Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Специфика российского высшего образования как рынка образовательных услуг и как социального фильтра в переходном периоде
Борисов А. М., Ореховский П. А., Слесарева Е. В.

Специфика российского высшего образования как рынка образовательных услуг и как социального фильтра в переходном периоде


В данной статье представлены результаты первого этапа исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области (проект № 04-02-59003а/Ц)


Необходимое введение

Система образования предполагает преемственность ступеней. Это означает, что люди, успешно прошедшие курс подготовки в начальной школе должны быть в состоянии осваивать учебные дисциплины среднего образования. Те же, кто окончил школу, т.е. получил среднее полное образование, и имеют достаточно высокие оценки в аттестате, могут без особых дополнительных усилий поступать в высшие учебные заведения. Вместе с тем в реальности осуществить подобное достаточно сложно. Если переход между ступенями, входящими в состав дошкольного и школьного образования, происходит в большинстве случаев автоматически, то поступить в вуз, не занимаясь дополнительно по ряду предметов, намного сложнее. И чем престижнее вуз, чем престижнее выбранная абитуриентом специальность, тем меньшей становится вероятность того, что такое вообще возможно.

Сложившая ситуация свидетельствует о том, что между средним и высшим образованием существует определенный разрыв. В случае слишком большой величины данного разрыва часть вузов не могла бы набирать студентов, и количество институтов должно сокращаться. Тем не менее, вузы не пустуют, а наоборот их количество, как и число обучающихся студентов ежегодно увеличивается. Следовательно, указанный разрыв все-таки преодолевается выпускниками школ.

Однако успешное прохождение абитуриентом вступительных испытаний в большинстве случаев зависит не от уровня знаний, полученных в школе. Проведенное Лабораторией экономического анализа исследование рынка дополнительных образовательных услуг показало, что более 70% старшеклассников занимаются с репетиторами или / и посещают подготовительные курсы. Кроме того, часть школьников не имеет финансовых возможностей для оплаты данных услуг, но признает, что потребность во внешкольной подготовке у них есть. Поэтому, можно сказать, что именно репетиторство является тем инструментом, который позволяет преодолевать барьер между школой и вузом.

Однако зачем выпускники школ стремятся поступить в вуз, т.е. тратят дополнительные время и деньги на преодоление существующего барьера? Мотивы получения высшего образования являются комплексными, так что разделить их достаточно сложно. Во-первых, к моменту окончания школы оказывается незавершенной профессиональная подготовка, получение которой (в вузе) связывается с возможностью более успешного трудоустройства, нежели это возможно сразу после школы. Во-вторых, неоконченным оказывается и процесс социализации (молодежь сразу после окончания школы в большинстве своем еще не способна создавать семьи, зарабатывать деньги и т.д., т.е. играть определенные социальные роли). Иными словами, навыков, полученных в школе, оказывается недостаточно для успешного встраивания в социальные структуры, для попадания в более высокие социальные страты.

Именно в качестве завершающего этапа всей этой подготовки и выступает высшее образование. Можно сказать, что вузы выступают в качестве социального и профессионального фильтра и для завершения процесса социализации и профессионального развития человеку необходимо через этот фильтр пройти.

Но насколько качественным является этот фильтр? Человек, получивший высшее образование, должен не просто быть готов к выполнению своих профессиональных обязанностей, но и представлять чем именно он будет заниматься и где. При этом географическое положение в принципе менее важно, чем социальное; специалист-профессионал должен быть готов к переездам (ради более интересной работы и более высоких заработков). Другими словами, получение высшего образования повышает горизонтальную мобильность рабочей силы. Главное же в том, что наличие высшего образования у человека дает ему возможность повысить свой социальный статус, поскольку предполагается, что сотрудник, получивший диплом о высшем образовании, обладает более высокой квалификацией. Наличие последней у социального индивидуума приводит к тому, что меняется содержание его работы, и, наконец, увеличивается уровень его дохода. Таким образом, получение высшего образования влияет на вертикальную социальную мобильность.

Если перечисленные условия выполняются, то, по всей видимости, вузы справляются с возлагаемыми на них задачами. Выступая в качестве социального фильтра, они повышают качество рабочей силы, а во-вторых, увеличивают ее мобильность. Если же после завершения процесса обучения оказывается, что люди не представляют, чем они будут заниматься, это свидетельствует о том, что рассматриваемый фильтр не работает; во всяком случае, с точки зрения профессиональных критериев.

Если в обществе складывается именно такая ситуация, то последствия могут быть следующими. Во-первых, может “нарушаться” система оплаты труда. Во-вторых, меняется сам способ “попадания” на то или иное “социальное место”, в системе социальной иерархии и общественного разделения труда. Поскольку образование и степень квалифицированности сотрудника перестает быть критерием для его оценки, на высоко оплачиваемые рабочие места попадают люди с более низкими способностями и квалификацией, нежели необходимо, в то время как высоко квалифицированные кадры остаются невостребованными.

Таким образом, оценка эффективности системы образования, в частности, с помощью анализа ожиданий самих потребителей её услуг - студентов, позволяет подойти к пониманию механизмов социальной стратификации и социальной мобильности в экономической системе в настоящее время.

Характеристика исследования

Ниже приводятся результаты исследования, проведенного сотрудниками Лаборатории экономического анализа МАСЗ весной 2004 года.

Цели исследования:

  • Выявить мотивацию людей, поступающих в вузы.
  • Диагностировать качество высшего образования на основе социальных представлений студентов различных курсов.

В рамках исследования было проведено анкетирование 578 студентов вузов (в основном, Калужской области). Были обследованы пять вузов данного региона (как государственных, так и частных). Также для проведения сопоставлений были опрошены студенты Московского энергетического института. В опросе принимали участие учащиеся 1 и 5 курсов различных специальностей. Выборка формировалась случайным образом, серийно-гнездовым методом отбора. Затем, с учетом свойств генеральной совокупности первоначально полученные данные были приведены к репрезентативным.

Анкета, предложенная студентам 1 и 5 курсов, приводится в Приложении.

Все проводимое исследование и соответственно и гипотезы можно условно разделить на две части: первая часть - анализ мотивов и представлений студентов о получаемом образовании и о предстоящей профессиональной деятельности, вторая - рассмотрение причин обучения студентов в данном регионе и анализ мобильности формируемой рабочей силы.

Для достижения поставленных целей были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Студенты, которые не представляют то, с чем будет связана их профессиональная деятельность и где они будут работать, пришли в вуз по другим мотивам (получение документа об образовании, отсрочка от армии и др.).
  2. Индивидуумов, которые пришли в вуз не за знаниями, больше среди студентов, обучающихся на платной основе.
  3. Представления студентов об их собственных мотивах, о выбранной специальности и т.д. меняются к старшим курсам (становятся более реалистичными).
  4. Существуют возрастные и гендерные различия предпочтений и представлений студентов о выбранной специальности.
  5. Студенты, которые живут и обучаются в данном регионе, поскольку их устраивает уровень местного образования, в большинстве своем планируют и остаться в том же городе после окончания вуза. И, наоборот, те, кто хотели бы учиться за пределами региона, но оказались не в состоянии в связи с финансовыми затруднениями, собираются уехать из города после завершения обучения.
  6. Те, кто собирается покинуть регион, после получения диплома о высшем образовании, начинают работать еще до окончания вуза и имеют более четкие представления о том, где именно они будут работать после.
Полученные количественные результаты

На первом этапе анализа производилась оценка ожиданий респондентов в отношении изменений их вертикальной социальной мобильности.

С точки зрения анализа мотивов, побудивших респондентов поступить в вуз, им были предложены следующие варианты:

  • Обучение в вузе дает знания, необходимые при работе по специальности
  • Возможность получение документа о высшем образовании
  • Возможность устроиться на хорошо оплачиваемую работу по окончании вуза
  • Обучение в вузе - начало процесса начатого в школе
  • Получение отсрочки от армии
При этом опрашиваемым была представлена возможность не просто выбрать наиболее подходящий вариант, но проранжировать ответы по степени их важности для каждого. Полученные результаты представлены в таблице 1 (данные характеризуют количество опрошенных, поставивших тот или иной мотив на первое место).

Таблица 1. Анализ причин поступления в ВУЗ

(%%)

 ВсегоМужчиныЖенщиныПлатникиБесплатники1 курс5 курс
Знания45,341,048,944,346,147,838,2
Документ14,314,214,413,015,312,120,1
Работа24,223,824,622,825,224,427,1
Школа9,59,29,810,29,08,79,0
Армия6,711,92,39,84,47,15,6

Как видно из таблицы наибольшее количество опрошенных заявило, что обучение в вузе связывает, прежде всего, с получением знаний. На втором месте по количеству предпочтений оказался вариант получения высшего образования ради успешного трудоустройства. Получение документа об образовании было поставлено на третье место. И меньшинство анкетируемых поступили в вуз, потому что им нравится учиться и в связи с предоставляемой отсрочкой от армии (9,5% и 6,7% соответственно).

Интересно, что оценка мотивов меняет от 1 к 5 курсу, от платников к бесплатникам и от мужчин к женщинам. Так “тяга к знаниям” сильнее у студентов 1 курса, у тех, кто обучается бесплатно, и у женщин. И, наоборот, чем старше курс, чем ближе окончания обучения в вузе, тем большее значение приобретают мотивы получения диплома и будущее трудоустройство.

Вместе с тем, сказать, что перечисленные подгруппы отличаются друг от друга значительно, не удалось - полученные результаты, в большинстве случаев, различаются всего на несколько процентов. Наибольший разрыв наблюдается между мужчинами и женщинами в связи с их отношением к вузу как к источнику знаний (количество женщин, отдавших предпочтение этому варианту ответа, больше чем аналогичный показатель среди мужчин на 7,9%) и возможности получить отсрочку от армии (это частично подтверждает четвертую гипотезу). Студенты начальных и старших курсов также значительно отличались по своему отношению к возможности получения знаний в вузе (9,6%). Что же касается сравнения студентов обучающихся на платной основе и за счет бюджета, то по большинству ответов они проявили практически полное единодушие, за исключением их отношения к отсрочке от армии (такой мотив обучения в вузе более значим для платников). В связи с этим, следует признать, что вторая гипотеза подтвердилась лишь частично.

Далее исследуемая совокупность была разбита на несколько частей, в зависимости от ответа на вопрос о мотивах. Была поставлена задача оценить представления тех, кто пришел за знаниями, документом, отсрочкой и т.д. относительно их профессиональной деятельности по окончанию вуза. Для этого перед опрашиваемыми были поставлены следующие вопросы:

  • Представляете ли Вы, в каких фирмах Вы будете работать по окончанию вуза
  • Представляли ли Вы, когда выбирали специальность, с чем будет связана Ваша профессиональная деятельность
  • Собираетесь ли Вы работать по полученной Вами специальности после окончания вуза
Результаты проведенного таким образом сопоставления показаны в таблице 2.

Таблица 2. Представления студентов об их профессиональной деятельности по окончанию ВУЗа

(%%)

 ВсегоПредставляют, в каких фирмах будут работатьПредставляли, с чем будет связана их профессиональная деятельностьСобираются работать по специальности
ДаНетДаНет / Не представляют до сих порДаЕсли смогут устроитьсяНет
Знания45,352,147,985,614,454,144,41,6
Документ14,342,058,067,932,133,356,89,9
Работа24,247,452,675,924,144,551,14,4
Школа9,559,340,774,125,953,742,63,7
Армия6,731,668,481,618,426,371,12,6

Соотнесенные таким образом результаты сразу по нескольким вопросам позволяют подтвердить первую гипотезу. Как и предполагалось, те, кто в качестве основного мотива получения высшего образования назвал отсрочку от армии и получение “корочки”, имеют менее четкие представления о том, что они будут делать после окончания вуза, чем те, что пришел учиться. Более половины опрошенных из данной совокупности (“документ”, “армия”) не представляют, где они будут работать после окончания института, и испытывают некоторую неуверенность относительно того, смогут ли они вообще устроиться по выбранной ими специальности. Кроме того, среди тех, кто пришел в вуз за документом, 10% и вовсе не собираются работать по полученной специальности.

Интересно также, что результаты части опроса, касавшейся представлений о жизни после окончания вуза, достаточно сильно различаются по курсам (таблица 3).

Таблица 3. Изменение представлений студентов об их будущей профессиональной деятельности в зависимости от курса

(%%)

 Представляют, в каких фирмах будут работатьПредставляли, с чем будет связана их профессиональная деятельностьСобираются работать по специальности
ДаНетДаНет / Не представляют до сих порДаЕсли смогут устроитьсяНет
1 курс47,452,385,914,143,952,43,7
5 курс57,942,160,040,044,649,65,8

Как и следовало предположить, студенты пятого курсам более четко представляют, в каких фирмах они будут работать. Таким образом, можно сказать, что третья гипотеза является верной. Однако интересно то, что к пятому курсу снижается количество людей, которые представляли при поступлении, с чем будет связана их профессиональная деятельность. Подобный результат, по-видимому, следует объяснить не тем, что к пятому курсу студентов окончательно “запутывают”, а, наоборот, тем, что они убеждаются в том, что их послешкольные представления в достаточной степени отличались от того, что студенты к пятому курсу узнали о своей специальности. Т.е. можно сказать, что взгляды старшекурсников оказываются более реалистичными.

Определенные отличия по рассматриваемому вопросу наблюдаются и у студентов различных специальностей (таблица 4).

Таблица 4. Изменение представлений студентов об их будущей профессиональной деятельности в зависимости от выбранной специальности

(%%)

 Представляют, в каких фирмах будут работатьПредставляли, с чем будет связана их профессиональная деятельностьСобираются работать по специальности
ДаНетДаНет / Не представляют до сих порДаЕсли смогут устроитьсяНет
Экономисты
Всего47,852,276,623,452,546,01,5
1 курс45,154,986,813,254,544,80,7
5 курс54,445,650,949,147,449,13,5
Студенты технических специальностей
Всего54,145,982,417,641,452,75,9
1 курс51,848,286,713,341,053,65,4
5 курс60,739,369,130,942,950,07,1

В данном случае опрос показал, что представления студентов, обучающихся на технических специальностях, являются более конкретизированными. Об этом свидетельствует то, что, во-первых, большее количество студентов технических специальностей представляет себе, в каких фирмах они будут работать по окончанию вуза (при этом обучаясь как на первом, так и на пятом курсе). Во-вторых, опрошенные из данной группы имеют более четкие представления о том, что именно они будут делать в этих фирмах. Кроме того, интересно то, что, если, как уже отмечалось, к пятом курсу происходит увеличение численности студентов, признающих, что при поступлении в вуз они мало что знали о выбираемой специальности, то среди студентов технических специальностей разрыв между первым и пятым курсами по данному показателю составляет всего 17,6%, а у экономистов - 35,9%. Вероятно, данное различие связано со спецификой каждой специальности и практической значимостью навыков, даваемых в вузе. По-видимому, те, кто изучает в вузе дисциплины, связанные с компьютерными технологиями и программированием, лучше представляют, как применить полученные знания, нежели те, кто прослушал курсы маркетинга и стратегического управления. Помимо этого, необходимо отметить, что в большинстве вузов факультеты “ВТ”, “ПМ”, “АСУ” и т.д. существуют достаточно давно, в то время как экономические специальности появились только в последнее десятилетие. При этом появлением новых вузов и специальностей связано, прежде всего, с модой и спросом предъявляемых на них со стороны абитуриентов, и зачастую “новые” специальности оказываются не обеспеченными ни преподавательским составом, ни учебными пособиями. Поэтому полученное в ходе опроса различие в представлениях студентов в отношении их представлений о профессиональной деятельности по окончании вузов можно объяснить и качеством образования, предоставляемого в разных вузах и на различных специальностях. Поскольку чем качественнее образование, получаемое студентом в вузе, тем в большей степени он должен быть сориентирован по его окончанию в отношении, где работать и чем именно заниматься.

Вместе с тем, оказалось, что студенты технических специальностей в меньшей степени уверены, что они вообще будут работать по выбранной ими специальности. Если больше половины экономистов утверждают, что будут, то больше половины представителей данной группы делают оговорку, что будут работать по специальности, если смогут устроиться. И именно среди последних большее количество пятикурсников не собирается работать по специальности вовсе. С чем связана подобная неуверенность, сказать достаточно сложно. Вероятно, у студентов технических специальностей действительно более четко формируется представление о том, что из себя должна представлять их профессиональная деятельность, и, поняв это, часть студентов осознает, что выбрали не ту специальность и хотят заниматься в дальнейшем совершенно иным. Для того чтобы проверить данное предположение необходимо сопоставить, сколько человек (в процентном отношении) из тех, кто не собирается работать по специальности, имеет представление о том, что из себя представляет их будущая профессия и в каких фирмах они будут работать (таблица 5).

Таблица 5. Представления о выбранной специальности и будущей профессиональной деятельности студентов, не собирающихся работать по специальности

(%%)

 Представляют, в каких фирмах будут работатьПредставляли, с чем будет связана их профессиональная деятельность
ДаНетДаНетНет / Не представляют до сих пор
Всего54,545,554,527,318,2
Экономисты66,733,333,333,333,3
Студенты технических специальностей544676,915,47,7

Таким образом, можно сказать, что, с одной стороны, действительно, представления студентов технических специальностей о том, что они будут делать по окончании вуза, если не пойдут работать по специальности, являются более определенными: наименьшее количество человек до сих пор не представляет, с чем будет связана их профессиональная деятельность, и, наоборот, наибольшее количество студентов представляло это даже при поступлении. С другой стороны, где именно они будут работать, практически половина из них (46%) не знает. Подобный результат является достаточно закономерным, поскольку если после обучения в вузе люди не собираются идти работать по полученной ими специальности, это свидетельствует о том, что вуз, если рассматривать его в точки зрения социального фильтра, не справляется со своей задачей. Соответственно после его окончания часть выпускников так и не получило представления о том, что делать в дальнейшем.

Теперь рассмотрим, в какой степени различаются представления о профессиональной деятельности после окончания обучения в вузе между мужчинами и женщинами (таблица 6).

Таблица 6. Изменение представлений студентов об их профессиональной деятельности по окончанию вуза в зависимости от пола

(%%)

 Представляют, в каких фирмах будут работатьПредставляли, с чем будет связана их профессиональная деятельностьСобираются работать по специальности
ДаНетДаНет / Не представляют до сих порДаЕсли смогут устроитьсяНет
Мужчины53,746,383,616,441,752,45,9
1 курс51,448,6891139,355,15,6
5 курс56,143,966,133,947,447,45,3
Женщины49,250,875,524,548,349,12,6
1 курс43,956,182,717,350,647,71,7
5 курс59,440,654,745,342,251,66,3

Как видно из таблицы, в целом мужчины имеют более четкие представления о том, где они будут работать по окончании вуза и с чем будет связана их профессиональная деятельность. Вместе с тем и большее количество мужчин не собирается работать по полученной ими специальности. Рассмотрение мотивов обучения в вузе данной части опрошенных (мужчин) позволяет сказать, что в целом основным стимулом пребывания в вузе для тех, кто не собирается после его окончания работать по полученной специальности, является получение документа о высшем образовании (примерно 60% опрошенных). Кроме того, для мужской половины респондентов значимой причиной оказалась отсрочка от армии (27%), в то время как для женщин подобный мотив не актуален.

Интересен тот факт, что представления женщин являются не только менее определенными в целом, но и в большей степени изменяются в зависимости от курса. Так резко увеличивается количество опрошенных, которые знают, в каких фирма будут работать (их доля на пятом курсе превышает даже аналогичный показатель у мужчин). Если среди опрошенных мужчин уверенность, что они будут работать по специальности, к пятому курсу увеличивается, то у женщин наоборот уменьшается, в несколько раз возрастает доля людей, не собирающихся работать по выбранной специальности. Подобные факты говорят о том, что, по-видимому, первоначальные представления женщин о том, чему их будут учить в вузе и что они получат “на выходе”, в меньшей степени соответствуют действительности, чем аналогичные представления у мужчин.

Также в ходе анкетирования была предпринята попытка оценить, какие заработки ожидают иметь респонденты сразу по окончании вуза (см. таблицу 7).

Таблица 7. Ожидаемые заработки студентов по окончании вузов

(%%)

 ВсегоЭкономистыСтуденты технических специальностей
1 курс5 курс1 курс5 курс
Среднее1882421704202931597015140
Мужчины2137416600226771435016510
Женщины1609121720166801675213121
Платники1668121753122171805911000
Бесплатники1939415917203661476615536

Из таблицы достаточно четко видно, что, во-первых, студенты-экономисты ожидают получать сразу по окончании вуза больше, чем студенты технических специальностей. При этом сами суммы ожидаемой заработной платы являются достаточно высокими для рассматриваемого региона (для Калужской области), что свидетельствует о том, что многие из анкетируемых собираются работать за его пределами. Во-вторых, на более высокий заработок рассчитывают первокурсники, нежели пятикурсники. В какой-то степени, взгляды последних можно назвать более реалистичными, однако для различных подгрупп существуют противоположные тенденции. Так для подгрупп “мужчины” и “бесплатники” наблюдается обратная зависимость: к пятому курсу величины ожидаемых заработков возрастает.

Также оказалось, что в среднем наиболее высокие заработки предполагают иметь мужчины, нежели женщины, и “бесплатники” по сравнению с “платниками”.

Помимо анализа представлений студентов об их будущей профессиональной деятельности, в рамках данного исследования проводилось анкетирование, на предмет работают ли респонденты сейчас. Поскольку в опросе принимали участие студенты только дневных отделений вузов, большая часть опрошенных заявила, что не совмещают работу с учебой, и лишь немногие работают (таблица 8).

Таблица 8. Анализ занятости студентов

(%%)

 ВсегоМужчиныЖенщиныПлатникиБесплатники1 курс5 курс
Работают по специальности8,86,311,48,49,21,431,4
Работают не по специальности14,217,211,418,1118,224
Не работают76,976,677,373,579,890,444,6

Как видно из таблицы значимые различия наблюдаются только между студентами 1 и 5 курсов: количество работающих увеличилось к старшим курсам в несколько раз. При этом, количество опрошенных, работающих по специальности, увеличивалось быстрее, чем количество занятых в целом. В этой связи интересным представляется рассмотреть представления тех, кто уже работает по специальности, относительно того, чем они будут заниматься после окончания вуза.

Таблица 9. Представления студентов, работающих по специальности, об их профессиональной деятельности по окончанию вуза

(%%)

 Представляют, в каких фирмах будут работатьПредставляли, с чем будет связана их профессиональная деятельностьСобираются работать по специальности
ДаНетДаНетНе представляют до сих порДаЕсли смогут устроитьсяНет
Всего51,448,679,515,74,844,451,45,9
Работают по специальности83176238070282

Как и следовало ожидать, представления работающих по специальности студентов о будущей профессиональной деятельности являются более четкими. Они лучше представляют, в каких фирмах они будут работать и что именно они там будут делать. Кроме того, ни один респондент из данной подгруппы не ответил, что он до сих пор не представляет, с чем будет связана его профессиональная деятельность.

Также в ходе исследования была предпринята попытка выяснить основные мотивы поступления в вуз и представления о получаемой профессии тех, кто пришел в вуз в более зрелом возрасте. Для этого среди всех опрошенных были отобраны те, кто был старше своих одногруппников на 2-3 года и на 4 и более лет. Таких респондентов оказалось совсем не много (28 и 8 человек соответственно), поэтому для удобства анализа они были объединены в единую подгруппу, составившую 7% опрошенных.

Анализ причин, по которым данная группа опрошенных поступает в вуз, показал следующее (таблица 10):

Таблица 10. Анализ причин поступления в вуз студентов, которые старше своих одногруппников на 2 и более года

(%%)

 ЗнанияДокументРаботаШколаАрмия
Всего45,314,324,29,56,7
«Старшие»6011,417,15,75,7

Как видно из представленных данных, мотивы тех, кто поступает в вуз в более зрелом возрасте, отличаются от аналогичных показателей по всей совокупности. Происходит явное смещение предпочтений в сторону получения знаний и снижение по всем оставшимся вариантам.

Теперь сопоставим представления “старших” студентов об их будущей профессиональной деятельности с аналогичными данными по всей совокупности (таблица 11):

Таблица 11. Изменение представлений студентов об их будущей профессиональной деятельности в зависимости от возраста

(%%)

 Представляют, в каких фирмах будут работатьПредставляли, с чем будет связана их профессиональная деятельностьСобираются работать по специальности
ДаНетДаНетНе представляют до сих порДаЕсли смогут устроитьсяНет
Всего51,448,679,515,74,844,451,34,2
«Старшие»63,936,188,98,32,852,841,75,6

Анализ показал, что представления о том, с чем будет связана будущая профессиональная деятельность, значительно четче у более взрослых студентов. Уже при поступлении в вуз практически 90% из них сформировали у себя это представление. Кроме того, среди опрошенных данной группы минимальное количество студентов ответили, что и до сих пор не представляют, чем будут заниматься после окончания вуза. Также студенты, которые старше своих одногруппников, намного лучше представляют, в каких фирмах они будут работать после завершения процесса обучения. Помимо этого, они в большей степени уверены что смогут найти работу по полученной специальности в целом.

Таким образом, можно сказать, что четвертая гипотеза подтвердилась. Отличия между представлениями различных возрастных групп и полов действительно существуют.

Вторая часть исследования была посвящена анализу ожиданий респондентов в отношении изменений их горизонтальной мобильности. Для того чтобы сузить данную проблему, сделав её более инструментальной, делался анализ причин того, почему люди обучаются именно в данном регионе. Для определения мотивов опрашиваемых, респондентам были предложены следующие варианты ответов:

  • Вы здесь живете и считаете уровень местного образования достаточно высоким (поэтому не уезжаете учиться в другой город)
  • Вы здесь живете и не имеете необходимых финансовых и других ресурсов для обучения в другом городе (хотя, возможно, хотели бы учиться в другом регионе)
  • Вы здесь живете и не можете уехать из города по семейным обстоятельствам
  • Вы живете в другом регионе, но там нет возможности получить необходимое Вам образование
  • Вы живете в другом регионе, но поступили в данный вуз, поскольку хотели бы остаться в этом городе после окончания учебы
В наиболее обобщенном виде результаты выглядят следующим образом (см. таблицу 12):

Таблица 12. Причины обучения студентов в данном регионе

(%%)

 ВсегоМужчиныЖенщиныПлатникиБесплатники
Живут в данном регионе и считают уровень местного образования достаточно высоким424539,141,342,6
Живут в данном регионе и не имеют финансовых возможностей для обучения в другом регионе1713,220,72014,4
Живут в данном регионе и не могут уехать по семейным обстоятельствам3,72,74,65,12,5
Живут в другом регионе, но там нет возможности получить необходимое образование28,330,226,427,728,9
Живут в другом регионе, но поступили в этот вуз, т.к. хотят остаться в данном регионе9,18,99,2611,6

Анализ полученных данных показал, что наиболее значимыми причинами для тех, кто живет в данном регионе, стали приемлемый уровень образования (67,1%), а для тех, кто проживает в другом регионе, отсутствие необходимого образования у себя дома (75,8%), и лишь примерно четверть студентов из других регионов признали, что поступили в определенный вуз, поскольку хотели бы остаться в данном регионе.

Поскольку в анкетировании принимали участие в основном учащиеся вузов Калужской области, интересным представляется сравнить полученные результаты с итогами опроса, проведенного в московском вузе (см. таблицу 13).

Таблица 13. Причины обучения студентов в данном регионе студентов МЭИ

(%%)

 ВсегоМужчиныЖенщиныПлатникиБесплатники
Живут в данном регионе и считают уровень местного образования достаточно высоким45,238,556,35045
Живут в данном регионе и не имеют финансовых возможностей для обучения в другом регионе4,87,7005
Живут в данном регионе и не могут уехать по семейным обстоятельствам00000
Живут в другом регионе, но там нет возможности получить необходимое образование23,830,812,5025
Живут в другом регионе, но поступили в этот вуз, т.к. хотят остаться в данном регионе26,223,131,35025

Как видно из таблицы распределение предпочтений среди студентов московского региона несколько изменилось. На первом месте так же, как и в Калужской области, оказался ответ “живу здесь, уровень образования устраивает”. Однако значительно увеличилось количество человек, которые хотят остаться в данном регионе после окончания вуза (более 50% от численности иногородних). С другой стороны, сократилось количество опрошенных, ответивших, что они обучаются в данном регионе, поскольку здесь живут и не имеют финансовых возможностей для получения образования где-либо еще. Подобный результат является весьма логичным, поскольку московский регион предоставляет наибольшее количество возможностей получения образования самого разного профиля, и именно сюда стремятся те, кого не устраивает уровень образования в местных вуза в других регионах.

Далее всем опрашиваемым был предложен вопрос, собираются ли они остаться в том городе, в котором обучаются, после окончания вуза. Результаты, в соответствии с тем, что респонденты отвечали по предыдущему вопросу, представлены в таблице 14.

Таблица 14. Представления студентов о будущем месте проживания и работы (в зависимости от причины обучения в данном регионе)

(%%)

 Собираются остаться в городеНе собираются остаться в городеНе думали об этом
Живут в данном регионе и считают уровень местного образования достаточно высоким40,42831,7
Живут в данном регионе и не имеют финансовых возможностей для обучения в другом регионе24,749,425,8
Живут в данном регионе и не могут уехать по семейным обстоятельствам352540
Живут в другом регионе, но там нет возможности получить необходимое образование11,549,339,2
Живут в другом регионе, но поступили в этот вуз, т.к. хотят остаться в данном регионе70,28,521,3
Всего30,73831,3

Анкетирование показало, что существуют значимые различия в намерениях тех, кто приехал учиться в вуз из другого региона, и тех, кто обучается в том же городе, где и живет. Те, кто приехал учиться в данном вузе, поскольку у себя в регионе не имел возможности получить необходимое образование, собираются в большинстве своем покинуть город после окончания вуза. Вместе с тем, не следует полагать, что все они хотят вернуться домой молодыми специалистами. Вероятнее всего, часть из них так и сделает, в то время как другая часть собирается уехать на работу в столицу в связи с географической близостью регионов, а также, поскольку заработки там выше, а получать образование в Калужской области было дешевле.

Интересная ситуация складывается с теми, кто живет и учится в одном и том же городе. Большинство тех, кого устраивает уровень местного образования, собираются остаться в городе (либо еще не решили), и, наоборот, те, кто хотел бы обучаться где-то еще, но не могут себе этого позволить по финансовым соображениям, предполагают уехать из города после окончания вуза. Те же, кто не смог уехать учиться в другой город по семейным обстоятельствам, пребывают в наибольшей неопределенности.

Таким образом, можно сказать, что пятая гипотеза подтвердилась.

Рассмотрим теперь, как респонденты отвечали на данный вопрос в зависимости от пола, курса и формы обучения (таблица 15).

Таблица 15. Представления студентов о будущем месте проживания и работы

(%%)

 ВсегоМужчиныЖенщины1 курс5 курсПлатникиБесплатники
Собираются остаться в городе30,731,529,927,747,118,840,8
Не собираются остаться в городе3833,542,435,632,249,428,4
Не думали об этом31,33527,736,720,731,830,9

Опрос показал, что наиболее значимые различия по данному вопросу наблюдаются между студентами разных курсов, а также теми, кто обучается платно или бесплатно. Так практически вдвое большее количество студентов-пятикурсников собирается оставаться в том регионе, в котором учится, после окончания вуза (по сравнению с первокурсниками). При этом примечательно то, что данное увеличение численности предполагающих остаться происходит в основном за счет сокращения количества тех, кто еще не принял окончательного решения. Подобная ситуация представляется весьма правдоподобной, поскольку действительно к пятому курсу большинство студентов уже определяется относительно того, останутся они в городе или нет.

С “платниками” и “бесплатниками” все наоборот. Здесь практически неизменной остается численность неопределившихся, в то время как соотношение тех, кто собирается остаться, а кто нет, значительно отличается. Так почти 50% студентов, обучающихся на платной основе, считают, что уедут из данного региона по окончанию института. Напротив, более 40% опрошенных, обучающихся за счет бюджета, предполагают остаться в том городе, в котором получают образование.

В рамках данного вопроса представляется необходимым рассмотреть, как обстоят дела с трудоустройством тех, кто решил остаться в данном регионе. В табл.16 представлены результаты опроса студентов пятых курсов, поскольку их представления являются более определенными.

Таблица 16. Представления студентов о будущем месте проживания и работы (в зависимости от занятости и представлений о трудоустройстве по окончании вуза)

(%%)

 Собираются остаться в городеНе собираются остаться в городеНе думали об этом
Работают по выбранной специальности31,633,328,0
Работают не по выбранной специальности17,535,920,0
Не работают50,930,852,0
Представляют, в каких фирмах будут работать по окончании вуза61,459,048,0
Не представляют, в каких фирмах будут работать по окончании вуза38,641,052,0

Оказывается, что более половины респондентов, собирающихся остаться в том городе, в котором обучаются, на пятом курсе еще не работают. Аналогичным образом обстоят дела и с теми, кто еще не решил для себя этот вопрос. С другой стороны более 70% тех, кто в городе оставаться не собирается, уже работают: примерно половина по специальности и вторая половина – не по выбранной специальности. Подобные результаты можно объяснить определенным инфантилизмом большей части студентов, обучающихся на дневном отделении, а также и тем, что не всем удается совмещать работу и учебу. И, наоборот, высокая занятость желающих уехать из города свидетельствует о большей целеустремленности данной группы опрошенных. Что же касается представлений студентов о том, в каких именно фирмах они будут работать по окончании вуза, то опрос не выявил существенных различий в зависимости оттого, что респонденты решили о месте жительства и работы по окончании института. Т.е. можно, сказать, что шестая гипотеза, по крайней мере, частично подтвердилась. Помимо вопросов о будущей профессиональной деятельности, респондентам задавался вопрос о продолжении обучения после окончания вуза (табл. 17).

Таблица 17. Планы студентов относительно продолжения обучения после получения диплома о высшем образовании

(%%)

 ВсегоМужчиныЖенщиныПлатникиБесплатники1 курс5 курс
Собираются продолжить обучение28,428,628,228,228,727,425,8
Не собираются продолжить обучение15,514,516,516,414,713,125,8
Потом видно будет56,156,955,355,556,659,548,3

Как видно из представленных в таблице результатов опроса, большинство студентов практически независимо от пола, формы обучения и курса откладывают принятие решение о продолжении получения образования на потом. Единственное, что можно отметить, это то, что к пятому курсу несколько увеличивается доля тех, кто не собирается продолжить обучение после получения диплома о высшем образовании.

Перегруппируем респондентов в зависимости оттого, что они отвечали на вопрос о том, что их побудило обучаться в данном регионе (таблица 18).

Таблица 18. Планы студентов относительно продолжения обучения после получения диплома о высшем образовании (в зависимости от причины обучения в данном регионе)

(%%)

 Собираются продолжить обучениеНе собираются продолжить обучениеПотом видно будет
Живут в данном регионе и считают уровень местного образования достаточно высоким28,413,558,1
Живут в данном регионе и не имеют финансовых возможностей для обучения в другом регионе34,114,851,1
Живут в данном регионе и не могут уехать по семейным обстоятельствам18,82556,3
Живут в другом регионе, но там нет возможности получить необходимое образование28,420,351,4
Живут в другом регионе, но поступили в этот вуз, т.к. хотят остаться в данном регионе301258
Всего28,415,556,1

По-прежнему видим, что большинство опрошенных откладывают решение вопроса о продолжении образования на то время, когда диплом об окончании вуза будет уже получен. Среди же тех, кто все-таки уже определился, несколько выделяются желающие остаться в регионе и те, у кого нет финансовых возможностей обучаться в другом городе – среди данных подгрупп доля желающих продолжить образование немного превышает среднюю величину. И, наоборот, те, кто не смог уехать учиться в другой регион по семейным обстоятельствам, с большей вероятностью не будут продолжать обучение после окончания данного вуза.

Теперь посмотрим, существуют ли различия между студентами экономических и технических специальностей в их собственной оценке причин, побудивших их обучаться в данном регионе (таблица 19).

Таблица 19. Причины обучения студентов в данном регионе в зависимости от специальности

(%%)

 ЭкономистыСтуденты технических специальностей
Всего1 курс5 курсВсего1 курс5 курс
Живут в данном регионе и считают уровень местного образования достаточно высоким45,15032,741,542,538,7
Живут в данном регионе и не имеют финансовых возможностей для обучения в другом регионе19,71336,47,98,46,5
Живут в данном регионе и не могут уехать по семейным обстоятельствам6,75,89,12,22,41,6
Живут в другом регионе, но там нет возможности получить необходимое образование22,826,812,734,135,330,6
Живут в другом регионе, но поступили в этот вуз, т.к. хотят остаться в данном регионе5,74,39,114,411,422,6

Исследование показало, что, во-первых, среди опрошенных экономистов более 70% опрошенных обучаются в том же регионе, где и живут, в то время как соотношение проживающих в регионе и приезжих среди студентов технических специальностей практически 1:1. По-видимому, это можно объяснить широким распространением в последнее время экономических специальностей во всех регионах. В большинстве региональных вузов открылись новые специальности, а также к ним добавились филиалы уже существующих крупных вузов. Поэтому у желающих получить экономическое образование появилась возможность учиться, не уезжая из своего населенного пункта. Другой вопрос – это качество такого образования. Однако, как известно, свойство такого блага как образование таково, что потребитель далеко не всегда оказывается в состоянии оценить качество предоставляемой ему услуги.

Во-вторых, наблюдаются существенные различия в ответах различных курсов. Так к пятому курсу среди экономистов существенно увеличилось количество человек, которых не устраивает качество получаемого образования и, таким образом, обучающихся в данном регионе только в связи с отсутствием средств на обучение в другом регионе. Среди значимых различий в ответах студентов технических специальностей можно отметить увеличение к пятому курсу количества человек, которые обучаются в данном вузе, поскольку хотели бы остаться после его окончания в регионе.

Каким образом обстоят дела с выбором будущего места работы и жительства у студентов разных специальностей показано в таблице 20.

Таблица 20. Представления студентов о будущем месте проживания и работы (в зависимости от выбранной специальности)

(%%)

 Собираются остаться в городеНе собираются остаться в городеНе думали об этом
Экономисты, всего22,443,334,3
1 курс15,345,838,9
5 курс40,436,822,8
Студенты технических специальностей, всего42,328,828,8
1 курс36,131,332,5
5 курс60,721,417,9

В целом студенты-экономисты в большей степени, нежели обучающиеся на технических специальностях, настроены на то, чтобы уехать из города, в котором учатся. Однако ситуация достаточно резко меняется от 1 курса к 5. Как уже отмечалось выше, среди пятикурсников почти вдвое больше респондентов, собирающихся остаться в том городе, в котором учатся. Данная тенденция характерна как для экономистов, так и для студентов технических специальностей.

Итоги исследования

Анализ мотивов студентов, побудивших их поступить в вуз, выявило следующие результаты. Примерно 45% опрошенных в качестве основной причины, по которой они решили получить высшее образование, назвали получение знаний. Кроме того, еще четверть респондентов считает для себя важным то, что получение документа о высшем образовании позволит им устроиться на хорошо оплачиваемую работу. Данный итог отражает тот факт, что большинством студентов образование воспринимается как “нормальный” социальный фильтр, дающий и возможность профессионализации, и прохождения в следующую социальную страту. Тот же факт, что тех, кто пришел в вуз, чтобы получить отсрочку от армии, и тех, кого интересует исключительно “корочка” об окончании института, оказалось относительно немного (около 20%), подтверждается тем, что покупка диплома о высшем образовании остается по-прежнему “дорогим удовольствием”. Если бы мотив получения документа об образовании стал основным для большинства опрошенных, т.е. содержание образования отошло на второй план, стоимость данного документа должна была бы очевидно снизиться в результате практически неограниченного предложения своих услуг организациями “псевдообразования”.

С другой стороны, исследование выявило ряд настораживающих моментов. Полученная в ходе исследования картина в определенной степени отличается от представлений о вузе как о фильтре, регулирующем вертикальную социальную мобильность. Во-первых, оказалось, что от 40 до 70% (!) опрошенных (в зависимости от вопроса) не задумываются о том, где они будут работать по окончании вуза, с чем будет связана из профессиональная деятельность, продолжат ли они свое обучение в аспирантуре, останутся ли в том городе, в котором учатся. Во-вторых, как оказалось, среди тех, кто хорошо представляет себе свой будущий профессиональный и социальный статус, только одна треть имеет и высокую горизонтальную мобильность. То обстоятельство, что две трети опрошенных либо собираются оставаться в том же городе, либо вообще не думало о переездах, может свидетельствовать ещё и том, что при повышении социального статуса они в меньшей степени рассчитывают на свои профессиональные качества, а в большей – на иные каналы социальной коммуникации (скажем, клановые). В пользу этой же гипотезы свидетельствует и то обстоятельство, что из тех, кто собирается остаться в том же городе, где расположена их alma mater, более половины не работает (речь идёт о пятом курсе), и только 31,6% работает по избранной специальности.

Кроме того, поражает воображение количество студентов, не представляющих, с чем будет связана их профессиональная деятельность (49,1% – у студентов-экономистов 5-го курса; 30,9% – у студентов 5-го курса технических специальностей). При этом настораживает, что происходит существенная корректировка представлений “в худшую сторону”: количество студентов, которые имели представление, чем они будут заниматься в будущем, на 1-ом курсе составляло в целом 85,9%, в то время как к 5-тому курсу их число снизилось до 60%. Парадокс, когда в результате обучения в вузе студенты перестают понимать, где будут применяться полученные ими знания, вряд ли можно считать характеристикой “качественного профессионального и социального фильтра”.


Вернуться в Архив публикаций   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.