Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Анализ затрат МП "ПЖРЭУ", системы учета затрат и начисления квартирной платы в Кировском округе Омска
Ореховский П. А., Хохлова О. М.

Анализ затрат МП "ПЖРЭУ", системы учета затрат и начисления квартирной платы в Кировском округе Омска

Часть 2


2. Анализ эксплуатационных расходов МП ПЖРЭУ Кировского округа

Основными статьями эксплуатационных расходов МП ПЖРЭУ являются:

  • административно-управленческие расходы,
  • содержание младшего обслуживающего персонала,
  • содержание домохозяйства,
  • текущий ремонт,
  • прочие обязательные платежи.
Административно-управленческие расходы включают заработную плату административно-управленческого аппарата с начислениями; содержание конторы, включая оплату коммунальных услуг; прочие расходы (телефонные, канцелярские, почтовые расходы, оплату информационных услуг, расходы на проездные билеты, подписку).

Содержание младшего обслуживающего персонала включает расходы на заработную плату (с начислениями) дворников, уборщиц (лестничных клеток, служебных помещений, мусоропроводов), лифтеров, операторов по обслуживанию лифтов и ЭВМ, сторожей, вахтеров, кладовщиков; прочие расходы (расходы на спецодежду, технику безопасности).

Содержание домохозяйства включает расходы на дежурное освещение лестничных клеток, содержание лифтов, вывоз мусора, прочие затраты (содержание дворов, износ инвентаря, транспортные расходы, затраты на дератизацию, расходы на канцелярские товары).

Текущий ремонт включает заработную плату (с начислениями) слесарей, газоэлектросварщиков, электромонтеров, плотников, маляров, кровельщиков; затраты на материалы, расходы по подрядным работам (обслуживание лифтов, электроплит, систем дымоудаления, работы по герметизации швов, измерению сопротивления и другие); прочие затраты (износ спецодежды, списание инструмента, техника безопасности, транспортные расходы и другие).

Прочие обязательные платежи включают оплату услуг банка, кассовое обслуживание, износ основных средств (без учета стоящего на балансе МП ПЖРУ жилого фонда: согласно действующим правилам, амортизация по жилым зданиям не начисляется), техническую инвентаризацию, подготовку кадров, отчисления в фонд страховой медицины, фонд занятости, налог на землю, дорожный налог.

Наконец, кроме эксплуатационных расходов существуют еще внеэксплуатационные расходы (разница в тепловых тарифах, содержание детско-подростковых клубов).

Структура эксплуатационных расходов МП ПЖРЭУ Кировского округа за 9 месяцев 1997 года представлена в Табл. 7.

Таблица 7. Структура затрат МП ПЖРЭУ за 9 месяцев 1997 года (%%)

  Административно - управленческий аппарат Содержание младшего обслуживающего персонала Содержание домохозяйства Текущий ремонт Прочие обязательные платежи Всего расходов
Все расходы 7,6 25,7 17,6 38,5 10,6 100
МП ПЖРЭУ-1 4,8 5,0 9,7 75,9 4,5 100
МП ПЖРЭУ-2 8,9 25,1 20,2 33,3 12,6 100
МП ПЖРЭУ-3 9,7 22,7 20,6 34,4 12,6 100
МП ПЖРЭУ-4 8,2 28,2 23,1 29,4 11,1 100
МП ПЖРЭУ-5 8,8 24,3 18,1 36,2 12,6 100
МП ПЖРЭУ-6 8,0 29,5 19,2 31,3 12,0 100
МП ПЖРЭУ-7 7,6 29,1 19,3 33,9 10,2 100
МП ПЖРЭУ-8 6,5 32,3 16,1 32,2 12,9 100
МП ПЖРЭУ-9 7,2 28,2 18,8 34,6 11,2 100
МП ПЖРЭУ-10 8,6 33,9 17,8 26,5 13,1 100
МП ПЖРЭУ-11 9,1 30,3 16,2 41,3 3,0 100

Наибольшая доля затрат МП ПЖРЭУ по обслуживанию жилья приходится на текущий ремонт (в среднем по МП ПЖРЭУ - 38,5%). Существенно выбивается из общего ряда МП ПЖРЭУ -1, это произошло за счет больших затрат в этом МП ПЖРЭУ по статье текущий ремонт - 75,9% (постатейный анализ расходов будет проведен ниже).

Среднемесячные затраты на 1 кв. м полезной площади представлены в Табл. 8.

Таблица 8. Среднемесячные затраты на 1 кв. м полезной площади (руб.)

  Административно-управленческий аппарат Содержание младшего обслуживающего персонала Содержание домохозяйства Текущий ремонт Прочие обязательные платежи Всего расходов
Все расходы 89,5 301,2 206,4 451,6 123,8 1172,5
МП ПЖРЭУ-1 168,2 175,8 340,3 2656,4 158,4 3499,1
МП ПЖРЭУ-2 83,3 234,7 189,1 311,6 117,9 936,6
МП ПЖРЭУ-3 106,9 249,6 226,1 378,3 138,7 1099,7
МП ПЖРЭУ-4 77,4 266,9 218,2 278,5 105,0 946,0
МП ПЖРЭУ-5 99,8 274,6 204,2 408,2 142,0 1128,8
МП ПЖРЭУ-6 72,6 268,4 174,2 284,8 109,4 909,5
МП ПЖРЭУ-7 83,6 320,9 213,7 374,2 112,2 1104,7
МП ПЖРЭУ-8 81,3 405,2 202,5 404,3 161,3 1254,6
МП ПЖРЭУ-9 77,8 306,1 203,4 375,3 121,3 1083,8
МП ПЖРЭУ-10 95,9 377,7 198,6 295,3 146,2 1113,8
МП ПЖРЭУ-11 104,4 347,5 185,0 473,3 34,9 1145,1

2.1. Анализ административно-управленческих расходов

В общей структуре затрат административно-управленческие расходы в среднем по всем МП ПЖРЭУ составляют 7,6%, разброс от 4,8% в МП ПЖРЭУ -1 до 9,7% в МП ПЖРЭУ-3 (см. Табл. 7). Вместе с тем анализ среднемесячных затрат на 1 кв. м обслуживаемой полезной площади показывает, что наибольшие затраты по этому показателю в МП ПЖРЭУ - 1 (168,2 руб.), при средних по всем МП ПЖРЭУ - 89,5 руб. Выше средних затраты также в МП ПЖРЭУ - 3 (106,9 руб.), МП ПЖРЭУ -11 (104,4 руб.), МП ПЖРЭУ - 5 (99,8 руб.), МП ПЖРЭУ - 10 (95,9 руб.) (см. Табл. 8).

Структура самих административно-управленческих расходов представлена в Табл. 9.

Таблица 9. Структура административно-управленческих расходов (%%)

  Заработная плата АУП с начислениями Содержание конторы (вкл. коммунальные услуги) Прочие
расходы
Всего расходов
Все расходы 84,1 6,7 9,2 100
МП ПЖРЭУ-1 67,7 16,0 16,3 100
МП ПЖРЭУ-2 86,5 6,8 6,7 100
МП ПЖРЭУ-3 76,8 11,7 11,5 100
МП ПЖРЭУ-4 92,6 2,5 4,9 100
МП ПЖРЭУ-5 85,7 1,2 13,1 100
МП ПЖРЭУ-6 85,7 10,3 4,0 100
МП ПЖРЭУ-7 91,2 3,9 4,9 100
МП ПЖРЭУ-8 84,7 7,6 7,7 100
МП ПЖРЭУ-9 94,1 1,1 4,8 100
МП ПЖРЭУ-10 73,8 8,5 17,7 100
МП ПЖРЭУ-11 87,1 2,2 10,7 100

Данная таблица позволяет сделать вывод о том, что содержание конторы некоторыми МП ПЖРЭУ явно неоправданно. Прежде всего этот вывод относится к МП ПЖРЭУ - 1 и 3, затраты которых на АУП в целом превосходят средние по Кировскому округу.

Основная доля административно-управленческих расходов приходится на заработную плату (с начислениями). В среднем по всем МП ПЖРЭУ эта доля составляет 84,1%. В абсолютном выражении эти затраты представлены в Табл. 10.

Таблица 10. Среднемесячные расходы на заработную плату по МП ПЖРЭУ

  Среднемесячные расходы на заработную плату АУП (с начисле-ниями), тыс. руб. Среднемесячные расходы на заработную плату АУП, тыс. руб. Численность АУП, чел. Среднемесячная заработная плата АУП, тыс. руб.
Все расходы 220002, 162489 168 967,2
МП ПЖРЭУ-1 14650 11010,0 13 846,9
МП ПЖРЭУ-2 22151 16643,0 17 979,0
МП ПЖРЭУ-3 17222 12910,0 14 922,1
МП ПЖРЭУ-4 18696 13402,6 14 957,3
МП ПЖРЭУ-5 16339 12256,2 13 942,8
МП ПЖРЭУ-6 23025 17269,3 17 1015,8
МП ПЖРЭУ-7 18416 13201,2 14 942,9
МП ПЖРЭУ-8 23228 17011,9 17 1000,7
МП ПЖРЭУ-9 29032 20811,4 20 1040,6
МП ПЖРЭУ-10 22107 16632,1 17 978,4
МП ПЖРЭУ-11 15136 11341,6 12 945,1

Таким образом, среднемесячная заработная плата АУП МП ПЖРЭУ выше средней по Омску (за девять месяцев последняя составляла немногим более 800 тыс. руб.). Учитывая различия в объемах жилого фонда, обслуживаемого МП ПЖРЭУ, а также различия в оснащенности организаций основными средствами и ремонтной базой, представляется естественным вывод о необходимости объединения некоторых МП ПЖРЭУ с целью сокращения накладных расходов. В то же время возможен и другой путь, представляющийся более целесообразным и радикальным - создание конкурентной среды в сфере услуг по техническому содержанию жилья. Подробнее об этом говорится в заключении к данному отчету. Здесь же важно выделить то обстоятельство, что сумма в 89,5 руб. на кв. м. в месяц покрывает накладные расходы большинства МП ПЖРЭУ, составляя 7,6% от общих расходов, и может быть принята в качестве исходной базы для последующей калькуляции цены услуг МП ПЖРЭУ (или других организаций) по данной статье.

2.2. Анализ затрат на содержание младшего обслуживающего персонала

В общей структуре затрат затраты на содержание младшего обслуживающего персонала (МОП) составляют в среднем по всем МП ПЖРЭУ 25,7%. Разброс по отдельным МП ПЖРЭУ от 5,0% в МП ПЖРЭУ-1 до 33,9% в МП ПЖРЭУ-10 (см. Табл. 7). Среднемесячные затраты на 1 кв. м полезной площади по всем МП ПЖРЭУ составили 301,2 руб. Самые низкие среднемесячные затраты по этой статье в МП ПЖРЭУ -1 (175,8 руб.), наиболее высокие в МП ПЖРЭУ - 8 (405,2 руб.), МП ПЖРЭУ - 10 (377,7 руб.) и МП ПЖРЭУ - 11 (347,5 руб.) (см. Табл. 8).

В категорию МОП входят дворники, уборщицы лестничных клеток, служебных помещений, мусоропроводов, лифтеры, операторы по обслуживанию лифтов и ЭВМ, вахтеры, кладовщики. На данную статью затрат поэтому существенное воздействие оказывает степень благоустройства жилого фонда, закрепленного за каждым конкретным МП ПЖРЭУ, т.е. наличие лифтов и мусоропроводов. Наименее благоустроенный жилой фонд закреплен за МП ПЖРЭУ - 1, наиболее благоустроенный (со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом) - за МП ПЖРЭУ - 8, 10, 11 (см. Табл. 3). Численность работников МОП по МП ПЖРЭУ представлена в Табл. 11.

Таблица 11. Численность МОП по МП ПЖРЭУ (чел.)

  Дворники

штат
факт
Уборщицы л / кл.

штат
факт
Уборщицы сл / пом.

штат
факт
Уборщицы м / пр.

штат
факт
Лифтеры

штат
факт
Прочие

штат
факт
Всего

штат
факт
Всего 518 496 26 324 562 77 2003
  518 91 26 324 562 67 1588
МП ПЖРЭУ-1 34 14 3 4 6 9 70
  34 0 3 4 6 9 56
МП ПЖРЭУ-2 61 51 1 20 39 12 184
  61 2 1 20 39 11 134
МП ПЖРЭУ-3 39 38 1 18 22 7 125
  39 9 1 18 22 7 96
МП ПЖРЭУ-4 49 43 3 22 32 5 154
  49 4 3 22 32 2 112
МП ПЖРЭУ-5 36 35 1 24 25 2 123
  36 5 1 24 25 2 93
МП ПЖРЭУ-6 54 62 2 49 64 3 234
  54 10 2 49 64 1 180
МП ПЖРЭУ-7 43 48 1 32 44 2 170
  43 15 1 32 44 2 137
МП ПЖРЭУ-8 52 59 3 47 114 8 283
  52 16 3 47 114 8 240
МП ПЖРЭУ-9 70 60 7 42 52 18 249
  70 17 7 42 52 16 204
МП ПЖРЭУ-10 49 56 3 43 120 8 279
  49 6 3 43 120 6,5 227,5
МП ПЖРЭУ-11 31 30 1 23 44 3 132
  31 7 1 23 44 2,5 108,5

Обращает на себя внимание практическое отсутствие уборщиц лестничных клеток. Из 496 по штатному расписанию в МП ПЖРЭУ округа фактически работает лишь 91 уборщица. В МП ПЖРЭУ объясняют эту ситуацию отсутствием средств на оплату труда данной категории работников. Таким образом, важнейшая услуга по обслуживанию жилья из обязательных негласно пополняет список услуг, оказываемых жильцам за дополнительную плату.

Вывод относительно низкой эффективности работы АУП в некоторых МП ПЖРЭУ также может быть проиллюстрирован следующими данными (см. Табл. 12).

Таблица 12. Численность и зарплата МОП, приходящиеся на 1 работника и 1 руб. зарплаты АУП

  Расходы на з/п МОП на 1 руб затрат на з/п АУП МОП, приходящийся на одного работника АУП, чел.
По всем МП ПЖРЭУ 4,0 9,5
МП ПЖРЭУ-1 1,5 4,3
МП ПЖРЭУ-2 3,2 7,9
МП ПЖРЭУ-3 3,0 6,9
МП ПЖРЭУ-4 3,7 8,0
МП ПЖРЭУ-5 3,2 7,2
МП ПЖРЭУ-6 4,3 10,6
МП ПЖРЭУ-7 4,2 9,8
МП ПЖРЭУ-8 6,0 11,1
МП ПЖРЭУ-9 4,1 10,2
МП ПЖРЭУ-10 5,3 13,4
МП ПЖРЭУ-11 3,8 9,0

Как видим, в первых пяти МП ПЖРЭУ на одного начальника приходится всего четыре - восемь работников МОП, составляющих, как правило, большинство работников этих организаций. Аналогичная ситуация с зарплатой: на рубль зарплаты АУП, составляющую основную часть накладных расходов, приходится в среднем всего лишь четыре рубля расходов по оплате МОП. Даже отталкиваясь от этого среднего уровня, можно сделать вывод о возможности сокращения накладных расходов за счет повышения эффективности управления минимум на 25% (если довести показатели ряда МП ПЖРЭУ по затратам на содержание МОП в расчете на 1 руб. затрат на содержание АУП с 3 руб. до 4 руб.)

2.3. Анализ затрат на содержание домохозяйства

В общей структуре затрат затраты на содержание домохозяйства составляют в среднем по МП ПЖРЭУ 17,6%. Эта цифра колеблется от 9,7% в МП ПЖРЭУ - 1 до 23,1% в МП ПЖРЭУ - 4 (см. Табл. 7).

Среднемесячные затраты на 1 кв. м полезной площади самые высокие в МП ПЖРЭУ - 1 (340,3 руб. при средних затратах по всем МП ПЖРЭУ в 206,4 руб.) и самые низкие в МП ПЖРЭУ - 6 (174,2 руб.), МП ПЖРЭУ - 11 (185,0 руб.), и МП ПЖРЭУ - 2 (189,1 руб.) (см. Табл. 8). Структура затрат на содержание домохозяйства представлена в Табл. 13.

Таблица 13. Структура затрат на содержание домохозяйства (%)

  Дежурное освещение лестн. площадок Содержание лифтов Вывоз мусора Прочие затраты Всего расходов
Все расходы 12,1 16,6 50,1 21,2 100
МП ПЖРЭУ-1 6,9 10,6 46,9 35,6 100
МП ПЖРЭУ-2 8,9 10,8 54,6 25,7 100
МП ПЖРЭУ-3 20,2 17,4 47,1 15,3 100
МП ПЖРЭУ-4 15,3 15,8 47,8 21,1 100
МП ПЖРЭУ-5 6,5 18,1 51,1 24,3 100
МП ПЖРЭУ-6 13,8 13,9 54,8 17,5 100
МП ПЖРЭУ-7 17,7 19,8 47,6 14,9 100
МП ПЖРЭУ-8 9,7 26,0 49,3 15,0 100
МП ПЖРЭУ-9 9,2 14,4 53,5 22,9 100
МП ПЖРЭУ-10 11,4 17,9 49,5 21,2 100
МП ПЖРЭУ-11 15,3 18,2 42,2 24,3 100

Половина затрат (в среднем по МП ПЖРЭУ - 50,1%) на содержание домохозяйства ложится на затраты по вывозке мусора. Эти затраты с 01.08.97 г. исключены из эксплуатационных расходов МП ПЖРЭУ и определены в качестве самостоятельного платежа. Таким образом авторы данной меры предполагали "вывести" затраты на вывозку мусора из списка услуг, предоставляемых "за квартплату". Однако эффективность данной меры оказалась более чем сомнительна. Так, убытки МП ПЖРЭУ уменьшились ненамного, поскольку в их составе остается налог на добавленную стоимость, предъявляемый к оплате мусоровывозящими организациями, а также оплата льгот по квартирной плате в расчете той части, которая ранее приходилась на вывозку мусора. Уместен вопрос: почему НДС не вошел в состав платы за вывозку мусора, если целью изменения порядка расчетов было полное погашение жильцами данного вида затрат? Естественно, что тариф, предъявляемый к оплате за услуги по вывозке мусора, является неизменным и утверждается Омским городским Советом. Однако затраты по вывозке мусора могут меняться, что и имеет место в реальности, соответственно, меняется и размер НДС. В результате, даже если первоначальный расчет тарифа по вывозке мусора для населения и включал НДС, впоследствии по крайней мере часть данного налога стала предъявляться Спецавтохозяйством к оплате МП ПЖРЭУ. И это естественно, так как договор на вывозку мусора со Спецавтохозяйством заключает не население непосредственно, а МП ПЖРЭУ. Таким образом, попытка решить проблемы убыточности организаций жилищно-коммунального хозяйства через выделение в рамках квартирной платы отдельных услуг по содержанию здания - это тупиковый путь. Кто бы ни обслуживал в дальнейшем жильцов, МП ПЖРЭУ или частные фирмы, они должны нести ответственность за весь круг услуг по техническому содержанию здания.

В то же время сам тариф за вывозку мусора, предъявляемый Спецавтохозяйством к оплате гражданами представляется несколько завышенным. Тем не менее последнее нельзя утверждать с полной уверенностью, не имея на руках исчерпывающих и достоверных данных о работе этого предприятия. Скорее всего, предъявляемые расчеты расходов будут оправдывать данный высокий тариф. Однако мусоровозы есть не только у данной организации, поэтому на открытых торгах можно было бы выяснить, насколько действительно оправдан предъявляемый тариф.


Предыдущая часть    Вернуться в Архив публикаций    Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.