Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Механизм функционирования рынка СМИ России и зарубежных стран: сравнительный анализ
Авдеева О. А.

Механизм функционирования рынка СМИ России и зарубежных стран: сравнительный анализ


Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.01 – "Экономическая теория". Работа выполнена на кафедре международных экономических отношений Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Ореховский Пётр Александрович.


I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в мире все в большей степени проявляется тенденция к распространению абсолютно новых явлений и процессов в экономике, появляются новые факторы экономического развития. Мировая экономика движется к информационному обществу, основой развития которого являются такие явления, как, с одной стороны, усложнение индустриального производства, экономической, политической, социальной жизни и, с другой стороны, стремительное развитие информационных технологий.

Применение знаний и информации стимулирует научно-технический прогресс, способствует повышению качества продукции, экономии ресурсов, приводит к снижению нагрузки на окружающую среду, расширяет возможности людей.

Роль информации выражается в поддержании жизнеспособности и маневренности национальных экономик, создании условий для социально-экономического развития.

Анализу особенностей механизма функционирования российского рынка СМИ посвящена данная диссертационная работа, тема которой – «Механизм функционирования рынка СМИ России и зарубежных стран: сравнительный анализ».

Степень изученности проблемы.

Базой для изучения проблемы неполноты информации, понятия информационных и трансакционных издержек были работы таких зарубежных и отечественных ученых, как: Р. Берджесс, Т. Бизли, С. Джанков, К. Маклиш, Т. Ненова, А. Прат, Г. Саймон, Дж. Стиглер, Дж. Стиглиц, О. Уильямсон, А. Шляйфер, К.Эрроу, А.Г. Грязнова, А. Мовсесян, Р.М Нуреев, А.Н. Олейник, Л.И. Якобсон. Однако в работах названных авторов не предлагался алгоритм оценки информационных затрат участников рынка.

Роль СМИ в обеспечении общества необходимой для принятия решений информацией рассматривается в работах Р. Берджесса, Т. Бизли, А. Дайка, Л. Дзингалеса, Р. Ислам, Т. Каррингтона, М. Нельсона, Б. Оуэна, А. Прат, Дж. Стиглица, Д. Стрёмберга, Э. Хермана, Е.Л. Вартановой, С.М. Гуревича, Д. Дондурея, Е. Кольцовой, Р.М. Нуреева, П.А. Ореховского, Е.П. Прохорова.

Анализ проблем функционирования российского рынка СМИ осуществляется в работах У. Данкерли, Ф. Фоссато, Е.Л.Вартановой, Я.Н. Засурского, С. Кешишева, П.А. Ореховского, А. Панкина, Е.П. Прохорова, В. Сухаревой.

Соответственно, определению влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ факторов, осуществлению сравнительного анализа проблем функционирования рынка СМИ в зарубежных странах и в России, разработке алгоритма оценки информационных затрат участников рынка в целях выявления особенностей механизма работы российского рынка СМИ было посвящено данное диссертационное исследование.

Цель исследования – определение особенностей механизма функционирования рынка СМИ России.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотрение определения, свойств, видов информации, понятия информационных издержек, выявление роли информации в социально-экономических процессах, а также определение роли СМИ в социально-экономическом развитии;

  2. выявление факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ, и формирование системы параметров сравнения рынков СМИ;

  3. сравнительный анализ особенностей функционирования зарубежных рынков масс-медиа (США и стран Западной Европы: на примере Великобритании, Франции, Германии);

  4. сравнительный анализ особенностей функционирования российского и зарубежных рынков СМИ, анализ параметров механизма функционирования рынка СМИ Омской области;

  5. разработка рекомендаций по улучшению работы отечественного рынка СМИ.

Объектом исследования является российский рынок масс-медиа, а также его региональные особенности (на примере Омской области).

Предмет исследования – механизм функционирования рынка СМИ.

Теоретическая и методологическая база. Методологической основой диссертационного исследования являются теоретические разработки Р. Акоффа, О. Уильямсона, К. Эрроу. В процессе изучения эмпирического материала использовались логический, сравнительный методы познания.

Информационная база исследования включала материалы публикаций в российской периодической печати и в электронных изданиях, статистическую отчетность и ответы на запросы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, нормативные акты Российской Федерации из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс», данные, полученные в результате проведения опроса руководителей предприятий Омской области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

  1. разработана классификация информационной продукции и услуг, реализуемых СМИ, ориентированными на удовлетворение запросов аудитории на рынке содержания, и СМИ, ориентированными на удовлетворение запросов заказчиков на рынке внимания;

  2. определен перечень факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ, воздействием которых объясняются соотношения, складывающиеся между:

    • долей, которую занимает распространяемая в целях удовлетворения информационных потребностей аудитории информационная продукция, относящаяся к благам, и долей информации, являющейся антиблагом;

    • долей распространяемой по инициативе и за счет заказчиков информационных услуг СМИ информации, которая обладает положительной полезностью, и долей информации, обладающей отрицательной полезностью;

    • долей информационной продукции СМИ (информации, распространяемой в целях удовлетворения информационных потребностей аудитории, а также информации, распространяемой по инициативе и за счет заказчиков информационных услуг СМИ) высокого качества и долей информационной продукции СМИ низкого качества;

    • долей информационной продукции, распространяемой в целях удовлетворения информационных потребностей аудитории на рынке информационной продукции СМИ, и долей информации, распространяемой в целях удовлетворения запросов заказчиков на рынке информационных услуг СМИ;

  3. проведен сравнительный анализ воздействия на рынки масс-медиа Великобритании, Франции, Германии, США факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ, а также выявлены основные проблемы функционирования российского рынка СМИ, вызванные воздействием данных факторов;

  4. в результате анализа сделок между СМИ и потребителями информационных услуг СМИ (оформляемых в виде классического контракта) и сделок между СМИ и потребителями информационной продукции СМИ (оформляемых в виде имплицитного контракта) обоснована целесообразность применения деятельности советов по саморегулированию СМИ и осведомленности потребителей информационных товаров и услуг СМИ относительно репутации СМИ в целях снижения информационной асимметрии и ограничения распространения практики оппортунистического поведения СМИ;

  5. в целях оценки роли СМИ Омской области в повышении уровня информированности граждан и снижении трансакционных издержек разработан алгоритм измерения информационных издержек участников рынка, разработанный алгоритм измерения информационных издержек участников рынка применен на практике для оценки издержек предприятий Омской области на получение информации.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования:

  1. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при изучении курса «Институциональная экономика».

  2. Прикладные результаты работы, в том числе разработанные рекомендации по повышению эффективности функционирования российских СМИ, могут найти практическое применение в деятельности средств массовой информации Омской области и прочих регионов, а также могут быть использованы органами государственного регулирования.

Апробация работы. Основные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, были представлены на научном семинаре «Модернизация социально-экономических институтов» (Москва, 24 февраля 2005 г., Институт экономики РАН (сектор методологических проблем экономической науки)), на межвузовском городском семинаре «Системный анализ в экономических исследованиях», проводимом Международной академией современного знания (МАСЗ), Обнинским государственным техническим университетом атомной энергетики (ОГТУАЭ) (Обнинск, 13 марта 2005 г.).

Результаты исследования включены в учебный курс «Организация внутрифирменного обмена информацией» для студентов 5-го курса (обучающихся по специальности «Мировая экономика») факультета международного бизнеса Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в шести работах общим объёмом 2 п.л.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы, включающего 153 наименования, приложений. Общий объём диссертации составляет 202 страницы машинописного текста. Работа содержит 2 таблицы, 1 рисунок.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, объект, предмет диссертационного исследования, теоретическая, методологическая и информационная база исследования, отражается научная новизна, теоретическое и практическое значение диссертационного исследования, формы апробации результатов исследования, приведен объем публикаций и описана структура работы.

В первой главе «Информация и СМИ в современной экономической теории» рассмотрены определение информации, отличие информации от знаний, проанализированы свойства информации как экономического блага, случаи проявления неполноты информации, понятие информационных издержек, а также рассмотрены роль информации в социально-экономических процессах и роль СМИ в процессе распространения информации.

Во второй главе «Сравнительный анализ структур зарубежных рынков СМИ» дано определение СМИ, их видов, инфраструктуры, целей СМИ как предприятия, дана характеристика рынка СМИ с точки зрения удовлетворяемых потребностей, основных потребителей и конкурентов на рынке информационной продукции и на рынке информационных услуг СМИ, рассмотрены основные направления расходов и основные источники доходов СМИ, а также определен перечень факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ и проведен сравнительный анализ воздействия на рынки масс-медиа Великобритании, Франции, Германии, США данных факторов.

В третьей главе «Особенности механизма работы регионального рынка масс-медиа в России» проанализированы особенности функционирования российского рынка СМИ и выявлены его основные проблемы, вызванные воздействием факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ, предложены рекомендации по улучшению работы российского рынка СМИ, рассмотрена роль СМИ Омской области в повышении уровня информированности граждан и снижении трансакционных издержек.

В заключении приведены основные результаты исследования.

II. Основные результаты исследования, выносимые на защиту

1. Разработана классификация информационной продукции и услуг, реализуемых СМИ, ориентированными на удовлетворение запросов аудитории на рынке содержания, и СМИ, ориентированными на удовлетворение запросов заказчиков на рынке внимания.

Действуя на двух рынках: рынке информационной продукции и рынке информационных услуг, СМИ могут использовать в качестве основного ориентира задачу удовлетворения потребностей в информации своей аудитории, либо задачу удовлетворения запросов заказчиков информационных услуг. При этом как СМИ, ориентированные на удовлетворение запросов аудитории на рынке содержания, так и СМИ, ориентированные на удовлетворение запросов заказчиков на рынке внимания, могут распространять новости, сведения о мнениях специалистов и социально значимых идеях, познавательные и развлекательные информационные материалы, а также сведения об азартных играх и прочую информацию, потребление которой не способствует человеческому развитию, рекламу и информацию справочного характера, информационные материалы, содержащие коммерческую и политическую пропаганду, рекламу предметов роскоши. Однако у СМИ, ориентированных на удовлетворение запросов аудитории на рынке содержания, и СМИ, ориентированных на удовлетворение запросов заказчиков на рынке внимания, будут различаться доли доходов от распространения социально-значимой информации.

В случае, когда СМИ ориентируется в своей деятельности в основном на потребителей информационной продукции, содержание распространяемой информационной продукции определяется исходя из особенностей информационных потребностей целевой аудитории (распространяется та информация, которая пользуется спросом у читателей, зрителей, слушателей). Таким образом, СМИ, с одной стороны, учитывают необходимость повышения уровня информированности аудитории, с другой стороны, действуют в целях достижения таких целей, как: увеличение прибыли, рост занимаемой доли рынка и прочих.

При этом реализация информационной продукции приносит СМИ значительную часть доходов, доля которых в общих доходах СМИ является сопоставимой по размерам с долей доходов, поступающих от распространения рекламных сообщений, однако, обычно не превышает ее. СМИ, имеющее больший по сравнению с конкурентами охват аудитории, получает возможность реализовывать информационные услуги по распространению рекламной информации большему числу рекламодателей (поскольку при прочих равных условиях рекламодатели выбирают СМИ с наибольшим охватом аудитории) и обеспечивает себе более значительные, чем у конкурентов, доходы от рекламы. Доходы, получаемые средствами массовой информации от распространения рекламы, позволяют им улучшать качество распространяемой информационной продукции, что способствует дальнейшему увеличению аудитории СМИ и привлечению все большего числа рекламодателей.

В случае же, когда СМИ ориентируется в своей деятельности в основном на рекламодателей и/или заказчиков пропаганды, удовлетворению информационных потребностей аудитории уделяется слишком мало внимания. Доходы, получаемые от реализации информационной продукции, занимают несопоставимо малую долю в общих доходах СМИ по сравнению с доходами от рекламы и/или пропаганды. При этом в условиях, когда на рынке информационных услуг СМИ в основном распространяют рекламную информацию, удельный вес таких составляющих информационной продукции СМИ, как новости, мнения, идеи, развлечения, снижается за счет увеличения удельного веса рекламной информации. Если же на рынке информационных услуг СМИ распространяют в основном информацию пропагандистского характера, последствия являются еще более негативными: снижается доля качественной (достоверной, полной, своевременной информации), которая вытесняется информацией, распространяемой под видом журналистской, но на самом деле размещаемой в СМИ по заказу представителей бизнеса и политических структур, оплативших ее распространение. Кроме того, в результате снижения доверия потребителей информационной продукции средствам массовой информации, распространяющим пропагандистскую информацию, снижается их доверие и размещаемым в данных СМИ рекламным сообщениям. Таким образом, с одной стороны, снижается уровень информированности аудитории СМИ, с другой стороны, вне зависимости от качества рекламной информации, размещаемой рекламодателями в СМИ, аудитория относится с меньшим доверием к их рекламным сообщениям, что снижает эффективность рекламы.

В зависимости от того, каков охват аудитории у СМИ, распространяющих информационную продукцию, которая обладает отрицательной полезностью для потребителей, и у СМИ, распространяющих информацию, обладающую положительной полезностью, у СМИ, чья информационная продукция отличается высокой степенью достоверности, полноты, своевременности, и у СМИ, распространяющих информацию частично недостоверную, неполную, устаревшую, можно говорить о преобладании на рынке информационной продукции, являющейся антиблагом или же благом высокого либо низкого качества.

2. Определен перечень факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ, воздействием которых объясняются соотношения, складывающиеся между:

  • долей, которую занимает распространяемая в целях удовлетворения информационных потребностей аудитории информационная продукция, относящаяся к благам, и долей информации, являющейся антиблагом;

  • долей информационной продукции СМИ высокого качества и долей информационной продукции СМИ низкого качества;

  • долей распространяемой по инициативе и за счет заказчиков информационных услуг СМИ информации, которая обладает положительной полезностью, и долей информации, обладающей отрицательной полезностью;

  • долей информационной продукции, распространяемой в целях удовлетворения информационных потребностей аудитории на рынке информационной продукции СМИ, и долей информации, распространяемой в целях удовлетворения запросов заказчиков на рынке информационных услуг СМИ.

В число данных факторов входят следующие:

  • структура собственности на СМИ и экономическая структура отрасли;

  • доступность источников финансирования;

  • доступность источников информации;

  • доминирующая в обществе идеология, индивидуальные предпочтения и интересы сотрудников СМИ, способности сотрудников СМИ, соблюдение ими этических норм, профессиональные качества журналистов и прочих работающих в СМИ специалистов;

  • государственная медиаполитика, включающая:

    1. законодательное регулирование деятельности СМИ;

    2. практику осуществления доступа к информации, ее производства и распространения, в том числе при:

      • обеспечении ответов должностных лиц на информационные запросы СМИ и применении правил аккредитации журналистов, регулирующих получение информации от властей;

      • оказании воздействия на сдерживание или усиление конкуренции СМИ (при помощи правил регистрации СМИ, лицензирования СМИ, посредством установления либо отмены ограничений на одновременное владение различными СМИ, определения количественного предела общенационального и местного тиража для печатных СМИ, максимально допустимой доли охвата общенационального и местного рынка для аудиовизуальных СМИ и прочих мер);

      • воздействии на объем доходов СМИ;

      • воздействии на объем расходов СМИ;

      • оказании воздействия на поддержание либо изменение доминирующей в обществе идеологии, создании условий для развития профессиональных качеств сотрудников СМИ и соблюдения ими определенных этических норм;

    3. 3. деятельность судебной ветви власти, направленную на контроль за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность СМИ.

3. Проведен сравнительный анализ воздействия на рынки масс-медиа Великобритании, Франции, Германии, США факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ, а также выявлены основные проблемы функционирования российского рынка СМИ, вызванные воздействием данных факторов.

В результате рассмотрения названных выше факторов в качестве параметров механизма работы рынка масс-медиа, было получено представление об особенностях функционирования зарубежных и отечественного рынков СМИ.

Анализ факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг коммерческих СМИ США, Великобритании, Франции, Германии, позволяет сделать вывод о том, что для всех перечисленных государств в той или иной степени присущи такие проблемы, как: значительное воздействие рекламодателей на характер содержания распространяемой СМИ информационной продукции, которое приводит к игнорированию СМИ информационных запросов небольших групп потребителей информационной продукции, к снижению качества распространяемой информации, к увеличению доли развлекательной и рекламной составляющих в информационной продукции (за счет снижения доли прочих элементов информационной продукции), к уменьшению доли, которую занимает распространяемая в целях удовлетворения информационных потребностей аудитории информационная продукция, относящаяся к благам (в основном, за счет новостей, сведений о социально значимых идеях и мнениях, познавательных материалов) и увеличению доли информации, являющейся антиблагом (к примеру, сплетни о жизни известных людей).

В то же время деятельность общественных теле- и радиовещателей в Великобритании, Франции, Германии, США в большей степени ориентирована на удовлетворение информационных потребностей аудитории, чем деятельность коммерческих СМИ (хотя и в случае распространения информации общественными СМИ, к примеру, общественными телевещателями, остается некоторая возможность для распространения пропаганды, так как несмотря на меньшую вероятность воздействия на общественные СМИ со стороны рекламодателей, не являющихся в данном случае основным источником доходов СМИ, остается прежней возможность воздействия на общественных вещателей при помощи осуществления государственной медиаполитики, воздействия со стороны собственников, источников информации и прочих).

В результате различия в структуре основных источников доходов общественное теле- и радиовещание США и стран Западной Европы (в частности, Великобритании, Франции, Германии) имеет различные возможности по распространению качественной информационной продукции. Так, общественные теле- и радиовещатели в США (существующие в основном за счет постепенно уменьшающегося государственного финансирования и спонсорских средств) испытывают значительно больше трудностей с финансированием своей деятельности, чем общественные теле- и радиовещатели в Великобритании, Франции, Германии (в число основных финансовых источников которых входит абонентская плата слушателей и зрителей). Недостаток финансовых средств у общественных вещателей в США проявляется на качестве их информационной продукции и является причиной того, что информационная продукция общественных теле- и радиостанций США пользуется меньшей популярностью у населения, чем популярность программ общественного вещания в Великобритании, Франции, Германии, а сами вещатели занимают меньшую долю рынка (по сравнению с долями западноевропейских общественных вещателей на их национальных рынках).

Деятельность общественных вещателей в Великобритании, Франции, Германии позволяет повысить в общем объеме информационной продукции СМИ долю информационной продукции, обладающей положительной полезностью и отличающейся высоким качеством (в основном, за счет распространения новостей, информации о мнениях, идеях, познавательных и развлекательных материалов, поскольку объем распространяемой рекламы очень ограничен по сравнению с объемом рекламы в коммерческих СМИ), а также увеличить объем информации, распространяемой в целях удовлетворения информационных потребностей не только массовой аудитории, но и отдельных сегментов потребителей (соответственно, повысить разнообразие информационной продукции).

В то же время в силу более низкого уровня развития общественных СМИ США по сравнению с западноевропейскими общественными СМИ, доля высококачественной информационной продукции (в особенности, новостной, познавательной ее составляющих, сведений о социально- значимых мнениях и идеях) в общем объеме информационной продукции СМИ США меньше, чем на национальных рынках стран Западной Европы.

Проблемами рынка СМИ РФ являются: недоступность источников необходимой информации и недостаток качественной информации (отличающейся достоверностью, полнотой, своевременностью), а также наличие значительной доли информации, являющейся антиблагом. Всё это также можно объяснить воздействием факторов, влияющих на характеристики информационной продукции и услуг СМИ.

В результате диссертационного исследования был сделан вывод о том, что для отечественного рынка СМИ присущи те же проблемы, которые характерны для рынков СМИ США, Великобритании, Германии, Франции: воздействие рекламодателей на характер содержания распространяемой СМИ информационной продукции, которое приводит к игнорированию СМИ информационных запросов небольших групп потребителей информационной продукции, к снижению качества распространяемой информации, к увеличению доли развлекательной и рекламной составляющих в информационной продукции, а также уменьшение доли, которую занимает распространяемая в целях удовлетворения информационных потребностей аудитории информационная продукция, относящаяся к благам и увеличение доли информации, являющейся антиблагом.

В то же время в России нет общественного теле- и радиовещания, которое могло бы способствовать повышению в общем объеме информационной продукции СМИ доли информационной продукции, обладающей положительной полезностью и отличающейся высоким качеством, увеличению объема информации, распространяемой в целях удовлетворения информационных потребностей не только массовой аудитории, но и отдельных сегментов потребителей.

Особенно актуальной для российского рынка СМИ является следующая проблема: значительную долю доходов СМИ занимают доходы от распространения пропаганды. В качестве основных факторов, повлиявших на широкое распространение в России практики размещения в СМИ информационных материалов пропагандистского характера, можно назвать следующие: низкий уровень доходов населения (по сравнению с США и Западной Европой), следовательно, незначительность доли доходов СМИ, получаемых за счет реализации содержания аудитории; сравнительно менее развитый, чем в странах Западной Европы и США, рекламный рынок; постоянный рост расходов СМИ на производство и распространение информационной продукции, которые сложно покрывать за счет доходов от реализации содержания и поступлений от рекламодателей; государственная политика (в частности, воздействующая на объем доходов и расходов СМИ, регулирующая отношения сотрудников СМИ с собственниками данных СМИ); недостаток профессионализма сотрудников СМИ; несоблюдение этических норм сотрудниками некоторых СМИ; использование журналистами анонимных источников информации и отсутствие тщательной проверки полученных у информационных источников данных.

4. В результате анализа сделок между СМИ и потребителями информационных услуг СМИ (оформляемых в виде классического контракта) и сделок между СМИ и потребителями информационной продукции СМИ (оформляемых в виде имплицитного контракта) обоснована целесообразность применения деятельности советов по саморегулированию СМИ и осведомленности потребителей информационных товаров и услуг СМИ относительно репутации СМИ в целях снижения информационной асимметрии и ограничения распространения практики оппортунистического поведения СМИ.

Многие российские СМИ в своей деятельности ориентируются на удовлетворение запросов заказчиков (к которым относятся не только рекламодатели, но и заказчики пропаганды) на рынке информационных услуг, но не потребности аудитории на рынке информационной продукции. При этом различия между системой производства и распространения массовой информации, основным ориентиром которой являются информационные потребности аудитории, и системой, основным ориентиром которой являются запросы заказчиков на рынке информационных услуг, находят свое отражение в особенностях основных подсистем каждой из двух названных систем производства и распространения массовой информации: маркетинг, менеджмент, мотивация, финансы и учет, общественные коммуникации.

В целом можно утверждать, что деятельность тех российских СМИ, которые ориентируются не на удовлетворение информационных потребностей аудитории, а на удовлетворение запросов заказчиков на рынке информационных услуг, приводит к снижению удельного веса в информационной продукции российских СМИ социально-значимой информации, а также к ухудшению качества распространяемого содержания. В результате повышаются трансакционные издержки (граждане вынуждены обращаться к альтернативным, более дорогостоящим, чем СМИ, источникам информации, что увеличивает затраты на информацию, а следовательно, и трансакционные издержки), снижается уровень информированности граждан.

Способствовать ограничению распространения практики оппортунистического поведения СМИ на рынке информационной продукции и информационных услуг могла бы деятельность советов по саморегулированию (выполняющих такие функции, как: разработка морального кодекса журналиста, принятие решений по жалобам граждан на отдельные СМИ и прочие) и осведомленность потребителей информационных услуг и продукции относительно репутации конкретных СМИ.

При заключении сделок между СМИ и заказчиками информационных услуг СМИ (сделки оформляются в виде классического контракта) в качестве средства снижения информационной асимметрии и, соответственно, сдерживания оппортунистического поведения со стороны СМИ может быть использовано изучение заказчиками информационных услуг репутации СМИ, их осуществляющих.

Что касается сделок, осуществляемых между СМИ и потребителями информационной продукции СМИ (сделки оформляются в виде имплицитного контракта), то способствовать ограничению оппортунистического поведения средств массовой информации по отношению к потребителям распространяемого содержания могут советы по саморегулированию.

Их деятельность могла бы способствовать тому, что содержание неявного контракта между системой СМИ и российским обществом (которое на сегодняшний день состоит в том, что СМИ распространяют информационную продукцию, значительная часть которой направлена на манипулирование общественным мнением) изменилось бы и в большей степени соответствовало бы содержанию явного контракта между обществом и СМИ (которое заключается в реализации информационной продукции и предоставлении информационных услуг, способствующих повышению уровня информированности граждан).

Однако саморегулирование на рынке СМИ, играющее важную роль в работе средств массовой информации за рубежом и в том числе способствующее формированию более ответственного отношения сотрудников СМИ к соблюдению этических норм в своей профессиональной деятельности, на сегодняшний день не оказывает значительное воздействие на функционирование российских СМИ. Ассоциации, функционирующие на российском рынке СМИ, действуют несогласованно, на медиарынке отсутствуют общие правила для всех участников рынка.

5. В целях оценки роли СМИ Омской области в повышении уровня информированности граждан и снижении трансакционных издержек разработан алгоритм измерения информационных издержек участников рынка, разработанный алгоритм измерения информационных издержек участников рынка применен на практике для оценки издержек предприятий Омской области на получение информации.

Роль российских СМИ в повышении уровня информированности граждан и снижении трансакционных издержек была рассмотрена на примере рынка СМИ Омской области.

По результатам исследования «Измерение свободы слова в России», проведенного в рамках проекта «Общественная экспертиза» в 1999 – 2000 годах, Омская область относится к регионам с преобладанием неблагоприятных условий для деятельности СМИ.

Анализ результатов исследования, проведенного в Омской области в 1999 – 2000 годах позволил сделать следующее предположение: условия, в которых СМИ Омской области получают, производят и распространяют информацию, не способствуют выполнению средствами массовой информации задачи по повышению уровня информированности аудитории, что проявляется в недостатке качественного содержания на рынке информационной продукции СМИ. Поскольку СМИ не предоставляют значительную часть информации, необходимой населению, представителям деловых и государственных структур, они вынуждены чаще обращаться к альтернативным источникам информации, что повышает их информационные затраты и способствует увеличению трансакционных издержек.

В целях проверки данного предположения был проведен сравнительный анализ доходов СМИ Омской области и затрат предприятий на получение информации из альтернативных источников.

В целях оценки затрат предприятий Омской области на получение информации из альтернативных источников автором диссертационной работы были последовательно выполнены следующие действия:

  1. разработка примерного перечня направлений поиска информации, необходимой для функционирования фирмы;

  2. применение метода фокусированного интервью с целью усовершенствования перечня направлений поиска информации на основе результатов опроса руководителей фирм;

  3. разработка анкеты на основе полученного перечня направлений поиска информации предприятиями.

  4. проведение опроса руководителей предприятий Омской области.

В результате анализа затрат респондентов на получение информации из неформальных источников (то есть из групп источников информации, выступающих альтернативой СМИ) были получены следующие данные. Средние затраты респондентов на получение информации из неформальных источников превышают средние затраты на получение информации из СМИ по 33 направлениям поиска информации из 43 предложенных (77%).

В целом же предприятия Омской области (расчет сделан для 23 940 хозяйствующих субъектов) в 2004 г. израсходовали на информацию, полученную из неформальных источников, по самым минимальным оценкам 362 276 344 рубля, что значительно превышает общие доходы СМИ Омской области за год, составившие в 2004 г. 226 375 000 рублей.

Таким образом, вопреки тому, что получение информации через СМИ более выгодно для бизнеса, чем через прочие источники, так как снижает информационные затраты, предприятия Омской области в большей степени пользуются неформальными источниками информации. В числе же основных причин данной особенности функционирования омского бизнеса можно назвать, с одной стороны, предоставление СМИ только части необходимой бизнесу информации, и с другой стороны, недостаточное соответствие качественных характеристик информации, предоставляемой СМИ, запросам омского бизнеса. Анализ результатов исследования «Измерение свободы слова в России», проведенного в 1999-2000 годах в Омской области, позволяет объяснить недостаточно эффективную работу СМИ Омской области наличием ограничений в свободе слова.

В результате недостаточно эффективной работы омских средств массовой информации бизнес вынужден переключаться с менее дорогостоящего источника (СМИ) на более дорогостоящие (неформальные коммуникации), что приводит к росту информационных издержек.

В свою очередь, тот факт, что государственные структуры и население Омской области так же, как и предприятия, осуществляют затраты на получение информации не только из СМИ, но и из альтернативных источников, позволяет говорить о еще более значительной доле расходов на неформальные источники в общем объеме расходов деловых, государственных структур и населения на получение необходимой для принятия решений информации.

Был сделан следующий вывод: воздействие факторов, влияющих на соотношение, которое складывается между качественной информационной продукцией СМИ и содержанием низкого качества, а также содержанием, относящимся к антиблагам, привело к тому, что на рынке информационной продукции СМИ Омской области возник недостаток качественной информационной продукции. В результате представители деловых и государственных структур, население вынуждены чаще обращаться к альтернативным источникам информации, что повышает их информационные издержки и способствует увеличению трансакционных издержек.

Еще один вывод, который был сделан автором диссертационной работы в результате проведенного исследования, касается общей структуры информационных затрат омских предприятий. Для 26-ти из 43-х предложенных респондентам направлений поиска информации (60,47%) эксперты оказались наиболее затратным источником информации, а общение было наименее затратным источником, СМИ же занимали промежуточное положение по величине затрат.

Было дано следующее объяснение подобной структуре затрат.

Величина трансакционных издержек (а значит, и величина издержек на информацию, как элемента трансакционных издержек) находится на низком уровне в рамках семейно-родственных структур, в условиях дружеских отношений, а также в прочих сетях, в том числе и деловых, и достигает своего минимума в условиях семейно-родственных структур, когда трансакционные издержки близки к нулю.

Осуществление поиска информации в неформальных рамках обеспечивает минимальные информационные издержки по причине ограниченности круга потенциальных партнеров, репутация каждого из которых известна.

В свою очередь, сравнительный анализ затрат на получение экспертной информации и информации из СМИ показывает, что информация из СМИ дешевле в силу действия эффекта масштаба.

Было высказано предположение, что данная структура информационных затрат (наибольшие расходы связаны с получением экспертной информации, затем идут расходы на информацию из СМИ и, наконец, наименее затратным является получение информации из следующих источников: от партнеров по бизнесу, сотрудников предприятия, друзей, знакомых, родственников, а также в результате использования своего личного опыта), выявленная в результате исследования расходов на информацию предприятий Омской области, характерна и для информационных расходов государственных структур и населения.

И, наконец, автором диссертационной работы был сделан следующий вывод: в результате наличия в Омской области ограничений в свободе слова, снижается эффективность работы местных СМИ, что, в частности, проявляется в том, что средства массовой информации предоставляют лишь часть информации, необходимой потребителям информационной продукции, кроме того, качество части информации, распространяемой СМИ, не соответствует запросам аудитории. В результате, потребители информационной продукции вынуждены переключаться с менее дорогостоящего источника информации – СМИ на более дорогостоящие (за счет экспертной информации) неформальные коммуникации. Следовательно, происходит увеличение информационных издержек, что, в свою очередь, повышает трансакционные издержки и замедляет экономический рост.

Способствовать повышению уровня информированности населения, деловых и государственных структур Омской области и снижению информационных, и соответственно, трансакционных издержек может государственная медиаполитика и деятельность советов по саморегулированию СМИ (организованных средствами массовой информации, получающих содействие со стороны государственных структур и общественности), направленные на увеличение доли качественной информации на рынке информационной продукции СМИ.


Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.