Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города
Ореховский П. А.

Анализ и социально-экономическое прогнозирование развития города


Можно ли прокомментировать предлагаемую Вам статью? Ее автор, ныне начальник информационно-аналитического управления аппарата советников при главе городского самоуправления Омска, профессор Омского госуниверситета, доктор экономических наук, еще в 1992-93 годах, будучи вице-мэром г. Обнинска, разработал прогноз социально-экономического развития города в различных вариантах - в зависимости от избранной муниципалитетом политики.

Данная работа носит чисто прикладной характер и предназначена для работников городских администраций, непосредственно сталкивающихся с проблемами анализа и прогнозирования развития в городе. Город - сложная система, и, как и любая из сложных систем, может быть представлен в самых различных срезах, таких как, например, "комфортность и эстетика городского дизайна" или "социально-психологический портрет населения города N". В свою очередь, несмотря на тривиальность положения о преимущественно экономической природе процессов эволюции города, даже соответствующие подразделения городских администраций часто не могут выделить наиболее важные показатели, характеризующие указанный процесс. К сожалению, следует признать, что работники муниципалитетов в настоящее время имеют весьма приблизительные представления о функционировании города в целом. Предлагаемый список показателей для осуществления социально-экономического мониторинга основан на достаточно широко распространенных в академической среде представлениях о закономерностях эволюции урбанизированной территории. Выделение характеристик четырех подсистем и анализ возникающих при их эволюции дисбалансов, таким образом, является лишь отражением имеющегося опыта моделирования и разработки долгосрочных прогнозов изменения состояния города. Далее приводятся рекомендации по работе с данными, также связанные с указанными закономерностями. В частности, указывается, на что обратить внимание при исследовании динамики изменений в собственно городских подсистемах, а что является наиболее существенным при определении фазы эволюции, на которой находится город. Составить пошаговую методику анализа показателей в силу множества специфических черт, имеющихся в каждом городе, представляется нецелесообразным. По моему мнению, дальнейшее "разжевывание" подробностей анализа и расчетов может быть осуществлено лишь в ущерб ясности предлагаемых рекомендаций. Наконец, следует отметить, что данный подход впервые был мной реализован в 1992-1993 гг. в г. Обнинске Калужской области. Отдельные элементы этого анализа так или иначе осуществлялись в большинстве городов России. Полученные на основе такого исследования выводы, в целом, позволяют достаточно точно прогнозировать экономическую ситуацию в городе. В то же время я весьма пессимистически оцениваю возможности городской администрации переломить естественный ход событий, приводящий обычный город (не столицу, причем к статусу "столиц" следует также отнести и областные, и краевые центры) в состояние упадка, несмотря на корректность полученных сценариев и оптимальные рекомендации в отношении программ действий городской администрации. Властно-корпоративные структуры, формирующиеся в отечественных городах, придерживаются негласных правил компромисса интересов, который, как правило, исключает необходимость в осуществлении какого бы то ни было анализа и прогнозирования социально-экономических процессов. Обычно не устраивающие городских руководителей выводы такого анализа игнорируются; те же заключения, которые совпадают с "политической целесообразностью", используются при обработке избирателей. Учитывая трудоемкость осуществления предлагаемого исследования, следует сразу же предупредить и о возможных разочарованиях - вполне возможно, несмотря на внешнюю озабоченность сравнительно низким уровнем экономической работы во властных структурах, именно такое состояние и устраивает отечественную "государственно-муниципальную" элиту.

Минимальная система критериев и показателей (индикаторов), необходимых для организации мониторинга социально-экономических процессов города

1. Характеристики населения

1.1. Численность населения и его половозрастной состав.

1.2. Таблица коэффициентов дожития.

1.3. Число незанятых, из них:

1.3.1. число безработных, в т. ч. получающих пособие по безработице;
1.3.2. общее число инвалидов, ликвидаторов ЧАЭС (в том числе работающих);
1.3.3. число беженцев и вынужденных переселенцев (в том числе работающих);
1.3.4. прочие.

1.4. Структура безработицы:

1.4.1. по полу;
1.4.2. возрасту;
1.4.3. квалификации;
1.4.4. специальности;

1.4.5. размеры скрытой безработицы в связи с сокращением рабочего дня и предоставлением работникам отпусков без сохранения или с частичным сохранением заработка по инициативе администрации.

1.5. Механический и естественный прирост (по годам; динамика за последние 10 лет).

2. Жилой фонд и инженерные коммуникации. Гражданское строительство

2.1. Общее количество домов на территории города с указанием количества жилых единиц в домах (квартир, койко-мест), из них:

2.1.1. частных;
2.1.2. стоящих на балансе муниципалитетов (муниципальных жилищно-эксплуатационных контор, управлений, других муниципальных организаций);
2.1.3. Стоящих на балансе предприятий, организаций ("ведомственное" жилье, общежития).

2.2. Структура жилого фонда с указанием количества квартир и датой последнего капитального ремонта (в примечаниях указать, имела ли место смена внутридомовых коммуникаций в домах, возраст которых превышает двадцать лет), в том числе:

2.2.1. распределение по типам (многоквартирные дома; общая и жилая площадь, кв. м.);
2.2.2. распределение по датам ввода;
2.2.3. распределение по стеновым материалам (кирпич., ж/б., щитовые дома и т. д.) с указанием количества квартир и датой последнего капитального ремонта (в примечаниях указать, имела ли место смена внутридомовых коммуникаций в домах, возраст которых превышает двадцать лет).

2.3. Характеристики маневренного жилого фонда: количество домов, единиц жилья (кв. м., квартир, койко-мест).

2.4. Распределение жилого фонда по жилищно-эксплуатационным конторам (и там, где есть, - по участкам, входящим в состав контор).

2.5. Распределение внутриквартальных (придомовых) площадей (в кв. м или га) за различными ЖЭКами (участками) с характеристикой их состояния на текущий момент - наличие благоустройства (зеленых насаждений, спортивных и детских площадок, скамей и т. д.), внутриквартального освещения и ливневой канализации.

2.6. Стоимость строительства 1 кв. м жилья (по видам - типовое, индивидуальное, по сериям домов, с указанием стеновых материалов, общей площади дома, количества квартир, сроков строительства).

2.7. Характеристики рынка недвижимости:

2.7.1. перечень риэлтерских фирм с указанием юридических адресов, данных лицензий, даты образования, Ф. И. О. исполнительного директора;
2.7.2. объем предложения (количество квартир и общая площадь) и цены предложения жилья (усредненно: стоимость 1 кв. м жилья по разным типам квартир: однокомнатные, 2-х, 3-х, 4-х комнатные квартиры).

3. Характеристика рабочих мест. Градообразующие предприятия и организации инфраструктуры

3.1. Список предприятий, зарегистрированных в городе на текущую дату (ежеквартально), - с указанием профиля, вида деятельности (в соответствии с отраслевым классификатором народного хозяйства - ОКОНХ), вида собственности, юридического адреса, Ф.И.О. исполнительного директора.

3.2. Основные технико-экономические показатели предприятия, в том числе:

3.2.1. численность работающих (всего) и по категориям (АУП, ИТР, основные рабочие, вспомогательный персонал, а также численность совместителей);
3.2.2. среднемесячная зарплата;
3.2.3. стоимость ОПФ;
3.2.4. объем реализованной продукции и услуг (для предприятий розничной и оптовой торговли, кроме того, - объем торговой наценки);
3.2.5. себестоимость продукции и услуг;
3.2.6. балансовая прибыль;
3.2.7. объем кредиторской задолженности, в том числе по зарплате работникам предприятия и (отдельно) по налогам в бюджеты всех уровней;
3.2.8. объем дебиторской задолженности, в том числе по взаимным расчетам между предприятиями;
3.2.9. объем просроченных банковских ссуд.

3.3. Площадь земельного участка, принадлежащего предприятию (если есть).

4. Распределение городских земель

4.1. Площадь города: всего и городские зоны, в том числе:

4.1.1. площадь селитебных зон по округам;
4.1.2. длина маршрутов общественного транспорта (с разбивкой по видам транспорта, а также плотности транспортной сети по округам и городским кварталам, - если есть);
4.1.3. площадь промышленной застройки по округам;
4.1.4. площадь зеленых насаждений;
4.1.5. площадь основных автомагистралей и городских улиц;
4.1.6. площади пустырей, строительных "пятен", а также (отдельно) жилого сектора, подлежащего сносу и реконструкции;
4.1.7. площади полигонов ТБО, зон отчуждения городского коллектора, очистных сооружений;
4.1.8. зоны отчуждения железной дороги и аэропортов.

5. Финансовые и материальные балансы. Состояние окружающей среды

5.1. Баланс денежных доходов и расходов населения, в том числе:

5.1.1. Денежные доходы населения (всего) с разбивкой:
5.1.1.1. доходы от трудовой деятельности, из них:
5.1.1.1.1. заработная плата;
5.1.1.1.2. прочие доходы от трудовой деятельности;
5.1.1.2. пенсии;
5.1.1.3. стипендии;
5.1.1.4. доходы по вкладам и ценным бумагам;
5.1.1.5. социальные выплаты из бюджетов всех уровней;
5.1.1.6. прочие доходы.

5.1.2.Расходы населения (всего), с разбивкой:
5.1.2.1. расходы на покупку товаров (розничный товарооборот и бытовые услуги населению);
5.1.2.2. оплата жилья и коммунальных услуг;
5.1.2.3. приобретение жилья, других объектов недвижимости;
5.1.2.4. приобретение транспортных средств;
5.1.2.5. подоходный налог;
5.1.2.6. прилив вкладов в сберегательные кассы.

5.1.3. Сальдо - положительное (превышение доходов над расходами), отрицательное (превышение расходов над доходами).

5.2. Сводный финансовый баланс (отчет за истекший период, прогноз на следующий год), в том числе:

5.2.1. налоговые поступления в федеральный, областной и местный бюджеты, собираемые на территории города;
5.2.2. сборы в федеральные, областные и городские внебюджетные фонды, взимаемые на территории города;
5.2.3. таможенные сборы и пошлины;
5.2.4. плата за землю (поземельный налог) и арендная земельная плата;
5.2.5. плата за аренду муниципального недвижимого имущества;
5.2.6. поступления от приватизации предприятий, находящихся на территории города;
5.2.7. доходы по муниципальным ценным бумагам, возврат муниципальных кредитов;
5.2.8. прочие поступления;
5.2.9. расходы городского бюджета (отчет/план);
5.2.10. объем текущего финансирования предприятий и организаций, расположенных на территории города (включая сферы высшего образования, здравоохранения, органов внутренних дел, и т. д.) за счет областного и федеральных бюджетов;
5.2.11. социальные выплаты из внебюджетных фондов всех уровней населению города;
5.2.12. централизованные инвестиции (за счет государственных источников);
5.2.13. налоговые льготы, предоставленные предприятиям, расположенным на территории города, федеральными, областными и городскими органами власти (выделить отдельно по каждому уровню объем льгот);
5.2.14. прочие расходы;
5.2.15. сальдо баланса (превышение доходов на расходами - плюс; расходов над доходами - минус).

5.3 Баланс водопотребления и очистки стоков:

5.3.1. Объем мощностей городских водозаборов (проект/факт).
5.3.2. Объемы потребления воды городскими предприятиями:
5.3.2.1. согласно нормам (установленным проектным мощностям);
5.3.2.2. согласно показаниям водомеров (там, где есть) и расчетам на основе этих показаний.
5.3.3. Объемы потребления воды городскими жителями:
5.3.3.1. согласно СНиПам;
5.3.3.2. согласно действующим городским нормам (план/факт);
5.3.3.3. согласно показателям квартирных счетчиков потребления воды (там, где есть) и расчетам на основе этих показаний.
5.3.4. Сальдо мощностей и водопотребления.
5.3.5. Мощности городских коллекторов и очистных сооружений.
5.3.5.1. Объемы промышленных стоков городских предприятий.
5.3.5.2. Объемы фекальных стоков.
5.3.6. Сальдо мощностей по водоочистке и объему сбросов.
5.3.7. Расчетное сальдо мощностей по водоочистке на основе применения норм предельно допустимых концентраций, установленных управлением Госкомприроды.

5.4. Баланс производства и потребления тепла и горячей воды (с разбивкой по кварталам):

5.4.1. объем мощностей ТЭЦ, ТЭС, городских котельных;
5.4.2. объем переходящего запаса угля (план/факт);
5.4.3. объемы производства тепла и горячей воды городскими предприятиями и коммунальными организациями;
5.4.4. объемы потребления тепла предприятиями, расположенными на территории города;
5.4.5. объем потребления тепла и горячей воды городскими жителями;
5.4.6. сальдо потребления и имеющихся мощностей по производству тепла и горячей воды.

5.5. Баланс производства и потребления электроэнергии (с разбивкой по кварталам):

5.5.1. объем потребления электроэнергии предприятиями города;
5.5.2. объем производства электроэнергии на предприятиях города (включая их структурные подразделения);
5.5.3. объем потребления электроэнергии городскими жителями;
5.5.4. вероятные суточные пиковые нагрузки (согласно установленной на предприятиях мощности оборудования);
5.5.5. сальдо потребления и имеющихся мощностей по производству электроэнергии.

5.6. Баланс потребления природного газа (с разбивкой по кварталам):

5.6.1. мощности трубопроводов по подаче в город сетевого газа;
5.6.2. объем поставок сетевого газа в город по договорам (план/факт);
5.6.3. объем потребления газа населением (план/факт);
5.6.4. объемы потребления газа предприятиями города для собственных нужд;
5.6.5. объемы потребления газа предприятиями и организациями тепло-, энерго- и водоснабжения.

5.7. Баланс хранения и переработки твердых бытовых отходов (ТБО):

5.7.1. объем ТБО промышленных предприятий (самовывоз);
5.7.2. объемы ТБО (по нормам и фактически) городских жителей и городских организаций;
5.7.3. мощности коммунальных служб по вывозке мусора;
5.7.4. характеристики полигонов по хранению ТБО:
5.7.4.1. удаленность (расстояния от центра города, от ближайшей городской черты);
5.7.4.2. объем хранения уже имеющихся ТБО на полигоне;
5.7.4.3. общий (проектный) объем хранения;
5.7.4.4. способ хранения (захоронения).
5.7.5. Объемы переработки ТБО на мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводах.

6. Прочее

6.1. Уровень жизни населения:

6.1.1. минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения;
6.1.2. прожиточный (физиологический) минимум по основным социально-демографическим группам населения;
6.1.3. потребление продуктов питания в семьях с различным уровнем среднедушевого дохода;
6.1.4. соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения;
6.1.5. индекс концентрации доходов населения (показатель социальной дифференциации населения - коэффициент Джини);
6.1.6. распределение населения по размеру среднедушевого дохода;
6.1.7. индексы потребительских цен, в том числе на продовольственные, непродовольственные товары, услуги, алкогольные напитки;
6.1.8. индексы розничных цен и тарифов на товары потребительского спроса и платные услуги по 6.1.9. видам собственности (в том числе ЖКХ);
6.1.9.1. уровень обеспеченности услугами социально-культурной сферы (с разбивкой по округам, норматив по СНиПу, нормативы отраслевых министерств /факт):
6.1.9.2. число посещений поликлиники;
6.1.9.3. число койко-мест в больницах;
6.1.9.4. число мест в детских дошкольных учреждениях;
6.1.9.5. общее число учащихся в средних учебных заведениях; из них: количество учащихся во вторую и третью смены;
6.1.9.6. число посещений библиотеки;
6.1.9.7. количество квадратных метров жилья.

6.2. Уровень преступности:

6.2.1. динамика показателей преступлений против личности,
6.2.1.1. в т. ч. тяжких (по видам);
6.2.2. динамика показателей преступлений против собственности в отношении граждан и в отношении организаций;
6.2.3. половозрастной и образовательный срезы преступности (в процентах к общему числу осужденных).

6.3. Аварии, чрезвычайные происшествия:

6.3.1. аварии на транспорте, коммуникациях;
6.3.2. крупные чрезвычайные происшествия на предприятиях города.


6.4. Политическая стабильность:

6.4.1. Динамика количества участников противоправных действий протеста.
6.4.2. Количество зарегистрированных на территории политических партий и движений.
6.4.3."Паблик рилейшенз" города (общественное мнение о городе, образ, сложившееся в общественном мнении впечатление о городе).
6.4.4. Результаты контент-анализа прессы (средств массовой информации) о реализации общегородских программ и проектов.

Рекомендации по осуществлению анализа социально-экономического развития города на основе данных минимальной системы критериев и индикаторов

1. Анализ внутренних процессов эволюции крупных городских подсистем

В процессе анализа демографических характеристик необходимо выделить следующие направления:

  • воспроизводится ли городское население (положительный или отрицательный естественный прирост), и если да - то каковы размеры прироста. Данный анализ лежит, наряду с исследованием процессов миграции, в основе определения изменений спроса на жилье;
  • какова динамика в изменениях возрастного состава трудоспособного населения. Необходимо установить - особенно в случае отрицательного естественного прироста - количество городских жителей, "выходящих" по возрасту из состава трудовых ресурсов. Важность данного исследования для дальнейших выводов состоит в том, что выход определенных категорий на пенсию приводит к изменению пропорций между работающим и неработающим населением, что существенно меняет структуру доходов и потребительского спроса. С другой стороны, в случае "входа" в трудоспособный возраст относительно многочисленных поколений могут возникнуть дисбалансы между количеством рабочих мест и желающих получить работу. В процессе анализа изменений в составе и характеристиках жилого фонда необходимо выделить следующие направления:
  • определение объемов жилого фонда, которые подлежат ежегодному капитальному ремонту с заменой внутридомовых коммуникаций. Учитывая количество жителей, проживающих в них, необходимо также рассчитать объем требующегося маневренного жилого фонда, куда необходимо переселять жителей на время ремонта (или определить, какая часть объема вновь вводимого жилья предназначается для реализации этих целей). В случае невыполнения планов капитального ремонта следует рассчитать размер объемов жилья, переходящего в разряд ветхого и впоследствии - аварийного, что также характеризует снижение комфортности проживания в городе;
  • анализ рынка недвижимости и цен на строительство жилья позволяет в дальнейшем определить период времени, в течение которого, откладывая часть получаемых доходов, семьи могут приобрести (построить) отдельную квартиру. Следует также отметить, что увеличение указанного срока - будь-то по причине снижения доходов населения или в силу удорожания строительства в результате конъюнктурных колебаний на рынке недвижимости - приводит к снижению комфортности города.
В процессе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятий города необходимо выделить следующие направления:
  • анализ количества и доходности (здесь необходимо принимать в расчет, прежде всего, среднюю заработную плату на предприятии) рабочих мест. Необходимо обратить внимание на динамику изменений в качестве рабочих мест, разбив их по категориям: низкодоходные, средне- и высокодоходные. Следует иметь в виду, что среднедоходные рабочие места должны обеспечивать занятым на них заработную плату, которая, по меньшей мере, должна позволить приобрести (построить) благоустроенное жилье в течение относительно небольшого срока (трех-пяти лет) или оплатить съем благоустроенного жилья на срок не менее года. Кроме того, следует оговориться, что количественное определение границ доходности должно быть привязано также к показателям прожиточного минимума;
  • анализ финансово-экономических показателей функционирующих в городе предприятий должен выявить основные тенденции в их изменениях. Это касается, прежде всего, падения/увеличения объемов выпуска продукции и связанных с ними падения/увеличения объемов занятости, снижения/роста рентабельности и связанных с ними изменений в объемах поступлений в городской бюджет. Интерес представляют также показатели фондовооруженности (этот показатель косвенно характеризует стоимость рабочего места. При одинаковой рентабельности и прочих равных условиях изменение этого показателя ведет к большим сдвигам в прибыли и налоговых поступлениях для предприятий с большей фондовооруженностью. Другими словами, в городе с большей стоимостью основных производственных фондов социально-экономическая ситуация, как правило, оказывается лучше, чем в городе с меньшей стоимостью ОПФ, в связи с чем следует поощрять - при прочих равных условиях - создание в городе фондоемких производств);
  • определение остатка прибыли предприятий после выплаты налогов и уплаты дивидендов косвенно дает представление о "собственном" инвестиционном потенциале предприятий. Эти средства могут быть направлены на содержание объектов социальной сферы, на расширение производственной деятельности (при посредничестве или без посредничества банковской сферы), а также могут "уйти из города", будучи инвестированы за пределами городских границ. В последнем случае, по-видимому, можно говорить о неблагоприятном "инвестиционном климате" в данном городе. Причины, обуславливающие указанный негатив, могут быть самыми разными (дело не только в устанавливаемых на местах налогах) - и требуют дополнительного анализа;
  • исследование процесса старения производственных фондов предприятий, колебаний конъюнктуры на отраслевых рынках приводят к сдвигам в структуре предприятий города. В частности, меняется соотношение между рабочими местами на градообразующих предприятиях, спрос на продукцию которых формируется за пределами города и рабочими местами на предприятиях инфраструктуры. В результате таких структурных сдвигов могут возникнуть долгосрочные тенденции, обуславливающие ухудшение финансового положения предприятий инфраструктуры и увеличение вынужденной безработицы. Кроме того, может возникнуть и структурная безработица - в случае, если сокращение занятости и снижение объемов производства на градообразующих предприятиях приводит к резкому сокращению высокодоходных рабочих мест. Занятые на последних, как правило, являются относительно "узкими специалистами", трудно поддающимися переквалификации. Указанное сокращение либо приводит к их оттоку из города, либо к переходу большей части таких специалистов в другую категорию занятых, средне- или малооплачиваемую. Естественно, это отрицательно сказывается на комфортности проживания в городе; хотя на первом этапе изменения структуры городских предприятий эффект перехода работников из высокооплачиваемой категории в низкооплачиваемую может быть и незаметен.
В процессе анализа распределения городских земель необходимо выделить следующие направления:
  • анализ пропорций между общей площадью городских земель, селитебной зоной, промышленной зоной, свободной площадью под застройку. Здесь также следует обратить внимание на удаленность мест работы от места жительства и распределение жилого фонда по микрорайонам (в процессе старения жилого фонда часть городских кварталов может превращаться в трущобы, в то время как другая часть, строящаяся на новых площадках, будет соответствовать уже повышенным требованиям к комфорту. Такой способ городской застройки, в целом, представляет собой не что иное, как постепенное расползание трущоб на всем городском пространстве, что, в свою очередь, приводит к снижению комфортности проживания в городе). В свою очередь, объем свободной площади под застройку представляет собой своеобразный резерв развития города, повышающий его инвестиционную привлекательность;
  • анализ соотношений площадей под убыточными, среднедоходными, и высокодоходными городскими предприятиями. Результатом последнего должны стать выводы, позволяющие осуществить зонирование. Естественным принципом при этом является перекладывание большей части земельного налога на убыточные и низкодоходные градообразующие предприятия, и постепенное изъятие неэффективно используемых городских земель у их владельцев (в случае отечественной хозяйственной практики - изъятие у плохо работающих предприятий ранее сделанных городскими властями землеотводов).

2. Определение фазы эволюции города. Анализ взаимодействий между различными городскими подсистемами

Эволюцию города (урбанизированной территории) в современной индустриальной системе можно представить как результат взаимодействия вышеперечисленных крупных подсистем - населения, жилого фонда, городских предприятий и городских земель.Будем называть "развитием города" такое положение, при котором количество единиц жилья и его общая площадь, а также объем услуг некоммерческих организаций - "бесплатных" общественных благ (этот показатель можно, в частности, определить косвенным образом, через уровень затрат бюджета на одного городского жителя; причем данный показатель и здесь, и далее рассматривается без учета инфляции) увеличиваются быстрее, чем число жителей и общее количество рабочих мест. Значение последнего параметра примерно соответствует числу городских жителей в трудоспособном возрасте; вынужденная безработица отсутствует. Комфортность проживания в таком городе возрастает, что вызывает переезд в него все новых и новых жителей.Под "ростом города" понимается положение, когда число жителей и количество рабочих мест растет быстрее, чем количество единиц жилья и объем предоставляемых общественных благ. Город становится все менее удобен для жизни, но все еще притягателен для переезда в него (хотя бы наличием высокооплачиваемых рабочих мест на новых предприятиях). Впрочем, следует оговориться, что такое понимание фазы роста города характерно скорее для системы административного распределения ресурсов, действовавшей в советской экономике. В случае капиталистического механизма рост города может характеризоваться не только вышеуказанными чертами, но и другими свойствами: количество жителей и количество единиц жилья могут расти опережающими темпами по сравнению с увеличением рабочих мест, что приводит к определенному напряжению на рынке труда. Кроме того, намечаются тенденции перехода части высокодоходных рабочих мест в другие группы. Расходы городского бюджета в пересчете на одного жителя снижаются. Тем не менее важнейшим свойством города в фазе роста является сохранение его притягательности: в город приезжают все новые мигранты.Под "стагнацией города" в случае административной системы распределения ресурсов понимается положение, когда разрыв между количеством рабочих мест и количеством единиц жилья и объемом общественных благ достигает такой величины, что прирост населения за счет миграции приближается к нулю. Этим ситуация стагнации города в административной системе распределения ресурсов значительно отличалось от положения города в капиталистической экономике. Для последнего характерно превышение количества единиц жилья над количеством рабочих мест, что обуславливает наличие большого числа безработных в таком городе. Если абстрагироваться от переездов, осуществляемых в расчете на принципиально иной уровень комфорта, связанный с объемом предоставляемых общественных благ, механизм которых был одинаков в обеих экономических системах, то в советской экономике люди мигрировали, в основном, в поисках жилья, в капиталистической - в поисках работы. Ситуацию стагнации можно диагностировать через сокращение притока мигрантов и снижение объемов строительства нового жилья в городе, переход большинства городских жителей из числа трудоспособного населения на предприятия со средне- и низкодоходными рабочими местами, постепенное ухудшение качества услуг некоммерческих организаций.Наконец, под "упадком города" понимается положение, при котором дискомфортность жизни в нем, вызываемая плохими жилищными условиями вследствие процессов старения жилищного фонда и низким уровнем предоставляемых общественных благ, обуславливаемая уменьшающимися бюджетными поступлениями (что, в свою очередь, вызывается убыточностью большинства градообразующих предприятий), дополняется сокращением рабочих мест, вызывая безработицу. Городская безработица в этом случае превращается в застойную - особенно среди молодежи; начинают развиваться негативные социальные явления.Анализ городской динамики показывает, что рассмотренные выше четыре основные подсистемы характеризуются своими собственными темпами прироста, что приводит к неизбежному возникновению дисбалансов между рабочими местами, количеством единиц жилья, половозрастным составом населения. Свойство ограниченности, которым обладает земля как ресурс вообще и городские земли, в частности, затрудняет преодоление таких дисбалансов; хотя, следует отметить, что в эволюции города имеется определенная цикличность (в принципе, на состояние города очевидно влияют как циклы Кузнеца [по продолжительности - около двадцати лет], связанные с демографическими колебаниями и строительством жилищ, так и циклы Кондратьева, связанные с обновлением основной технологической базы и наиболее долговечной части основного капитала [по продолжительности - около полувека]).Для исследователя, занятого разработкой сценариев развития города и поиском оптимальных действий городской администрации, важно диагностировать состояние города, проследив динамику его эволюции на протяжении последних лет. В принципе, не исключена вероятность того, что несмотря на общий упадок города, именно в наблюдаемый последний период времени имеет место оздоровление ситуации.Оценка городских программ, способствующих оздоровлению и развитию города, была сделана в свое время Дж. Форрестером в его известной работе. Идеальным, хотя и фантастическим, сценарием действий для города является реконструкция предприятий и жилого фонда по мере старения и перехода в разряд убыточных градообразующих предприятий и ветшания жилья. Утопичность этого сценария заключается в невозможности для городского управляющего органа непосредственно изъять городскую землю "из-под" убыточных предприятий и передать ее более успешно действующим, как, впрочем, и провести реконструкцию ветшающего муниципального фонда (или его снос) при практически неограниченной очереди желающих получить относительно дешевое благоустроенное муниципальное жилье. Тем не менее, данный сценарий "в первом приближении" показывает направление действий городской администрации - независимо от фазы развития, в которой находится город, вместо широко распространенного заблуждения о поддержке убыточных производств, необходимо предпринимать меры по вытеснению данных предприятий с территории города. Естественно, что действия, реально направленные на оздоровление города, вызывают сопротивление со стороны самых разных социальных групп, как и показывал в своей работе Форрестер. В этом отношении только "естественная эволюция" к постепенному упадку города является результатом общего компромисса. Инерция движения сложной системы в заданном направлении складывается под влиянием действия множества сил. Компромисс, собственно, представляется в этом случае состоянием динамического равновесия между этими силами.

3. Анализ общих балансовых соотношений

Кроме изменений, которые приводят к длительным, относительно удаленным во времени эффектам в эволюции города, необходимо выявлять и фиксировать "узкие места" в сегодняшнем положении города. Они существенно дополняют данные, на основе которых строятся программы действий и сценарии развития города.

  • Баланс денежных доходов и расходов населения позволяет оценить размеры теневой экономики (в случае превышения расходов над доходами), а также показывает укрупненную структуру доходов и расходов населения. Например, в случае высокого удельного веса пенсий в общих доходах населения, дополняемых возрастной структурой с преобладанием старших возрастов очевидным представляется вывод о реорганизации городской жизни с целью усиления акцентов на медицинское, курортно-санаторное обслуживание. Также весьма существенной для организации городской жизни является оценка размеров расходов на приобретение транспортных средств и недвижимости;
  • Сводный финансовый баланс дает ценную агрегированную информацию, дополняющую данные о финансово-экономическом положении предприятий. Его анализ лежит в основе бюджетного планирования; а также экономической оценки целесообразности осуществления тех или иных мер в отношении финансовых операций на территории города;
  • Материальные балансы (баланс водопотребления и очистки стоков, балансы производства и потребления тепла и горячей воды, производства и потребления электроэнергии, баланс хранения и переработки твердых бытовых отходов, баланс потребления природного газа) характеризуют состояние инфраструктуры города, ограничения, накладываемые на его рост мощностями коммунальных и энергетических организаций города. Напряженность материальных балансов позволяет, в частности, судить о степени подготовки города к зимнему периоду, возможности ввода в строй дополнительных предприятий, жилого фонда, использующих городскую инфраструктуру.

Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.