Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Шариат и свойства мусульманской демократии
Ореховский П.А.

Шариат и свойства мусульманской демократии

Похоже, «локомотивы истории», которые так любил К. Маркс и которые явно преждевременно двадцать лет назад попытался поставить в отстойник Ф. Фукуяма, опять куда-то поехали. В 2010-2011 гг. на Ближнем Востоке произошли революции, и стала утверждаться исламская демократия. Лидеры Запада приветствуют, как они полагают, своих молодых собратьев. Правда, отчего-то не всем им по вкусу Палестина, однако тут уже ничего не сделаешь, на вкус и цвет товарищей нет.

В России, знакомой с практикой исламской демократии в своих кавказских республиках, наблюдается несколько более скептическое отношение к этому процессу. Впрочем, президент В. Медведев в своё время поддержал операцию НАТО в Ливии. Конечно же, наша демократическая свободная страна хочет оставаться союзником Европы и США, а никак не арабских диктаторов.

В Тунисе провели выборы. В Египте они вроде бы только ожидаются, в Ливии пока не до выборов. Тем не менее везде популярны исламские партии. Собственно, никто не сомневается, что они получат большинство в парламентах и сформируют правительства.

Всё это ставит перед экономистами, социологами, политологами занятную, но особо не обсуждаемую в российских СМИ проблему – принято считать, что политические партии так или иначе связаны с материальными интересами тех или иных социальных групп. Последние отражаются в лозунгах и программах партий, а впоследствии оформляются в проектах законов, вносимых в парламент. Но что нужно исламской партии? И что может означать исламский закон? Наконец, что представляет собой мусульманская демократия?

Ответы на эти вопросы членам исламских партий ясны, и тайны из этого они не делают. Однако для российских граждан они кажутся настолько нелепыми, что эти ответы не принимаются всерьёз. Дело в том, что христианство, привычное для большинства россиян, является ортодоксальной религией – оно регулирует в первую очередь отношения человека с Богом. Что же до отношений гражданина с государством, то «кесарю – кесарево», здесь действуют Конституция, суд, администрация и полиция. Ислам же – религия ортопраксическая, и кроме отношений человека со Всевышним, она подробно регламентирует отношения между людьми. Собственно, эту часть ислама и представляет собой шариат, объясняя права отдельного человека, женщин, мужчин; описывая правила торговли и налогообложения, военной службы и наказания уголовных преступлений. Исламскому государству – чего не может понять российский обыватель – не нужна Конституция, её с успехом заменяет шариат. Собственно, он и есть Конституция.

Образцом – или, как поэтически выражались поклонники Октября применительно к социализму, «колыбелью» – такой исламской демократии является Иран. Именно там впервые имела место исламская революция, свергнувшая «кровавый режим» шаха. Последний, кроме своей жестокости к оппозиции, был известен ещё и своей проамериканской, прозападной ориентацией, что заодно предполагало дружественные отношения с Израилем. Глядя на сегодняшний Иран, в это сейчас трудно поверить.

То, что сейчас наблюдается в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, очень напоминает иранские события. После победы там были проведены выборы президента и парламента, однако одновременно со светской властью в Иране появился (и сохраняется сейчас) пост духовного лидера. Первым таким лидером был знаменитый аятолла Хомейни. Его преемников избирают люди, имеющие духовный сан – муллы, которые заодно контролируют и хозяйственную, и культурную, и политическую жизнь Ирана. Молодому поколению россиян такая конструкция власти ничего не скажет, а старшее, возможно, вспомнит – именно так был устроен СССР, с председателем кабинета министров (а ранее – совета народных комиссаров) во главе, и генеральным секретарём ЦК КПСС в качестве «духовного лидера». Первая социалистическая демократия в основных своих чертах совпадала с устройством мусульманских демократий, только вместо веры в Аллаха она предлагала своим адептам «научный коммунизм», где всерьёз утверждалось, что в светлом будущем государством смогут управлять даже кухарки, настолько простое это будет дело. Вместо мулл духоподъёмностью в СССР занимались секретари парткомов, а всё остальное – очень похоже.

Впрочем, есть и некоторая разница: Шариат – закон очень старый, и начал он формироваться в то время, когда работорговля была таким же распространённым явлением, как и многожёнство, и наличие наложниц. Собственно, и сейчас в исламе не осуждается превращение неверных в живой товар или в рабов. Чеченский лозунг времён Д. Дудаева: «Русские, не уезжайте! Нам нужны рабы и проститутки!» в этом смысле вполне канонический, и мне не доводилось слышать муфтиев, которые бы публично осуждали единоверцев, использующих рабский труд. Социалистическая демократия всё-таки формально запрещала рабство, хотя использование труда заключённых трудно охарактеризовать в других терминах.

Крах любого политического устройства начинается с потери легитимности: граждане должны потерять веру в справедливость устоев своего государства. В случае с СССР нужно было разочароваться в идее коммунизма. Для жизни идеи 70 лет – большой срок, вряд ли можно было ожидать большего. В случае с исламской демократией вера в Аллаха не имеет временных ограничений. Очевидно, что мы наблюдаем ещё только начало развёртывания большого (по историческим меркам) мусульманского проекта. И экономические факторы здесь ни при чём – при Х. Мубараке в Египте наблюдалось «экономическое чудо»: за 30 лет ВВП вырос в 4,5 раза (на душу населения – в 2 раза), индекс коррумпированности там был ниже, чем в России и Белоруссии, уровень безработицы меньше, чем в США и в среднем по ЕС, доля бедных, живущих меньше, чем на 2 доллара в день, была ниже, чем в Молдове, Грузии, Китае… По-видимому, египтяне теперь долго будут сравнивать уровень развития своей экономики с 2009г. Как СССР – с 1913.

Что же до Российской Федерации, где часть субъектов считает себя исламскими республиками и намерена жить по законам шариата, то все, кто мешает им это делать, «либо не очень умные, либо откровенные провокаторы». Таково авторитетное мнение гаранта Конституции президента Д.А. Медведева. Признаться, у меня тоже сложилось определённое мнение об интеллектуальных способностях и моральных качествах двух первых российских лиц, но публиковать его мне не хочется. Как, видимо, нет смысла объяснять особенности статистического учёта потребительских расходов, в соответствии с которым средний сибиряк или дальневосточник съедает едва ли не на 25% больше продовольствия, чем средний житель Кавказа (очевидно, что здесь не полностью досчитывается продукция личных подсобных хозяйств). Тем более нет смысла говорить о специфике российской налогово-бюджетной системы. Однако есть показатели, которые говорят «сами за себя». Приведу некоторые из них в качестве заключительной иллюстрации.

Таблица 1. Благоустройство жилищного фонда в 2009 г. некоторых субъектов РФ, по данным Росстата (в процентах)

 Удельный вес общей площади, оборудованной
водопроводомводоотведением (канализацией)отоплениемваннами (душем)газом (сетевым, сжиженным)горячим водоснабжениемнапольными электроплитами
Российская Федерация77,373,382,666,569,264,618,5
Республика Адыгея66,364,485,157,481,160,60,8
Республика Дагестан55,243,861,63784,7313,4
Республика Ингушетия96,876,199,179,510076,4-
Кабардино-Балкарская Республика88,877,891,375,494,774,22,5
Карачаево-Черкесская Республика74,657,870,752,685,346,41,5
Республика Северная Осетия - Алания97,396,392,589,596,889,72,3
Чеченская Республика81,174,79035,988,142,8-
Сибирский федеральный округ71,365,574,557,833,15643,5
Алтайский край73,963,986,649,462,742,129,2
Забайкальский край48,547,54944,33541,335,3
Красноярский край73,26973,864,620,865,655,3
Иркутская область68,767,168,963,41763,158,6
Кемеровская область84,370,971,363,99,163,847,6
Новосибирская область 78,573,186,164,928,66157,1
Омская область66,362,884,752,38752,46,8
Томская область76,768,777,856,916,252,352,6
Дальневосточный федеральный округ7472,881,968,429,261,336,5
Камчатский край95,392,892,388-8060
Приморский край74,473,780,868,111,45750,1
Хабаровский край 80,580,486,178,265,977,917,6
Амурская область62,761,370,156,136,655,433
Магаданская область92,691,599,385,9-86,455,8
Сахалинская область89,685,796,877,49,239,641,4
Еврейская автономная область60,957,971,352,477,053,06,0

Таблица 2. Густота железнодорожных путей общего пользования некоторых субъектов рф, по данным Росстата (на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории)

 199019952000200120022003200420052006200720082009Место, занимаемое в Российской Федерации в 2009 г.
Российская Федерация515150505050505050505050 
Республика Адыгея20420419419419421021120520520520520523
Республика Дагестан868710310310310310310310310310310349
Республика Ингушетия (до 2005 г. - включая Чеченскую Республику)17617617817817817817810810810810810845
Кабардино-Балкарская Республика10610710710710710710710710710710710746
Карачаево-Черкесская Республика47473636363636353535353564
Республика Северная Осетия – Алания18618618018018018018018018018018018033
Чеченская Республика (до 2005 г. - включая Республику Ингушетия)17617617817817817817819519519519519526
Сибирский федеральный округ3030292929292929292928286
Алтайский край681071071071079393949486868655
Забайкальский край56565656565656565656565660
Красноярский край99999999999973
Иркутская область32323232323232323232323266
Кемеровская область18818618118118118018017617617617617634
Новосибирская область87868686868686868585858556
Омская область64645555555454535353535361
Томская область11111111111111111111111172
Дальневосточный федеральный округ1414131313131313131313137
Приморский край98989494949494949595959552
Хабаровский край (1990 г. - включая Еврейскую автономную область)32292929292727272727272768
Амурская область82828381818181818181818157
Сахалинская область123121110110929292929292929253
Еврейская автономная область...8786868614214214114114114114138

Таблица 3. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, по данным Росстата (на конец года; километров дорог на 1000 квадратных километров территории)

 199019952000200120022003200420052006200720082009Место, занимаемое в Российской Федерации в 2009 г.
Российская Федерация 232831313232323135373738 
Республика Адыгея18419320220320720720820420320320420617
Республика Дагестан12613114514514714814815015215215215337
Республика Ингушетия (до 2005 г. - включая Чеченскую Республику)15015720020020119618924124124124124113
Кабардино-Балкарская Республика1841952312322332352372384264424444442
Карачаево-Черкесская Республика13413413413413413413413321323624324910
Республика Северная Осетия – Алания2872852892572862862862862863493124364
Чеченская Республика (до 2005 г. - включая Республику Ингушетия)15015720020020119618917917917917918027
Сибирский федеральный округ1416171818181817202121216
Алтайский край698285868686868686103949147
Забайкальский край21222223232324243737373661
Красноярский край 44,95,55,45,55,55,55,55,55,65,66,274
Иркутская область11151616161616161616161668
Кемеровская область44545960606161618283878748
Новосибирская область38495354555556565960606155
Омская область43525555565757576480807751
Томская область8,29,81111111212101313131370
Дальневосточный федеральный округ4,155,55,45,35,35,45,45,86667
Камчатский край2,62,62,82,82,92,933,13,43,53,63,677
Приморский край43424343434343434346495056
Хабаровский край4,74,35,76,36,36,36,36,26,16,16,87,173
Амурская область16171919191920202222222363
Магаданская область1,75,84,84,84,84,84,84,84,84,84,84,676
Сахалинская область2121219,39,59,910,28,711,411,212,51371
Еврейская автономная область44444545454643424243434458

Строительство железных и автомобильных дорог, как и инженерных сетей, осуществляется за счёт бюджета. И если обеспеченность железными дорогами в Сибири и на Дальнем Востоке в большинстве регионов сокращалась, то на Кавказе – в большинстве республик – она росла, как опережающими темпами (по сравнению с Сибирью и Дальним Востоком) строились и автомобильные дороги. Уровень газификации кавказских населённых пунктов намного выше, чем сибирских и дальневосточных, выше, чем даже в среднем по России, вдобавок большинство населения Кавказа пользуется услугами централизованного отопления. Это хорошо иллюстрирует уровень качества жизни населения – на Кавказе оно намного выше, чем в Сибири и на Дальнем Востоке. Кавказ, как и в советские времена, живёт намного лучше России. У кого-то ещё сомнения, что будущее этих республик – за моделью исламской суверенной демократии?


1 «В христианских конфессиях, в частности, в православии, не существует документов, аналогичных по функциям и содержанию нормативным книгам Шариата или Талмуду. До некоторой степени в качестве такового можно рассматривать Домострой. Однако Домострой не является церковной книгой, он был адресован весьма ограниченному социальному слою – состоятельным горожанам, а не всем верующим. Кроме того, Домострой содержит лишь изложение общих принципов поведения, в то время как документы ортопраксических религий включают подробный анализ ситуаций и возможных выходов из них. В них разрабатывались специальные кодексы социальной и экономической жизни религиозных общин, которые формально ссылались на священные первоисточники, хотя ситуации, которые в них рассматривались, были зачастую очень далеки от канонических. Полный Домострой включает 67 статей, объёмом около 120 страниц. Законодательные книги ислама и иудаизма содержат несколько тысяч страниц». – А.А. Сусоколов. Принципы экономических отношений в традиционном исламе и ценности предпринимательства. В кн. Истоки: социокультурная среда экономической деятельности и экономического познания. – М.: ИД ВШЭ, 2011, с. 66.

2 Когда-то я пытался это делать. С тех пор стало только хуже.


Вернуться в раздел "Архив публикаций"  

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.