Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Реформа тарифов на коммунальные услуги и эффективность деятельности коммунальных организаций городов Обнинска, Малоярославца и Жукова Калужской области
Ореховский П. А., Слесарев Д. А.

Реформа тарифов на коммунальные услуги и эффективность деятельности коммунальных организаций городов Обнинска, Малоярославца и Жукова Калужской области

Аналитический отчет по гранту Московского Общественного Научного Фонда №002/3-01-тк 1


Часть 1. Анализ вариантов тарифной политики в ходе осуществления жилищно-коммунальной реформы

1.1. Особенности тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве

В структуре тарифов на коммунальные услуги есть свои тонкости. Ранее мы уже указывали, что в деятельности коммунальных организаций фактически осуществляется перекрестное субсидирование - установление различных тарифов для разных групп потребителей таким образом, что для части потребителей плата оказывается ниже, а для другой части – существенно выше уровня издержек.

Однако в российских условиях часть коммунальных организаций предоставляет свои услуги "по единому тарифу", так что формально перекрестное субсидирование отсутствует. Дело в том, например, что расчеты за отопление и горячую воду с населением ведутся через жилищно-эксплуатационные конторы и управления. Население с ЖЭКами рассчитывается по одной цене, в то время как последние оплачивают поставки тепла теплоснабжающим организациям уже по другой (по единому тарифу, одинаковому для ЖЭКов и большинства юридических лиц).

Несколько иначе дело обстоит с холодным водоснабжением и водоотведением, а также подачей электрической энергии. Дело в том, что, в отличие от централизованного теплоснабжения, этими услугами пользуются и частные домовладельцы, непосредственно (а не через ЖЭКи) рассчитывающиеся с коммунальными организациями. В связи с этим здесь перекрестное субсидирование присутствует не только фактически, но и номинально.

Рентабельность деятельности коммунальных организаций отчасти представляет собой результат убыточности ЖЭКов, которая должна компенсироваться затратами городского бюджета. Отметим, впрочем, что в городах, где реформа ЖКХ дошла до создания так называемых служб Единого заказчика, расчеты населения с коммунальными организациями ведется через эту службу. Это обстоятельство важно подчеркнуть. Дело в том, что, кроме рассмотренных убытков от "поставки" коммунальных услуг, ЖЭКи несут еще и свои собственные убытки, связанные с эксплуатацией жилых зданий и прилегающих территорий. Городской бюджет покрывает и этот вид убытков – или непосредственно ЖЭКам, или через службу Единого заказчика.

Все эти тонкости расчетов весьма запутывают понимание сути убытков, возникающих в процессе предоставления коммунальных услуг населению. Абстрагируясь от проблем льготных категорий населения и малоимущих, которым предоставляются жилищные субсидии, большую часть реформы тарифов в ЖКХ можно свести к следующему. Предлагается увеличить тарифы на коммунальные услуги для населения "до уровня единого тарифа", то есть физические и юридические лица будут платить за предоставление коммунальных услуг одинаковую цену. В целом для различных видов услуг это означает увеличение тарифов в два – три раза. Естественно, такое увеличение тарифов вызовет и рост социальной напряженности. В связи с этим в субъектах Федерации были приняты свои программы реформирования ЖКХ, в которых предусматривается поэтапное увеличение тарифов (опять таки, по разным регионам предусматриваются разные сроки – в целом от пяти до десяти лет). При этом на первом этапе каждая семья не должна тратить на квартплату и коммунальные услуги свыше 16% своего семейного дохода; а на заключительном этапе такой предел составляет 25%.

Однако теоретически устранение перекрестного субсидирования должно привести, наряду с ростом цен для одних групп потребителей, к снижению тарифов для других. В нашем случае это означало бы, например, что рост цен на холодное водоснабжение для населения должен был бы сопровождаться снижением тарифа на холодную воду для нужд теплоснабжения. Это обстоятельство затушевывается порядком расчетов за коммунальные услуги с населением через ЖЭКи, поскольку вода для последних и для нужд теплоснабжения отпускается по одинаковой цене уже в настоящее время. Поэтому рост тарифа на холодную воду номинально будет уменьшать только убытки ЖЭКов, не более того.

Все коммунальные организации связаны между собой, при этом первичным звеном в цепочке тарифов на коммунальные услуги является тариф на электрическую энергию. Однако в деятельности "Горэлектросетей", благодаря наличию у населения индивидуальных счетчиков расхода электрической энергии, перекрестное субсидирование осуществляется непосредственно. В связи с этим переход к единому тарифу в этом отношении приведет как к увеличению цены за электрическую энергию для населения, так и к ее снижению для остальных потребителей.

В издержках "Водоканала" удельный вес платы за потребляемую электрическую энергию составляет 40-50%, поэтому снижение тарифа на электрическую энергию непосредственно сказывается на себестоимости услуг по водоснабжению и водоотведению. В результате "единый тариф" на водоснабжение (и водоотведение) должен быть снижен как для ЖЭКов, так и для предприятий теплоснабжения.

В свою очередь, удельный вес воды и электрической энергии в издержках по производству тепла и горячей воды составляет 5-10%. Соответственно в сторону снижения должен быть пересмотрен и этот "единый тариф".

Как общий результат, суммарное увеличение тарифов на коммунальные услуги для населения может оказаться примерно на 30-40% меньше, чем при варианте реформы, предусмотренном Федеральной Концепцией. Однако в реальности рост тарифов происходит даже не в соответствии с Концепцией, а вообще неуправляемо. Из двух зол, как всегда в России, выбрали оба: и затраты бюджетов на дотации ЖЭКам не сокращаются (а на деле даже растут под влиянием инфляции), и население страдает.

1.2. Комплексное реформирование тарифной политики на примере города Обнинска

1.2.1. Специфика коммунального хозяйства Обнинска

Необходимо отметить, что в рамки нашего анализа попадает деятельность муниципальных коммунальных организаций, оказывающих услуги по электро-, водо- и теплоснабжению. Мы не будем рассматривать деятельность газоснабжающей организации, которая, будучи акционерным обществом в структуре "Газпрома", формально не подчиняется муниципалитету.

Обнинское муниципальное предприятие "Горэлектросети" не занимается производством электроэнергии для нужд города. Как и большинство муниципальных энергоснабжающих организаций, "Горэлектросети" закупает в необходимом количестве электроэнергию на областном оптовом рынке и предоставляет ее потребителям города. При этом осуществляется частичная "переработка" электроэнергии, заключающаяся в приведении физических параметров энергии (силы тока, напряжения) к параметрам, необходимым для городских потребителей. Ежегодно город потребляет около 180,7 миллионов кВт. ч. электроэнергии.

Поскольку предприятие не производит электроэнергию, а закупает ее на оптовом рынке, то затраты организации включают в себя главным образом затраты на покупку электроэнергии. С другой стороны, на балансе предприятия стоит кабельное хозяйство города, поэтому около трети собственных затрат расходуется на его содержание и ремонт. Таким образом, в тарифы для потребителей города включаются затраты на покупные энергоресурсы и собственные расходы.

Наиболее крупными потребителями электроэнергии являются две коммунальные организации - "Водоканал" и "Теплоснабжение". Это неудивительно, поскольку их производство очень энергоемкое. На их долю приходится до 20% всей потребляемой городскими потребителями электроэнергии. Кстати говоря, именно они и являются самыми крупными должниками за отпущенную энергию.

Функции водоснабжения и водоотведения в городе выполняет муниципальное предприятие "Водоканал". Вода на нужды города добывается из трех водозаборов. Известно, что воды для города в них не хватает, в результате, предприятие добывает воду сверх установленных норм, за что регулярно платит штрафы. Забор и очистка воды - это очень энергоемкое производство, поэтому доля затрат на электроэнергию в общих издержках организации доходит до 40-50%. По водоотведению удельный вес энергозатрат в общем объеме расходов доходит до 22%.

Потребление питьевой воды городскими предприятиями и населением составляет в год около 19 миллионов. Практически такой же объем сбросной воды (порядка 19 миллионов кубометров) проходит через городские коллекторы.

Поскольку услуги по водоснабжению и водоотведению всем потребителям города предоставляются централизованно, то предприятие вынуждено содержать протяженную инженерную сеть. Необходимо еще учитывать, что водозаборы находятся вне границ города. Потери в сетях при доставке питьевой воды потребителям составляют около 5% от общего объема выработки.

Обеспечением города теплом и горячей водой занимается муниципальное предприятие "Теплоснабжение". В городе построено две газовые котельные, одна из которых муниципальная и содержится на балансе "Теплоснабжения", вторая же принадлежит одному из крупных городских предприятий. При недостаточной выработке тепла на городской котельной "Теплоснабжение" закупает излишки с ведомственной котельной, и пускает их на нужды города. Ежегодно на нужды населения и городских предприятий отпускается около 950 - 980 тысяч гигакалорий (Гкал) тепла.

В деятельности организации сильно выражена сезонность - если в первом и четвертом кварталах (то есть осенью и зимой) выработка тепла достигает 730 - 740 тысяч Гкал, то в весенне-летний период вырабатывается не более 210 - 220 тысяч Гкал.

Как и в случае с "Водоканалом", услуги по снабжению городских потребителей теплом и горячей водой оказываются централизованно. Поэтому предприятию приходится обслуживать также достаточно протяженную тепловую сеть. При доставке тепла потери в сетях составляют 7-8% от общего объема вырабатываемого тепловой энергии.

1.2.2. Радикальный вариант реформы в Обнинске – один год

Электроэнергия

Система дифференциации тарифов на электроэнергию достаточно сложна, что досталось в наследство от советских времен - это промышленные предприятия (с присоединенной мощностью выше 750 кВа или ниже), железнодорожный транспорт, научные организации, непромышленные организации, население (городское и сельское) и т. д. Действующие в настоящее время тарифы на электроэнергию представлены в таблице 1.

Таблица 1. Тарифы на электроэнергию в Обнинске

Для предприятий с мощностью выше 750 кВа: 
Плата за мощность, руб./кВа66,58
Тариф, руб./кВт. ч.0,23
Для предприятий с мощностью ниже 750 кВа, руб./кВт. ч.0,38
Для населения: 
Малоимущие, руб./кВт. ч.0,15
до 250 кВт. ч. в месяц, руб./кВт. ч.0,25
Свыше 250 кВт. ч. в месяц, руб./кВт. ч.0,36

При расчетах для предприятий с присоединенной мощностью выше 750 кВа используется двуставочный тариф: взимается фиксированная плата за мощность и плата за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. Однако методика расчетов такова, что итоговый тариф за киловатт-час составляет примерно 0,38 руб./кВт. ч. Это позволяет нам объединить обе группы промышленных предприятий, приняв тариф на электроэнергию в размере 0,38 руб./кВт. ч. Что касается населения, то подавляющая его часть потребляет не более 250 кВт. ч. в месяц и платит 0,25 руб./кВт. ч. Таким образом, далее мы будем оперировать двумя категориями потребителей:

  1. Население, тариф для которого составляет 0,25 руб./кВт. ч.

  2. Промышленная группа, тариф для которой составляет 0.38 руб./кВт. ч.

Исходя из сложившейся структуры потребления, предприятие рассчитывает тарифы таким образом, чтобы обеспечить нормальную прибыль. В таблице 2 приведены данные о планируемых расходах и рентабельности за 1999 год.

Таблица 2. Планируемые расходы и рентабельность МП "Горэлектросети" на 1999 год

Собственные расходы, тыс. руб.7148
Итого расходов, тыс. руб.49133
Итого доходов, тыс. руб.53958
Прибыль, тыс. руб.4825
Рентабельность собственных затрат, %67,5

Доходы определяются из следующего уравнения:

Д = Пп * Тп + Пн* Тн, где:

Д - доходы организации (тыс. руб.),

Пп - отпуск промышленной группе (тыс. кВт. ч.),

Тп - тариф для промышленной группы (руб./кВт. ч.),

Пн - отпуск населению (тыс. кВт. ч.),

Тн - тариф для населения (руб./кВт. ч.).

С учетом данных за 1999 год уравнение примет следующий вид:

53958= 98566,71 * Тп + 83244 * Тн

При выравнивании тарифа для обеих категорий потребителей он составит 0,297 руб./кВт. ч. (в дальнейшем мы будем использовать цифру 0,3 руб./кВт. ч.). Рост тарифа для населения по сравнению с действующим составит 18,7%, снижение тарифа для предприятий составит 21,9%. Самым неприятным последствием выравнивания тарифа на электроэнергию является его повышение для населения (следует еще иметь в виду, что в настоящий момент для сельских потребителей электроэнергия отпускается с учетом понижающего коэффициента 0,7). Однако повышение предполагается несущественное - с 0,25 руб./кВт .ч. до 0,3 руб./кВт .ч. Во всяком случае, можно смело утверждать, что выровнять тариф можно единоразово, не растягивая реформу в этой сфере на годы.

Водоснабжение и водоотведение

В своей деятельности предприятие "Водоканал" выделяет две категории потребителей - население и прочих потребителей. Структура отпуска питьевой и сбросной воды приведена в таблице 3:

Таблица 3. Отпуск питьевой и сбросной воды потребителям

 Питьевая водаКанализация
Отпуск населению, тыс. м39756,1112746,39
Тариф для населения, руб/м30,410,21
Доходы от населения, тыс. руб.4000,012676,74
Отпуск прочим потребителям, тыс. м39248,645752,41
Тариф для прочих потребителей, руб/м30,90,47
Доходы от прочих потребителей, тыс. руб.8323,772703,63
Итого доходов, тыс. руб.12323,785380,37

Население в настоящий момент оплачивает 45% стоимости услуг. К 2008 году оплату услуг населением планируется довести до 100% или же увеличить в 2.2 раза (на 120%) и для питьевой, и для сбросной воды.

При производстве питьевой воды на электроэнергию тратится около 50% всех затрат, при производстве сбросной воды - около 20%. Расчет тарифа на питьевую и сбросную воду приведен в таблице 4.

Таблица 4. Расчет тарифа на питьевую и сбросную воду по данным за 1998 год

 ВодопроводКанализация
Электроэнергия, тыс. кВт. ч.18757,583841,91
Электроэнергия, тыс. руб.71841471,453
Прочие расходы, тыс. руб.6316,655234,848
Итого расходов, тыс. руб.13500,86706,3
Стоимость услуг с учетом 20% рентабельности, тыс. руб.16200,968047,56
Реализация воды, тыс. м318850,6118525,37
Стоимость воды, руб./м30,860,43

В процессе жилищно-коммунальной реформы для населения тарифы на водоснабжение и водоотведение должны вырасти более чем в два раза. При введении единого тарифа на электроэнергию довольно значительно снизятся затраты водоснабжающей организации. В таблице 5 представлен расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение с учетом тарифа на электроэнергию 0,3 руб./кВт.ч. и неизменных прочих расходах за 1999 год:

Таблица 5. Расчет тарифа при изменении цены на электроэнергию

 ВодопроводКанализация
Электроэнергия, тыс. кВт. ч.17683,963863,62
Электроэнергия, тыс. руб.5248,2681146,65
Прочие расходы, тыс. руб.6316,6525234,848
Итого расходов, тыс. руб.11564,926381,498
Стоимость услуг с учетом 20% рентабельности, тыс. руб.13877,97657,797
Реализация воды, тыс. м319004,7518498,8
Стоимость воды, руб./м30,730,414

Таким образом, для населения тариф на водоснабжение увеличится на 78,1%, а на водоотведение - на 97,13%. По сравнению с программой реформ, проводимой в Калужской области, предложенная нами схема позволяет сэкономить для населения 42% роста тарифа на водоснабжение и 22,8% роста тарифа на водоотведение.

Для прочих потребителей тариф можно снизить на 18,8% для водоснабжения и на 12% для водоотведения.

Теплоснабжение

При расчетах со всеми потребителями существует единый тариф, по которому отпускаются тепло и горячая вода. При этом выделяют стоимость 1 Гкал тепла и стоимость 1 м3 так называемой химически очищенной воды (ХОВ). Это та самая вода, которая течет из кранов, когда мы открываем горячую воду.

Стоимость тепла - 94,59 руб./Гкал

Стоимость ХОВ - 2,10 руб./м3

Возможен другой механизм, когда отдельно выставляется счет за отопление и отдельно за горячую воду. Стоимость последней, разумеется, выше, поскольку в нее входит стоимость ХОВ:

Стоимость отопления - 94,59 руб./Гкал

Стоимость горячей воды - 130,75 руб./Гкал

Для населения тепло по полной стоимости закупают ЖЭКи. Население же оплачивает в соответствии с принятой программой реформирования ЖКХ 45% стоимости предоставляемых услуг. Убытки, которые в связи с этим терпят ЖЭКи, должны покрываться из муниципального бюджета. Предполагается, что в процессе проведения реформ и увеличении тарифов для населения эти убытки будут постепенно сокращаться.

При производстве тепла и горячей воды среднем издержки на воду составляют - 7%, на энергию - 13%. Рассчитаем тарифы на отопление и горячую воду, используя данные о затратах "Теплоснабжения" за 1999 год, а также тарифов за электроэнергию 0,3 руб./кВт. ч. и за воду - 0,73 руб/м3.

Стоимость 1 кубометра ХОВ и стоимость 1 гигакалории тепла рассчитаны в таблице 6 и таблице 7 соответственно.

Таблица 6. Расчет стоимости ХОВ

Стоимость воды, тыс. руб.3688,61
Химреагенты, тыс. руб.1897,5
Амортизация, тыс. руб.336,7
Электроэнергия, тыс. руб.1380,41
Зарплата, тыс. руб.126
Отчисления, тыс. руб.47,88
Цеховые, тыс. руб.146,9
Налоги, тыс. руб.371,4
Итого, тыс. руб.7995,4
С учетом рентабельности, тыс. руб.9594,48
Объем производства, м34868400
Тариф, руб./м31,97

Таблица 7. Расчет стоимости тепла

Электроэнергия, тыс. кВт. ч.26845,54
Электроэнергия, тыс. руб.7967,25
Вода, тыс. м35668,33
Вода, тыс. руб.4139,21
Прочие расходы, тыс. руб.68877,3
Итого расходов, тыс. руб.80983,76
Стоимость услуг с учетом 20% рентабельности, тыс. руб97180,51
Объем реализации, тыс. Гкал983564
Затраты на ХОВ, тыс. руб.9594,48
Стоимость без затрат на ХОВ, тыс. руб.87586,03
Тариф, руб./м389,05

Таким образом, тарифы на услуги "Теплоснабжения составят:

Стоимость тепла - 89,05 руб./Гкал

Стоимость ХОВ - 1,97 руб./м3

Или:

Стоимость отопления - 89,05 руб/Гкал

Стоимость горячей воды - 117,57 руб./Гкал

Сейчас население оплачивает 45% стоимости услуг - 42,57 руб./Гкал за отопление и 58,84 руб./Гкал за горячую воду. Программа реформирования ЖКХ предусматривает рост тарифов и по отоплению, и по горячей воле на 122%. Предложенная нами схема позволяет увеличить тариф на отопление на 109,21% и на горячую воду - на 99,83%. На росте тарифов для населения можно сэкономить почти 13% по отоплению и 22,17% по горячей воде.

1.2.3. Мягкий вариант реформы в Обнинске– четыре года

Даже при проведении комплексного реформирования тарифной политики коммунальных организаций тарифы для населения вырастут весьма существенно. В этой главе мы предлагаем вариант изменения тарифов в течение четырех лет, что предусматривается Федеральной концепцией реформы ЖКХ.

Как уже было сказано, тариф на электроэнергию можно выровнять единоразово без заметного увеличения расходов населения на оплату услуг энергоснабжающей организации. Поэтому перейдем сразу к тарифам на питьевую и сбросную воду.

Водоснабжение и водоотведение

При проведении реформирования тарифной политики в течение 4 лет можно использовать следующую схему повышения тарифов для населения:

Таблица 8. Схема постепенного повышения тарифов на воду для населения

 Вода, руб./м3Канализация, руб./м3
Исходно0,410,21
2001 год0,490,26
2002 год0,570,32
2003 год0,650,37
2004 год0,730,42

При этом тариф для прочих потребителей следует снизить единоразово в первом году и установить его на уровне 0,73 руб./м3 по водоснабжению и 0,42 руб./м3 по водоотведению. Указанным изменениям тарифов соответствуют изменения объема выручки организации, представленные в таблице 9.

Таблица 9. Изменения объема выручки организации при постепенном увеличении тарифов на воду

 Вода, тыс. рубКанализация, тыс. рубИтого, тыс. руб
Исходно12323,785380,37517704,16
2001 год115325730,07417262,07
2002 год12312,496494,85718807,35
2003 год13092,987132,17720225,16
2004 год13873,477769,49621642,96

Убытки от предоставления коммунальных услуг населению должен покрывать городской бюджет. Объем этих убытков можно рассчитать, умножив разницу между полной стоимостью услуг и действующим тарифом для населения на объем услуг, предоставляемых населению. Например, при действующих тарифах по питьевой воде убытки составляют (0,9-0,41)* 9756,11 = 4780,49 тыс. руб. Аналогичным образом рассчитанные убытки по канализации составляют 3314,06 тыс. руб.

При единоразовом снижении тарифа для прочих потребителей до 0,73 руб./м3 по питьевой воде и 0,42 руб./м3 по канализации и постепенном увеличении тарифов для населения убытки от предоставления услуг населению изменятся следующим образом:

Таблица 10. Убытки от предоставления услуг водоснабжения населению

 Вода, тыс. руб.Канализация, тыс. руб.Итого, тыс. руб.
Исходно4780,4953314,0618094,556
2001 год2341,4672039,4224380,889
2002 год1560,9781274,6392835,617
2003 год780,489637,31951417,808
2004 год000

Теплоснабжение

Увеличение тарифов на услуги теплоснабжающей организации существенно увеличивает расходы населения на коммунальные услуги. Примерная схема постепенного увеличения тарифов на отопление и горячую воду для населения приведена в следующей таблице:

Таблица 11. Схема постепенного увеличения тарифов на отопление и горячую воду для населения

 Отопление, руб./ГкалГорячая вода, руб./Гкал
Исходно42,5758,84
2001 год54,1973,52
2002 год65,8188,21
2003 год77,43102,89
2004 год89,05117,57

При действующих тарифах убытки от предоставления услуг теплоснабжающей организации населению составляют 17638 тыс. руб. по отоплению и 13844 тыс. руб. по горячей воде.

При изменении тарифов на электроэнергию и воду и соответствующем снижении тарифов "Теплоснабжения" до 89,05 руб./Гкал за отопление и 117,57 руб./Гкал за горячую воду убытки от предоставления услуг населению составят 16082 тыс. руб. по отоплению и 12160 тыс. руб. по горячей воде.

При постепенном увеличении тарифов для населения убытки ЖЭКов и дотации из городского бюджета изменятся следующим образом:

Таблица 12. Убытки от предоставления услуг теплоснабжения населению

 Отопление, тыс. руб.Горячая вода, тыс. руб.Итого, тыс. руб.
Исходно19070,8413794,7832865,62
2001 год12779,888449,821229,68
2002 год8519,925633,214153,12
2003 год4259,962816,67076,56
2004 год000

1.3. Комплексное реформирование тарифной политики на примере города Малоярославца

1.3.1. Радикальный вариант реформы в Малоярославце – один год

Электроэнергия

Тарифы на электроэнергию едины для всех потребителей в Калужской области. Таким образом, далее мы будем оперировать теми же двумя категориями потребителей, что и в Обнинске:

  1. Население, тариф для которого составляет 0,25 руб./кВт. ч.
  2. Промышленная группа, тариф для которой составляет 0.38 руб./кВт. ч.
Функции энергоснабжающей организации в Малоярославце выполняет муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные тепловые и электрические сети". Исходя из сложившейся структуры, потребления предприятие рассчитывает тарифы таким образом, чтобы обеспечить нормальную прибыль. В таблице 13 приведены данные о планируемых расходах и рентабельности за 1999 год.

Таблица 13. Планируемые расходы и рентабельность МУП КТЭС по электроэнергии на 1999 год

Собственные расходы, тыс. руб.4183,4
Итого расходов, тыс. руб.19014,4
Итого доходов, тыс. руб.21298,99
Прибыль, тыс. руб.2284,585
Рентабельность собственных затрат, %54,61

Запишем уравнение совокупных доходов в таком же виде, как мы ранее делали это по Обнинску (данные за 1999 год):

21298,98= 35505 * Тп + 28814 * Тн где:

Тп - тариф для промышленной группы (руб./кВт. ч.),

Тн - тариф для населения (руб./кВт. ч.).

При выравнивании тарифа для обеих категорий потребителей он составит 0,331 руб./кВт. ч. Рост тарифа для населения по сравнению с действующим составит 32,45%, снижение тарифа для предприятий составит 16,59%. Как и в случае Обнинска, выровнять тариф можно единоразово.

Водоснабжение и водоотведение

Структура отпуска питьевой и сбросной воды малоярославецкого унитарного предприятия "Водоканал" приведена в таблице 14:

Таблица 14. Отпуск питьевой и сбросной воды потребителям

 Питьевая водаКанализация
Отпуск населению, тыс. м32581,62250,7
Тариф для населения, руб/м30,730,83
Доходы от населения, тыс. руб.1884,571868,08
Отпуск прочим потребителям, тыс. м3752,3668,8
Тариф для прочих потребителей, руб/м32,622,94
Доходы от прочих потребителей, тыс. руб.1971,031966,27
Итого доходов, тыс. руб.3855,593834,35

Население в настоящий момент оплачивает 20,8% стоимости услуг. К моменту окончания жилищно-коммунальной реформы население будет оплачивать полную стоимость услуг, другими словами, предполагается увеличить тариф для населения почти на 260% и по питьевой, и по сбросной воде.

При производстве питьевой воды на электроэнергию тратится около 26% всех затрат, при производстве сбросной воды - около 15%. Расчет тарифа на питьевую и сбросную воду приведен в таблице 15.

Таблица 15. Расчет тарифа на питьевую и сбросную воду по данным за 1999 год

 ВодопроводКанализация
Электроэнергия, тыс. кВт. ч.4105,792769,45
Электроэнергия, тыс. руб.1629,991099,47
Прочие расходы, тыс. руб.4584,956086,97
Итого расходов, тыс. руб.6214,957186,44
Стоимость услуг с учетом 20% рентабельности, тыс. руб.7457,948623,73
Реализация воды, тыс. м33333,92919,5
Стоимость воды, руб./м32,2372,954

При введении единого тарифа на электроэнергию изменятся затраты водоснабжающей организации. В таблице 16 представлен расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение с учетом тарифа на электроэнергию 0,331 руб./кВт.ч. и неизменных прочих расходах за 1999 год:

Таблица 16. Расчет тарифа при изменении цены на электроэнергию

 ВодопроводКанализация
Электроэнергия, тыс. кВт. ч.4105,792769,45
Электроэнергия, тыс. руб.1359,61917,09
Прочие расходы, тыс. руб.4584,956086,97
Итого расходов, тыс. руб.5944,577004,06
Стоимость услуг с учетом 20% рентабельности, тыс. руб.7133,488404,87
Реализация воды, тыс. м33333,92919,5
Стоимость воды, руб./м32,142,879

Таким образом, для населения тариф на водоснабжение увеличится на 193,1%, а на водоотведение - на 246,85%. По сравнению с программой реформ, проводимой в Калужской области, предложенная нами схема позволяет сэкономить для населения 65,8% роста тарифа на водоснабжение и 7,3% роста тарифа на водоотведение.

Для прочих потребителей тариф можно снизить на 18,33% для водоснабжения и на 2% для водоотведения.

Значительную экономию по водоснабжению и практически ее полное отсутствие по водоотведению можно объяснить двумя факторами:

  1. энергоемкость по водоотведению более низка в сравнении с водоснабжением – 15% против 26%,

  2. в себестоимость сточных вод закладывается гораздо большая доля прочих затрат, нежели в водоснабжении.

Теплоснабжение

При расчетах со всеми потребителями существует единый тариф, по которому отпускаются тепло и горячая вода – он составляет 164,39 руб/Гкал.

При производстве тепла и горячей воды среднем издержки на воду составляют – 6,2%, на энергию – 8,7%. Рассчитаем тарифы на отопление и горячую воду, используя данные о затратах теплоснабжающей организации за 1999 год, а также тарифов за электроэнергию 0,331 руб./кВт. ч. и за воду – 2,14 руб/м3.

Стоимость 1 гигакалории тепла рассчитана в таблице 17.

Таблица 17. Расчет стоимости тепла

Электроэнергия, тыс. кВт. ч.5038,9
Электроэнергия, тыс. руб.1668,61
Вода, тыс. м3562,56
Вода, тыс. руб.1203,69
Прочие расходы, тыс. руб.16392,3
Итого расходов, тыс. руб.19264,61
Стоимость услуг с учетом 15% рентабельности, тыс. руб22154,3
Объем реализации, тыс. Гкал139895
Тариф, руб./м3158,36

Сейчас население оплачивает 40% стоимости услуг – 65,76 руб./Гкал. Программа реформирования ЖКХ предусматривает рост тарифов на 150%. Предложенная нами схема позволяет увеличить тариф на 140%. Таким образом, на росте тарифов для населения можно сэкономить 10%.

1.3.2. Мягкий вариант реформы в Малоярославце– четыре года

Как уже было сказано, тариф на электроэнергию можно выровнять единоразово без заметного увеличения расходов населения на оплату услуг энергоснабжающей организации. Поэтому перейдем к тарифам на питьевую и сбросную воду.

Водоснабжение и водоотведение

При проведении реформирования тарифной политики в течение 4 лет можно использовать следующую схему повышения тарифов для населения:

Таблица 18. Схема постепенного повышения тарифов на воду для населения

 ВодаКанализация
Исходно0,730,83
2001 год1,081,34
2002 год1,431,85
2003 год1,792,37
2004 год2,142,88

При этом тариф для прочих потребителей следует снизить единоразово в первом году и установить его на уровне 2,14 руб./м3 по водоснабжению и 2,88 руб./м3 по водоотведению. Указанным изменениям тарифов соответствуют изменения объема выручки организации, представленные в таблице 9.

Таблица 19. Изменения объема выручки организации при постепенном увеличении тарифов на воду

 Вода, тыс. рубКанализация, тыс. рубИтого, тыс. руб
Исходно3855,593834,357689,94
2001 год4404,064946,329350,38
2002 год5313,876099,1711413,04
2003 год6223,687252,0213475,7
2004 год7133,488404,8715538,36

При единоразовом снижении тарифа для прочих потребителей до 2,14 руб./м3 по питьевой воде и 2,88 руб./м3 по канализации и постепенном увеличении тарифов для населения убытки от предоставления услуг населению изменятся следующим образом:

Таблица 20. Убытки от предоставления услуг водоснабжения населению

 Вода, тыс. руб.Канализация, тыс. руб.Итого, тыс. руб.
Исходно4879,234748,979628,2
2001 год2729,423458,556187,97
2002 год1819,612305,74125,31
2003 год909,81152,852062,65
2004 год000

Теплоснабжение

Примерная схема постепенного увеличения тарифов на отопление и горячую воду для населения приведена в следующей таблице:

Таблица 21. Схема постепенного увеличения тарифов на отопление и горячую воду для населения

 Тариф на тепло, руб./Гкал
Исходно65,76
2001 год88,91
2002 год112,06
2003 год135,21
2004 год158,36

При постепенном увеличении тарифов для населения выручка организации, убытки ЖЭКов и соответствующие дотации из городского бюджета изменятся следующим образом:

Таблица 22. Выручка организации и убытки от предоставления услуг теплоснабжения населению

  Тариф на тепло, руб./ГкалПотребление, тыс. ГкалВыручка, тыс. руб.Итого выручки, тыс. руб.Убытки, тыс. руб.
ИсходноНаселение65,76113,887488,29 11232,44
 Прочие164,3926,024276,611764,89 
2001 годНаселение88,91113,8810124,83 7909,62
 Прочие158,3626,024119,8314244,66 
2002 годНаселение112,06113,8812761,37 5273,08
 Прочие158,3626,024119,8316881,2 
2003 годНаселение135,21113,8815397,92 2636,54
 Прочие158,3626,024119,8319517,75 
2004 годНаселение158,36113,8818034,46 0
 Прочие158,3626,024119,8322154,29 

1.4. Комплексное реформирование тарифной политики на примере города Жукова

Электроэнергия

Тарифы на электроэнергию едины для всех потребителей в Калужской области. Таким образом, далее мы будем оперировать теми же двумя категориями потребителей, что и ранее:

  1. Население, тариф для которого составляет 0,25 руб./кВт. ч.

  2. Промышленная группа, тариф для которой составляет 0.38 руб./кВт. ч.

Функции энергоснабжающей организации в Жукове выполняет аналогичное малоярославецкому муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные тепловые и электрические сети". Исходя из сложившейся структуры, потребления предприятие рассчитывает тарифы таким образом, чтобы обеспечить нормальную прибыль. В таблице 23 приведены данные о планируемых расходах и рентабельности за 1999 год.

Таблица 23. Планируемые расходы и рентабельность МУП КТЭС Жукова по электроэнергии на 1999 год

Собственные расходы, тыс. руб.1311
Итого расходов, тыс. руб.8938
Итого доходов, тыс. руб.11810,96
Прибыль, тыс. руб.2872,96
Рентабельность собственных затрат, %219,14

Запишем уравнение совокупных доходов в таком же виде, как мы ранее делали это по Обнинску и Жукову (данные за 1999 год):

11810,96= 24731 * Тп + 7971 * Тн

где:

Тп - тариф для промышленной группы (руб./кВт. ч.),

Тн - тариф для населения (руб./кВт. ч.).

При выравнивании тарифа для обеих категорий потребителей он составит 0,361 руб./кВт. ч. Рост тарифа для населения по сравнению с действующим составит 44,5%, снижение тарифа для предприятий составит 9%. Как и в предыдущих случаях, выровнять тариф можно единоразово.

Водоснабжение и водоотведение

Структура отпуска воды различным категориям потребителей приведена в следующей таблице:

Таблица 24. Отпуск питьевой и сбросной воды потребителям

 Питьевая водаКанализация
Отпуск населению, тыс. м3276,7520,39
Тариф для населения, руб./м31,672,355
Доходы от населения, тыс. руб.460,711225,52
Отпуск прочим потребителям, тыс. м3176,9332,696
Тариф для прочих потребителей, руб./м33,334,71
Доходы от прочих потребителей, тыс. руб.589,071567
Итого доходов, тыс. руб.1049,782792,52

Население в настоящий момент оплачивает 45% стоимости услуг, что предусмотрено областной концепцией реформирования ЖКХ. К моменту окончания реформы предполагается увеличить тариф для населения на 120% и по питьевой, и по сбросной воде.

При производстве питьевой воды на электроэнергию тратится около 12% всех затрат, при производстве сбросной воды - около 23%. Расчет тарифа на питьевую и сбросную воду приведен в таблице 25.

Таблица 25. Расчет тарифа на питьевую и сбросную воду по данным за 1999 год

 ВодопроводКанализация
Электроэнергия, тыс. кВт. ч.394,432043
Электроэнергия, тыс. руб.156,59811,07
Прочие расходы, тыс. руб.1068,362494,72
Итого расходов, тыс. руб.1224,953305,79
Стоимость услуг с учетом 20% рентабельности, тыс. руб.1469,953966,95
Реализация воды, тыс. м3453,6853,09
Стоимость воды, руб./м33,244,65

При введении единого тарифа на электроэнергию изменятся затраты водоснабжающей организации. В таблице 26 представлен расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение с учетом тарифа на электроэнергию 0,331 руб./кВт.ч. и неизменных прочих расходах за 1999 год:

Таблица 26. Расчет тарифа при изменении цены на электроэнергию

 ВодопроводКанализация
Электроэнергия, тыс. кВт. ч.394,432043
Электроэнергия, тыс. руб.142,46737,86
Прочие расходы, тыс. руб.1068,362494,72
Итого расходов, тыс. руб.1210,823232,59
Стоимость услуг с учетом 20% рентабельности, тыс. руб.1452,983879,11
Реализация воды, тыс. м3453,6853,09
Стоимость воды, руб./м33,2034,547

Таким образом, для населения тариф на водоснабжение увеличится на 92%, а на водоотведение - на 93%. По сравнению с программой реформ, проводимой в Калужской области, предложенная нами схема позволяет сэкономить для населения 7,6% роста тарифа на водоснабжение и 6,9% роста тарифа на водоотведение.

Для прочих потребителей тариф можно снизить на 3,8% для водоснабжения и на 3,5% для водоотведения.

Столь незначительный эффект объясняется, как и в случае с водоотведением в Малоярославце, низкой энергоемкостью и большим количеством прочих затрат в себестоимости питьевой и сбросной воды.

Теплоснабжение

При расчетах со всеми потребителями существует единый тариф, по которому отпускаются тепло и горячая вода – он составляет 163,13 руб./Гкал.

При производстве тепла и горячей воды среднем издержки на воду составляют - 8%, на энергию - 14%.

Следует однако заметить, что суммарные фактические средние затраты организации на единицу вырабатываемого тепла значительно ниже тарифа и составляют 129 руб./Гкал. Поскольку разница между фактическими затратами и тарифом велика, будем далее считать экономию не от величины тарифа, а от фактических средних затрат.

Рассчитаем тарифы на отопление и горячую воду, используя данные о затратах теплоснабжающей организации за 1999 год, а также тарифов за электроэнергию 0,331 руб./кВт. ч. и за воду – 2,14 руб./м3.

Стоимость 1 гигакалории тепла рассчитана в таблице 27.

Таблица 27. Расчет стоимости тепла

Электроэнергия, тыс. кВт. ч.734,6
Электроэнергия, тыс. руб.265,31
Вода, тыс. м313,64
Вода, тыс. руб.43,7
Прочие расходы, тыс. руб.1576,77
Итого расходов, тыс. руб.1885,78
Стоимость услуг с учетом 20% рентабельности, тыс. руб2262,93
Объем реализации, тыс. Гкал17,8
Тариф, руб./м3127,13

Сейчас население оплачивает 40% стоимости услуг – 65,76 руб./Гкал. Программа реформирования ЖКХ предусматривает рост тарифов на 122%. Предложенная нами схема позволяет увеличить тариф на 118,97%. На росте тарифов для населения можно сэкономить 3,03%.

Очевидно, что в Жукове предлагаемая нами схема комплексного и согласованного реформирования тарифной политики дает ничтожный экономический эффект. Как в случае водоснабжения и водоотведения, так и в теплоснабжении это объясняется большим удельным весом собственных затрат коммунальных организаций в себестоимости услуг. Поэтому предлагать по Жукову схему постепенного повышения тарифов нецелесообразно.


Предыдущая часть    Вернуться в Архив публикаций    Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.