Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Опыт статистического наблюдения и индикативного управления экономикой республики Татарстан
Краснова О. М.

Опыт статистического наблюдения и индикативного управления экономикой республики Татарстан


О. М. Краснова - заместитель председателя Государственного Комитета по статистике республики Татарстан.


В Республике Татарстан система индикативного управления экономикой республики является основным методом государственного регулирования экономики. Концепция индикативного управления основана на сравнении системы индикаторов, отображающих в количественной и качественной форме состояние экономики республики в целом, районов и городов, министерств и предприятий, с пороговыми значениями, установленными Постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в республике сформирована система индикаторов оценки общественной и экономической жизни республики, ее регионов, хозяйствующих субъектов. Именно мониторинг, как основной элемент контроля эффективности деятельности органов управления, - одна из функций, возложенных на Комитет государственной статистики РТ.

В основу системы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений заложено понятие республиканского информационного статистического ресурса (РИСР). РИСР - республиканская информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических, организационных и программно-технических принципах баз данных, содержащих систему показателей, характеризующих уровень жизни населения, социально-экономическое положение республики, ее городов, районов и хозяйствующих субъектов. РИСР является составной частью единого республиканского информационного ресурса.

Для информационного сопровождения системы принятия управленческих решений Комитетом государственной статистики РТ сформирован системный подход, предполагающий достаточность информации для принятия управленческих решений на всех уровнях управления, а именно постоянный мониторинг индикаторов, адекватно отражающих уровень социально-экономического развития республики, ее городов и районов, хозяйствующих субъектов. Согласно Постановления Кабинета Министров № 232 от 25.04.2003 введена система статистического мониторинга и оценки индикаторов деятельности органов управления городов (районов), на основании которой принимаются управленческие решения регулирующего характера. Мониторинг формируется на основании форм федеральной и республиканской статистической отчетности, ведомственной статистики. Мониторинг позволяет отслеживать выполнение пороговых значений индикаторов, принятых Минэкономпромом РТ в составе соглашений с Главами администраций, Министерствами и ведомствами.

Состав Госзаказа на формирование информационного статистического ресурса предусматривает также ежемесячное формирование баз данных показателей, характеризующих уровень жизни, социально-экономическое развитие городов, районов республики (Паспорт города, района). Паспорт территории представляет собой расширенную структурированную информационную систему оценки социально-экономического положения территории, интегрирует в себе информацию более 20 республиканских министерств и ведомств, содержит оценку соответствия пороговым значениям по важнейшим производственным и социальным индикаторам.

Система показателей города и района содержит набор характеристик обладающих высокой индикативной способностью, характеризующих сложившуюся в них социально-экономическую ситуацию и эффективность функционирования экономической и социальной систем. Паспорт состоит из 16 разделов, включающих индикаторы уровня жизни населения, показатели обеспеченности населения инфраструктурой, развитие промышленности и сельского хозяйства, финансовые результаты деятельности предприятий района и другие важные социально-экономические характеристики (валовой территориальный продукт, производство добавленной стоимости, денежные доходы на душу населения и др.).

Предполагая сравнение значений соответствующих показателей во временном и пространственном (межрегиональном) плане, в Паспорте территории все показатели представлены за текущий период и в динамике за 5 предшествующих лет. Формирование Паспорта позволяет получить комплексную информацию, создающую базу для анализа межрайонной дифференциации социально-экономических характеристик, оценить динамику изменения уровня жизни относительно собственных пороговых значений и среднереспубликанского уровня. Совместно с фактическими величинами показателей представлены результаты ранжирования.

Данные разработки призваны в максимальной степени обеспечить информационные потребности республиканских органов управления, и особенно, глав администраций. Развитие экономики и социальной сферы на территории республики осуществляется разными темпами, зависящими, прежде всего, от экономических возможностей района, что определяется его специализацией и структурой хозяйства. Последнее, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на формирование основных элементов в области доходов и качества жизни населения. Выявление межрегиональных различий на основе анализа Паспорта территорий способствует в дальнейшем формированию дифференцированного подхода к разработке мер государственной региональной политики.

В рамках реализации государственного заказа на формирование информационного статистического ресурса создана база данных показателей, характеризующих уровень экономической самодостаточности хозяйствующих субъектов Республики Татарстан (Паспорта предприятия).

Объектами учета в формируемых базах данных являются основные показатели, характеризующие уровень экономической самодостаточности всех хозяйствующих субъектов, находящихся на территории республики независимо от форм собственности в динамике за ряд предшествующих лет.

Формирование баз данных показателей, характеризующих уровень экономической самодостаточности хозяйствующих субъектов, осуществляется по кругу крупных экономически и социально-значимых предприятий республики (около 300 предприятий). Главной идеологией при формировании Паспорта предприятия была реализация идеи получения достаточной, достоверной и необходимой информации без значительной дополнительной информационной нагрузки на хозяйствующие субъекты. Структурно Паспорт предприятия состоит из двух взаимодополняющих друг друга

частей: первая часть, которая заполняется на предприятии раз в год и вторая часть формируется программными средствами на базе данных федеральных статистических наблюдений и актуализируется в сроки предусмотренные регламентом статистических наблюдений. Несомненным достоинством данного документа является новизна подхода к формированию информационной базы, впервые хозяйствующий субъект рассматривается не под углом различных отдельно взятых статистических форм, а как целостный законченный объект учета, с динамикой важнейших показателей. Кроме того, многие из сторон функционирования предприятия, такие как сведения об акциях и акционерах, кредитной истории предприятия, сведения о маржинальном анализе и т.п. ранее не наблюдались вообще. Основная цель рыночного производителя - получить максимум дохода, а государства - правильно его перераспределить. Отсюда и значимость показателя добавленной стоимости для анализа структуры дохода, эффективности деятельности, деловой активности, зависимости предприятий от внешней среды, потенциальной способности предприятия развиваться за счет собственных ресурсов или эквивалентного обмена.

Результатом маржинального анализа деятельности предприятий является факт отнесения хозяйствующего субъекта к категории предприятий и "содержанок", а также перечень центров финансовой ответственности по каждому предприятию.

Характеристика финансового состояния предприятия включает информацию о составе основных дебиторов и кредиторов, сведения по непогашенным кредитам. Анализ показателей отражает количественные характеристики объемов "вымываемых" и привлекаемых в предприятие, город, район, республику денежных средств или их эквивалента; позволяет прослеживать динамику происходящего.

В целях повышения эффективности государственного управления, оперативности и качества принимаемых управленческих решений на всех уровнях, обеспечения согласованности функционирования органов управления при Комитете государственной статистики Республики Татарстан организовано Управление региональной статистики. Деятельность Управления всецело сосредоточена на проблемах информационного обеспечения системы индикативного управления республики, обеспечения информационной поддержки вертикальных и горизонтальных ветвей власти и управления.

Ежегодно формируется Государственный заказ Республики Татарстан на формирование информационного статистического ресурса, представляющего собой задание Комитету государственной статистики Республики Татарстан в разрезе закрепленных функций государственного управления и количественную оценку результата управленческих воздействий. Госзаказ ежегодно утверждается Постановлением Правительства республики.

Государственным заказчиком является Министерство экономики и промышленности, с которым заключается ежегодный Государственный контракт. Финансирование Госзаказа осуществляется из бюджета Республики Татарстан в сумме более 6 млн. рублей в год. Государственный заказчик ежемесячно осуществляет приемку выполненных работ по акту приема-передачи. В настоящее время формируется Госзаказ на 2005 года. Планируется несколько изменить схему финансирования Госзаказа и внести его в расходную строку бюджета РТ.

За время своего существования Госзаказ претерпел не только количественные, но и качественные изменения. В настоящее время он представляют собой целый комплекс работ и научно-методологических исследований.

В рамках Госзаказа осуществляется сбор и обработка 16 форм республиканского статистического наблюдения. Важнейшие из них: квартальная форма о добавленной стоимости предприятий, о ликвидации ветхого жилищного фонда, ИФО по предприятиям (ежемесячная), о поставках товаров на экспорт и импорте товаров и другие.

На основе данных о добавленной стоимости формируется база данных в разрезе предприятий, отраслей, городов и районов. Построены динамические ряды важнейших индикаторов, рассчитываемых на основе добавленной стоимости.

В соответствии с Госзаказом осуществляется ежемесячный мониторинг цен (по 429 наименованиям) для расчета минимального потребительского бюджета.

Важной составляющей Госзаказа являются методологические разработки республиканского уровня. Так, за предыдущие годы создана серьезная методологическая основа для оценки уровня и качества жизни населения в городах и районов республики, оценки трудовых ресурсов, уровня экономической активности,

неформальной занятости, оценки вклада каждого района в ВРП Татарстана.

В Госзаказе чрезвычайно значимыми являются работы по развитию региональных счетов, балансовых расчетов и системы макроэкономических показателей.

В этих целях широко используются научные разработки российских экономистов и статистиков и потенциал ученых республики.

При непосредственном участии ученых экономистов, математиков, социологов разработаны методика построения баланса товарных потоков, баланса финансовых ресурсов, баланса трудовых ресурсов и денежных доходов населения по городам и. районам республики, основные методологические положения по оценке валового регионального продукта в ежемесячном режиме. Как правило, эти работы становятся логическим продолжением и углублением расчетов, выполняемых по федеральной программе статистических работ.

Это можно в полной мере отнести к расчетам Валового регионального продукта, который является одним из важнейших макроэкономических показателей, —соответствующих требованиям рыночной экономики и международных статистических стандартов.

Аналитическая ценность ВРП высока. Этот показатель не только комплексно характеризует экономику республики, но и выступает в качестве важнейшего индикатора при анализе тенденций развития экономики и эффективного инструмента в макроэкономическом прогнозировании. По плану федеральных статистических работ ВРП рассчитывается по итогам года на основе построения счета производства. В соответствии с Государственным заказом на формирование информационного статистического ресурса, начиная с 2001 года осуществляется оценка ежемесячных объемов валового регионального продукта.

Оперативная ежемесячная оценка ВРП основана на расчетах валовой добавленной стоимости базовых отраслей экономики - промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, торговли по данным оперативной статистической отчетности. Доля перечисленных отраслей в производстве ВРП составляет более 80 процентов. В целях повышения качества данного показателя, методологические подходы к его оценке постоянно совершенствуются. На данном этапе разрабатывается альтернативная методика оценки ВРП - на базе республиканской статистической отчетности крупных и средних предприятий по форме № 1-дс "Сведения о добавленной стоимости предприятия". В 2003 году комитету предстоит разработать методику оценки вклада в формирование ВРП субъектов малого предпринимательства.

Если в качестве основного показателя, характеризующего результаты экономической деятельности республики в целом, выступает ВРП, то в качестве индикатора дифференциации экономического развития районов, городов Татарстана рассматривается Валовой территориальный продукт (ВТП).

Методика расчетов Валового территориального продукта (ВТП) по городам и районам Республики Татарстан такова.

Расчеты производятся после завершения построения счета производства по Республике Татарстан и расчетов Валового регионального продукта (ВРП).

Выпуск, промежуточное потребление и валовая добавленная стоимость, рассчитанные по отраслям экономики РТ, распределяются по городам и районам следующим образом:

По промышленности:

Выпуск распределяется по удельному весу объема промышленного производства районов (городов) в объеме промышленного производства всего по республике. Удельный вес промежуточного потребления рассчитывается на основании формы 5-з (годовая) "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции" по каждому району (городу). Валовая добавленная стоимость в промышленности района (города) находится как разность между выпуском и промежуточным потреблением.

По строительству:

Республиканский выпуск распределяется по удельному весу объема строительно-монтажных работ, выполненных по договорам подряда, района (города) в республиканском объеме СМР. Удельный вес промежуточного потребления рассчитывается по форме 5-з (годовая) .Валовая добавленная стоимость находится как разность между выпуском и промежуточным потреблением.

По сельскому хозяйству:

Выпуск по отрасли сельское хозяйство складывается из выпуска трех категорий сельскохозяйственных производителей:

  • сельхозпредприятия;
  • население;
  • фермерские хозяйства.
Республиканский выпуск сельского хозяйства по каждой категории сельхозпроизводителей распределяется по городам и районам при проведении годовых расчетов валовой продукции сельского хозяйства.

Удельный вес промежуточного потребления

  • для сельхозпредприятий в разрезе районов (городов) рассчитывается по форме 5-з (годовая),

  • по населению условно принимается равным удельному весу промежуточного потребления в хозяйствах населения в целом по Республике Татарстан,

  • по фермерским хозяйствам - аналогично удельному весу промежуточного потребления, сложившемуся в фермерских хозяйствах в целом по республике.

Валовая добавленная стоимость по каждой категории сельхозпроизводителей по району (городу) рассчитывается как разность между выпуском и промежуточным потреблением.

По транспорту:

Автомобильный транспорт:

Грузовой: выпуск автомобильного грузового транспорта по республике распределяется по городам и районам исходя из удельного веса грузооборота района в грузообороте республики.

Пассажирский: выпуск распределяется исходя из удельного веса показателя "перевезено пассажиров " районов (городов) в аналогичном республиканском показателе.

Городской электротранспорт: Выпуск по РТ распределяется по 4-м городам республики, где есть троллейбусы и трамваи, по удельному весу каждого города в объеме перевозок пассажиров.

Удельный вес промежуточного потребления по всем видам транспорта рассчитывается по данным формы 5-з (годовая).

Аналогичные расчеты осуществляются по железнодорожному, воздушному и внутреннему водному, трубопроводному транспорту.

По торговле:

По розничной торговле и общественному питанию выпуск распределяется по удельному весу районов (городов) в обороте розничной торговли и общепита.

По оптовой торговле выпуск предметов потребления и производственно-технического назначения распределяется по удельному весу районов (городов) в обороте оптовой торговли республики.

Удельный вес промежуточного потребления рассчитывается по данным формы 5-3 (годовая).

По жилищному хозяйству:

Выпуск по рыночным и нерыночным услугам распределяется пропорционально удельному весу района (города) в республиканском показателе “общая площадь жилья”.

По другим отраслям, оказывающим рыночные услуги, отраслевой выпуск распределяется по районам (городам) исходя из их удельного веса в республиканском объеме платных услуг (по видам), либо пропорционально фонду оплаты труда районов (городов) в отраслевом фонде (для тех услуг, которые не включаются в платные).

По нерыночным услугам выпуск по районам (городам рассчитывается по текущим расходам районных (городских) бюджетов и исходя из фонда оплаты труда работников, занятых в бюджетной сфере районов (городов).

Сумма валовой добавленной стоимости по всем отраслям экономики дает валовой территориальный продукт в основных ценах.

Валовой территориальный продукт в рыночных ценах равен сумме валового территориального продукта в основных ценах и чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты, которые рассчитываются по данным налоговых органов.

Производство ВТП крайне неравномерно. Распределение районов и городов республики по децильным группам таково, что первая (четыре региона с наибольшими объемами ВТП) концентрирует 72,9% республиканского ВРП. На долю же десятой группы (9 регионов с наименьшими объемами ВТП) приходится только 2% ВРП.

Дифференциация регионов республики по производству ВТП на душу населения (от 19 тысяч в Сармановском и Алексеевском районах до 337 тысяч в г. Альметьевске и Альметьевском районе) характеризует одновременно и резервы роста и проблемы регионов, подчеркивает необходимость в централизованно направляемых потоках инвестиционных ресурсов, расширении предпринимательства.

Расчеты данного показателя впервые выполнены в 2000 году, в 2001-2002 годах работа была продолжена. Таким образом, подготовлена информационная база для анализа динамики структуры экономики в территориальном разрезе. При этом изменения и совершенствование информационно-статистической базы и методологии расчета ВРП требуют соответствующего совершенствования методологии региональных расчетов. Работа в данном направлении ведется.

Хотелось бы обратить внимание на существенное повышение прикладного значения результатов расчетов ВТП, которые используются Министерством финансов РТ в качестве информационной базы для расчетов распределения фонда финансовой поддержки территорий.

Использование же данных о Валовом региональном продукте еще более разнопланово. Так, сведения об объемах ВРП используются Минэкономпромом РТ для прогнозирования макроэкономических показателей, Минфином РТ - для оценки налогового потенциала республики, Министерством по налогам и сборам - для анализа уровня собираемости налогов, различными министерствами и ведомствами - для анализа отраслевой структуры, разработки мероприятий, направленных на улучшение работы соответствующей отрасли.

Рассматривая Валовой региональный продукт как финансовый потенциал республики, специалисты комитета совместно с учеными ежегодно разрабатывают баланс финансовых ресурсов Республики Татарстан. Это макроэкономическая модель, отражающая движение и преобразования финансовых потоков по стадиям воспроизводственного цикла. Причём в этом движении происходит изменение функциональных свойств финансовых ресурсов.

Так, первичные доходы населения формируются как оплата труда в различных сферах экономики. Далее часть этих средств идёт на оплату потребляемых товаров и услуг. Эти денежные средства поступают на расчётные счета предприятий, из которых уплачиваются налоги государству, формируется оборотный капитал, финансируется капитальное строительство, выплачиваются дивиденды по привлечённым инвестициям. Другая часть первичных доходов затрачивается на налоговые отчисления и обязательные платежи, а так же на сбережения. Таким образом, формируются как вторичные доходы населения (дивиденды, проценты по вкладам, курсовая разница от продажи валюты), так и соответствующие финансовые ресурсы государства.

Проведённые расчеты по построенной за 2000-2002 год модели позволили сделать некоторые выводы:

На стадии первичного распределения преобладает доля финансовых ресурсов населения и предприятий. При этом доля населения стабильно растет.

За счет перераспределительных операций конечные доходы государства увеличиваются. В структуре конечного использования наметилось увеличение доли расходов на непроизводственное потребление Основным сектором, где формируются сбережения, являются государство и население.

Баланс финансовых ресурсов является основой для прогнозных расчетов и государственного регулирования финансовых потоков, что особенно важно в современных условиях хозяйствования, когда происходят резкие изменения в структуре финансовых пропорций, а недостаток финансовых ресурсов становится главным тормозом дальнейшего социально-экономического развития.

К наиболее представительным макроэкономическим показателям, характеризующим уровень жизни населения относятся прежде всего денежные доходы населения.

В рамках реализации госзаказа на формирование информационного ресурса ежеквартально производится оценка денежных доходов населения в разрезе районов и городов республики, которая ложится в основу расчета показателя "уровень жизни" в системе социально-экономических индикаторов. В основе оценки денежных доходов в разрезе районов и городов республики лежат следующие методологические принципы - как и при оценке денежных доходов населения республики в целом: объем денежных доходов рассчитывается как сумма денежных расходов, сбережений населения и объема превышения денежных доходов над расходами.

Основной недостаток используемой при этом методологии обусловлен объективными причинами, а именно - отсутствием информации о движении денежной массы между районами и городами. В связи с этим, мы задались целью разработать новую методологию -методологию построения баланса денежных доходов и расходов по районам и городам. Внедрение данной методологии позволяет выявить территориальные особенности формирования доходов населения и направления их использования. В 2002 году в экспериментальном порядке были построены балансы по г. Казани и Алексеевскому району. В 2003 году работа была продолжена - построены балансы по городам республиканского подчинения.

Информация о денежных доходах населения служит базой для анализа процессов, происходящих в различных сферах экономики. Так, Министерство экономики и промышленности использует эти данные для анализа уровня жизни населения как в целом по республике, так и в территориальном разрезе, для прогнозирования социальных индикаторов, Министерства, занимающиеся социальными вопросами - для расчета размеров пособий различным слоям населения, Министерство по налогам и сборам с помощью данных о доходах населения оценивает налоговый потенциал как республики в целом, так и ее районов. Эта информация находит применение и в банковской сфере - для регулирования денежного обращения, а также для оценки потенциальных вкладов. Активными пользователями данной информации являются и администрации городов и районов республики.

Развитие базы данных, интеграция всех ресурсов позволили нам совместно с Минэкономпромом РТ в 2002 году взяться за работу по формированию макроструктурной межотраслевой модели экономики республики, которая предназначена для вариантных расчетов системы показателей социально-экономического развития Республики Татарстан, исходя из различных сценарных посылок. Аналогов такой работы в субъектах Российской Федерации нет. Министерство экономики и промышленности предполагает использовать ее для прогнозирования на краткосрочный и среднесрочный периоды. Информационная поддержка макроструктурной межотраслевой модели предусмотрена госзаказом. Массив статистической информации в соответствии с Регламентом передается в центр экономических и социальных исследований республики Татарстан.

Как известно, субъекты малого предпринимательства играют в экономике все более значительную роль, особенно в торговле, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве, в сфере услуг. Сегодня, по нашим оценкам, доля субъектов малого предпринимательства в ВРП Республики Татарстан составляет 16-17%. При этом в государственной статистике субъекты малого предпринимательства обследуются только на выборочной основе, результаты этих обследований ложатся в основу досчетов макроэкономических показателей до полного круга в соответствии с полученными коэффициентами. Для подтверждения этих расчетных данных и получения более объективной оценки доли субъектов малого предпринимательства Комитет госстатистики РТ проводит мониторинг субъектов малого предпринимательства.

Для оценки вклада субъектов малого бизнеса в ВРП нами совместно с учеными разработана специальная методика. В качестве подготовительного этапа к данной работе в 2002 году в рамках международного проекта STASIS было проведено выборочное обследование деятельности малых предприятий оптовой и розничной торговли, по госзаказу - аналогичное обследование в промышленности. Впервые была определена структура затрат малых предприятий по элементам, рассчитано промежуточное потребление. Эти расчеты в рамках Госкомстата РФ были сделаны впервые.

Полученные в ходе обследования данные свидетельствуют о более низкой доле промежуточного потребления в выпуске по сравнению с аналогичным показателем крупных и средних предприятий на 5-7 %. В 2003 году эти работы были продолжены, завершена разработка методики оценки вклада субъектов малого бизнеса в создание республиканского ВРП и в соответствии с госзаказом на 2004 год проведена ее апробация.

Разработка методологии оценки вклада субъектов малого предпринимательства в валовой региональный продукт Республики Татарстан - одна из важнейших задач, решение которой позволяет осуществлять:

  • расчет объема валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого бизнеса,

  • анализ отраслевой структуры производства валовой добавленной стоимости субъектами малого бизнеса,

  • анализ отраслевых особенностей формирования валовой добавленной стоимости,

  • разрабатывать управленческие решения, связанные с различными направлениями деятельности малых и частных предприятий.

Исходной информацией для проведения расчетов являются данные бухгалтерской отчетности малых предприятий, данные единовременных выборочных обследований малых предприятий различных отраслей экономики; результаты единовременных выборочных обследований предпринимателей, данные УМНС РФ по Республике Татарстан о деятельности субъектов малого бизнеса, федеральная статистическая отчетность по форме № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малых предприятий" и другие источники информации.

Расчеты выполняются один раз в год после завершения построения счета производства по отраслям экономики и по Республике Татарстан в целом. На первом этапе производятся расчеты выпуска, промежуточного потребления, валовой добавленной стоимости по малым предприятиям в разрезе отраслей и суммированием определяется их ВДС в основных ценах. Затем оцениваются соответствующие показатели по фермерским хозяйствам и ПБЮЛам. Используя данные УМНС РФ по Республике Татарстан о налогах на продукты, поступивших от субъектов малого бизнеса, рассчитывается ВДС в рыночных ценах. Таким образом, полученные результаты сопоставимы с ВРП и в основных и в рыночных ценах.

Потребность в данной информации со стороны органов власти и управления постоянно растет.

В настоящее время разрабатывается методика ежеквартальной оценки вклада малого предпринимательства в ВРП.

В каждым годом индивидуальные предприниматели вносят все более значительный вклад в экономику республики. Однако в настоящее время отсутствует полная информация, адекватно отражающая их деятельность.

Назрела настоятельная необходимость проведения обследований индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Так, в декабре 2003 года и в апреле 2004 года Комитет провел выборочные обследования этих субъектов малого бизнеса.


Вернуться в раздел "Муниципальные исследования"  

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.