Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Опыт оценки финансового состояния муниципальных образований в России
Кирина Ю. В.

Опыт оценки финансового состояния муниципальных образований в России

Часть 3

3.2. Анализ расходов

Анализ расходов на душу населения. Показатель расходов бюджета на душу населения является достаточно сложным показателем для анализа. В принципе, поскольку в соответствии с законодательством о местном самоуправлении муниципалитеты ответственны за предоставление одного и того же перечня услуг общественного сектора населению, то расходы бюджетов, приходящихся на душу населения, при прочих равных условиях должны быть равны. Под прочими равными условиями здесь понимается общий уровень эффективности использования средств, одинаковый демографический состав населения, географическое положение и другие особенности муниципалитетов.

В целом можно сказать, что районы и города, находящиеся в сложном финансовом положении, имеют соответственно, и низкий уровень расходов на душу населения (менее 1 тыс. руб.). Однако, как уже указывалось ранее, отсутствие бюджетного распределения привело бы к еще худшему положению в них.

Те города и районы, которые по своему финансовому положению находятся в лучшем состоянии, имеют, как правило, уровень расходов на душу населения более 2 тыс. руб. (см. табл. 13).

Таблица. 13. Уровень расходов на душу населения

  Расходы на душу населения, тыс. руб.Численность населенияВсего расходов, тыс. руб.Положение на графике
"Доходы-население"
Уровень межбюджетных доходов
1Ангарск2,486282700702860ниже-
2Архангельск1,814374500722238ниже0,24%
3Боровичи2,16584000191115выше15,82%
4Еманжелинск1,6615240087039ниже60,47%
5Железногорск5,344102100609161выше46,47%
6Железнодорожный1,500107000175464ниже30,86%
7Златоуст1,423202300294680ниже31,43%
8Козельск0,479208009968ниже34,69%
9Коряжма1,96844300103974выше1,74%
10Краснокамск1,91975800172630выше-
11Кунгур1,71276000140502ниже15,19%
12Кыштым1,3845270075329ниже16,76%
13Муром1,436143700225012ниже1,81%
14Новая Ладога0,799115009194ниже-
15Новочеркасск1,432199100285038ниже-
16Оренбург2,3875498001324215ниже3,78%
17Островной17,42310200183670выше92,78%
18Россоши0,4046410025874ниже20,61%
19Североморск5,25381200432520выше58,43%
20Ставрополь1,819345000649659ниже-
21Тольятти2,3337326001837529выше-
22Тында3,15251000169044ниже15,19%
23Холмск2,25758400131835выше9,22%
24Черемховское1,59489000141846ниже-
25Череповец2,173320000744846выше-
26Черкесск1,425120400172299ниже-
27Южноуральск1,5094030060821ниже5,85%
28Ясный1,8032860055943выше3,81%
29Азовский1,12190200101149ниже55,56%
30Бологовский1,0035280053061ниже5,14%
31Верхнекамский1,0714810052104ниже33,12%
32Галичский1,8381290023705выше63,13%
33Грязовецкий1,4544500067176ниже31,91%
34Джидинский1,6653680061561ниже65,74%
35Дубовский1,4172460034857ниже82,40%
36Зеленодольский1,433160000229352ниже46,93%
37Ивановский1,1463600041266ниже32,00%
38Илекский0,168102001713ниже-
39Каширский2,81573900220000выше10,65%
40Колпашевский2,87350400146140выше57,54%
41Котласский1,4802910043076выше-
42Липецкий1,1294950055900ниже34,85%
43Матвеево-Курганский1,0894620050315ниже61,16%
44Мясниковский0,8633670031666ниже-
45Невельский3,58832000120809выше48,26%
46Орловский1,2624150052359ниже62,76%
47Пестяковский1,3041000014333выше69,31%
48Правдинский1,0452250023600ниже66,34%
49Пригородный0,9008720078460ниже51,05%
50Приозерский1,2685980075848ниже-
51Пуровский20,373520001079223выше-
52Родионово-Несветайский1,5742360037358ниже51,78%
53Сарапульский1,9552560051050ниже-
54Тарасовский0,9573510033606ниже-
55Угличский1,6815600097443ниже37,51%
56Усть-Кубинский0,877105009213ниже41,80%
57Ярцевский1,95768800134621ниже59,42%

Анализ постоянных затрат. Как уже выше указывалось, к постоянным затратам для российских муниципалитетов можно отнести затраты по выполнению госполномочий, переданных на уровень МСУ. Это:

затраты на образование;

затраты на здравоохранение;

затраты на правоохранительную деятельность;

затраты на деятельность по охране окружающей среды;

затраты на культуру.

Объем постоянных затрат в бюджетах исследуемых МСУ колеблется от 25 до 90%. Соответственно, при этом на значение показателя влияют такие факторы, как демографический состав населения, а также фактор эффективности использования средств. При анализе показателя не было выявлено четкой закономерности уменьшения постоянных затрат при переходе от малонаселенного района к крупному городу. Но несмотря на это, при учете некоторых вышеперечисленных факторов, можно наблюдать неявно выраженную тенденцию увеличения роста доли постоянных затрат при ухудшении общего состояния социальной сферы муниципальных образований (см. табл. 14): доля постоянных затрат в общем объеме расходов бюджета районов и малых городов больше, чем доля соответствующих расходов в бюджете крупных городов.

В соответствии с критериями эффективности, чем меньше уровень постоянных затрат, приходящихся на одного жителя, тем эффективнее их использование, опять же при прочих равных условиях. Тем эффективнее используется коечный фонд в медицинских учреждениях, тем больше наполняемость школ и т. д. Для крупных городов в данном случае должен наблюдаться эффект масштаба: по мере роста численности населения постоянные затраты, приходящиеся на одного человека, должны уменьшаться. Однако проведенный анализ показывает, в больших городах, обладающих более устойчивым финансовым положением, местные власти производят больше расходов на социальную сферу в расчете на 1 человека.

Таблица 14. Уровень постоянных затрат в общем объеме расходов бюджета и постоянные затраты на душу населения

  Уровень постоянных затратЧисленность населенияВсего расходов, тыс. руб.Постоянные затраты на душу населения, тыс. руб.Положение
на графике
"Доходы-население"
18Россоши0,178%64100258740,40ниже
17Островной25,777%1020018367018,01выше
51Пуровский27,404%52000107922320,75выше
41Котласский28,088%29100430761,48выше
56Усть-Кубинский28,558%1050092130,88ниже
21Тольятти34,599%73260018375292,51выше
19Североморск35,391%812004325205,33выше
3Боровичи36,608%840001911152,28выше
6Железнодорожный37,122%1070001754641,64ниже
45Невельский38,052%320001208093,78выше
34Джидинский38,588%36800615611,67ниже
16Оренбург38,751%54980013242152,41ниже
23Холмск38,852%584001318352,26выше
35Дубовский39,938%24600348571,42ниже
22Тында40,235%510001690443,31ниже
7Златоуст40,856%2023002946801,46ниже
15Новочеркасск41,068%1991002850381,43ниже
4Еманжелинск42,065%52400870391,66ниже
5Железногорск42,475%1021006091615,97выше
39Каширский44,708%739002200002,98выше
33Грязовецкий46,512%45000671761,49ниже
53Сарапульский46,717%25600510501,99ниже
30Бологовский47,029%52800530611,00ниже
26Черкесск47,115%1204001722991,43ниже
24Черемховское47,709%890001418461,59ниже
43Матвеево-Курганский47,913%46200503151,09ниже
52Родионово-Несветайский48,059%23600373581,58ниже
36Зеленодольский48,301%1600002293521,43ниже
57Ярцевский49,360%688001346211,96ниже
37Ивановский49,422%36000412661,15ниже
9Коряжма50,232%443001039742,35выше
27Южноуральск50,494%40300608211,51ниже
10Краснокамск51,035%758001726302,28выше
31Верхнекамский51,527%48100521041,08ниже
20Ставрополь51,836%3450006496591,88ниже
46Орловский54,396%41500523591,26ниже
32Галичский54,444%12900237051,84выше
29Азовский54,447%902001011491,12ниже
13Муром55,058%1437002250121,57ниже
25Череповец55,433%3200007448462,33выше
12Кыштым55,479%52700753291,43ниже
28Ясный56,117%28600559431,96выше
47Пестяковский56,160%10000143331,43выше
54Тарасовский57,223%35100336060,96ниже
55Угличский57,790%56000974431,74ниже
1Ангарск58,595%2827007028602,49ниже
2Архангельск58,933%3745007222381,93ниже
40Колпашевский59,677%504001461402,90выше
11Кунгур60,957%760001405021,85ниже
14Новая Ладога63,737%1150091940,80ниже
49Пригородный67,988%87200784600,90ниже
42Липецкий68,369%49500559001,13ниже
38Илекский69,294%1020017130,17ниже
48Правдинский74,783%22500236001,05ниже
8Козельск89,396%2080099680,48ниже


Предыдущая часть   Вернуться в Архив публикаций   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.