Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Города и реформы
Города и реформы


Города как системы

Стратегическое планирование

Спецификой стратегического планирования является не только ориентация на длительные процессы, но и предвидение реакции конкурентов, поставщиков и потребителей на те или иные действия организационной системы. В связи с этим стратегический план никогда не может быть открытым документом. Так, долгосрочной объективной целью органа управления городом является эффективное использование городских земель, в том числе и земель промышленной зоны. Однако это предполагает "выживание" из города убыточных предприятий и реструктуризацию использования земель. Естественно, что список тех фирм, которые руководство города не хочет видеть на своей территории, не может быть опубликован в силу очевидных причин.

Тем не менее в настоящее время в России стратегическое планирование является излюбленным лозунгом многих городских администраций - от Холмска (Сахалинская обл.) до Санкт-Петербурга. Анализ публикуемых документов 1 показывает, что такого рода документы представляют своеобразный политический PR: городские власти демонстрируют всем свои пожелания красивых перспектив, пытаясь добиться на этой почве большего единства с избирателями. Характерно, что содержание таких планов почти никогда не становится предметом серьёзного обсуждения в городских СМИ даже в ходе местных избирательных кампаний. Так что это - чисто имиджевый PR, а не продвижение конкретных направлений и форм деятельности конкретного городского руководства. Поэтому есть много документов, именуемых городскими стратегическими планами, а деятельности по стратегическому планированию нет. Документы существуют только для отдания им ритуальных политических почестей.

Советский город.

В советском городе роль стратегического планирования выполняла процедура разработки, представления и утверждения Генерального плана. Генплан основывался на сборе данных о намерениях градообразующих предприятий. Эти данные включали в себя сведения о будущем количестве занятых, требуемых услугах инженерной инфраструктуры, объеме земель, которые будут заняты под новое промышленное строительство. Согласно строительным нормам и правилам (СНиПам) на этот объем занятых с поправкой на "коэффициент семейности" рассчитывались и требуемые объемы гражданского строительства, после чего все это "приземлялось" на территории будущих микрорайонов.

Естественно, что генеральные планы редко выполнялись полностью (собственно, ни один советский пятилетний план развития народного хозяйства, если брать планировавшуюся номенклатуру, а не стоимостные объемы, никогда не был выполнен). Тем не менее вышеописанная процедура составления генерального плана была весьма полезным инструментом, позволявшим исполкомам в какой-то степени предвидеть и разрешать будущие противоречия между предприятиями. Однако в целом за исполкомом сохранялась роль координатора чужих интересов. Это проявлялось также и при решении вопроса о размещении новых предприятий: исполком, как правило, не мог обратиться в министерство с просьбой о размещении здесь нового предприятия. Выражаясь современными терминами, маркетинг территорий со стороны городского руководства здесь был невозможен, как невозможна, по большому счету, конкуренция различных городов за инвестиционные ресурсы. Но в случае решения о размещении того или иного завода исполком вместе с территориальными партийными органами мог выторговать у министерства существенные дополнительные инвестиции в благоустройство города.

Капиталистический город.

Стратегическое планирование в капиталистическом городе представляет собой необходимый элемент управления. При этом городские власти являются уже равноправным игроком, наряду с фирмами, на рынке ресурсов. Соответственно, по отношению к отдельным фирмам и отраслям власти должны определяться стратегически; и решение о привлечении в город новых инвесторов принимается с учетом этих позиций. Фактически города конкурируют здесь друг с другом. Города в этой системе являются эмитентами ценных бумаг и крупными заемщиками, их бумаги котируются на биржах, а сами муниципалитеты имеют финансовые рейтинги. Ситуация, когда сверхбыстрый рост одного города подрывает рост других и приводит к нарастанию территориальных диспропорций и замедлению экономического развития в целом, не является редкостью.

В то же время, как уже говорилось выше, ограничение горизонта планирования сроками выборов зачастую приводит к доминированию краткосрочных целей над долгосрочными. Политическая структура типа "слабого мэра" (избираемого из членов представительного органа) - нанимаемого профессионального городского управляющего отчасти позволяет снимать это противоречие, но не является панацеей.

Как представляется, ситуация, когда некомпетентные и корыстные городские власти не имеют никакой долгосрочной стратегии, а озабочены исключительно личным обогащением и сохранением того политического баланса сил в городе, который позволяет им это делать, для капиталистических городов является достаточно распространенной. Собственно, это - тоже один из типов стратегического планирования. В качестве доминанты здесь выступает получение политической ренты от эксплуатации городских активов; как показал Форрестер, это возможно, пока сохраняются имеющиеся тенденции эволюции города. Другими словами, в качестве цели стратегии можно рассматривать не только возврат города в фазу развития, но и ускорение наступления упадка 2. Выбор управляющим органом делается на основе "цены вопроса" - что получат от того или иного решения облеченные властью муниципальные деятели. И далеко не всегда выбор в пользу упадка делается здесь неосознанно.


1 Например, многие стратегические планы городов размещены на сайте Леонтьевского центра. Разработка стратегии как предоставление рекламно-консалтинговых услуг для городов превратилось в высокодоходный бизнес со своими лидерами и аутсайдерами. Несколько перефразируя Р. Акоффа, можно сказать, что городское стратегическое планирование в своем сегодняшнем виде очень похоже на “танец дождя”, исполняемый шаманом: по-видимому, он не имеет отношения к изменениям погоды, но окружающие уверены в том, что имеет.

2 Точнее, стремление к упадку нужно рассматривать не как цель стратегии, но эпифеномен в достижении тех целей, которые ставятся не по поводу города.


Предыдущая часть   Вернуться к Содержанию книги   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.