Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Роль градообразующих предприятий в развитии малого бизнеса и муниципальной экономики
Ореховский П. А., Широнин В. М.

Роль градообразующих предприятий в развитии малого бизнеса и муниципальной экономики


Традиционно экономическое и социальное развитие многих - если не большинства - российских малых и даже средних городов в существенно степени зависело от находящихся на их территории основных градообразующих предприятий. Ряд городов обязан этим предприятиям даже своим возникновением. Сегодня же зависимость городов от своих главных предприятий может не только не иметь стимулирующего характера, но экономика города и его население часто оказываются заложниками предприятий.

Многие позитивно настроенные и достаточно профессиональные руководители постепенно начинают связывать будущее своих городов с развитием на их территории не только небольшого количества крупных предприятий, но и массового малого и среднего предпринимательства. В то же время проблема развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействия малых и крупных предприятий - особенно если речь идет о малом или моногороде - выглядит по-разному в зависимости от общей социально-экономической ситуации на территории.

Стратегии экономического развития территории в этих условиях часто основываются на поиске возможностей возрождения и переориентации градообразующих и других предприятий. При наличии на территории города ресурсов - например, очень крупных (часто неиспользуемых) производственных мощностей - для него возникает потенциальная возможность создания практически новой экономической базы. К сожалению, имеется также и достаточно много примеров эгоистического, неквалифицированного и просто хищнического поведения властей и других местных групп влияния, вся деятельность которых сводится к разворовыванию ресурсов.

Следует отметить, что социально-экономическая ситуация в городе далеко не однозначно определяется "объективными" параметрами. Проблемы очень большой зависимости города от градообразующих предприятий, т.е. ситуация моногорода не обязательно связана с наличием одного-двух очень крупных предприятий. В некоторых случаях при наличии и бОльшего числа предприятий, ориентированных в силу отраслевых и ведомственных связей "наверх", эти предприятия проводят политику экстерриториальности, приводящую к разрушению социально-экономической структуры территории и откачке из нее ресурсов. С другой стороны, имеются и обратные примеры "классических" моногородов с одним градообразующим предприятием, которое, однако, ведет не экстерриториальную политику, а всячески поддерживает развитие города.

Далее, возможности развития как малых и средних, так и крупных градообразующих предприятий могут зависеть от деятельности местных властей и предпринимательского сообщества. В некоторых случаях развитие ограничивается в первую очередь из-за изоляционистской политики власти. Другим аналогичным примером является распространение "силового" предпринимательства со стороны теневых силовых структур.


Среди различных видов теневого и незаконного бизнеса силовое предпринимательство (или "квазипредпринимательство") играет особую роль. Его суть состоит не в производстве товаров и услуг, а в искусственном создании преимуществ для "своих" фирм и одновременно рэкете и ограничении входа на рынок для "чужих". Распространение в том или ином городе такого рода "предпринимательства" в конечном счете приводит к его застою и упадку.

Эти и другие аналогичные примеры показывают, что для социально-экономических ситуаций в городах (включая вопросы предпринимательства) характерно значительное разнообразие. В этой связи представляется целесообразной разработка аналитического инструментария, который позволил бы собирать по каждому данному городу информацию, необходимую для диагностики социально-экономической ситуации и разработки программ городского социально-экономического развития, включая развитие предпринимательства. Ниже приводится один из таких возможных подходов, реализованный в виде аналитической формы паспорта города.

Задачи составления паспорта и диагностики территории

Задача составления паспорта территории в конечном счете заключается в том, чтобы ответить на следующие основные вопросы:

  1. Что происходит с экономикой города?

  2. Какие имеются особенные, характерные именно для этого города факторы, стимулирующие или сдерживающие развитие предпринимательства?

Для того чтобы это сделать, необходимо провести диагностику сложившейся ситуации. Динамика хозяйственной жизни проистекает из создания, использования и дележа(или борьбы за передел) ресурсов различными группами и группировками. Ответы на поставленные вопросы должны строиться так, чтобы отражать мотивы поведения и силу участников хозяйственной жизни в городе.

В связи с этим в структуре паспорта выделяются следующие крупные блоки:

1. Общие сведения о городе, определяющие контекст культуры и тематизацию города.


Тематизация города - это те обстоятельства и проблемы, которые жители города считают главными и определяющими. Так, Нефтеюганск - это столица нефтедобычи, которую многие жители воспринимают как свое временное пристанище. Соответственно, многие инвестируют не в Нефтеюганске, а, например, покупают жилье на "большой земле". Напротив, Малоярославец воспринимается как древний русский город, который будет жить независимо от пребывания в нем тех или иных предприятий. Здесь сложившаяся городская культура способна заметно влиять даже на организационную культуру крупных компаний.
В этой связи важны такие показатели, как возраст города, причина его возникновения, наличие в нем культурных, религиозных, общественных и иных объектов и т.д.

2. Диагностика крупных предприятий - градообразующей базы.


Заметим, что во многих случаях более справедливо было бы говорить не о градообразующих, градообразовавших предприятиях, сегодняшняя роль которых в жизни города либо неоднозначна, либо очевидно отрицательна.
3. Диагностика позиции местных властей и политической элиты, их видение будущего города. Это предопределяет их экономическую политику и типы взаимодействий с малым и крупным бизнесом.

4. Диагностика малого и среднего бизнеса: наличие ресурсов, характеристика влияния и поведения силовых и криминальных структур с точки зрения возможностей криминализации города и ограничения входа новых предприятий на рынки.

Для понимания социально-экономической ситуации желательно также включить в паспорт города также и некоторый набор основных объективных характеристик жизни города.

Градообразующие предприятия и наличие ресурсов для нового предпринимательства

Зачастую на социально-экономическую ситуацию в городе (включая развитие малого и среднего бизнеса) влияют не только существующие основные предприятия, но фактически также и ликвидированные и реорганизованные градообразующие предприятия, существовавшие до 1991 г.

В результате реформ, приведших к резкому изменению среды, в которой существовали и действовали старые советские предприятия, их функционирование как целостных систем - "организмов", как правило, серьезно нарушилось. Это процесс можно представить себе как расщепление, дробление предприятий на элементарные "атомы" ресурсов, из которых, как из мозаики, затем стали складываться другие производственные и социальные картины. Этот процесс реинтеграции происходит частично в рамках старого предприятия, иногда он может иметь вид отделения "кусков" от старого целого, а зачастую ресурсы используются новыми деловыми структурами, не имеющими со старым предприятием ничего общего. Диагностику состояния старых крупных предприятий, также как и возможностей развития нового предпринимательства в городе, можно проводить путем анализа такой "мозаики" имеющихся ресурсов и способов ее реинтеграции в новые экономические цепочки.

Можно выделить следующие пять основных типов ресурсов:

1. Ресурс имеющегося спроса, рыночная ниша. Наличие этого ресурса означает, что имеется известный спрос на данный вид продукции (услуг), что избавляет от необходимости исследования рынков, продвижения и т.п.


Интересны примеры, когда данный ресурс используется не самим старым крупным предприятием, а новыми малыми предприятиями или индивидуальными предпринимателями. Так, например, когда спрос на продукцию одного из тракторных заводов резко упал, остался значительный спрос на запасные части. Руководство завода в этих условиях повело себя крайне консервативно, оказавшись неспособным - или не желая - организовать соответствующее производство на своих производственных мощностях или кооперироваться с малыми предприятиями. В результате этот спрос удовлетворяется за счет воровства и подпольного изготовления деталей сотрудниками завода на имеющемся оборудовании в цехах, а также путем кустарного изготовления за пределами предприятия (иногда даже на старых станках в гаражах и подвалах).

2. Предпринимательский и организационный ресурс: способность руководства предприятия приспособиться к изменившимся условиям и наладить нужную деятельность.


Предыдущий пример демонстрирует также случай, когда дефицитными оказались предпринимательские и организационные способности руководства предприятия. Разумеется, имеются и многочисленные обратные примеры, когда предприятие радикально перестраивает свою внутреннюю структуру и успешно осваивает новые рынки.

3. Ресурс квалифицированной рабочей силы и специалистов.


Ситуации в городах значительно отличаются в зависимости от профиля и отраслевой принадлежности размещенных там старых предприятий и, соответственно, от профиля и уровня квалификации их персонала. Известный радиозавод "Вега" в городе Бердске оказался неспособным выжить в рыночных условиях как единое целое и прекратил свое существование. Тем не менее, одним из основных факторов, определяющих нынешнюю ситуацию и потенциальные возможности развития предпринимательства в городе, является наличие специалистов и рабочих высочайшей квалификации. В городе работают созданные бывшими специалистами "Веги" новые предприятия, поставляющие на российский рынок и за рубеж наукоемкую продукцию, которая не имеет ничего общего с продукцией старого завода. Более того, имеются примеры размещения в городе предприятий из других регионов России специально с целью использования высококвалифицированной и относительно дешевой рабочей силы.
4. Материальные ресурсы различных видов:

Земельные ресурсы,

Помещения,

Оборудование,

Объекты ЖКХ,

Наличие транспортной инфраструктуры,

Наличие инфраструктуры связи и др.


В большинстве случаев материальные ресурсы крупных старых предприятий в той или иной форме используются новыми предприятиями. Отметим здесь только один аспект. Часто новые малые предприятия обращаются к крупным старым для того, чтобы выполнить какую-либо производственную операцию, недоступную им самим (например, из-за того, что соответствующее оборудование слишком дорого или используется слишком редко и т.п.) Эта роль старых предприятий, даже если они почти полностью прекратили свою деятельность, но не были окончательно разрушены, часто является крайне важной для малых предприятий, в сущности обеспечивая возможность их существования.

Имеются и другие примеры, в сущности противоположного характера. Для многих успешно работающих малых и средних предприятий унаследованные ими ресурсы старых предприятий становятся все менее пригодными. Эти предприятия нуждаются сегодня, например, в зданиях или оборудовании, специально приспособленных для их потребностей. В этой ситуации тормозом развития новых предприятий оказываются отношения собственности и механизмы принятия решений, унаследованные от периода передела и приватизации старых предприятий.
5. Ресурсы лоббирования. Важно подчеркнуть, что в нынешних российских условиях экономическая деятельность в "классическом" смысле, т.е. ориентирующаяся в конечном счете на удовлетворение спроса, тесно переплетается с силовой борьбой за ресурсы. Поэтому и анализ ситуации на старых предприятиях, и анализ возможностей предпринимательства невозможны без диагностики "силового взаимодействия" на территории.

К ресурсам лоббирования можно отнести в первую очередь:

Электоральный ресурс: способность предприятия (особенно крупного) заметно влиять на результаты голосования на выборах мэра города, городского совета, депутатов совета (соответствующего органа) субъекта Федерации и т.п.


Примером, когда основным для старого крупного предприятия оказывается его электоральный ресурс, может служить следующая ситуация. Старый машиностроительный завод сократил свою численность занятых с 25 до 10 тысяч человек, средний возраст которых приближается к пенсионному. Оставшиеся работники заняты всего один день в неделю и получают мизерную зарплату. Тем не менее, влияние предприятия на исход голосования при выборах мэра города огромно, мэр фактически назначен директором завода, и едва ли не главной задачей городской администрации оказывается лоббирование с целью выделения дотаций из бюджета субъекта Федерации ресурсов на отопление города. Выделенные средства в основном перечисляются данному предприятию как владельцу главной в городе котельной, что и поддерживает предприятие на плаву. При этих условиях не удивительно, что в городе слышны постоянные жалобы на низкий профессиональный уровень городской администрации и ее нежелание поддерживать новое предпринимательство.
Протестный ресурс: способность предприятия продавливать свои интересы, используя неинституционализированные формы выражения настроений населения.

Связи в вышестоящих органах власти.

Возможность использования государственных и неформальных (криминальных) силовых структур.

Исходя из сказанного, при составлении паспорта территории по каждому крупному предприятию должна быть собрана следующая информация:

  • Первоначальная отраслевая принадлежность.

  • Изменение общего объема спроса на продукцию предприятия. Удовлетворяет ли предприятие имеющийся спрос на его продукцию, или это делают другие (например, малые предприятия, нелегально занятые сотрудники предприятия).

  • Занятость (а) сейчас и б) до 1991 г.). Изменение уровня квалификации и среднего возраста персонала.

  • Доля в общем объеме оборота данной территории (показатели выручки).

  • Доля в суммарном налоговом вкладе территории (в бюджеты всех уровней).

  • Осуществляются ли инвестиции.

  • Кому принадлежат предприятия (большой группе сотрудников предприятия, высшим руководителям, другим частным лицам, другой компании и т.п.). Являются ли они местными или иногородними собственниками?

  • Сегодняшнее финансовое состояние, основные источники средств (например, от продаж продукции, от эксплуатации объектов ЖКХ, от вновь созданных торговых фирм).

  • Изменение ассортимента производимой предприятием продукции и услуг.

  • Изменение организационной структуры предприятия. Имеет ли место превращение его в холдинг, выделение подразделений и других частей предприятия в малые предприятия. Являются ли такие малые предприятия зависимыми или независимыми от основной структуры. Имеет ли место создание "подставных" фирм. Имеет ли место воровство (использование) ресурсов сотрудниками в тайне от руководства.

  • Использование помещений (кем используется: самим предприятием, его дочерними фирмами, сдается в аренду малым предприятиям и предпринимателям).

  • Состояние оборудования, кем оно используется (самим предприятием, его дочерними фирмами, сдается в аренду, было продано).

  • Объекты ЖКХ: были ли переданы городу, в какой степени влияют на финансовое положение предприятия.

  • Степень влияния предприятия (его руководства) на руководство города.

  • Степень влияния предприятия на результаты голосования избирателей.

  • Наличие связей с руководством субъекта Федерации.

  • Степень влияния на силовые и криминальные структуры.

Городская администрация и городской Совет

Показатели бюджета города включают доходы (собственные доходы и отдельно дотации или субвенции), а также данные финансового баланса: мог ли город иметь бездотационный бюджет при условии, что все собираемые доходы оставались бы в бюджете города.

Расходы могут быть охарактеризованы укрупненной структурой:

  • Содержание социальной сферы,
  • Содержание ЖКХ,
  • Долги города, возникающие как результат разности цен на энергоносители для теплоснабжения и уровнем платы населения за тепло,
  • Справочно: уровень платы населения в %% от себестоимости потребляемых услуг.

Итоговыми социальными индикаторами могут служить:

  • Средняя заработная плата по городу.
  • Стоимость потребительской корзины (взрослого мужчины), стоимость физиологического минимума.
  • Средняя пенсия по городу.
  • Рыночная стоимость 1 кв. метра жилья.
Для диагностики ситуации важно понять, из какой среды попал в своё кресло мэр, а также вице-мэры, принимающие решения. Если руководители города пришли из бизнес-структур, то имеет значение на чём, на каких рынках специализируются последние. Следует учесть также, как давно они осуществляют руководство городом.

Необходимо проанализировать также состав городского Совета: влияние в нем политических партий, малого и крупного бизнеса, бюджетной сферы на принимаемые решения.

Наконец, каковы отношения Совета и городской администрации: влияет ли Совет на администрацию и насколько слабо (сильно). Есть ли в городе структуры, которые оказывают гораздо более сильное влияние на принимаемые решения.

Малое и среднее предпринимательство

Составление паспорта территории должно включать оценку общего количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, их удельного веса в численности занятых, общем объёме продукции и услуг города, их доли в общем объеме налоговых поступлений.

Отдельно необходима оценка деятельности малых и средних предприятий, поставляющих продукцию и услуги за пределы города (что согласно мировой практике является признаком градообразующих предприятий). Имеются в виду те же показатели: удельный вес в общем объеме предпринимательства, в численности занятых, общем объёме продукции и услуг города, доля в общем объеме налоговых поступлений. Важна также качественная оценка респондентами общей перспективы их развития.

Следует оценить также степень монополизации местного рынка:

  • Насколько ограничен круг малых и средних предприятий, имеющих доступ к муниципальному заказу.

  • Легко ли иногороднему предпринимателю создать в городе малое или среднее предприятие (включая вопрос получения помещения, землеотвод, различные согласования, отношения с контрольными организациями, криминальными структурами и т.д.). Известны ли такие примеры.

  • Каково количество в городе крупных бизнес-структур, контролирующих фирмы малого и среднего бизнеса (в строительстве, розничной торговле, общепите, бытовом обслуживании).

Возможности развития предпринимательства определяются (и характеризуются) состоянием экономической инфраструктуры, поэтому паспорт территории должен включать информацию, характеризующую следующие сферы деятельности:

Оптовая торговля, транспорт, связь, характеристиками которых могут быть: основные особенности организации грузопотоков и пассажиропотоков на территории, состояние маркетингово-сбытовой инфраструктуры, наличие услуг связи.

Финансовая инфраструктура: наличие банков и других кредитно-финансовых учреждений, наличие услуг для малого предпринимательства

Отрасль бизнес-услуг: степень развития риелтерского бизнеса, услуг в области бухгалтерского учета и финансов, услуги аудиторов, маркетологов, страховщиков.

Наличие и степень эффективности объединений предпринимателей.

Показатели взаимодействия органов власти с предпринимателями:наличие совета по вопросам предпринимательства при администрации города, работа в области нормативно-правового обеспечения предпринимательства, в области поддержки предпринимательства.

Наконец, на развитие предпринимательства влияет и инфраструктура поддержки предпринимательства: деятельность государственных и муниципальных органов поддержки предпринимательства, обучение в области предпринимательства, научно-методическое и консультационное обеспечение предпринимательства, участие города в федеральных, региональных и городских программах малого бизнеса, международное сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса, роль и позиция СМИ.

Общие сведения о городе

Социально-экономический паспорт города должен, очевидно, включать данные об истории создания города. В частности важно, когда данный населенный пункт получил статус города, каковы основные вехи его экономической истории. Психологический и культурный климат может характеризовать информация о том, есть ли в городе достопримечательности (культовые сооружения, памятники истории и культуры и т.п.) и когда они созданы. Наконец, важно понять, каковы главные обстоятельства и проблемы, определяющие жизнь в городе.

Необходимые данные о численности населения, как правило можно ограничить укрупненной структурой по категориям: пенсионеры; городские жители в трудоспособном возрасте; дети и молодежь от 0 до 16 лет. Важно также сравнение численности населения города в 1991 году по указанным категориям и причины изменений: доля естественного и механического прироста.

Занятость населения на сегодня также, как правило, может быть охарактеризована укрупненной структурой по категориям: крупные предприятия; малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели; сотрудники бюджетных организаций. Важна также структура занятых по основным отраслям: промышленность, строительство, торговля, общепит и бытовые услуги, транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение, кредитная сфера, туризм и т.д. Кроме официального уровня безработицы (зарегистрированные безработные), нужны данные и о реальном уровне (разность между трудоспособным и занятым населением). Важно сравнение со структурой занятости до 1991 года и знание основных причин изменений: в связи с передачей объектов соцкультбыта в муниципальную собственность, сокращением объемов производства на крупных предприятиях, развитием предпринимательства и др.

Следующие общие сведения о городе, безусловно важны, однако в контексте анализа вопросов предпринимательства и городского экономического развития они могут рассматриваться в определенной степени как дополнительные.

Демографические показатели и здоровье населения (абсолютные значения и изменения по сравнению с периодом до 1991 г.), включая образовательный уровень и профессиональный состав населения; национальный состав населения; показатели здоровья населения; оценки экологической ситуации в регионе; состояние системы охраны окружающей среды.

Социальные показатели (с точки зрения дефицита / избыточности соответствующих возможностей, оценки их качества и основных проблем): состояние сферы среднего и высшего образования, медицины, положение социальной сферы, состояние предприятий и организаций финансируемых из бюджета.

Общие выводы о перспективах и возможных вариантах экономического развития города

На основе собранной таким образом информации можно подвести итог проделанного анализа, выстраивая возможные сценарии развития событий. Например, это может быть сделано в виде вариантных сценариев развития:

  1. Инерционный сценарий: что будет происходить с городом при сохранении существующих тенденций и сложившейся политической и социально-экономической ситуации?

  2. Оптимистический сценарий: какова вероятность позитивного влияния внешней среды (региональных, федеральных властно-хозяйственных элит)? Что можно было бы сделать для развития предпринимательства и привлечения инвесторов в город? Почему это не делается сейчас? Оценка вероятности реализации такого сценария.

  3. Пессимистический сценарий: какова вероятность резкого и быстрого ухудшения положения города? Возможное негативное влияние внутренних и внешних факторов. Насколько реально такое ухудшение и что необходимо было бы сделать, чтобы этого не произошло? Почему не предпринимаются все необходимые меры, чтобы этого избежать?


Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.