Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Анализ затрат МП "ПЖРЭУ", системы учета затрат и начисления квартирной платы в Кировском округе Омска
Ореховский П. А., Хохлова О. М.

Анализ затрат МП "ПЖРЭУ", системы учета затрат и начисления квартирной платы в Кировском округе Омска

Часть 4


3. Определение возможностей пересмотра уровня тарифов по обслуживанию жилья (квартплаты)

МП ПЖРЭУ - предприятия убыточные. В 1997 году эксплуатационные расходы МП ПЖРЭУ Кировского округа покрывались собственными доходами в среднем лишь на 49,1% (см. Табл. 19).

Таблица 19. Соотношение эксплуатационных расходов и убытков МП ПЖРЭУ за 9 месяцев 1997 года

  Эксплуатационные расходы, млн. руб. Фактические убытки, млн. руб. Доля расходов, не покрываемых собственными поступлениями от деятельности МП ПЖРЭУ, % Убытки на 1 кв. м полезной площади, тыс. руб.
МП ПЖРЭУ-1 4050,5 1774,3 43,8 13,8
МП ПЖРЭУ-2 2591,4 1287,0 49,7 4,2
МП ПЖРЭУ-3 2076,8 1140,4 54,9 5,4
МП ПЖРЭУ-4 2220,2 1055,7 47,5 4,0
МП ПЖРЭУ-5 1938,8 1089,0 56,2 5,7
МП ПЖРЭУ-6 3029,4 1311,3 43,3 3,5
МП ПЖРЭУ-7 2402,6 1337,6 55,7 5,5
МП ПЖРЭУ-8 3808,2 2211,5 58,1 6,6
МП ПЖРЭУ-9 3869,0 2150,1 55,6 5,4
МП ПЖРЭУ-10 3130,9 1445,8 46,2 4,6
МП ПЖРЭУ-11 1715,7 899,5 52,4 5,4
Всего 30833,6 1502,2 50,9 5,4

Убытки жилищных организаций покрываются из городского бюджета. По смете расходов Кировского округа в 1997 году на покрытие убытков от эксплуатации жилого фонда расходы планировались на уровне 26140 млн. рублей (15,6% от общей суммы расходов округа). Соотношение плановых и фактических убытков по МП ПЖРЭУ Кировского округа за 9 месяцев 1997 года представлено в Табл. 20.

Таблица 20. Соотношение плановых и фактических убытков по МП ПЖРЭУ за 9 месяцев 1997 года

  Плановые убытки, млн. руб. Фактические убытки, млн. руб. Отношение фактических убытков к плановым, %
1 2 3 4
МП ПЖРЭУ-1 1847,2 1774,3 96,1
МП ПЖРЭУ-2 1265,2 1287,0 101,7
МП ПЖРЭУ-3 1096,0 1140,4 104,1
МП ПЖРЭУ-4 983,9 1055,7 107,3
МП ПЖРЭУ-5 938,8 1089,0 116,0
МП ПЖРЭУ-6 1212,4 1311,3 108,2
МП ПЖРЭУ-7 1207,2 1337,6 110,8
МП ПЖРЭУ-8 1993,6 2211,5 110,9
МП ПЖРЭУ-9 1961,1 2150,1 109,6
МП ПЖРЭУ-10 1449,3 1445,8 99,8
МП ПЖРЭУ-11 736,4 899,5 122,1
Всего 14691,1 15702,2 106,9

Повышение тарифов, как одно из слагаемых вывода обслуживающих жилье предприятий на рентабельный уровень работы, неизбежно, но при условии улучшения качества обслуживания жилого фонда. Проведенный ниже расчет показывает, что такое повышение должно составить примерно двукратное увеличение (см. Табл. 21).

Таблица 21. Структура жилья и тарифов по степени благоустройства

Категория жилья Полезная площадь, кв. м Тариф с 01.08.97г., руб. за 1 кв. м полезной площади Начисления по тарифу, тыс. руб. в месяц Тариф, увеличенный в 2 раза Начисления по тарифу, тыс.руб. в месяц
1 2 3 4 5 6
со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом 1965418 690 1356138 1380 2712277
со всеми удобствами, без лифта , с мусоропроводом 370931,7 530 196594 1060 393188
со всеми удобствами, без лифта и мусоропровода 618088 500 309044 1000 618088
Полублагоустроенное 5613,8 410 2302 820 4547
Неблагоустроенное 5285,8 120 634 240 1269
Всего 2965337,3   1864712   3729368
Средняя плата за техническое обслуживание 1 кв. м полезной площади по Кировскому округу   629   1258  
Фактические затраты по обслуживанию 1 кв. м полезной площади по Кировскому округу   1067   1067  

Как видно из таблицы, на рентабельный режим работы МП ПЖРЭУ выходят при увеличении тарифов по оплате жилья в два раза по сравнению с ныне существующими: (1258 руб. - 1067 руб.) * 2965337,3 = 566379424,3 руб.= 566,4 млн. рублей.

Таблица 22. Динамика расходов МП ПЖРЭУ (млн. руб.)

  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь
1. Административно-управленческие расходы: 217,9 230,0 298,7 236,6 241,3 289,1 320,5 271,6 248,8
2. Содержание младшего обслуживающего персонала 869,5 815,6 839,0 840,2 886,7 895,0 959,5 932,3 881,8
3. Содержание домохозяйства 584,7 616,1 576,4 535,6 635,7 631,6 597,1 410,4 840,2
4. Текущий ремонт 843,9 792,7 1247,9 1069,8 945,2 1222,8 1164,3 2939,8 1649,1
5. Прочие обязательные платежи 176,1 156,1 628,5 158,4 153,9 832,3 151,1 158,9 841,0
Итого расходов МП ПЖРЭУ 2692,1 2610,4 3590,5 2840,6 2862,8 3870,9 3192,4 4713,0 4461,0

Вместе с тем здесь необходимо учесть целый ряд факторов, действующих как в сторону уменьшения доходов МП ПЖРЭУ, так и в сторону их увеличения. К первым относятся, прежде всего, наличие льгот по оплате жилья и собираемость квартплаты. Ситуация с льготами и собираемостью квартплаты в 1997 году представлена в Табл. 23.

Таблица 23. Платежи по обслуживанию жилья в 1997 году (млн. руб.)

  Начислено по тарифу Сумма льгот Доля льгот в квартплате, % Начислено с учетом льгот Поступление квартплаты Собираемость квартплаты, %
1 2 3 4 5 6 7
МП ПЖРЭУ-1 567,3 80,9 14,3 486,4 386,4 79,4
МП ПЖРЭУ-2 1729,9 371,8 21,5 1358,1 1149,5 84,6
МП ПЖРЭУ-3 1224,1 258,2 21,1 965,9 758,6 78,5
МП ПЖРЭУ-4 1565,2 349,1 22,3 1216,1 1047,2 86,1
МП ПЖРЭУ-5 1333,5 373,8 28,0 959,7 762,2 79,4
МП ПЖРЭУ-6 2237,5 316,7 14,2 1920,8 1629,2 84,8
МП ПЖРЭУ-7 1478,4 227,3 15,4 1251,1 1091,8 87,3
МП ПЖРЭУ-8 2180,7 409,5 18,8 1771,1 1525,6 86,1
МП ПЖРЭУ-9 2377,7 327,9 13,8 2049,8 1708,7 83,4
МП ПЖРЭУ-10 1982,1 351,7 17,7 1630,4 1309,8 80,3
МП ПЖРЭУ-11 1135,0 174,6 15,4 960,4 744,4 77,5
Всего 17811,4 3241,5 18,2 14570,0 12113,4 83,1

Имеющиеся льготы по оплате жилья уменьшили поступления потенциальной квартплаты в 1997 году на 18,2%. В среднем же за месяц недополучение квартплаты по этой причине составило 270,1 млн. рублей. Это ведет к снижению прибыльности работы МП ПЖРЭУ, достигаемой при двукратном повышении тарифов:

566,4 млн. руб. - 270,1 млн. руб. = 296,3 млн. руб.

Еще 204,7 млн. рублей в среднем за месяц было недополучено из-за задолженности жильцов по квартплате. Это практически уже съедает ту прибыль, которую дает двукратное повышение тарифов. Но здесь необходимо учитывать следующие факторы. Во-первых, в 1997 году сложилась достаточно сложная ситуация с выплатой заработной платы. И тем не менее, несмотря даже на это, а также на отмену обязательных сроков внесения платежей и, соответственно, штрафных санкций за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, процент собираемости квартплаты (83,1%) достаточно высок. Это дает возможность сделать вывод о том, что при более благоприятных социально-экономических условиях, введении обязательных сроков внесения платежей и санкций за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, а также дополнительной работы со стороны работников обслуживающих организаций, направленной на своевременность и полноту оплаты услуг, этот фактор будет незначительно влиять на прибыльность работы МП ПЖРЭУ.

За 9 месяцев 1997 г. по всем МП ПЖРЭУ процент покрытия эксплуатационных расходов квартирной платой составил в среднем 39,8 по начисленной квартплате и 32,3 по квартплате с учетом льгот (см. Табл. 24). Без МП ПЖРЭУ - 1, которое сильно выбивается из общего ряда, этот процент составил 44,5 и 36,1 соответственно.

Таблица 24. Соотношение эксплуатационных расходов и квартплаты за 9 мес. 1997 г. (млн. руб.)

  Эксплуатационные расходы Кварт-плата, на-численная по тарифу Процент покрытия эсплуатационных расходов квартплатой Начисленная квартплата (с учетом льгот) Процент покрытия эксплуатационных расходов квартплатой Поступление квартплаты Процент покрытия эксплуатационных расходов квартплатой
1 2 3 4 5 6 7 8
МП ПЖРЭУ-1 4050,5 350,8 8,7 301,3 7,4 219,5 5,4
МП ПЖРЭУ-2 2591,4 1194,9 46,1 941,8 36,3 684,9 26,4
МП ПЖРЭУ-3 2076,8 851,0 41,0 666,7 32,1 492,3 23,7
МП ПЖРЭУ-4 2220,2 1094,5 49,3 840,2 37,8 665,0 30,0
МП ПЖРЭУ-5 1938,8 961,0 49,6 658,3 34,0 455,3 23,5
МП ПЖРЭУ-6 3029,4 1531,3 50,5 1323,0 43,7 1046,5 34,5
МП ПЖРЭУ-7 2402,6 1021,5 42,5 867,5 36,1 731,3 30,4
МП ПЖРЭУ-8 3808,2 1509,9 39,6 1217,2 32,0 968,2 25,4
МП ПЖРЭУ-9 3869,0 1635,6 42,3 1406,5 36,4 1104,6 28,6
МП ПЖРЭУ-10 3130,9 1372,0 43,8 1123,3 35,9 850,1 27,2
МП ПЖРЭУ-11 1715,7 754,8 44,0 622,3 36,3 500,1 29,1
Всего 30833,6 12277,3 39,8 9967,9 32,3 7717,8 25,0

Эти данные могут привести к выводу о том, что двукратного увеличения ныне действующих тарифов будет недостаточно для вывода МП ПЖРЭУ на рентабельный режим работы. Но здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что до первого августа 1997 года действовали более низкие тарифы за обслуживание жилья (см. Табл. 25).

Таблица 25. Уровень тарифов по категориям жилья

Категория жилья Полезная площадь, кв. м Тариф до 01.08.97г., руб. за 1 кв. м полезной площади Тариф с 01.08.97г., руб. за 1 кв. м полезной площади Увеличение тарифов, %
со всеми удобствами, лифтом и мусоропроводом 1965418 430 690 60,5
со всеми удобствами, без лифта , с мусоропроводом 370931,7 390 530 35,9
со всеми удобствами, без лифта и мусоропровода 618088 360 500 38,9
Полублагоустроенное 5613,8 310 410 32,3
Неблагоустроенное 5285,8 90 120 33,3
Всего 2965337,3      
Средняя плата за техническое обслуживание 1 кв. м полезной площади по Кировскому округу   409,6 629 53,6

Как видно из таблицы, средняя плата за техническое обслуживание 1 кв. м полезной площади до первого августа 1997 года составляла 409,6 рублей. Поэтому, при тарифах, действовавших до первого августа 1997 года, вывод МП ПЖРЭУ на рентабельную работу предполагал бы увеличение этих тарифов более чем в два.

Наряду с рассмотренными факторами, уменьшающими потенциальную квартплату, необходимо учитывать тот факт, что квартплата является не единственным источником покрытия эксплуатационных затрат МП ПЖРЭУ. Наряду с ней доходными статьями являются: возмещение затрат за обслуживание внутридомовых сетей, поступления от ЖСК, кондоминиумов, арендная плата, плата за услуги коммунальным организациям и другие. Причем доля квартплаты в общих доходах МП ПЖРЭУ за 9 месяцев 1997 года в среднем по МП ПЖРЭУ составила 51% (см. Табл. 26).

Таблица 26. Эксплуатационные расходы и доходы МП ПЖРЭУ за 9 месяцев 1997 года млн. руб.)

  Эксплуатационные расходы Доходы В том числе квартплата Доля квартплаты в общих доходах Процент покрытия экспл. расходов собственными доходами
МП ПЖРЭУ-1 4050,5 2276,2 219,5 9,6 56,2
МП ПЖРЭУ-2 2591,4 1304,4 684,9 52,5 50,3
МП ПЖРЭУ-3 2076,8 936,4 492,3 52,6 45,1
МП ПЖРЭУ-4 2220,2 1164,5 665,0 57,1 52,5
МП ПЖРЭУ-5 1938,8 849,8 455,3 53,6 43,8
МП ПЖРЭУ-6 3029,4 1718,1 1046,5 60,9 56,7
МП ПЖРЭУ-7 2402,6 1065,0 731,3 98,7 44,3
МП ПЖРЭУ-8 3808,2 1596,7 968,2 60,6 41,9
МП ПЖРЭУ-9 3869,0 1718,9 1104,6 64,3 44,4
МП ПЖРЭУ-10 3130,9 1685,1 850,1 50,4 53,8
МП ПЖРЭУ-11 1715,7 816,2 500,1 61,3 47,6
Всего 30833,6 15131,4 7717,8 51,0 49,1

Заключение
(предложения по осуществлению реформы жилищно-коммунального хозяйства в 1998 году)

Очевидно, что повышение тарифов необходимо начинать одновременно с осуществлением реальных мер в механизме обеспечения горожан услугами жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим в качестве первоочередных мер необходимо сделать следующее:

1. Составить список обязательных услуг, предоставляемых населению организацией, взявшей подряд на обслуживание жилого фонда микрорайона (квартала), находящегося на территории N-го округа, а также уровень тарифов на эти услуги на соответствующий период 1998 года, утвердить его постановлением мэра или постановлением Омского Городского Совета. Данный список должен быть доведен до населения, чтобы, с одной стороны, прекратить имеющуюся практику фактически незаконных "поборов" работниками ЖКХ; с другой - необходимо также определить список платных услуг, в отношении которых допускается свободное ценообразование. В настоящее время такая работа уже проведена - департаментом жизнеобеспечения и департаментом экономики составлен список необходимых нормативов, они проходят стадии согласования и должны быть приняты постановлением главы администрации города Омска.

2. Из состава МП ПЖРЭУ следует вывести часть работников, отвечающих за сбор квартирной платы и контроль качества услуг, оказываемых организациями ЖКХ. Указанная часть работников должна войти (как структурное подразделение) в состав Службы единого заказчика, действующей на территории округа. Соответственно должны быть приняты документы, регламентирующие порядок контроля качества услуг, а также ставящие премирование этих работников в зависимость от уровня собираемости квартирной платы. Необходимо также отрегулировать взаимоотношения этих структурных подразделений с муниципальной милицией (участковыми) для принятия мер к злостным неплательщикам.

3. Между жильцами и Службой единого заказчика должны быть заключены типовые договоры найма (договоры на содержание и обслуживание) жилья, в которых определяется круг обязанностей и величина тарифов на услуги организаций ЖКХ.

4. Служба единого заказчика может привлекать для обслуживания жилья несколько различных предприятий одного профиля, устраивая открытые торги на оказание услуг. Рассчитанная выше цена в 1067 руб. за кв. м. (или, после деноминации, - 1 руб. 10 коп. за кв. м.) должна быть первоначальной ценой торгов; в процессе которых она может быть снижена. Аналогичным образом премирование работников Управления муниципального заказа (и Службы единого заказчика) необходимо поставить в зависимость от успеха торгов. Кроме того, для проведения торгов необходимо заранее сформировать "пакеты домов", - то есть те районы, которые должны выставляться на обслуживание.

5. Для того, чтобы строительно-ремонтные, транспортные предприятия и частные фирмы, занимающиеся оказанием соответствующего круга услуг, успели подготовиться к процессу торгов, в соответствии с документами, регламентирующими проведение торгов на получение муниципального заказа, исходные условия и правила необходимо опубликовать не менее чем за три месяца до проведения торгов. Комитет по связям с общественностью также должен исчерпывающим образом проинформировать население о сути проводимых преобразований.

Проделанный анализ показывает, что в случае одномоментного повышения квартирной платы в два раза, а также заключения договоров с товариществами собственников жилья (или в иных организационных формах) на проведение капитального ремонта жилищно-коммунальное хозяйство в Омске станет рентабельной отраслью. Однако поднимать квартплату в отдельно взятом округе невозможно; кроме того, поднимать ее до осуществления перечисленных организационных мер бесполезно.

Опасения насчет слишком высокого уровня квартирной платы в настоящее время являются беспочвенными, это подтверждается и результатами осуществленного ОмГУ в декабре по заказу информационно-аналитического управления социологического исследования. Кроме того, несмотря на политические заверения о "постепенном росте квартплаты" в реальности в 1997 году в Омске она росла скачкообразно - в 1,5 раза за год.


Предыдущая часть    Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.