: вузовского (самого большого), академического, во многом связанного с вузовским, и партийно-правительственного. Критерием качества “продукции” в этих сегментах является признак современности теоретических взглядов, но отнюдь не соответствие некой наблюдаемой реальности (например, точности прогнозов). Другими словами, критерием истины в экономической науке является не практика, но та или иная интеллектуальная мода 1. Следует также отметить, что “наблюдаемая реальность” в экономике также подвержена изменениям - при существующем уровне развития экономической статистики и эконометрики в целом данные об объемах производства, занятости, доходах и других важнейших экономических показателях являются достаточно трудно определимыми 2. Отсюда мысль Маркса об экономической науке как “служанке классовых интересов” представляется достаточно справедливой. В конце концов, распространяются и репродуцируются именно оплачиваемые различными социальными группами и слоями взгляды тех или иных экономических школ, являясь таким же продуктом, как, скажем, модели верхней одежды. Но это означает, что и экономическая теория, и хозяйственная практика являются производными от идеологии и культуры. Игнорирование этого обстоятельства, придание хозяйствующим субъектам свойств исключительно экономической рациональности приводит к появлению красивых интеллектуальных образцов, вроде математической экономики. Однако в реальных наблюдаемых экономических объектах такие построения не нуждаются, оставаясь чисто эстетическим упражнением.

Используемый в данной книге подход является вполне традиционным. Это - системный анализ в духе Р. Акоффа. Поскольку отдельные хозяйственные субъекты и организации не ведут себя так, как им "предписано" экономической теорией, с одной стороны, и действующими правовыми нормами, с другой, логично предположить, что эти хозяйственные субъекты и организации являются частью систем более высокого порядка. В свою очередь, подсистемами последних являются:

  • управление (внутреннее);
  • финансы и финансовое планирование;
  • маркетинг;
  • стратегическое планирование;
  • внедрение инноваций;
  • PR: ассоциации, партии, СМИ;
  • мотивация; материальное стимулирование;
  • технология и организация 3.
На уровне подсистем, входящих в систему, согласно логике такого анализа, должно наблюдаться определенное соответствие, обеспечиваться целостность.

Роль явных и неявных контрактов

Удовлетворять общественные и личные потребности, на что направлено существование экономики в целом, можно различными способами. Таким образом, система должна отвечать представлениям общества о необходимости того или иного способа удовлетворения своих потребностей. В противном случае получение финансовых ресурсов системой прекращается, и она исчезает. Поэтому основной подсистемой каждой из систем является своего рода стратегическая коммуникация, своего рода PR. Другими словами, каждая из систем должна иметь встроенный механизм создания благоприятного для себя общественного мнения. Такая стратегическая коммуникация объясняет людям, что лечиться нужно только в государственных, а не частных больницах, покупать хлеб только в упаковке, содержать профессиональную армию и т.д. Проблема, с которой сталкивается исследователь, заключается в том, что такой PR пытается каждый раз доказать, что данный способ удовлетворения общественных потребностей - единственно возможный. Таким образом в общественном мнении смешивается и в конечном итоге отождествляется понятие собственно потребности и способа ее удовлетворения, включаясь в систему в качестве дополнительных подсистем. Выражаясь языком нейролингвистического программирования, происходит номинализация системы 4.

Указанная номинализация происходит в форме своего рода явного контракта 5 между системой, обеспечивающей удовлетворение той или иной общественной потребности, и обществом, предоставляющим взамен финансовые ресурсы. Фактически такой контракт, используемый системой, делает ее похожей на обычный технологический способ. Передача финансовых ресурсов в этом случае выглядит как одна из технических операций в рамках функционирования системы. В результате затушевывается то обстоятельство, что финансовые ресурсы передаются обществом на определенных условиях, которые к собственно потребности имеют отношение весьма отдаленное.

Другими словами, наряду с явным контрактом между "системой" и "обществом" присутствует еще и неявный контракт, в котором системой заранее определяются все основные условия производства и потребления того или иного товара и/или услуги. И передача финансовых ресурсов отнюдь не является рутинной технической операцией, но - определенным социальным институтом. Более того, если бы явный и неявный контракты совпадали, то не было бы и различных систем, конкурирующих за одни и те же ресурсы. Это, в свою очередь, привело бы к идентичности различных национальных моделей экономики.

Применительно к явным и неявным контрактам следует отметить еще одно понятие. В западном управленческом учете “cost-driver” означает причину, обуславливающую возникновение затрат. При этом имеется в виду реальная причина. Например, увеличение количества койко-мест в больнице при таком подходе не является причиной возрастающих расходов лечебно-профилактического учреждения, поскольку объектом затрат является только лечение болезни. Однако в данном подходе в разных системах, эксплуатирующих один и тот же ресурс существуют разные причины, вызывающие появление затрат; другими словами, разные объекты затрат, обуславливаемые неявным контрактом. Это и приводит к различным схемам финансовых расчетов, хотя внешне, “в явном контракте”, речь якобы идет об одном и том же - стоимости лечения болезни.

Менеджмент

Для того чтобы охарактеризовать менеджмент, реализуемый в той или иной системе, необходимо проанализировать распределение власти в организационных структурах управления 6 различных систем. Поскольку речь идет по большей части об отраслевых системах, приходится рассматривать деятельность регулирующих органов и действующее в этой сфере законодательство.

В идеальной системе управления распределение власти совпадает с распределением ответственности, в реальных системах управления такое совпадение случается сравнительно редко. Кроме того, механизм административного принуждения или реализации власти внешне сравнительно прост, в то время как реализация какой-либо ответственности невозможна без эффективных процедур контроля. Добиться же эффективного контроля бывает достаточно сложно. В частности, это требование предполагает наличие соответствующих процедур управленческого учета. В свою очередь, на большинстве отечественных предприятий управленческий учет и анализ скорее отсутствуют, чем присутствуют. Тем более трудно добиваться должного распределения ответственности в таких сложных системах, как органы управления городом или регионом, или в регулирующих органах отрасли.

Понятие эффективного менеджмента существенно различается в конкурирующих системах. Несмотря на то, что в каждой системе заложено стремление к самосовершенствованию, что, в свою очередь, предполагает применение оптимальных приемов управления, в каждом из случаев существенно различаются как набор этих приемов, так и желаемый результат управления. Однако утверждать, что та или иная форма менеджмента однозначно применяется в соответствующей системе, вообще говоря, неверно. Классификация систем в большей степени зависит от целей, а не от приемов менеджмента. В свою очередь, цели менеджмента, как и других подсистем, неразрывно связаны с содержанием неявного контракта.

Финансы

Анализ финансовой подсистемы зачастую позволяет наиболее близко подойти к пониманию содержания неявного контракта. В свою очередь, для этого необходимо исследовать зависимость денежных потоков от хозяйственной деятельности системы. Длительность операционного цикла, начинающегося закупками материалов и кончающегося реализацией продукции, является центральным фактором, влияющим на финансовое состояние хозяйствующего субъекта. Однако исследование операционного цикла предполагает также анализ, по меньшей мере, двух моментов:

  1. расчетов с хозяйственным субъектом за поставленную продукцию/услуги;

  2. расчетов хозяйственного субъекта при найме рабочей силы, закупках материалов, осуществлении других платежей.

Это исследование приводит к пониманию техники финансового планирования, реализуемой в данной подсистеме. В свою очередь, финансовое планирование объективно связано с выделением cost driver - причины, обуславливающей изменение затрат. Таким образом, финансовое планирование - рутина 7, которая обусловлена исполнением неявного контракта, поскольку расчеты за поставленную продукцию/услуги ведутся в соответствии с содержанием именно неявного контракта.

При выработке техники финансового планирования хозяйственные субъекты стремятся использовать наиболее простые технические приемы. В свою очередь, это приводит к широкому использованию нормативов. Однако нормативы предполагают наличие каким-либо образом усредненных финансовых показателей. Если же реальные показатели имеют большой разброс значений, применение нормативов становится бессмысленным. Тем не менее, нормативный подход продолжает применяться, даже если он не обеспечивает желаемого эффекта. В последнем случае он служит для маскировки других целей. Его фактическая неприменимость не осознается человеческими ресурсами системы, что на деле приводит к определенному произволу в осуществлении финансового планирования и последующего финансирования. Поскольку ведется финансирование “без правил”, размывается ответственность в центрах затрат, “ломается” структура управления. В этом случае власть концентрируется в высших эшелонах управления, между различными звеньями, формально обладающими финансовыми правами, возникает процедура административного торга. Одновременно формальная ответственность нижестоящих центров затрат не подкрепляется финансовыми ресурсами, что становится универсальным оправданием при невыполнении возложенных на них задач. Все это соответствует утверждению авторитарного стиля менеджмента. Для системы государственных финансов, например, это характеристика так называемой "вертикали власти".

Маркетинг

Анализ данной подсистемы предполагает исследование стратегии сбыта фирмы, ее концепцию отношений с поставщиками, а также влияние структуры рыночного спроса на производство. Необходимым свойством маркетинга является сегментация рынка; можно утверждать, что фирма, не сегментирующая свой рынок сбыта, не осуществляет маркетинг как таковой. Другое принципиальное свойство заключается в том, что характеристики спроса в той или иной сфере должны учитываться в производстве продукта. Таким образом, исследование рынка должно приводить к оперативной перестройке производства, организации оказания услуг или торговли, изменению учебных программ или методов лечения, структуре строящегося жилого фонда (в частности, изменениям в долях одно- двух- и трехкомнатных квартир) и т.д.

При описании неявного контракта уже указывалось на то, что характер потребления оказывается определяется одной из подсистем. Поэтому гарантированный сбыт может быть одним из свойств рассматриваемой системы. В таком случае маркетинг оказывается "растворен" в других подсистемах.

Стоит отметить, что на микроуровне, уровне фирм, отсутствие подсистем маркетинга, НИОКР, стратегического планирования - достаточно распространенное явление, что связано с включенностью тех или иных систем в "социалистический механизм хозяйствования". Последний правомерно рассматривать как своего рода макросистему, где, в частности, указанная деятельность централизованно осуществлялась уже на уровне отраслей (подотраслей).

Стратегическое планирование

Для того чтобы описать подсистему стратегического планирования, необходимо ответить, по крайней мере, на следующие вопросы:

  1. каков горизонт планирования хозяйственных субъектов, реализующих в своей повседневной деятельности определенную систему. Если этот горизонт меньше двух лет, то стратегическое планирование представляется “вынесенным за пределы” организационных границ деятельности рассматриваемого хозяйственного субъекта. Как и в случае маркетинга, стратегическое планирование может оказаться растворенным в других подсистемах. При определении горизонта планирования необходимо будет выявить долгосрочные цели хозяйственного субъекта. В свою очередь, такая задача повлечет за собой анализ наличия финансовой и производственной стратегий, а также концепции маркетинга. Противоречия между краткосрочными и долгосрочными целями являются скорее правилом функционирования системы, нежели исключением;

  2. осуществляется ли при разработке стратегии учет таких факторов, как ответная реакция конкурентов хозяйствующего субъекта, потенциальные изменения ресурсной базы, изменения политической системы (и, как следствие, законодательства) в стране, возможные достижения научно-технического прогресса;

  3. если стратегическое планирование есть, и стратегия тем или иным образом определена, то как она реализуется в менеджменте хозяйственного субъекта? Разрывы в постановке целей и задач и их последующем достижении так же являются скорее правилом, чем исключением. В связи с этим встает дополнительный вопрос о контроле за реализацией стратегии. Последнее обстоятельство, как известно, привело в настоящее время даже к отказу от термина “стратегическое планирование” и замене его на “стратегическое управление”.

Анализ поставленных вопросов позволяет выявить определенные процедуры, обеспечивающие выживание системы в долгосрочном аспекте.

Инновации

Внедрение инноваций - своего рода “белое пятно” экономической теории. Несмотря на то, что понятие “шумпетерианская конкуренция” широко используется для характеристики механизма внедрения новых продуктов и технологий, а также несмотря на появление эволюционной теории Р. Нельсона и С. Уинтера, обычно инновации остаются тем элементом деятельности хозяйственного субъекта, который выпадает из повседневного анализа. И одновременно большинством экономистов признается, что внедрение инноваций имеет решающее значение для выживания и развития фирмы.

Такое положение не случайно. Инновации оказались тем феноменом, который изучается в менеджменте, маркетинге, стратегическом планировании (управлении), но не в экономической теории. Это естественно - в последней основными категориями являются характеристики издержек, цен спроса, структуры рынка, но эти понятия являются неприменимыми для характеристики процесса инноваций.

Необходимо отметить, что речь идет о технологических инновациях. Организационно-экономические инновации как раз и представляют результат конкуренции систем. Технологические инновации представляют собой отдельную подсистему, входящую в состав всех систем.

На данном этапе исследования можно выделить следующие большие классы данной подсистемы.

  • Условно назовем этот класс децентрализованным. В этом случае каждый хозяйственный субъект выделяет технологические инновации как особый вид деятельности наряду с оказанием услуг и производством продукции. Это означает, что он формирует особый бюджет НИОКР, нанимает исследователей, предоставляет им оборудование, устанавливает им соответствующие задания и осуществляет необходимый контроль. В случае если у хозяйственного субъекта не хватает средств для ведения полномасштабных исследований, он заказывает необходимые ему НИОКР в университетах. Осуществление исследований одновременно с проведением учебной работы предоставляет университетам как дополнительные средства, так и своего рода “гарантию качества” предоставляемого образования. Одновременно с этим студенты и аспиранты, выполняющие исследования, представляют собой относительно дешевый ресурс квалифицированной рабочей силы. Кроме того, в данном классе инноваций предусматривается реальная защита интеллектуальной собственности с помощью патентного права.

  • Другой класс - централизованный процесс внедрения инноваций. Здесь решения о необходимости новых продуктов и технологий принимаются государством. После этого отдаются распоряжения НИИ и КБ, которые изготавливают новые продукты. Эти новинки “обкатываются” на соответствующих предприятиях (научно-производственных объединениях), после чего происходит передача новых технологий и другим фирмам отрасли. Поэтому бюджет НИОКР существует только на уровне отрасли в целом. Кроме отраслевых НИИ, стоит отметить такое специфическое учреждение, в котором централизованно должны осуществляться все межотраслевые исследования, как Академия наук. Естественно, поскольку оно “отлучено” от реальных хозяйственных субъектов, прикладные разработки этого учреждения не могут быть внедрены и не находят спроса. Здесь возникает широко известная проблема внедрения результатов исследований в производство. Как следствие, предполагается специализация Академии наук практически исключительно на фундаментальных исследованиях. Вузы в этой ситуации оказываются только учреждениями по подготовке кадров. Права на интеллектуальную собственность формально существуют, но реально отсутствуют. Экономический эффект, получаемый от изобретения, рассчитывается условно, поэтому сам патент не имеет рыночной цены.

  • Третий класс данной подсистемы - имитационные инновации. Это и прямой плагиат, реализуемый через различные формы промышленного шпионажа, и косвенное заимствование основных принципов технологии, а также покупка патентов и лицензий.

Следует отметить, что децентрализованный класс инноваций соответствует охарактеризованному Шумпетером капиталистическому процессу развития, в то время как централизованный - социалистическому. Однако в рамках систем могут действовать различные классы подсистем. Так, “Манхэттенский проект”, как и проект создания технополисов в Японии, реализовывались через централизованные подсистемы. В свою очередь, российское автомобилестроение преимущественно использовало имитацию при разработке новых моделей автомобилей.

Применительно к России социальное реформирование, характерное для эффективной конкуренции систем вообще, сталкивается с наибольшим сопротивлением. Это сопротивление проявляется практически всеми системами, задействованными в процессе внедрения инноваций, и осуществляется по разным направлениям:

  1. со стороны сектора фирм и организаций, производящих блага и услуги. Они не имеют ни собственной службы, ни бюджета НИОКР. Осуществление исследований за счет своих средств представляется менеджерам и собственникам непроизводительными затратами, уменьшающими их доход. Как следствие, они ориентированы на имитационные инновации;

  2. со стороны сектора НИИ и КБ. Они ориентированы на получение государственного финансирования под централизованный заказ. Поиск частных заказчиков, маркетинг, переход от стабильной к временной занятости требует применения других организационных технологий. Менеджмент этих организаций, как правило, не способен изменить ориентацию на государственные приоритеты;

  3. со стороны собственно новаторов. Низкая оплата труда, фактическое отсутствие реальной интеллектуальной собственности и массовое производство контрофактной продукции приводит к оттоку научно-инженерных кадров за рубеж, переходу к производственной и коммерческой деятельности.

Мотивация

Подсистема мотивации работников и менеджеров - человеческих ресурсов, входящих в состав той или иной системы - тесно связана с неявным контрактом и рутинами финансового планирования. Здесь также имеются явный контракт, заключаемый с работником при его приеме на работу, и неявный. Оба эти контракта приходится рассматривать в следующих двух аспектах:

  • за что платят работнику (менеджеру)? Каков размер этого вознаграждения, включая как легальные (облагаемые налогом), так и теневые выплаты? Является ли это вознаграждение больше или меньше по сравнению с оплатой аналогичных по квалификации и интенсивности трудовых усилий в других отраслях (регионах). Насколько легко работники могут уйти из данной системы в другую? Смена работы в данном случае предусматривает и смену образа жизни, что для многих является неприемлемым;

  • что ожидает получить работник (менеджер), устраиваясь на работу в ту или иную организацию (фирму)? Каковы доступные ему ресурсы, возможности карьерного роста, общественный статус?

Фиксация условий денежного вознаграждения, условий работы, возможностей повышения квалификации и карьерного роста представляет собой, как правило, содержание формального контракта. В свою очередь, неявный контракт характеризует те преимущества данного рабочего места, которые никак не оговариваются.

Расхождение между явным и неявным контрактами в материальном стимулировании принято считать признаком определенной неэффективности менеджмента. Однако в используемом здесь понятии неявного контракта оно не является таковым признаком. Более того, данное расхождение зачастую свидетельствует о высокой степени адаптации и жизнеспособности рассматриваемой системы. Так, при достаточно высоком размере материального вознаграждения и сравнительно жестком менеджменте для большинства человеческих ресурсов системы содержание формального и неформального контракта совпадает. Расхождение обычно возникает при сравнительно низкой оплате труда: тогда, для того, чтобы удержать людей, в системе задействуются нестандартные способы эксплуатации доступных ей ресурсов. Это приносит занятым дополнительный доход.

В то же время мотивация поведения работников редко позволяет им открыто признать наличие имеющихся различий между формальным и неявным контрактами. Как правило, использование ресурсов системы “в личных целях работников” является несанкционированным, хотя и не запрещенным. Однако формальные контракты являются морально одобряемыми, в то время как содержание неявных контрактов осуждается. Более того, как только неявные контракты перестают осуждаться, их содержание может быть озвучено и включено в формальные условия найма.

Важно отметить, что корысть, лежащая в основе представлений о мотивах поведения экономического человека, скорее вводит в заблуждение относительно причин действий людей, чем является продуктивной гипотезой в анализе мотивации. Часто люди, поменяв профессию, могут добиться гораздо более высокого дохода, а иногда и более высокого социального статуса, чем те доход и статус, которые они имеют в данной системе. Тем не менее они сохраняют “верность профессии”, будучи при этом вынуждены реализовывать условия неявного контракта. Каждой системой предполагается, что человек, усвоивший те или иные идеи, усваивает и определенный образ жизни, что предполагает наличие достаточного удовлетворения от своей хозяйственной деятельности.

Технология и организация

Вывод о том, что одна страна отстает от другой по уровню жизни вследствие сравнительно низкой производительности труда в конце ХХ - начале ХХI веков звучит банально. Однако именно эта банальность зачастую является верхом современной экономической науки и высокооплачиваемой работы международных экспертов. Проблема, которая до сих пор не находит адекватного решения, заключается в том, что несмотря на имеющиеся передовые, в т.ч. и закупленные за рубежом, технологии, материалы, оборудование, квалифицированных специалистов, фирмы демонстрируют уровень эффективности, сопоставимый с уровнем эффективности тех фирм, которые используют худшие ресурсы. Предлагаемый подход основан на гипотезе о том, что идеология первична, и именно она, а не имеющиеся материальные ресурсы (включая научное знание и информацию), определяет уровень эффективности. Эта гипотеза является вполне инструментальной. И в этом отношении каждая система достигает своего близкого к максимуму уровня эффективности. Вывод о низком уровне производительности одних систем по сравнению с другими основан на том, что под "результатами" понимается (и измеряется) одно и то же, в то время как разные системы производят разные продукты (услуги). То, что в действительности производится системой, определяется условиями неявного контракта. Сравнение же ведется по результатам исполнения формального контракта.

Следует сделать оговорку, что в любой технологии сохраняются "жесткие элементы", т.е. речь идет не о том, что сравниваются результаты систем здравоохранения и строительства. Здесь имеются в виду системы, эксплуатирующие одинаковые человеческие потребности, которые, в сущности, и являются своего рода первичным ресурсом системы. Рынок, взятый сам по себе, не удовлетворяет ни одной из таких потребностей. Поэтому обмен в реализации систем используется столь же часто, как и другие формы организации общественной жизни: административное принуждение, насилие или т.н. нравственное поведение, обусловленное "законом в человеке". Существуют и "смешанные" формы, такие как административный рынок, жизнь по понятиям и т.д. В свою очередь, эти формы часто могут быть востребованы одной и той же системой и никак не свидетельствуют о ее эффективности и/или неэффективности.

Наиболее важным здесь представляется то, что каждая система перестраивает организацию удовлетворения человеческих потребностей так, чтобы добиваться максимума результата и захватывать все новые и новые ресурсы. В первую очередь, конечно, меняется организация производства, а также все другие подсистемы. Однако впоследствии меняются и "жесткие элементы" технологии.

Общественные коммуникации (PR): ассоциации, партии, СМИ

Достаточно трудно представить какую-либо систему без следующих характерных признаков:

  1. наличие собственной общественной организации, в рамках которой обсуждаются общие проблемы людей, включенных в пространство системы. Такая организация может иметь различный статус и форму:

    • государственное министерство, которое периодически проводит совещания по кругу вопросов, связанных с жизнью монады, созывает научно-практические конференции;

    • ассоциация или союз. Такие объединения могут быть как региональными или местными, так и общенациональными. Их наличие может дополнять функции министерства, а может заменять его;

  2. специализированные журналы, газеты, тематические программы в электронных СМИ. Следует выделить также профессиональную группу людей, которая занимается продвижением необходимой информации в СМИ - своего рода официальный рупор системы, формирующий общественное мнение;

  3. вузы, факультеты в университетах, занимающиеся подготовкой соответствующих кадров;

  4. законодательное или “силовое” оформление, при необходимости готовое к защите системы как в арбитражных и судебных процессах, так и в противодействии (или инициации) насилия. Впрочем, в последних случаях гораздо чаще действует угроза применения силы, чем прямая сила. Хотя забастовки, пикеты и другие аналогичные акции “находятся в запасе” даже у систем, функционирующих, казалось бы, в самых мирных сферах общественной жизни.

Все эти элементы воспроизводства системы требуют финансовых средств, которые поступают различными путями. Так, вузы и СМИ не только представляют ресурсы для других систем, но и сами пользуются “чужими” ресурсами. Нечто подобное можно утверждать и в отношении остальных перечисленных выше элементов. Однако механизм взаимодействия этой подсистемы с другими неясен. Пока мы не располагаем системой понятий, позволяющей определять необходимость и достаточность финансовых затрат для получения нужного результата в рассматриваемой сфере. Поэтому трудно сказать что-либо об эффективности функционирования данной подсистемы. Тем не менее, определенное соответствие с другими подсистемами явно наличествует. Более того, эта подсистема представляется даже первичной по отношению к другим: изменения общественного мнения приводят и к изменению (своеобразной мутации) систем в целом.


1 Это вполне согласуется с представлением Т. Куна о парадигме. Под последней в его трактовке понимается не только некая научная система взглядов, но и в качестве “ученого” сообщество признает только того, кто придерживается этой системы взглядов.

2 Практика показывает, что оспариваются практически любые зафиксированные статистикой экономические феномены. Например, можно утверждать, что коллапса промышленного производства в России в девяностые годы не было: см. А. Ослунд. Миф о коллапсе производства после крушения коммунизма // Вопросы экономики, №7, 2001. Пользуясь методом “убавленной” стоимости, предлагаемым в статье для оценки качества продукции, произведенной в той или иной стране, можно получать практически любые оценки ВНП. Скажем, в развитых индустриальных странах “экологически чистые” картофель, гречка и другие аналогичные продукты зачастую стоят гораздо дороже чипсов и гречневой муки. Налицо “убавление стоимости” вследствие внесения удобрений и последующей индустриальной переработки.

3 Легко заметить, что список выделенных подсистем во многом совпадает с перечнем основных экономических дисциплин, изучаемых в вузе. Это не простое совпадение. Когда некое направление исследований выделяется из общей экономической теории и приобретает уровень зрелости, достаточный для того, чтобы стать обязательным для изучения, это означает, что игнорировать данную подсистему уже невозможно без ущерба для понимания основных механизмов ее функционирования.

4 Подробнее о номинализации и деноминализации см. В. Крючков. Номинализация как причина коммерческих успехов и практических неудач реинжиниринга бизнес-процессов (на примере ОАО “Омскгоргаз” // Муниципальная экономика, №1, 2002. - с. 48-56.

5 Деление контрактов на явные и неявные заимствовано здесь из менеджмента. Явный контракт заключается с работником при его приеме на работу в фирму; он предполагает, что работник заинтересован прежде всего в максимизации своего дохода. Его интересы и интересы работодателей, таким образом, противоположны. В случае неявного контракта стороны ожидают друг от друга поведения, детали которого невозможно формализовать. В частности, со стороны работника это - признание авторитета и проявление уважения в обмен на помощь со стороны руководства и определенную солидарность с интересами своего подразделения. Такие отношения постоянно проверяются повседневной практикой и могут либо укрепляться, либо наоборот ослабевать. Правда, в нашем случае скорее наоборот: явный контракт чаще предполагает сотрудничество между "системой" и "обществом", а неявный допускает различные формы "обмана общественных ожиданий".

6 Такое определение, вообще говоря, не является тривиальным и делает анализ менеджмента похожим на политологический анализ. Тем не менее, только отталкиваясь от структуры власти в организации, можно увидеть, почему в одних случаях определенные методы эффективного менеджмента успешно сочетаются с остальными подсистемами, а другие - нет. Игнорирование политического аспекта управления сводит все проблемы менеджмента к теории организации.

7 Рутина здесь понимается в соответствии с трактовкой Р. Нельсона и С. Уинтера - см. их работу "Эволюционная теория экономических изменений. - М.: ЗАО “Финстатинформ”, 2000". Рутины - это своего рода "гены" хозяйственных операций, реализация которых позволяет фирме создавать те или иные продукты и/или услуги.


Предыдущая часть   Вернуться к Содержанию книги   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.