Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Муниципальные исследования Муниципальные исследования

Муниципальные исследования - одно из важнейших направлений деятельности лаборатории.

Текущая тематика работ в данной сфере:

    - муниципальная экономика,
    - муниципальные финансы,
    - муниципальное управление
С 2000 года Лаборатория экономического анализа и Институт муниципального управления выпускают ежеквартальный всероссийский журнал "Муниципальная экономика" (журнал для работников муниципального хозяйства) (свидетельство о регистрации министерства печати РФ №019181 от 05.08.1999).

1

Из числа реализованных проектов по муниципальной тематике можно выделить следующие:

  1. Разработка аналитического отчета «Анализ долгосрочных тенденций социально-экономического развития г. Омска» (1998 г.).

  2. Перевод с английского книги С. Гроувс и М. Валенте «Оценка финансового состояния (пособие для органов местного самоуправления)». Стоимость книги в свободной продаже - 450 рублей. Купить книгу можно в книжном магазине Института Муниципального Управления.

  3. Участие в проекте ТАСИС «Совершенствование взаимодействия между органами центральной, региональной и местной власти» (1999-2000 гг.).

  4. Консультационное сопровождение деятельности администрации города Новодвинск (Архангельская область, 1999-2000 гг.).

  5. Проведение исследований по гранту Московского Общественного Научного Фонда «Реформа тарифов на коммунальные услуги и эффективность деятельности коммунальных организаций городов Обнинска, Малоярославца и Жукова Калужской области» (2000-2001 гг.).

  6. Разработка плана внешнего управления ОАО «Обнинскгоргаз» (апрель 2001 г.).

  7. Разработка проектов для социально-экономической подпрограммы федеральной программы Обнинск – Наукоград. «Муниципальные жилищные сертификаты» и «Дополнительные услуги общеобразовательных школ» (март-апрель 2001 г.).

На сайте в свободном доступе представлены статьи сотрудников ЛЭА по проведенным исследованиям в муниципальной сфере.

1

С лета 2003 года Лаборатория экономического анализа (П. А. Ореховский), Институт социально-экономического анализа развития предпринимательства (ИСАРП, Москва, В. М. Широнин) и Алтайский государственный университет (В. В. Мищенко) по договору с Алтайской краевой администрацией проводят исследования в рамках проекта "Развитие малого и среднего предпринимательства как перспективной базы муниципальных и регионального бюджетов".

В проекте выделяется три блока проблем:

  • Межбюджетные отношения и прогнозирование последствий применения в Алтайском крае нового закона "Об основах местного самоуправления";

  • Диагностика состояния предпринимательства и анализ инвестиционного климата в муниципальных образованиях края;

  • Определение возможных направлений территориальной политики краевых органов власти на перспективу на основе сценарного подхода.

Пилотные исследования по проекту (сбор информации и интервью в 8 муниципальных образованиях края) уже позволили получить ряд весьма нетривиальных результатов. В частности:

  1. В крае не удалось обнаружить зависимости между объемами бюджетных расходов и обеспеченностью населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальных образованиях.

  2. Несмотря на наличие множества официальных формальных документов, определяющих стратегию развития как региона в целом, так и отдельных городов и районов, системная промышленная, аграрная, социальная, финансовая политика, направленная на достижение долгосрочных целей, по-видимому, отсутствует.

  3. Нет эффективной коммуникации между властными, финансовыми, промышленными и аграрными элитами, в связи с чем часть напрашивающихся экономически рациональных решений игнорируется. Отраслевые элиты апеллируют к силам и структурам, зачастую находящимся вне края, в то время как местные ресурсы остаются невостребованными. В целом наблюдается низкая степень как политического, так и делового доверия, что ведёт к росту трансакционных издержек.

  4. Внешние ресурсы привлекаются в край преимущественно на основе бюджетных дотаций. Не осуществляется территориальный маркетинг муниципальных образований края, нет реальной картины их сильных и слабых сторон, что затрудняет привлечение инвестиций на территории. За исключением рекреационных возможностей Горного Алтая, в России и за рубежом сформировался имидж края как депрессивного и бесперспективного в целом географического района.

Отчёт по первому этапу выполнения проекта доступен на нашем сайте.

1

В июне 2004 года в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации прошел семинар на тему "Развитие малого и среднего бизнеса в муниципалитетах и регионах России: подходы к описанию, измерению, диагностике". На семинаре обсуждались возможные подходы к оценке и классификации ситуаций в муниципалитетах и регионах с точки зрения развития малого и среднего бизнеса. Другая тема касалась проблемы развития предпринимательства как предмета общественного обсуждения и государственной политики в свете предпринимаемых государством значительных реформ.

Предлагаем вашему вниманию основные представленные на семинаре доклады:

1. Краснова О. М. Опыт статистического наблюдения и индикативного управления экономикой республики Татарстан,

2. Ореховский П. А. Развитие предпринимательства в контексте местной экономики,

3. Широнин В. М. Малое и среднее предпринимательство как предмет общественного диалога и государственной политики.

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.