Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Социальные льготы: механизм и логика предоставления. «Монетизация» льгот
Грахова Е. А.

Социальные льготы: механизм и логика предоставления. «Монетизация» льгот

Приложение 2



Подробности реформы по отдельным льготам

“Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004годы)” вносит изменения в 155 федеральных законов и отменяет действие 41 закона.

Согласно этим поправкам и упразднениям, ряд льгот просто исключаются без всякой компенсации. В частности, эта судьба постигла федеральные дотации регионам на реализацию права устанавливать собственные надбавки к денежному окладу сотрудников МВД. Теперь для того чтобы компенсировать суровые условия службы, администрациям субъектов придется заключать отдельные договоры с федеральным центром о делегировании полномочий. Региональные дорожные фонды теперь придется содержать самим регионам. Вдовы военнослужащих и милиционеров, погибших при исполнении, не смогут получить квартиру. Врачи, заразившиеся ВИЧ или другими социально значимыми заболеваниями на рабочем месте, остаются без всякой компенсации.

Судьба проезда пенсионеров на городском транспорте целиком вверяется в распоряжение регионов. То же самое касается льготного проезда для студентов. Студенческие льготы на проезд в междугороднем транспорте федеральным законом уже отменены.

Льготы по оплате услуг ЖКХ сохраняются в натуральном виде. Военным пенсионерам будут предоставлены компенсации за льготу по земельному налогу и налогу на имущество.

Закон предусматривает замену льгот денежными компенсациями с 1 января 2005 года. В частности, инвалидам войны предполагается выплачивать ежемесячно 2 тыс. рублей, блокадникам и ветеранам боевых действий - 1,1 тыс. рублей, чернобыльцам - 1,7 тыс. рублей, инвалидам первой группы - 1,4 тыс. рублей, второй группы - 1 тыс. рублей, третьей группы - по 800 рублей.

Сохранены госгарантии по предоставлению социальных услуг "чернобыльцам" и лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. Районные надбавки северянам будет устанавливать правительство России, а регионы обязали проследить, чтобы их выплаты были не меньше, чем установлено законом. Больше платить можно. Также северным пенсионерам сохранили компенсацию за проезд к месту отдыха раз в два года.

Чернобыльцам будет компенсирован вред здоровью, полученный при ликвидации аварии на АЭС и при проживании на загрязненных территориях, а не только предоставлена социальная поддержка, как предлагалось ранее.

Сохранились районные коээфиценты и надбавки за проживание в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях. Эта поправка была еще ранее поддержана представителями четырех профильных социальных комитетов Госдумы.

В 2005 году размер выплат всем заявленным категориям льготников будет уменьшен на сумму стоимости ежемесячного "социального пакета" (450 рублей), включающего бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, обеспечение медикаментами и санаторно-курортное лечение раз в 3-4 года по назначению врача, а также бесплатный проезд до места отдыха и обратно. Именно из-за введения в социальный пакет бесплатного проезда до места отдыха удалось увеличить его стоимость с 440 до 450 рублей. В изначальной редакции закона проезд компенсировался лишь частично. С 1 января 2006 года граждане смогут отказаться от этих льгот и получить их деньгами. Что касается лекарств, то необходимые препараты по рецепту врача будут выдаваться нуждающимся в нужном объеме, а не всего на 350 рублей, как предлагалось ранее.

Гарантировано бесплатное медицинское обслуживание (обеспечение лекарствами и амбулаторное лечение) больных туберкулезом и ВИЧ. Восстановлено право вузов самостоятельно распоряжаться внебюджетными средствами, арендовать помещения и выступать арендодателями. Будет по-прежнему выделяться 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения. Сохраняется и финансовая самостоятельность: все получаемые вузом внебюджетные средства остаются в полном его распоряжении. Стипендиальный фонд для малообеспеченных студентов увеличивается в 5 раз.

Денежные компенсации жертвам политических репрессий будет назначать не центр, а регионы. Они же должны с нового года взять на себя установление и выплату детских пособий. Оставлены на попечение регионов и две самые многочисленные категории льготников – ветераны труда и труженики тыла. Вопрос о компенсациях Героям СССР и России будет решаться отдельным законом, который планируется рассмотреть осенью.

Урезана часть льгот для малого бизнеса. В частности, предпринимателей лишили возможности применять ускоренную амортизацию основных фондов, а также списывать до 50% их стоимости на амортизационные отчисления. Попал под секвестирование и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, впрочем, сохранились региональные и местные фонды. Все-таки удалось отстоять заявительный порядок регистрации малого бизнеса и упрощенную для него схему бухгалтерской и статистической отчетности.

Депутатам Госдумы, сенаторам Совета Федерации и их многочисленным помощникам отменен бесплатный проезд в городском транспорте. Что касается льгот для чиновников, таких как служебное авто, квартира, дача, бесплатные или очень дешевые путевки на курорты и в санатории, льготы на питание и т.д., то они сохраняются в натуральном виде. Равно, как решено не монетизировать льготы для первого президента РФ Бориса Ельцина.



Предыдущая часть   Вернуться в Архив публикаций  

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.