Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Опыт оценки финансового состояния муниципальных образований в России
Кирина Ю. В.

Опыт оценки финансового состояния муниципальных образований в России

Часть 2


3. Анализ отдельных показателей системы мониторинга финансового развития

Именно анализ значений показателей СМФР, рассчитанных на основе бюджетных данных исследуемых МСУ, позволяет еще раз убедиться, что для достижения хорошего и даже просто удовлетворительного финансового состояния города недостаточно примитивного перераспределения средств от богатых муниципальных образований к бедным. Для этого необходимы внутренние предпосылки самообеспечения, характеризующиеся устойчивостью во времени (развитые промышленная сфера и сфера услуг, а также эффективная организация общественного сектора).

3.1. Анализ доходов

Анализ показателя доходов бюджета на душу населения необходимо проводить, учитывая влияние межбюджетного перераспределения, в большой степени определяющего величину доходов бюджета, приходящихся на одного человека.

В соответствии с результатами исследования можно выделить следующие группы муниципальных образований по уровню доходов бюджета на душу населения. К первой группе МО, характеризующихся малым размером доходов, относятся практически все районы с численностью населения до 100 тыс. чел. Здесь, как уже указывалось, сказывается их общая сельскохозяйственная направленность: общее состояние сельского хозяйства определяет и положение этих районов. Как правило, это районы с высоким уровнем межбюджетных доходов. Это в какой-то степени позволяет им повысить размер доходов в расчете на одного человека. Те же города и районы, в бюджет которых не поступает дотаций или субвенций, имеют наименьший размер доходов.

По мере увеличения значения рассматриваемого показателя наблюдается двойственная ситуация. В группу муниципалитетов со средним уровнем доходов на душу населения (от 1 до 2 тыс. руб.) входят уже в основном города с численностью населения до 50 тыс. чел. Здесь уже наблюдаются различия в отраслевой структуре городов и районов. Кроме того, в эту группу муниципалитетов входят районы, имеющие в своем распоряжении относительно высокий уровень собственных доходов и характеризующиеся наличием в них хоть в какой-то степени функционирующей промышленности.

Наибольшими доходами в расчете на душу населения располагают в основном крупные города с численностью населения более 200 тыс. чел., а также города и районы, по своей численности не превышающие 100 тыс. чел., но как те, так и другие характеризуются развитой, устойчивой промышленностью (например, Пуровский р-н, в котором развита газовая промышленность). Кроме того, высокими доходами обладают высокодотируемые города (ЗАТО и города, развитие которых является одним из приоритетов для государства в целом (Североморск)).

Таблица 4. Доходы бюджета на душу населения

  Доходы бюджета на душу населения,
тыс. руб.
ЧисленностьнаселенияВсего доходов, тыс. руб.Положение на графике "Доходы-Население"Уровень межбюджетных доходов
38Илекский0,138102001412ниже-
18Россоши0,3036410019405ниже20,61%
8Козельск0,460208009685ниже34,69%
30Бологовский0,6435280033983ниже5,14%
4Еманжелинск0,6575240087039ниже60,47%
49Пригородный0,6758720058847ниже51,05%
42Липецкий0,7094950053900ниже34,85%
29Азовский0,7819020070479ниже55,56%
44Мясниковский0,7843670028788ниже-
56Усть-Кубинский0,789105008280ниже41,80%
14Новая Ладога0,789115009194ниже-
50Приозерский0,8895980053137ниже-
43Матвеево-Курганский0,8964620041382ниже61,16%
48Правдинский0,9082250020500ниже66,34%
54Тарасовский0,9573510033606ниже-
46Орловский0,9614150039888ниже62,76%
34Джидинский1,0073680037142ниже65,74%
31Верхнекамский1,0834810052104ниже33,12%
15Новочеркасск1,105199100224321ниже-
37Ивановский1,1403600041266ниже32,00%
52Родионово-Несветайский1,1672360027545ниже51,78%
41Котласский1,1872910034731выше-
36Зеленодольский1,204160000192582ниже46,93%
24Черемховское1,22689000109127ниже-
7Златоуст1,275202300295317ниже31,43%
35Дубовский1,2882460031688ниже82,40%
13Муром1,327143700194219ниже1,81%
33Грязовецкий1,3584500061483ниже31,91%
53Сарапульский1,3672560035000ниже-
12Кыштым1,4295270075329ниже16,76%
26Черкесск1,431120400172299ниже-
47Пестяковский1,4331000014333выше69,31%
27Южноуральск1,4464030058765ниже5,85%
57Ярцевский1,49068800102513ниже59,42%
20Ставрополь1,504345000518794ниже-
55Угличский1,5155600084815ниже37,51%
28Ясный1,5332860043907выше3,81%
2Архангельск1,5393745005393328ниже0,24%
6Железнодорожный1,549107000 175464ниже30,86%
32Галичский1,7181290022205выше63,13%
22Тында1,7535100090110ниже15,19%
3Боровичи1,81784000181815выше15,82%
16Оренбург1,817549800999157ниже3,78%
11Кунгур1,84076000140502ниже15,19%
23Холмск1,95458400124945выше9,22%
1Ангарск2,041282700577000ниже-
10Краснокамск2,08575800158060выше-
9Коряжма2,1404430096764выше1,74%
25Череповец2,215320000711500выше-
21Тольятти2,4957326001837529выше-
40Колпашевский2,58850400130415выше57,54%
39Каширский2,64073900207486выше10,65%
45Невельский2,7753200089589выше48,26%
19Североморск4,40881200368156выше58,43%
5Железногорск5,320102100543720выше46,47%
17Островной13,10410200183670выше92,78%
51Пуровский20,746520001079223выше-

Анализ уровня целевых доходов. Фактически к целевым доходам бюджета МСУ относятся сбор на содержание милиции, а также субвенции, в основном поступающие из вышестоящего бюджета на финансирование ЖКХ. Высокая доля целевых доходов в общем объеме доходов бюджета является отрицательным фактором для финансового состояния города.

В исследуемой выборке МСУ только 3 из них обладают высокой долей целевых доходов (от 20 до 37%). Этот высокий уровень формируется в основном за счет субвенций из вышестоящих бюджетов, то есть эти субвенции и являются теми межбюджетными доходами, относительно высокий уровень которых был выявлен для этих регионов. Следовательно, эти районы формируют свой бюджет за счет субвенций на ЖКХ, что может подразумевать провал финансирования по многим другим статьям.

Все остальные города и районы имеют низкий уровень целевых доходов (от 0 до 2%). В эту группу входят все города, имеющие низкую дотационность, которые не связаны необходимостью расходовать полученные сверху средства на конкретные четко определенные цели, а также города и районы, в межбюджетных доходах которых субвенции, ограничивающие возможность расходования средств, составляют очень маленький процент.

Таблица 5. Группа МСУ, характеризующихся высоким уровнем целевых доходов (более 20% от общего объема чистых операционных доходов бюджета) *

  Уровень целевых доходов Всего доходов, тыс. руб. Положение на графике "Доходы-Население" Уровень межбюджетных доходов
3Боровичи19,15%181815выше15,82%
17Островной37,41%183670выше92,78%
42Липецкий53,50%53900ниже34,85%

Примечание: * При расчете показателя использовалась величина чистого операционного дохода (общий объем доходов бюджета минус целевые доходы).

Таблица 6. Группа МСУ, характеризующихся средним уровнем целевых доходов
(5-19% от общего объема чистых операционных доходов бюджета)

   Уровень целевых доходов Всего доходов Положение на графике "Доходы-Население" Уровень межбюджетных доходов
6Железнодорожный5,86%175463,7ниже30,86%
23Холмск9,47%124945выше9,22%
39Каширский6,34% 207486,2выше10,65%

Таблица 7. Группа МСУ, характеризующихся низким уровнем целевых доходов (0-4% от общего объема чистых операционных доходов бюджета)

   Уровень целевых доходов Всего доходов Положение на графике "Доходы-Население" Уровень межбюджетных доходов
1Ангарск0,01%577000ниже-
2Архангельск2,95%5393328ниже0,24%
5Железногорск0,09%543720выше46,47%
7Златоуст0,54%295317ниже31,43%
8Козельск1,13%9685ниже34,69%
9Коряжма2,07%96764выше1,74%
11Кунгур0,50%140502ниже15,19%
13Муром1,84%194219ниже1,81%
14Новая Ладога1,27%9194ниже-
15Новочеркасск1,93%224321ниже-
19Североморск2,86%368156выше58,43%
21Тольятти0,53%1837529выше-
22Тында0,80%90110ниже15,19%
25Череповец0,38%711500выше-
27Южноуральск0,83%58764,5ниже5,85%
28Ясный0,14%43907выше3,81%
30Бологовский0,15%33983ниже5,14%
32Галичский0,20%22205выше63,13%
33Грязовецкий0,58%61483,1ниже31,91%
34Джидинский0,24%37142ниже65,74%
37Ивановский0,53%41266,3ниже32,00%
41Котласский0,54%34731выше-
45Невельский0,88%89588,6выше48,26%
48Правдинский0,29%20500ниже66,34%
51Пуровский0,04%1079223выше-

Анализ уровня эластичных доходов. Под эластичными доходами бюджета понимаются те доходы, которые подвержены влиянию инфляционных процессов. В соответствии с методикой американских авторов во время инфляции предпочтительнее иметь в качестве основных источников эластичные доходы, а во время спада - неэластичные.

К эластичным доходам бюджетов российских городов можно отнести НДС, подоходный налог, налог на прибыль, арендные платежи за аренду муниципального имущества, а также налог на имущество. Для расчета доли эластичных доходов в общем объеме доходов муниципалитетов следует использовать данные по налогу на прибыль, поскольку он является интегрированным показателем по отношению к НДС и подоходному налогу. Высокая доля налога на прибыль, помимо того, что он эластичен, имеет и другое важное значение: чем больше эта доля в общем объеме доходов бюджета (естественно, с учетом нормативов распределения), тем устойчивее его финансовое положение, обеспечиваемое работой промышленности города, тем больше собственных доходов имеет МСУ.

Таблица 8. Уровень эластичных доходов

   Численность населения Всего
доходов, тыс. руб.
Положение на графике "Доходы-Население" Доходы от налога на прибыль, тыс. руб. Норматив распределения налога на прибыль, % Доля налога на прибыль в общем объеме доходов
47Пестяковский1000014332,8выше20-0,14%
49Пригородный8720058847ниже363-0,62%
14Новая Ладога115009194ниже57-0,62%
35Дубовский2460031688ниже281-0,89%
54Тарасовский3510033606ниже353,8-1,05%
17Островной10200183670выше2000-1,09%
32Галичский1290022205выше27019,751,22%
46Орловский4150039888,2ниже537191,35%
29Азовский9020070479,1ниже956-1,36%
2Архангельск3745005393328ниже85000151,58%
38Илекский102001412ниже23-1,63%
43Матвеево-Курганский4620041381,5ниже680-1,64%
40Колпашевский50400130415выше21511001,65%
11Кунгур76000140502ниже240110,81,71%
21Тольятти7326001837529выше3360051,83%
31Верхнекамский4810052104ниже994-1,91%
16Оренбург549800999157ниже2218512,22%
45Невельский3200089588,6выше2720,1-3,04%
48Правдинский2250020500ниже670-3,27%
34Джидинский3680037142ниже1579-4,25%
15Новочеркасск199100224321ниже10525-4,69%
5Железногорск102100543720выше25620-4,71%
10Краснокамск75800158060выше812216,35,14%
6Железнодорожный107000175463,7ниже9471,9-5,40%
36Зеленодольский160000192582ниже12300-6,39%
19Североморск81200368156выше23755-6,45%
22Тында5100090110ниже603056,69%
8Козельск208009685ниже662196,84%
52Родионово-Несветайский2360027545,4ниже2249,5198,17%
7Златоуст202300295317ниже24277-8,22%
13Муром143700194219ниже16234-8,36%
37Ивановский3600041266,3ниже3534,1228,56%
30Бологовский5280033983ниже3230199,50%
42Липецкий4950053900ниже5420-10,06%
33Грязовецкий4500061483,1ниже6645,819,7510,81%
12Кыштым5270075329ниже856819,7511,37%
3Боровичи84000181815выше210002211,55%
26Черкесск120400172299ниже20219-11,73%
23Холмск58400124945выше1482819,7511,87%
1Ангарск282700577000ниже720006012,48%
9Коряжма4430096764выше130864,4913,52%
53Сарапульский2560035000ниже4930-14,09%
39Каширский73900207486,2выше32248,219,2515,54%
4Еманжелинск5240087039ниже16232-18,65%
24Черемховское89000109127ниже22800-20,89%
41Котласский2910034731выше76401522,00%
25Череповец320000711500выше173000424,31%
27Южноуральск4030058764,5ниже14627-24,89%
28Ясный2860043907выше10972-24,99%
57Ярцевский68800102513ниже111000-108,28%
18Россоши6410019405ниже---
20Ставрополь345000518794ниже---
44Мясниковский3670028787,5ниже---
50Приозерский5980053137ниже---
51Пуровский520001079223выше---
55Угличский5600084815ниже---
56Усть-Кубинский105008279,9ниже---

Анализ единоразовых доходов. К единоразовым доходам относятся те доходы, поступление которых может прекратиться в ближайшем будущем. К единоразовым доходам российских муниципалитетов можно отнести все те же межбюджетные доходы и сверхплановый доход. Вообще, практически все налоговые доходы, поступающие в бюджет города, являются отчасти единоразовыми, этому способствует распространенная в РФ практика ежегодного пересмотра нормативов отчислений регулирующих налогов. Естественно, что те муниципалитеты, которые не имеют собственных устойчивых доходов, в большой степени подвержены влиянию со стороны поступлений от субъектов Федерации. Те МО, которые имеют высокий уровень межбюджетных доходов, имеют также и высокий процент единоразовых доходов, что приводит к их неустойчивому финансовому положению.

Таблица 9. Группа МСУ, характеризующихся наиболее высоким уровнем единоразовых доходов (более 100% от общего объема чистых операционных доходов бюджета)

   Уровень единоразовых доходов> Всего доходов,
тыс. руб.
Положение на графике "Доходы-Население" Уровень межбюджетных доходов
4Еманжелинск152,98%87039ниже60,47%
17Островной127,50%183670выше92,78%

Таблица 10. Группа МСУ, характеризующихся высоким уровнем единоразовых доходов (50-99% от общего объема чистых операционных доходов бюджета)

   Уровень единоразовых доходов Всего доходов Положение на графике "Доходы-Население" Уровень межбюджетных доходов
19Североморск60,10%368156выше58,43%
29Азовский55,56%70479ниже55,56%
32Галичский63,26%22205выше63,13%
34Джидинский65,90%37142ниже65,74%
35Дубовский82,43%31688ниже82,40%
40Колпашевский57,54%130415выше57,54%
42Липецкий53,50%53900ниже34,85%
43Матвеево-Курганский61,16%41382ниже61,16%
46Орловский62,76%39888ниже62,76%
47Пестяковский69,31%14333выше69,31%
48Правдинский66,54%20500ниже66,34%
49Пригородный51,05%58847ниже51,05%
52Родионово-Несветайский51,78%84815ниже51,78%
57Ярцевский59,42%1079223ниже59,42%

Таблица 11. Группа МСУ, характеризующихся средним уровнем единоразовых доходов (10-49% от общего объема чистых операционных доходов бюджета)

   Уровень единоразовых доходов Всего доходов Положение на графике "Доходы-Население" Уровень межбюджетных доходов
3Боровичи18,85%181815выше15,82%
5Железногорск46,51%543720выше46,47%
6Железнодорожный27,96%175464ниже30,86%
7Златоуст35,98%295317ниже31,43%
8Козельск35,08%9685ниже34,69%
11Кунгур15,27%140502ниже15,19%
12Кыштым16,76%75329ниже16,76%
16Оренбург45,78%999157ниже3,78%
18Россоши20,61%19405ниже20,61%
22Тында15,31%90110ниже15,19%
23Холмск10,09%124945выше9,22%
31Верхнекамский33,12%52104ниже33,12%
33Грязовецкий32,10%61483ниже31,91%
36Зеленодольский46,93%192582ниже46,93%
37Ивановский32,17%41266ниже32,00%
39Каширский11,33%207486выше10,65%
45Невельский48,68%89589выше48,26%
55Угличский37,51%27545ниже37,51%
56Усть-Кубинский41,80%35000ниже41,80%

Таблица 12. Группа МСУ, характеризующихся низким уровнем единоразовых доходов (0-9% от общего объема чистых операционных доходов бюджета)

   Уровень единоразовых доходов Всего доходов Положение на графике "Доходы-Население" Уровень межбюджетных доходов
2Архангельск2,26%5393328ниже0,24%
9Коряжма1,77%96764выше1,74%
13Муром1,84%194219ниже1,81%
14Новая Ладога6,61%9194ниже-
15Новочеркасск0,47%224321ниже-
27Южноуральск5,90%58764,5ниже5,85%
28Ясный3,82%43907выше3,81%
30Бологовский5,15%33983ниже5,14%


Предыдущая часть   Вернуться в Архив публикаций   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.