Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Анализ долгосрочных тенденций социально-экономического развития г. Омска

Администрация города Омска

Анализ долгосрочных тенденций социально-экономического развития г. Омска

Аналитический отчет

Список исполнителей:

Начальник информационно-аналитического управления, д. э. н., проф. П. А. Ореховский

Советник, к. э. н. О. М. Хохлова

Советник П. Б. Хейфец

Главный специалист В. В. Плаксина


 

“Если город хочет выжить как здоровая экономическая единица и удовлетворительное место жизни людей, он должен управляться таким набором программ, которые ведут к постоянному обновлению, ... исключающему неумолимое, безжалостное наступление упадка. Существующие же в настоящее время законы, правила зонирования, структура налогов - все вместе способствует накоплению в городе пришедших в упадок предприятий, трущоб и неблагоприятного сочетания категорий населения, что препятствует экономическому возрождению города.”

Дж. Форрестер. Динамика развития города.

Введение

Анализ, осуществленный в данной работе, представляет собой реализацию определенных представлений о закономерностях эволюции урбанизированной территории, отчасти связанных с известной моделью городской динамики, предложенной Дж. Форрестером, отчасти - основанных на опыте аналогичных разработок отечественных ученых. Целью исследования являлось определение текущего состояния г. Омска и построение наиболее вероятных сценариев его будущего развития на 1998 - 2010 годы. Основным источником данных, приводимых ниже, являются сведения, представленные Омским областным комитетом государственной статистики (в дальнейшем - Облкомстат).

Коротко остановимся на некоторых важных понятиях.

Эволюцию города (урбанизированной территории) в современной индустриальной системе можно представить как результат взаимодействия следующих крупных подсистем - населения, жилого фонда, городских предприятий и городских земель.

Будем называть "развитием города" такое положение, при котором количество единиц жилья и его общая площадь, а также объем услуг некоммерческих организаций ("бесплатных" общественных благ - этот показатель можно, в частности, определить косвенным образом, через уровень затрат бюджета на одного городского жителя; причем данный показатель и здесь, и далее рассматривается без учета инфляции) увеличиваются быстрее, чем количество жителей и общее количество рабочих мест. Значение последнего параметра примерно соответствует количеству городских жителей в трудоспособном возрасте; вынужденная безработица отсутствует. Комфортность проживания в таком городе возрастает, что вызывает переезд в него все новых и новых жителей.

Под "ростом города" понимается положение, когда количество жителей и рабочих мест растет быстрее, чем количество единиц жилья и объем предоставляемых общественных благ. Город становится все менее удобен для жизни, но все еще притягателен для переезда в него (хотя бы наличием высокооплачиваемых рабочих мест на новых предприятиях). Впрочем, следует оговориться, что такое понимание фазы роста города характерно скорее для системы административного распределения ресурсов - модели социализма, действовавшей в советской экономике. В случае капиталистического механизма рост города может характеризоваться не только вышеуказанными чертами, но и другими свойствами: количество жителей и количество единиц жилья могут расти опережающими темпами по сравнению с увеличением рабочих мест, что приводит к определенному напряжению на рынке труда. Кроме того, намечаются тенденции перехода части высокодоходных рабочих мест в другие группы. Расходы городского бюджета в пересчете на одного жителя снижаются. Тем не менее, важнейшим свойством города в фазе роста является сохранение его притягательности: в город приезжают все новые мигранты.

Под "стагнацией города" в случае административной системы распределения ресурсов понимается положение, когда разрыв между количеством рабочих мест и количеством единиц жилья и объемом общественных благ достигает такой величины, что прирост населения за счет миграции приближается к нулю. Этим ситуация стагнации города в административной системе распределения ресурсов значительно отличалась от положения города в капиталистической экономике. Для последнего характерно превышение количества единиц жилья над количеством рабочих мест, что обуславливает наличие большого числа безработных в таком городе. Если абстрагироваться от переездов, осуществляемых в расчете на принципиально иной уровень комфорта, связанный с объемом предоставляемых общественных благ, механизм которых был одинаков в обеих экономических системах, то в советской экономике люди мигрировали в основном в поисках жилья, в капиталистической - в поисках работы. Ситуацию стагнации можно диагностировать через сокращение притока мигрантов и снижение объемов строительства нового жилья в городе, переход большинства городских жителей из числа трудоспособного населения на предприятия со средне- и низкодоходными рабочими местами, постепенное ухудшение качества услуг некоммерческих организаций.

Наконец, под "упадком города" понимается положение, при котором дискомфортность жизни в нем, вызываемая плохими жилищными условиями вследствие процессов старения жилищного фонда и низким уровнем предоставляемых общественных благ, обуславливаемая уменьшающимися бюджетными поступлениями (что, в свою очередь, вызывается убыточностью большинства градообразующих предприятий), дополняется сокращением рабочих мест, вызывая безработицу. Городская безработица в этом случае превращается в застойную - особенно среди молодежи; начинают развиваться негативные социальные явления.

Анализ городской динамики показывает, что рассмотренные выше четыре основные подсистемы характеризуются своими собственными темпами прироста, что приводит к неизбежному возникновению дисбалансов между рабочими местами, количеством единиц жилья, половозрастным составом населения. Свойство ограниченности, которым обладает земля как ресурс вообще и городские земли в частности, затрудняет преодоление таких дисбалансов; хотя, следует отметить, что в эволюции города имеется определенная цикличность (в принципе, на состояние города очевидно влияют как циклы Кузнеца [по продолжительности - около двадцати лет], связанные с демографическими колебаниями и строительством жилья, так и циклы Кондратьева, связанные с обновлением основной технологической базы и наиболее долговечной части основного капитала [по продолжительности - около полувека]).

Для исследователя, занятого разработкой сценариев развития города и поиском оптимальных действий городской администрации, важно диагностировать состояние города, проследив динамику его эволюции на протяжении последних лет. В принципе, не исключена вероятность того, что несмотря на общий упадок города, именно в наблюдаемый последний период времени имеет место оздоровление ситуации.

Оценка городских программ, способствующих оздоровлению и развитию города, была сделана в свое время Дж. Форрестером 1 в его известной работе. Идеальным, хотя и в определенной степени фантастическим сценарием действий для города, является реконструкция предприятий и жилого фонда - по мере ветшания жилья и старения и перехода в разряд убыточных градообразующих предприятий. Утопичность этого сценария заключается в невозможности городского управляющего органа непосредственно изъять городскую землю “из-под” убыточных предприятий и передать ее более успешно действующим, как, впрочем, и реконструкция ветшающего муниципального фонда (или его снос) при практически неограниченной очереди желающих получить относительно дешевое благоустроенное муниципальное жилье. Тем не менее, данный сценарий “в первом приближении” показывает направление действий городской администрации - независимо от фазы развития, в которой находится город, вместо широко распространенного заблуждения о поддержке убыточных производств, необходимо предпринимать меры по вытеснению данных предприятий с территории города. Естественно, что действия, реально направленные на оздоровление города, вызывают сопротивление со стороны самых разных социальных групп; как и показывал в своей работе Дж. Форрестер. В этом отношении только “естественная эволюция” к постепенному упадку города является результатом общего компромисса. Инерция движения сложной системы в заданном направлении складывается под влиянием действия множества сил, компромисс, собственно, представляется в этом случае состоянием динамического равновесия между этими силами.

О структуре данной работы. В первой части рассматриваются демографические тенденции, доминирующие в Омске в настоящее время, представлен демографический прогноз. Во второй части дается описание распределения городских земель и состояния жилого фонда, сделаны некоторые оценки эффективности проводимой политики зонирования. В третьей части рассматривается состояние экономики города, приводятся некоторые оценки доходов граждан и тенденций в изменениях доходов городского бюджета. Итогом проведенного исследования является получение основных параметров так называемого “линейного” сценария (в случае, если городская администрация не будет предпринимать никаких шагов, существенно отличающихся от проводимого ранее курса). Необходимо также отметить, что исследование осуществлялось в соответствии с определенным набором индикаторов для социально-экономического мониторинга и по определенной методике, которая была уже опробована на других городах и опубликована в открытой печати.

Часть 1. Демография

1.1. Естественное движение населения

Население Омска имеет относительно равномерную структуру - как по возрасту, так и по полу. Данное обстоятельство приводит к тому, что естественная убыль населения, имеющая место в настоящее время в Российской Федерации, для общего состояния Омска имеет сравнительно слабое значение (в соответствии с прогнозом естественного движения 2 населения (см. Таблицу 1.1, Таблицу 1.2) численность омичей, даже при сохранении сегодняшних неблагоприятных тенденций, снизится за десять лет на 30,5 тысяч человек, что составляет 2,6% от численности населения Омска в 1997 году). Удельный вес населения в пенсионном возрасте в 1997 году составляет всего лишь 18%, а детей в возрасте от 0 до14 лет - 20%, что свидетельствует о резервах роста города, заложенных в демографической структуре. При этом экстраполяция нынешних негативных тенденций показывает, что только в 2007 году количество детей, юношей и девушек, (20,5%) примерно сравняется с количеством городских жителей в пенсионных возрастах (20%). Более того, даже в 2022 году большинство (55%) омичей будет относиться к экономически активному населению, по возрасту попадая в категорию “трудовых ресурсов”.

В то же время данная ситуация может оказаться неблагоприятной в других отношениях:

  • большое количество молодежи, вступающей на рынок труда в 1997-2002 гг. может не найти работу. В настоящее время отношение молодежи (15-24 года) к относительно “устроенному” поколению (25 - 49 лет) составляет 41%, на этом же уровне эта пропорция сохранится и к 2002 году. Учитывая значительно большую адаптированность относительно старших возрастов на рынке труда (использование имеющегося образования и информации, связей, складывавшихся отчасти еще в прежние времена, когда обычным состоянием города было превышение числа рабочих мест над количеством желающих получить работу) можно прогнозировать обострение социальных проблем, связанных с безработицей, в ближайшие пять лет;

  • в ближайшие пять лет также следует ожидать увеличение рождаемости, что обусловлено увеличением количества женщин в фертильных возрастах. Опять-таки, даже при сохранении имеющихся неблагоприятных тенденций, в 2002 г. в Омске появится не менее 10 тыс. новорожденных (в 1997 г. - 9958), и прежний уровень рождаемости сохранится, как минимум, до 2007 года. Данный вывод представляется весьма существенным, учитывая общероссийскую тенденцию к закрытию и перепрофилированию детских дошкольных учреждений (ДДУ), связанную с имеющимся демографическим спадом. В Омске сохранится высокий уровень объективной потребности в ДДУ (и соответствующих услугах здравоохранения).

Таблица 1.1. Прогноз возрастной структуры населения г. Омска (чел.)

Возраст,Годы
лет199720022007201220172022
09958100119913928578886468
1-4434903950939120366423113025527
5-9802125322049298488134572038843
10-14963178005853117492034871945632
15-19913689609579873529944908948607
20-24976469085695552794225269348810
25-29858059672390002946447866852186
30-34890238482995633889919357677780
35-391065738765783494941538762192121
40-449628710417585663815439199085620
45-498399093173100839828877882688980
50-54390437987088572959007878974835
55-59698303651674703828008970673646
60-64493916363833289681067544281795
65-69500704335455807292085976166136
70-74341834153236042463512427249665
75-79163612664832077278983584418780
80-84113481119918259217561896824345
85-8951396072599597821156410101

Таблица 1.2. Прогноз численности населения г. Омска

Годы199720022007201220172022
Численность населения, чел.115774911451331127249110037910602651009878
в том числе: 
мужчины539537532437522173507785487322461308
женщины618212612696605076592595572944548569

Необходимо отметить, что представленные департаментом образования данные демонстрируют определенный рост обеспеченности населения Омска местами в ДДУ, а также в общеобразовательных школах (см. Таблицу 1.3):

Таблица 1.3. Обеспеченность населения Омска местами в общеобразовательных школах и ДДУ (в целом по городу)

 Единица измеренияДействующий СНиП1996 год1997 год
Обеспеченность ДДУмест на 1000 детей от 1 до 6 лет850559,2587,8
Обеспеченность местами в школахмест на 1000 жителей18095,295,84

Положительная динамика (обеспеченность населения улучшилась в 1997 году по сравнению с 1996 годом), очевидно, обуславливается сокращением как количества детей (показатель обеспеченности ДДУ), так и общим сокращением численности населения. Тем не менее, в реальности шло сокращение общего количества мест в ДДУ: это следует из сопоставления численности возрастных групп (от 0 до 4 лет - 53448; от 5 до 9 лет - 80212 детей). По-видимому, численность детей до 6 лет сократилась с начала 1990-х годов как минимум в 1,5 раза. Прирост обеспеченности местами в ДДУ на 5%, который показывают данные 1997 года, не должен поэтому вводить в заблуждение - в реальности происходит перепрофилирование и закрытие детских садов и яслей. Учитывая данные даже пессимистического демографического прогноза, следует констатировать, что дальнейшее сокращение числа ДДУ приведет к разрушению социальной инфраструктуры в Омске.

С другой стороны, необходимо также принимать во внимание уровень затрат на содержание ребенка в ДДУ, предъявляемый родителям к оплате, уровень платы за услуги этих учреждений, а также качество данных услуг. Указанные факторы, в частности, могут приводить в результате к снижению спроса со стороны омичей на указанные услуги. Тем не менее, в целом высокая объективная потребность в услугах ДДУ в целом как минимум будет сохраняться на протяжении ближайших десяти лет - даже по самым пессимистичным оценкам. Кроме того, более вероятным представляется то, что через пять лет указанная потребность возрастет. В частности, если уровень рождаемости поднимется хотя бы до уровня 1990-1991 гг., что отнюдь не представляется нереальным, учитывая фиксируемый статистикой рост реальных доходов и определенное привыкание (адаптацию) населения к новым институциональным условиям функционирования города, то численность возрастной группы от 0 до 5 лет увеличится минимум в 1,5 раза и вполне может составить 75 - 80 тысяч детей. В этом случае рождаемость несколько превысит смертность (хотя в целом прирост населения еще можно будет характеризовать как нулевой. Отметим только, что в этом, наиболее вероятном варианте, население Омска на протяжении ближайших десяти лет будет “молодеть”).

1.2. Механическое движение населения

Сальдо механического прироста населения Омска составляет примерно три тысячи человек - пессимистические ожидания наплыва мигрантов, связанные с распадом СССР, не подтвердились (несмотря на действительно имеющее место резкое падение жизненного уровня населения в сопредельных с Омской областью регионах Казахстана). Кроме того, следует отметить отрицательное сальдо миграции в Омске в 1992-1993 гг., а также практически нулевое - в 1991 г. (249 человек, см. Таблицу 1.4).

Таблица 1.4. Фактические данные (1989-1997 гг.) и прогноз миграции по городу Омску (на основе сложившихся тенденций) (чел.)

ГодыПрибылиВыбылиМеханический прирост (сальдо)
198935881294986383
199033544291314413
19912898328734249
19922598529687-3702
19932586427844-1980
199432014237468268
199526216250411175
199624083216192464
199722917208692048
199833704309332771
199931964293972566
200031041285832458
200130521281242397
200230212278512361
200330021276822338
200429898275742324
200529817275022314
200629762274542308
200729723274202303

Приведенные здесь цифры прогноза представляют собой своеобразную линейную экстраполяцию тенденций, сложившихся в отношении сальдо миграции в предыдущие годы. Однако сальдо механического прироста представляется очевидным образом связанным с понятием комфортности проживания в городе (привлекательности города). В свою очередь, комфортность является синтетическим показателем, на который влияют культурные, экономические, экологические и другие факторы; причем, взятые за различные по длительности периоды, а также, учитывая изменения, происходящие в среде, окружающей город, любая из этих групп факторов может выходить на первый план и становиться определяющей в отношении размеров и направления миграционных потоков.

Учитывая вышесказанное, а также, принимая в расчет трудоемкость проверки гипотез относительно различных групп факторов, в данном случае была осуществлена проверка только двух относительно простых гипотез:

  • зависимости сальдо миграции от наличия (высокооплачиваемых) мест работы;
  • зависимости сальдо миграции от возможностей получения жилья.
Другими словами, в расчет принималось, прежде всего, влияние на сальдо миграции экономических факторов.

В результате проведенного анализа удалось доказать, что обе эти гипотезы несостоятельны. В Омске действительно относительно низкая безработица - по данным Комитета труда и занятости населения Омской области на IV квартал 1997 года численность безработных в городе составляла 6800 человек, из них получало пособие по безработице 6390 человек, причем в целом число безработных снижалось - в начале года их численность составляла 7367 человек; получавших пособие - 6965 человек; таким образом, норма безработицы составляет немногим больше 1 процента от численности трудоспособного населения. Тем не менее, численность занятых в основных градообразующих отраслях (прежде всего, в промышленности), определяющих величину спроса на услуги предприятий инфраструктуры и, таким образом, являющихся главным звеном в формировании общего уровня доходов населения города, постоянно сокращалась (см. Таблицу 1.5):

Таблица 1.5. Структура занятости в основных отраслях экономики города (по данным Облкомстата)

 199119921993199419951996
Среднегодовая численность работников в отраслях экономики, всего - тыс. чел.,547,8530,7509,6507,9483,2488
в том числе:      
промышленность212,9199180,7162,1144,7139,6
строительство4963,556,858,952,854,4
транспорт и связь61,359,755,754,955,855,3
Численность занятых в основных отраслях, тыс. чел.323,2322,2293,2275,9253,3249,3
Доля занятых в основных отраслях, %5960,757,554,352,451,1

Таким образом, изменение структуры занятости свидетельствует против первой из выдвинутых выше гипотез.

В отношении же второй гипотезы была проведена следующая проверка. Хотя показатель обеспеченности жильем на душу населения неизменно увеличивается, это происходит в основном за счет отсутствия вывода из состава жилого фонда ветхого жилья; попросту говоря, городских трущоб (см. далее раздел “Жилой фонд и городские земли”). Введем дополнительную гипотезу, упрощающую проверку: предположим, что при уровне 18,5 кв. м. на человека благоустроенного жилья будет достигаться постоянный приток мигрантов; при этом, если уровень обеспеченности станет ниже этой цифры (например, учитывая естественный прирост), то сальдо миграции будет отрицательным.

Легко убедиться, что прогноз сальдо механического прироста, полученный на основе второй гипотезы, представляется совершенно нереальным (см. Таблицу 1.6): данные о приросте, начиная с 1999 года становятся больше общего количества прибывающих в Омск в настоящее время и на порядок больше величины фактического сальдо, имеющего место в 1996-1997 гг. В связи с эти следует вывод, что миграция в Омске обусловлена другими, внеэкономическими причинами, что определяет, в свою очередь, как небольшую численность приезжающих и уезжающих, так и слабое влияние на этого фактора на половозрастную структуру населения Омска и на демографические тенденции в целом.

Таблица 1.6. Прогноз миграции по городу Омску (с учетом зависимости миграции от объемов жилого фонда)

ГодыЖилой фонд, тыс. кв. мЧисленность населения г. Омска, тыс. чел.Жилье, кв. м на одного жителяЧисленность населения (с учетом естественного прироста), тыс. чел.Сальдо механического прироста, тыс. чел.
19501894----
19604771----
19708860821,210,8--
198013353----
1981136731043,513,1--
1982138631060,613,1--
1983142311079,513,2--
1984147641093,613,5--
1985155451107,714--
198816665----
1989172301148,515--
1990174881158,815,1--
1991178041166,815,3--
1992185461168,615,9--
1993188551166,616,2--
1994194671161,216,8--
1995198721162,717,1--
1996201891160,217,4--
1997214081157,718,5--
1998217291174,518,51151,423,1
1999220551192,218,51151,440,8
200022386121018,51151,458,6
2001227221228,218,51151,476,8
2002230621246,618,51151,495,2
2003234081265,318,51136,2129,1
2004237601284,318,51136,2148,1
2005241161303,618,51136,2167,4
2006244781323,118,51136,2186,9
200724845134318,51136,2206,8

1.3. Общие итоги

Демографическая структура Омска благоприятно влияет на ситуацию в городе - существуют резервы роста; небольшая относительно трудоспособного населения доля пенсионеров предопределяет, по-видимому, существенно меньшую по сравнению с другими городами напряженность в наполнении Пенсионного фонда (а соответственно и в выплате пенсий). Снижение рождаемости также пока обеспечило некоторые конъюнктурные выгоды при использовании зданий бывших детских дошкольных учреждений, хотя, следует отметить, что это порождает опасность будущих социальных напряжений, если, как следует из наиболее вероятного варианта прогноза, уровень рождаемости все же восстановится.

Тем не менее, небольшой миграционный обмен свидетельствует о низкой “проточности города” - показателе, который характеризует взаимоотношения города и окружающей среды. На наш взгляд, это свидетельствует об относительно низкой комфортности проживания в городе, вступлении последнего в фазу стагнации. Последний вывод, впрочем, можно сделать только на основе результатов анализа эволюции других городских подсистем и их взаимоотношений между собой: низкий миграционный обмен является необходимым, но не достаточным признаком стагнации.

Собственно, учитывая “запас роста” города, заложенный в благоприятной демографической структуре, на механическое сальдо можно было бы и не обращать особого внимания. Если город обеспечит в будущем высокодоходные, дающие возможность приобретения благоустроенного жилья рабочие места для подрастающего поколения, возможно возвращение города в фазы роста и развития, что восстановит и миграционный обмен. В то же время пока можно констатировать, что численность населения Омска на ближайшее десятилетие стабилизировалась на уровне 1150 тыс. человек. Во многом это десятилетие станет решающим - если негативные тенденции в эволюции города не будут преодолены, после 2007 года средний возраст населения возрастет, и численность омичей может начать сокращаться (хотя, по-видимому, и довольно медленным темпом).


1 Форрестер Дж. Динамика развития города. - М., 1974.

2 Прогноз рассчитан на основе стандартной процедуры применения таблиц коэффициентов дожития и рождаемости, представленных Облкомстатом, с использованием электронных таблиц Microsoft Excel.


Вернуться в Архив публикаций   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.