Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Стратегии развития вузов (на примере вузов Калужской области)
Борисов А. М., Недоступенко Г. А., Ореховский П. А., Слесарева Е. В.

Стратегии развития вузов (на примере вузов Калужской области)


В данной статье отражены результаты второго этапа исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области (проект № 04-02-59003а/Ц).


Во всех новых учебных заведениях Калужской области ведется подготовка студентов по экономическим (управление, финансы) и юридическим специальностям. На первый взгляд, вузы, исходя из интересов конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, должны были бы развивать различные направления деятельности. Однако этого не происходит: фактически во всех вузах ведется прием на одни и те же специальности (менеджмент, финансы и кредит, бухгалтерский учет, государственное и муниципальное управление, юриспруденция). Несмотря на большое количество выпускников данных специальностей, по оценкам администраторов вузов, проблем с набором они не испытывают. Ситуация не становится жестче даже при постоянно идущем повышении платы за обучение: в 2004 году она составляла от 20000 руб. до 35000 руб., при этом вузы, находящиеся в верхнем ценовом сегменте предоставляемых услуг, также успешно провели осенний набор на указанные специальности.

Особых препятствий при открытии новых специальностей и увеличении набора со стороны регулирующих (государственных) органов, по оценкам респондентов, они не испытывают. Основной трудностью является подготовка учебных программ и необходимых стандартов и согласование их с Учебно-методическими объединениями по соответствующим специальностям. Региональные власти практически никак не влияют на данный процесс (их влияние отмечается только на стадии открытия нового вуза или филиала 1). Таким образом, региональный рынок образовательных услуг характеризуется большой степенью конкурентности (только в рассматриваемом “северо-западном углу” Калужской области обучение по указанным специальностям осуществляется в двенадцати вузах), низкой степенью административных барьеров, высокой степенью бюджетной автономии (из рассматриваемых вузов только в двух имелось бюджетное финансирование, при этом в первом случае государственные средства составляли 50% общей “выручки” вуза, а во втором - менее 25%). В связи с этим правомерно рассматривать стратегии развития вузов аналогично коммерческим фирмам: со стороны спроса (и предложения) на их услуги, переходя к внутренней структуре и реализации данных стратегий в процессе управления.

1. Спрос на услуги высшего образования

По мнению ряда исследователей, в настоящее время в России наблюдается общее несоответствие структуры спроса на те или иные специальности и структурой специальностей, по которым ведется подготовка в отечественных вузах 2. В Калужской области данная ситуация сложилась исторически - в советское время большинство специалистов, необходимых региону (за исключением педагогов), проходило подготовку за его пределами. Определенное исключение, подтверждающее правило, представлял собой Обнинский филиал МИФИ, который, в свою очередь, готовил специалистов не только (и не столько) для обнинских НИИ, сколько для СССР в целом.

Тем не менее сколько-нибудь ярко выраженного, болезненного феномена структурной безработицы не наблюдается. Это связано с бурным ростом количества юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в регионе - только в Обнинске в середине 80-х годов насчитывалось не более 150 организаций, а в настоящее время их более 2,5 тысяч (зарегистрировано более 4,5 тыс. предприятий). Все новые предприятия предъявляют спрос на работников экономических и юридических специальностей, при этом развитие информатизации и повсеместное применение компьютерной техники позволяет сравнительно легко находить работу и выпускникам государственных вузов, имеющих инженерные специальности.

Небезынтересно отметить, что одновременно с подготовкой менеджеров и финансово-экономических работников в вузах, в Обнинске осуществляется подготовка бухгалтеров, продавцов и делопроизводителей в организациях, предоставляющих услуги среднего технического образования. Кроме того, действуют многочисленные бухгалтерские курсы, подготовка пользователей бухгалтерских программ на базе специализированного пакета “1С”, а также программы повышения квалификации и получения второго образования. Работники со среднетехническим образованием, а также прошедшие дополнительную краткосрочную подготовку, должны были бы представлять своего рода “дешевую альтернативу” специалистам аналогичных профессий с высшим образованием. Однако этого не происходит. Практически все администраторы вузов отмечали большой спрос на получение второго высшего, вечернего и заочного образования - при найме работодатели в гораздо большей степени ориентируются на наличие высшего образования, диплом о среднем техническом образовании или краткосрочные программы расцениваются в основном как дополнение.

Внешне последнее положение свидетельствует о заинтересованности фирм в найме пусть более “дорогих”, но и более квалифицированных работников. Однако эта гипотеза в ходе интервью не подтвердилась. Если бы фирмы были заинтересованы в подготовке и найме высококвалифицированных кадров, логичным было бы их сотрудничество с вузами, отбор работников, прохождение производственных практик и стажировок, а также финансирование такой подготовки (заказ) со стороны фирм. Но такого рода заказы со стороны фирм отсутствуют практически у всех вузов (есть небольшой, менее 5%, государственный заказ на подготовку кадров в государственных вузах; этим сотрудничество между деловой средой и сферой образования в данной области исчерпывается).

В отсутствие системы государственного распределения выпускников вузов и непосредственной заинтересованности со стороны сектора фирм наибольшую активность проявляют родители и сами студенты, многие из которых сами оплачивают свое образование. Это обстоятельство укрепляет наиболее массовый сегмент спроса - спрос на экономические и юридические специальности (предполагается, что с дипломом в сфере естественных, точных или технических наук найти работу существенно сложнее). Поэтому при выборе вуза особое значение приобретает его “престижность и надежность” (студенты предпочитают государственный вуз негосударственному, бюджетное образование коммерческому набору и т.д.). Это обстоятельство учитывается и администраторами вузов. В частности, постоянство рекламы о наборе в те или иные вузы осуществляется еще и с целью напоминания о надежности вуза, присутствующего “в информационном поле”; аналогичной цели служат щиты с рекламой образовательных организаций, установленные в обследованных муниципалитетах Калужской области.

Таким образом, если не пытаться оценивать качественную сторону услуг, предоставляемых вузами, то можно констатировать, что в настоящее время на рынке образования наблюдается высокий платежеспособный спрос. Он удовлетворяется за счет увеличения наборов (при этом рост наборов идет не только на экономические и юридические, но и на технические специальности), открытия филиалов московских вузов и новых калужских вузов (в том числе происходит переход части организаций среднего технического образования в высшее). Фактически идет постепенный переход ко всеобщему высшему образованию. В свою очередь, и рынок труда предъявляет требования к наличию диплома о высшем образовании, подобно тому, как в советское время требовался аттестат, свидетельствующий о получении среднего образования.

Определенные опасения за состояние спроса на услуги образования вызывает демографический спад конца восьмидесятых годов. По имеющимся оценкам, уровень притока выпускников в вузы сократится в 2007 году более, чем в два раза по сравнению с 2004 годом. Тем не менее сама структура большинства функционирующих на калужском рынке образовательных структур такова, что неизбежная рецессия не приведет к появлению безработных преподавателей и пустующих учебных корпусов.

2. Стратегии предложения образовательных услуг

Поскольку вузы предлагают примерно одинаковый набор юридических и экономических специальностей, возникает естественный вопрос об их позиционировании на данном рынке. Исходя из результатов интервьюирования, можно выделить следующие основные особенности реализации стратегий предложения образовательных услуг:

  1. Традиционная “советская” стратегия предоставления “полного комплекса” образовательных услуг. Наличие бюджетного финансирования представляет своеобразную “гарантию качества” и соответствия учебного процесса приняты образовательным стандартам. При хорошей успеваемости возможен перевод студентов из коммерческого набора в бюджетный.

    Дополнительная привлекательность такой позиции состоит в наличии военной кафедры, аспирантуры, общежитий, определенного комплекса спортивно-оздоровительных услуг. Все это, как правило, недостижимо для негосударственных вузов, поэтому администраторы, работающие в “старых” учебных заведениях, как правило, не предпринимают специальных усилий по формированию “имиджа вуза”, полагая (отчасти справедливо), что сама история такого вуза “говорит сама за себя”.

    Специфической чертой такой стратегии является, с одной стороны, определенная близость к местной и региональной власти, с другой - определенное дистанцирование от нее. Поскольку старые вузы, придерживающиеся данной стратегии, имеют относительно большой набор студентов, то властные элиты считаются с наличием у таких вузов существенного электорального ресурса. В связи с этим возникает поле для административного торга, когда администраторы вузов и политические элиты используют друг друга к общей взаимной выгоде.

    Кроме того, традиционная советская система образования обеспечивала достаточную плотность вертикальных взаимосвязей старых вузов с бывшими министерствами. Многие из этих вузов, помимо отношений с местными и региональными властями, имеют неконтролируемые этими последними связи в Москве. Поэтому такие старые образовательные структуры имеют существенную степень независимости и часто являются весьма привлекательным местом работы для самих местных и региональных чиновников.

  2. Стратегия “дефицитных специальностей”. Часть новых негосударственных или полугосударственных вузов в качестве своей цели провозглашают “элитное образование”, соответствующим образом выстраивая и ценовую стратегию в наиболее дорогом сегменте рынка образовательных услуг. В этом случае отношения с местными властными элитами приобретают большое значение. Позиционирование таких вузов включает максимальную приближенность и зависимость от местных и региональных властей.

    Ориентация на “элитное образование”, кроме того, дополняется открытием международных программ. Поездки студентов за рубеж также являются достаточно дорогостоящими, однако в данном случае они дополняются получением дипломов и сертификатов западных образовательных учреждений.

    Новые образовательные структуры менее автономны, чем старые “советские” вузы. Близость к власти является для них принципиальным условием функционирования, соответственно, они более ориентированы на получение и выполнение заказов со стороны властных структур. В частности, поездки за рубеж и краткосрочные курсы по тем или иным “модным” инновационным дисциплинам являются здесь распространенным явлением и необходимым условием формирования имиджа. Стратегия администраторов данных вузов в информационном поле является максимально агрессивной, а известность - важнейшим ресурсом, привлекающих новых абитуриентов.

    Пользуясь “административным ресурсом”, данные вузы используют также тактику поглощения старых структур среднего технического образования. Выстраивается цепочка получения среднего технического (бюджетного) - высшего (платного) образования, что также укрепляет их положение.

  3. Стратегия “дешевого столичного” образования. В связи с ростом издержек и рисков, связанных с проживанием студентов вне родного города, многие родители предпочитают направлять своих детей в филиалы московских вузов, расположенных рядом с местом жительства. Эта тенденция была замечена и освоена многими московскими вузами, расширяющими свое влияние на регионы. Они занимают нижний ценовой сегмент платного образования (ниже 25 тыс. руб. в год). Численность студентов в них обычно не превышает 150 - 200 человек, штатных преподавателей в таких структурах (за исключением административного персонала, совмещающего управление с преподаванием) у них нет.

    Для этих структур также важны близкие отношения с местными властями, однако они носят в основном “оборонительный” характер. Фактически на их деятельность властные элиты смотрят “сквозь пальцы”, по мнению одного из респондентов, “мы позволяем оставлять деньги в Калужской области, в противном случае они ушли бы в Москву“.

В сущности, ни одна из рассмотренных стратегий не связана с долгосрочным инвестированием в создание в рамках данных образовательных структур как человеческого, так и физического капитала. У администраторов вузов присутствуют рыночные стратегии, однако в отношении формирования стабильного профессорско-преподавательского состава, приобретения оборудования и материалов и т.д. все они занимают сдержанно отрицательную позицию. Определенным исключением, подтверждающим правило, является позиция администраторов государственных вузов, что связано с получением бюджетных средств (есть бюджетные средства - осуществляется строительство и приобретение материалов, в противном случае все останавливается).

Таким образом, имеет место исключительно экстенсивное увеличение образовательных услуг, практически не подкрепляемое улучшением состояния материально-технической базы образования.

3. Особенности внутренней структуры вузов

Спецификой российского образования является наличие высокой степени стандартизации учебного процесса. Эта его особенность является также чертой советской традиции, в соответствии с которой выпускник вуза получал универсальное образование, вне зависимости от того, где впоследствии ему предстояло осуществлять свою деятельность - на заводе, в научной лаборатории или в учебной аудитории. Поскольку реальная потребность в специалистах данной профессии определялась заявками министерств и ведомств через систему планового распределения трудовых ресурсов, постольку непосредственная связь между организациями, использующими рабочую силу, и вузами практически отсутствовала. Соответствие ожидаемому качеству специалистов достигалось через применение образовательных стандартов, разрабатываемых и принимаемых на уровне министерства образования и учебно-методических объединений.

Данный порядок присвоения квалификации специалистов (а в дальнейшем, по-видимому, бакалавров и магистров) сохраняется и в настоящее время. При этом стоит отметить, что в образовательных стандартах указывается трудоемкость изучения каждой дисциплины в часах аудиторной работы студента и преподавателя; фактически в этой логике “трудочас” является основной единицей измерения качества получаемого образования. Как следствие, из затрат на освоение образовательного стандарта фактически выпадают затраты на материалы, оборудование, библиотечный фонд, связь (Интернет) и другие аналогичные статьи издержек. Кроме того, при данной логике преподавание одного и того же предмета как известным в данной области специалистом, так и вчерашним студентом будет являться одинаковыми затратами на освоение образовательного стандарта. При этом фактические затраты на оплату труда профессора будут существенно выше, что делает, при определенных условиях, приглашение такого преподавателя менее выгодным, чем сравнительно менее квалифицированного. Наличие профессоров в составе вуза увеличивает его престиж, однако с точки зрения аттестации выпускника это обстоятельство практически не играет роли. В связи с этим относительно логичной выглядит незаинтересованность администраторов вузов в повышении оплаты труда профессорско-преподавательского состава и закрепление их на своих рабочих местах.

Стоит также отметить повсеместную низкую роль ученых советов (или полное их отсутствие, за исключением старых “советских” вузов). Поступающие денежные средства полностью централизуются ректоратами, выделение средств факультетам и кафедрам происходит по конкретным заявкам и оформляется специальными решениями (приказами) ректора. Заведующие кафедрами представляют собой номинальных фигур, которые могут воздействовать на преподавателей исключительно средствами морального убеждения (решения по материальному поощрению или наказанию также принимаются на уровне ректората, с ним же подписывается и контракт).

Экономические и юридические специальности (как и гуманитарный цикл образования вообще) не требуют дорогостоящих материалов и оборудования, и при наличии достаточного количества учебной литературы необходимый состав преподавателей может быть подобран из любых людей, имеющих высшее образование. В большинстве рассмотренных вузов базовые экономические специальности имело менее 50% преподавателей; кроме того, практически все они работали в нескольких вузах. 75% вузов располагалось на арендуемых площадях и сравнительно слабо были обеспечены компьютерной техникой; библиотечного фонда либо не было, либо он находился в одной комнате. С точки зрения теории фирмы - это крайне ликвидные организации, практически лишенные специализированных активов. Это существенно снижает коммерческий риск их деятельности. Таким образом, высшее образование представляется весьма трудоемким, низко капиталоемким бизнесом со сравнительно невысокой средней оплатой труда.

Как следствие, сокращение объема спроса фактически не заденет основную массу занятых на этом рынке. Часть администраторов вузов уйдет из данного бизнеса, чему способствует отсутствие дорогостоящих физических активов, студенты переведутся в оставшиеся образовательные структуры. Произойдет некоторое сокращение численности (и доходов) преподавателей, что, в свою очередь, подтолкнет к выходу на пенсию работающих пенсионеров. Структура самих вузов, действующих на рынке образовательных услуг Калужской области, такова, что они сравнительно слабо зависят от колебаний конъюнктуры.

Резюме

В настоящее время оформляется радикальный сдвиг в высшем образовании: фактически оно становится всеобщим. Как следствие, сохраняя черты определенного социального фильтра, высшее образование все больше теряет функции профессиональной подготовки. В этих условиях наибольшим успехом пользуются вузы, ориентированные на близость к местной и региональной власти и реализующие западные образовательные программы, поскольку западный диплом начинает рассматриваться теперь как свидетельство высокой профессиональной подготовки и общей компетентности и состоятельности выпускника.

Переход к всеобщему высшему образованию способствует коммерческому успеху вузов и одновременному снижению социального статуса преподавателей, которые из специалистов высшей квалификации теперь превращаются в обычных “учителей-предметников”, чему способствует сама организация учебного процесса с традиционной для СССР - России ориентации не на потребности фирм-работодателей, но на разработанные и утвержденные универсальные стандарты (трудоемкости) образования.

Повышение степени образованности российского населения - новое явление, которое в настоящее время нельзя рассматривать однозначно как инвестиции в человеческий капитал с обычными в таких случаях выводами о последующем росте эффективности производства. Превращение Обнинска в центр предоставления образовательных услуг, по-видимому, является определенным инерционным явлением. “Возрождение” объемов производства НИОКР, если таковое произойдет, не будет связано с реализуемыми в данном регионе Калужской области образовательными программами.


1 Больше половины действующих на территории Калужской области вузов являются филиалами московских вузов.

2 Обзор ГУ-ВШЭ. - М., 2004.


Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.