Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Анализ долгосрочных тенденций социально-экономического развития г. Омска

Администрация города Омска

Анализ долгосрочных тенденций социально-экономического развития г. Омска

Аналитический отчет


Часть 4. Наиболее вероятный сценарий развития города (промежуточные итоги)

Теперь, наконец, можно приступить к анализу поведения управляющего органа - в данном случае, к прогнозированию последствий принятия тех или иных решений городским Советом и администрацией г. Омска. Рассмотрим первый, наиболее вероятный вариант поведения: что будет, “если ничего не делать”; другими словами: каковы будут основные параметры города, если управляющий орган будет принимать решения, не противоречащие прежней линии поведения. Такая ситуация не предполагает никаких радикальных перемен и соответствует политике безусловно имеющегося в городе компромисса между различными социальными группами в отношении использования основных ресурсов города.

Учитывая вышесказанное, можно коротко резюмировать следующее:

  1. Сокращение численности населения Омска в ближайшие годы должно прекратиться, численность населения стабилизируется на уровне 1100 - 1150 тысяч человек (до 2007 года; после этой даты, если сохранятся прежние тенденции, численность населения будет сокращаться). Непосредственно в ближайшие годы ожидается увеличение рождаемости (за счет увеличения численности женщин в фертильных возрастах) при сохранении относительно высокого уровня смертности (уровень омского здравоохранения предполагается неизменным), что приведет к некоторому омоложению населения города. Механический прирост будет в этот период незначительным (возможно даже возникновение относительно небольшого отрицательного сальдо). Демографическая ситуация, по-видимому, серьезно обострит проблему безработицы (прежде всего, среди молодежи, где будет преобладать скрытая форма безработицы. Учитывая последнее, можно также прогнозировать приток молодежи в вузы, что несколько смягчит, или, точнее, отсрочит проблему безработицы при снижении общего качества образования в силу как объективных, так и субъективных причин).
  2. Уже к 2005 году около одной трети имеющегося в Омске жилья перейдет в разряд ветхого, требующего капитального ремонта. “Мягкий” вариант реформы жилищного хозяйства будет способствовать разрастанию районов трущоб, которые и в настоящее время занимают, по минимальным оценкам, не менее 15% селитебной зоны. Следует также отметить, что высокая стоимость строительства нового жилья будет приводить к постепенному “затуханию” гражданского строительства в городе. Своеобразной “нижней точкой” является граница примерно в 135 тыс. кв. м жилья в год к 2003 году (году формального окончания жилищной реформы): это означает сокращение платежеспособного спроса на продукцию как большинства домостроительных комбинатов с их устаревшей продукцией, так и на услуги строительных организаций. При этом большая часть жилья будет строиться за счет средств населения (до 100 тыс. кв. м, причем не менее половины этого жилья будет так называемым “престижным”, со сметной стоимостью строительства одного кв. метра от 600 долл. и выше).
  3. Следует также ожидать продолжения снижения отдачи городских земель в промышленной зоне. Хотя ОАО “Омский НПЗ” является монополистом, продукция которого распространяется по всей Западной Сибири, часть его продукции также направляется на экспорт и в Центральную часть России, что приносит этому предприятию дополнительные доходы. Учитывая, что в составе компании “Юкси” есть и другие нефтеперерабатывающие заводы, неизбежная попытка переложить все большее бремя городских налогов на данное предприятие приведет в последующем к сокращению объемов производства на ОАО “ОНПЗ”. В то же время попытка привлечь новые инвестиции в город, на что направлена сегодняшняя политика управляющего органа, практически не может оказать сколько-нибудь заметного оздоравливающего влияния на экономику города без проведения реструктуризации предприятий и изъятия земель и объектов недвижимости, расположенных в промышленной зоне, из хозяйственного оборота убыточных предприятий.
  4. Поскольку в составе экономики города относительно эффективно работающими выглядят всего две отрасли: топливная и пищевая, в то время как большинство предприятий машиностроения фактически находятся в состоянии банкротства, в течение ближайших пяти лет проблема безработицы, обусловленная демографическими факторами, будет обостряться и за счет фактического закрытия ряда предприятий (которые, тем не менее, будут продолжать существовать де-юре. Очевидно, что на их мощностях будет также производиться определенный объем неучитываемой продукции; причем такое положение будет длиться до полного износа основных средств). Если принять предоставленный органами статистики размер потребительских расходов за достоверный, то приходится признать, что в Омске размер теневой экономики составляет по крайней мере 25% от легальной. Это обстоятельство может существенно смягчить возникающую проблему безработицы. Тем не менее, такое положение неизбежно будет сохранять существующую высокую дифференциацию доходов, вызывая также рост социальных конфликтов и способствуя ориентации органа управления на поддержку эгалитарных популистских решений, в силу неверной оценки уровня благосостояния населения. Все это будет способствовать переходу от сегодняшней вялотекущей стагнации к упадку города.
  5. Максимум доходов городского бюджета, по-видимому, достигнут уже в настоящее время (1997 - 1998 гг.) 1. Тем не менее, у города есть “куда падать” - размер расходов по защищенным статьям бюджета 2 составляет не более половины прогнозируемых доходов бюджета. Так что особых трудностей (тем более, “упадка города”!!) с точки зрения управляющего органа, скорее всего не наступит: следует ожидать, что доходы бюджета (в сопоставимых с 1997 годом ценах) к 2007 году упадут до уровня 1,7 триллиона рублей; однако, если при этом удастся избавиться от проведения взаимозачетов, этой суммы хватит на поддержание городского хозяйства, системы здравоохранения и образования на сегодняшнем уровне (хотя ни о каком крупном строительстве, вроде строительства Омского метрополитена, не может быть и речи). Важно подчеркнуть, что с точки зрения городской исполнительной власти и городского Совета в Омске будет иметь место нормальное положение; прогнозируемые же трудности с ростом безработицы, снижением доходов городских жителей и разрастанием трущоб будет оцениваться не иначе как “объективная ситуация”. Впрочем, вероятны также и обвинения федерального Центра в неспособности выделить централизованные инвестиции для оживления деятельности омских градообразующих предприятий (выше уже говорилось, что такая помощь при сохранении основных условий использования городских земель, а также убыточности жилищно-коммунального хозяйства может дать только временное улучшение. Впервые этот вывод был получен в уже упоминавшейся работе Дж. Форрестера, однако к таким же результатам приходили и советские ученые, исследовавшие развитие города в административной системе распределения ресурсов с помощью имитационных моделей).
После 2007 года, если ситуация будет продолжать развиваться в описанном направлении, следует ожидать усиления оттока экономически активной и наиболее квалифицированной части населения из города. Кроме того, начнет расти доля пенсионных возрастов. Город постепенно войдет в новое состояние равновесия - равновесия упадка, при котором существенную роль в доходах населения будет играть выплата пенсий и пособий, получаемых из федерального Центра.

Небезынтересно отметить, что Омск является безусловным “полюсом роста” в Омской области; от состояния города в решающей степени будет зависеть социально-экономическое положение этого региона в целом. В связи с этим, борьба определенных политических корпораций, в центре которой находится “противоречие интересов города и области”, объективно способствует превращению Омской области в один из депрессивных регионов (преимущественно сельскохозяйственный Алтайский край со своими пришедшими в упадок городами - яркий пример такого региона. Причем определение депрессивного ему дано в официальной, правительственной классификации; внешне Алтайский край не очень-то отличается от Омской области, а сам Омск - от краевого центра, Барнаула. Для того чтобы сделать вывод о существенном превышении комфортности проживания жителей Омска над жизнью барнаульцев, надо либо прожить минимум год в том и другом городе в качестве обывателя, или же заняться сравнением количественных значений системы определенных индикаторов, что не делается в подавляющем большинстве российских городов). Важно понимать, что, хотя возврат города в состояние развития и зависит, главным образом, от выбора курса городскими управляющими органами и его последующего эффективного осуществления, это обстоятельство практически не связано с мнением избирателей о том, хорошо или плохо работают городские власти. В данном случае, в противовес избитой истине о взаимосвязи между политикой и экономикой, можно констатировать, что у горожан отношение к работе местной власти определяется, скорее, состоянием чистоты городских улиц, нежели состоянием кошельков.

Наконец, обострение социальных проблем при больших масштабах теневой экономики вызовет также рост числа уголовных преступлений, связанных с борьбой за распределение сфер контроля; учитывая близость Казахстана, активность нашедших в последние годы свое национальное сознание казаков и т.д., следует ожидать и определенных внешних, весьма неожиданных “чрезвычайных происшествий”. Прогнозировать на столь долгосрочном отрезке их трудно; более того, они будут иметь место и в других, даже в самых оптимистических, сценариях эволюции. В связи с этим, часть индикаторов, характеризующих состояние города, была нами выпущена при подготовке данного отчета 3.

Альтернативные сценарии, предусматривающие:

  • количественный анализ результатов привлечения инвестиций в предприятия, функционирующие на территории города;

  • реконструкцию жилого фонда и осуществление реформы жилищно-коммунального хозяйства с целью выхода на относительно высокий уровень рентабельности последнего;

  • реструктуризацию предприятий промышленности Омска;

  • другие крупные меры (например, реорганизация здравоохранения и системы профессионально-технического образования; выпуск облигаций муниципального жилищного и “экологического” займов и т. д.)

будут рассмотрены отдельно в связи с анализом принимаемых городским Советом и городской администрацией нормативных актов, способствующих реализации тех или иных базисных сценариев эволюции города.


1 При прогнозе доходов в 2,1 трлн. руб. в 1997 году было фактически получено свыше 2,8 трлн. руб. (Плановые расходы составляли 2,3 трлн. руб. Естественно, при исполнении бюджета широко применялся механизм взаимозачетов; реальное исполнение бюджета мы оцениваем на уровне 2100 млрд. руб.).

2 Расчетных, а не фактических, естественно. Последние включают в себя объем проводимых взаимозачетов (прежде всего, по статье расчетов за энергию), за счет чего и обеспечивается "перевыполнение" бюджетного послания.

3 Необходимо также отметить, что имеющиеся балансы энергетических ресурсов (включая водопотребление и водоочистку, полигоны для захоронения ТБО и т.д.) также были здесь выпущены в целях более четкой и сжатой подачи материала. Тем не менее, стоит отметить, что по основным балансам Омск имеет на сегодня достаточные резервы как для дополнительного жилищного и промышленного строительства, так и для интенсификации использования имеющихся производственных мощностей.


Предыдущая часть   Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.