Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Города и реформы
Города и реформы


Города как системы

Города в переходном периоде. Задачи городских администраций

Экономические реформы, целью которых являлось создание современного рыночного хозяйства, на мезоэкономическом уровне должны были привести к превращению города "советского" в город "капиталистический". Для этого должны были произойти существенные изменения во всех городских подсистемах, от муниципального менеджмента и финансов до распределения власти между различными элитами и способов коммуникации в городском сообществе (все это рассматривается ниже). Но, кроме всего этого, необходимо еще и выполнение одного экономического условия. Средние доходы горожан должны быть достаточны для того, чтобы купить, построить или снять квартиру (некоторую усредненную единицу жилья). В этом случае восстанавливается связь между доходами, которые генерируют коммерческие предприятия, и платежеспособным спросом на комфортабельное жилье. Эта связь является своего рода "мотором" развития капиталистического города: высокие доходы позволяют домовладельцам предлагать комфортабельные квартиры с относительно низкой плотностью заселения; низкие доходы работников приводят к спросу на "меблированные комнаты" (аналог российских бараков и общежитий), и в городе постепенно появляются и разрастаются районы трущоб. Естественно, что высокие и низкие доходы горожан предопределяют также цены на недвижимость и размер доходов городского бюджета (налог на недвижимость и подоходный налог на доходы физических лиц здесь являются основными доходами местных бюджетов). Доходы городского бюджета, в свою очередь, предопределяют возможности городского благоустройства, что ведет к повышению или снижению комфортности проживания в городе; последняя, в свою очередь, является одним из главных факторов притягательности города для мигрантов "в" или "из" него.

В советском городе, как уже указывалось выше, подобные взаимосвязи отсутствуют, заменяясь политическим торгом и административным регулированием. При этом, поскольку жилье и т.н. "соцкультбыт" строятся за счет централизованных инвестиций, выделяемых министерствами градообразующим предприятиям, постольку стоимость строительства (аренды) жилья не включается в цену рабочей силы. Не включается в последнюю и большая часть стоимости коммунальных услуг - их оказывает вспомогательное производство (энергохозяйство) градообразующих предприятий; поставки тепла и воды населению для него являются своего рода побочной продукцией. Оказание коммунальных услуг основному производству включается в накладные расходы и относится на себестоимость. Точно также в цену рабочей силы здесь не включаются затраты на здравоохранение, высшее образование, выплату пенсий по старости. Все это осуществляется из так называемого "прибавочного продукта" - категории марксистской политэкономии социализма, куда, с финансовой точки зрения, попадали общественные фонды потребления, затраты на содержание непроизводственной сферы, а также чистые инвестиции (накопление) в расширение производства. Такое определение заработной платы автоматически приводило к формированию совсем иных стоимостных пропорций. Это касалось как пропорций между различными видами доходов, так и цен на те или иные блага, предметы потребления и производственные ресурсы.

Задача переходного периода, в частности, состоит в том, чтобы сформировать "нормальную", рыночную систему стоимостных пропорций. Последние должны позволять осуществлять расширенное воспроизводство большинства из тех благ, которые производились и в советском городе. Но это означает резкое увеличение доли оплаты труда в национальном доходе, поскольку теперь социальная сфера и инженерная инфраструктура городов уже не содержатся за счет прибыли градообразующих предприятий.

Необходимо отметить, что описанные типы городов институционально совпадают с описанными одним из авторов настоящей работы типов невальрасовских равновесий 1. Специфика последних в том, что при "социализме" стоимость рабочей силы оказывается занижена, а стоимость средств производства завышена относительно равновесия по Вальрасу; при "капитализме" - наоборот. Следствием этого обстоятельства является то, что бюджет при социализме преимущественно формируется за счет налоговых и неналоговых изъятий у юридических лиц, в то время как при капитализме - преимущественно за счет лиц физических. В переходном периоде это приводит к формированию специфической экономико-социальной структуры, называемой "олигархией": ведь если налоговые поступления обеспечивают всего несколько предприятий, то с мнением и пожеланиями менеджмента этих предприятий и руководству города, и руководству страны приходится считаться гораздо больше, чем со всеми остальными гражданами. По большому счету, и демократическое устройство страны в целом зависит от структурного сдвига в национальном доходе: если принять за аксиому, что государство защищает не граждан, а налогоплательщиков, то иначе и быть не может.

Принципиально важным для понимания хода реформ на мезоэкономическом уровне является то обстоятельство, что никаких специальных финансово-экономических препятствий для формирования указанных стоимостных пропорций нет. Затраты на содержание как социальной, так и инженерной инфраструктуры городов, которые несли предприятия, являлись частью системы государственных финансов. Передача объектов городской инфраструктуры в муниципальную собственность (так называемая муниципальная революция) и переход к 100% оплаты гражданами издержек по предоставлению им городских услуг должен был бы сопровождаться сокращением затрат бюджета одновременно с увеличением законодательно гарантируемого минимального уровня оплаты труда, пенсий, социальных пособий. Сокращение издержек градообразующих предприятий, связанных с содержанием социальной сферы и объектов городской инженерной инфраструктуры, дополняемое снижением тарифов энергосберегающих организаций вследствие ликвидации перекрестного субсидирования, сопровождалось бы одновременным ростом издержек вследствие роста заработной платы. Поменялась бы структура цен, однако - при прочих равных условиях - снижения доходов широких слоев населения такие реформы вызвать бы не могли.

В реальности все получилось иначе. Доля труда в национальном доходе России по сравнению с развитыми странами по-прежнему остается крайне низкой. Объясняется это обстоятельство мощнейшими процессами социальной дифференциации, увеличением доли теневых доходов, огромными структурными изменениями в экономической системе. Поэтому проблема не в дефиците бюджетных средств, а в механизмах проведения реформ. Последние подробно рассматриваются дальше.

Если такой параметр, как доля горожан, способных полностью оплатить услуги городской инфраструктуры, в первую очередь зависит от политики реформ, проводимых федеральным центром, то комфортность проживания в городе и его притягательность по сравнению с другими городами по большей части зависит теперь от местного самоуправления. Становление последнего связано в первую очередь с политическими механизмами и налаживанием своеобразной общегородской коммуникации. В отсутствие последней получение муниципалитетом информации о социальном заказе горожан крайне затрудняется, проведение местных выборов не является эффективным средством реализации интересов избирателей в силу отсутствия реальной информации как о целях и проблемах городского сообщества, так и тех представителях местной элиты, которые могли бы эти задачи решить. Распад прежних социальных структур, связанных с ориентацией на КПСС, ликвидировал привычные каналы общественной коммуникации и механизмы влияния на поведение городской элиты. Поэтому первым "внутрисистемным" условием перехода к "нормальному" капиталистическому городу является кристаллизация новых социальных структур, появление независимых городских СМИ, отделений партий, торгово-промышленных палат и т.д.

Вторым условием завершения переходного периода является оздоровление муниципальных финансов. Однако при существующем административно-территориальном делении это проблема не только муниципалитета, но и региона, а в последнее время в решение этой проблемы все активней пытается вмешаться и центральная власть 2. Местные бюджеты не становятся прозрачней ни для депутатов, ни, тем более, для населения, несмотря на перевод их исполнения на казначейскую систему. Строго говоря, иначе и быть не может: ведь бюджет - это финансовый свод политических намерений той или иной организации. Однако политические намерения местного самоуправления в отдельно взятом муниципалитете редко бывают понятны ему самому; поэтому статьи расходов, кроме рутины финансового планирования, отражают, как правило, личные пристрастия тех или иных первых лиц городской администрации. "Командных целей", необходимых для менеджмента капиталистического города, здесь нет.

Наконец, остальные условия завершения перехода от социалистического к капиталистическому городу определяются необходимостью перестройки механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства и строительства, здравоохранения и образования, других сфер городской жизни, включая рассмотренную выше сферу общественной коммуникации. Характеристике последних и посвящена большая часть настоящей работы.


1 См. Ореховский П. А. Равновесие и неравновесие в процессах экономического роста. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.

2 См., например, правительственную "Программу развития бюджетного федерализма", принятую летом 2001 года. В ней, в частности, признается необходимость типологии муниципальных образований, разграничения доходных и расходных полномочий и многие другие "болевые точки" местного самоуправления.


Предыдущая часть   Вернуться к Содержанию книги

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.