Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Реформа тарифов на коммунальные услуги и эффективность деятельности коммунальных организаций городов Обнинска, Малоярославца и Жукова Калужской области
Ореховский П. А., Слесарев Д. А.

Реформа тарифов на коммунальные услуги и эффективность деятельности коммунальных организаций городов Обнинска, Малоярославца и Жукова Калужской области

Аналитический отчет по гранту Московского Общественного Научного Фонда №002/3-01-тк 1


Резюме работ по проекту

Устранение перекрестного субсидирования должно приводить к выравниванию тарифов для различных групп потребителей. Таким образом, увеличение тарифов для тех потребителей, которые платят меньше, должно сопровождаться снижением тарифов для тех потребителей, которые платят больше. Таковы обычные теоретические положения микроэкономического анализа естественной монополии.

Пересмотр тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) в России формально начался еще в 1994 году; уже тогда в документах Госстроя появляются понятия "жилищная субсидия", "оплата коммунальных услуг населением по себестоимости" и т.д. Однако в отличие от стран Восточной Европы и бывшей советской Прибалтики в России реформа тарифов так и не была проведена. Это обусловило особое положение в переходной экономике, которое рассматривается в приложении к данному отчету (см. раздел "Асимметрии в национальных моделях экономики: роль естественных монополий"). Попытка "защитить население" в конечном счете обходится замедлением темпов экономического роста и относительным снижением оплаты труда.

В последние годы повышение тарифов ЖКХ для населения идет особо быстрыми темпами. Но одновременного снижения тарифов для других потребителей не осуществляется. Внешне это объясняется опять-таки тем, что в связи с "заботой о населении" тарифы увеличиваются постепенно, что сохраняет убыточность ЖКХ. Поэтому снижать тарифы для других категорий плательщиков не представляется возможным. В ходе выполнения проекта были проведены экспериментальные расчеты "шоковой реформы" - в течение одного года. В силу того, что коммунальные организации также потребляют услуги друг друга, общий рост тарифов оказывается гораздо меньше, чем в случае фактически осуществляемых в Калужской области мероприятий. Этому посвящен раздел "Анализ вариантов тарифной политики в ходе осуществления жилищно-коммунальной реформы". Небезынтересно отметить, что эффект от предлагаемой комплексной реформы в двух рассмотренных городах (Обнинске и Малоярославце) существенно выше, чем в третьем (Жукове), что обуславливается технологическими особенностями поставки тепла и холодной воды. Однако в целом для городов Калужской области с централизованными схемами теплоснабжения эффект от комплексного реформирования тарифов для населения составляет до 40% по сравнению с реализуемой концепцией реформы ЖКХ. Указанный эффект - снижение социальных издержек. Себестоимость услуг ЖКХ была бы ниже, и население могло бы платить на 40% меньше.

Но если тарифы для населения растут, а для остальных категорий плательщиков по меньшей мере не снижаются, то куда уходят дополнительные средства, получаемые коммунальными организациями? Естественно предположить, что за счет этих средств покрывается снижение эффективности работы организаций ЖКХ. В разделе "Эффективность деятельности коммунальных организаций" описываются рекомендации, которые позволяют оценить эффективность внешнему эксперту, не проводя дорогостоящих длительных процедур аудита. Рекомендации проверяются на материале данных трех городов Калужской области. Везде обнаруживается существенный рост постоянных издержек, связанный с увеличением накладных расходов. В определенной степени жесткость выводов о росте неэффективности работы организаций ЖКХ можно смягчить ссылкой на увеличение износа инженерных сетей и необходимость проведения реконструкции (объективные факторы). Однако в реальности массовой замены сетей и оборудования не производится (за исключением единичного перевооружения котельной в Малоярославце, что сразу же снизило издержки на ее эксплуатацию). Рост "собственных расходов" на содержание предприятий и ЖКХ при том же объеме предоставляемых услуг (а зачастую при одновременном снижении их качества, что выражается в перебоях в горячем и холодном водоснабжении, потерях в сетях и т.д.) заставляет сделать вывод о неэффективном менеджменте сферы ЖКХ.

Наконец, совместное влияние факторов неэффективное менеджмента и некомпетентного бюрократического регулирования со стороны региональных энергетических комиссий, областных и городских администраций заставляет сделать вывод о том, что реформа ЖКХ будет проведена в России примерно также как приватизация - максимально неэффективным и болезненным для населения образом (см. раздел "Заключение").

Введение

Жилищно-коммунальная сфера оказывает огромное социально-экономическое и макроэкономическое воздействие на ситуацию в нашей стране. Она формирует мнение рядового россиянина о порядке в стране, о качестве жизни. Пока в доме холодно и сыро, никто не поверит, что в России что-то меняется к лучшему. За последние десять жилищно-коммунальное хозяйство подверглось существенному реформированию. Наиболее важными направлениям реформы ЖКХ являются:

  • переход отрасли на самофинансирование за счет полной оплаты жилищно-коммунальных услуг населением,

  • развитие конкурентных отношений в отрасли, что должно увеличить качество предоставляемых услуг и способствовать снижению тарифов.

Однако в целом желаемых результатов – снижения огромных бюджетных расходов на дотации отрасли и перехода на самофинансирование, снижения затрат на производство коммунальных услуг, демонополизации отрасли и развития конкурентных отношений – достичь не удалось. По-видимому, сыграли свою роль факторы, не принимавшиеся в расчет при составлении концепции реформирования ЖКХ.

Во-первых, постепенность в проведении реформирования тарифной политики не приносит видимого облегчения жилищно-коммунальному хозяйству. Стоимость жилищно-коммунальных услуг зачастую растет более быстрыми темпами, чем рост тарифов для потребителей.

Во-вторых, идея развития конкурентных отношений в какой-то мере заслонила тот факт, что большая часть предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг приходится на продукцию естественных монополий на локальных рынках. Существование естественной монополии более выгодно, чем развитие конкуренции. Однако монопольное положение коммунальных предприятий никак не стимулирует их к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг.

Целью данного исследования является поиск путей выхода отрасли на самоокупаемость за счет внутренних резервов. Снижения дотаций на ЖКХ и выхода отрасли на самоокупаемость можно добиться при гораздо меньшем росте тарифов для населения. В рамках данного исследования были выдвинуты и проверены следующие гипотезы:

  • все коммунальные организации тесно связаны друг с другом, и проведение согласованных изменений тарифной политики позволит значительно сэкономить на росте тарифов,

  • существуют значительные резервы экономии затрат коммунальных организаций за счет повышения эффективности их собственной деятельности.


Вернуться в Архив публикаций    Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.