Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Реформа тарифов на коммунальные услуги и эффективность деятельности коммунальных организаций городов Обнинска, Малоярославца и Жукова Калужской области
Ореховский П. А., Слесарев Д. А.

Реформа тарифов на коммунальные услуги и эффективность деятельности коммунальных организаций городов Обнинска, Малоярославца и Жукова Калужской области

Аналитический отчет по гранту Московского Общественного Научного Фонда №002/3-01-тк 1


Заключение

Необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы ни у кого сомнений не вызывает. Тем не менее, существующие тенденции в реализации реформы ЖКХ, похоже, не оставляют сомнений, что она будет по-прежнему происходить максимально неэффективным и болезненным для населения образом. Так, тарифы все это время пересматриваются некомплексно, и в региональных концепциях реформирования ЖКХ нет даже намека на возможность при повышении одних тарифов снижения других. Инженерные сети ветшают, и средств на их ремонт постоянно не хватает. Задолженность коммунальных предприятий перед поставщиками ресурсов растет. Постепенность в росте тарифов при одновременном росте инфляции не приводит к увеличению доли покрытия издержек коммунальных организаций.

Как показывают расчеты, приведенные в первой части, радикальный и комплексный пересмотр тарифов оказывается более "мягким" для населения, чем вариант, при котором повышение тарифов растягивается на многие годы.

Ликвидация перекрестного субсидирования должна сопровождаться не только увеличением тарифов для населения, но и снижением тарифов для прочих потребителей (в том числе и коммунальных организаций). Как было показано на примере Обнинска, при комплексном и согласованном пересмотре тарифной политики увеличение тарифов на водоснабжение оказывается на 42% , на водоотведение – на 22,8%, на отопление – на 13%, на горячую воду – на 22,17% меньше, чем это предусмотрено действующей программой реформирования ЖКХ.

Кроме того, реформа тарифов позволила бы избавиться от сложной схемы перераспределения финансовых средств между бюджетами разных уровней и коммунальными организациями. Действие этой схемы уже давно приводит к "исчезновению" части бюджетных средств и продолжающемуся росту задолженности муниципалитетов. Будущее отчуждение муниципальной собственности за долги представляется весьма вероятным, однако каков будет состав муниципального имущества, подлежащего отчуждению? И если это будут действительно городские инженерные сети, то не последует ли вслед за их отчуждением массовое отключение неплательщиков, как это имело место, например, в Казахстане?

Жилищно-коммунальная реформа не должна ограничиваться одним лишь реформированием тарифной политики и повышением тарифов на коммунальные услуги для населения. Существуют значительные резервы снижения затрат коммунальных организаций. Наши расчеты, приведенные во второй главе, показали, что монопольное положение коммунальных организаций не дает никаких стимулов к снижению затрат. Наоборот, из года в год наблюдается увеличение собственных расходов, включаемых в себестоимость и оплачиваемых населением. Существующая методика нормирования потребления коммунальных услуг позволяет предприятиям снижать объем и качество предоставляемых услуг (например, отключать холодную воду, поддерживать недостаточную температуру в отопительных сетях) и, тем не менее, взимать плату по полной программе. Все это обуславливает необходимость более жесткого контроля за деятельностью коммунальных организаций.

Кроме того, внедрение новых технологий – строительство автоматизированных котельных (как это делается в Малоярославце), современная термоизоляция тепловых трубопроводов, установка приборов учета - позволяет значительно снизить себестоимость коммунальных услуг (в частности, тепла) и потери воды и тепла в сетях.


Предыдущая часть    Вернуться в Архив публикаций    Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.