Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Репетиторство и средняя школа: механизм сосуществования
Слесарева Е. В.

Репетиторство и средняя школа: механизм сосуществования


В России готовятся к очередному эксперименту в сфере образования. Предполагается, что после окончания средней школы выпускники будут сдавать испытательные экзамены в любой из отечественных вузов, не выезжая из своего города. В этом случае всем будут обеспечены одинаковые стартовые условия.

В реальности, однако, высшее образование в России уже давно платное. И чтобы отсечь претендентов на бюджетные места, многие вузы (прежде всего, столичные) устанавливают программу вступительных экзаменов, требующих знаний на уровне как минимум первого - второго курса. И это никак не стыкуется с обязательным средним образованием, которое практически полностью остается "бесплатным", бюджетным.

Логично предположить, что, если количество молодых людей, желающих получить высшее образование (в том числе - престижное высшее образование), увеличивается, то должен расти спрос и на качественные услуги среднего образования. Но это никак не сказывается на уровне оплаты учителей, который без преувеличения можно назвать нищенским. Предлагаемые вниманию читателей материалы исследования вызывают серьезные сомнения в том, что министерство образования РФ действительно заинтересовано в повышении качества массового образования. То, что сейчас происходит в школах, фактически приводит к тому, что образование становится частным благом, становится элитарным товаром для избранных.

1. Цена труда работников образования и специфика отрасли

В последнее десятилетие в России сложилась нетерпимая диспропорция между оплатой труда учителей и уровнем оплаты труда в коммерческом секторе. Отражением этого является соотношение средней заработной платы учителя и стоимость набора товаров и услуг, входящих в так называемый "физиологический минимум". Оплата труда учителя в обычной средней общеобразовательной школе (в зависимости от разряда и категории), как правило, не превышает стоимости "физиологического минимума". Так, если в 1997-98 гг. средняя заработная плата в отрасли была больше прожиточного минимума на 40%, то в последние два года наблюдалась обратная тенденция: оплата труда в образовательных учреждениях была меньше прожиточного минимума и составляла порядка 95% от этой суммы 1.

В такой ситуации для любой отрасли коммерческого сектора было бы характерно сокращение предложения товаров и услуг и массовый отток работников в другие сферы предложения труда. Это продолжалось бы до тех пор, пока возникший дефицит товаров и услуг не привел бы к росту цен на продукцию этой отрасли и, как следствие, увеличению оплаты труда занятых. Однако в силу ряда специфических обстоятельств такой механизм в сфере образования "не работает":

  1. государством гарантируется право граждан на получение основного общего и среднего профессионального образования. Поэтому формально сокращения образовательных услуг населению не может произойти - все дети должны получить знания в соответствии с действующей образовательной программой;
  2. среднее образование в России является более чем на 90% государственным. В силу этого оплата труда в данной отрасли определяется действующими нормативными актами и выделяемым объемом бюджетных средств. Поэтому даже при дефиците качественного образования учитель, предоставляющий соответствующие услуги, может получать зарплату только в рамках бюджетной сетки.
В то же время объективная потребность в качественном образовании, связанная с ходом экономического развития, только возрастает. Это легко заметить на примере высшего образования, где за последние десять лет открылось 420 новых вузов (из них - 349 негосударственных), а количество студентов увеличилось почти в 1,5 раза 2. Прежде всего, это происходило за счет платного образования. О "кризисе отрасли" в целом и сокращении спроса на ее услуги речь не идет.

2. Номинальные и реальные объемы финансирования отрасли

Теперь рассмотрим функционирование рынка образовательных услуг на примере системы образования г. Обнинска.

Система образования и воспитания города Обнинска включает в себя 66 учреждений, из которых 39 являются муниципальными. На первое сентября 2000 года в городе функционировало двадцать три муниципальные общеобразовательные учреждения (из них пять школ-садов). Также существуют частные общеобразовательные учреждения: "Дубравушка", "Чаша", "Обнинский колледж". В образовательных учреждениях всех форм собственности и уровней обучения учится 24539 детей.

Все общеобразовательные учреждения Обнинска находятся в ведении Управления общего образования (УОО). Официально (или скорее номинально), в соответствии с Законом "Об образовании" 3 и письмом Минобразования "О статусе образовательных учреждений" 4, все школы города являются юридическими лицами. Финансовыми вопросами занимается не каждая школа самостоятельно, а Центральная бухгалтерия, являющаяся структурным подразделением УОО и состоящая из ряда групп (расчетная, экономическая, математическая и т. п.). Учет ведется по каждой школе отдельно.

Формально денежные средства могут поступать в школы из четырех источников:

а) бюджетное финансирование;

b) предоставление платных дополнительных образовательных услуг;

c) использование школьного имущества;

d) спонсорство.

а) Бюджетное финансирование. Объем средств, предусмотренных в бюджете г. Обнинска на 2000 год на финансирование среднего образования составил 36 375 тыс. руб. Фонд оплаты труда государственных служащих в бюджете 2000 г. составлял 16 830,4 тыс. руб. Объем поступления денежных средств по данному источнику зависит не от школ или местного руководства, а от экономической политики в стране в целом, и пока образование финансируется по остаточному принципу, никак изменений произойти не может. К тому же, даже при наличии свободных средств значительное увеличение оплаты труда учителей также практически невозможно, так как подобные вопросы четко регламентируются нормативными актами Министерства образования, которые позволяют увеличивать фонд оплаты труда школ не более чем на 25%.

b) Предоставление платных дополнительных образовательных услуг. Предоставление платных дополнительных образовательных услуг регламентирует Письмом Минобразования № 52-М от 21.07.95. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Данная деятельность не относится к предпринимательской. Доход от указанной деятельности муниципального учреждения (за вычетом доли учредителя) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению.

Для организации платных образовательных услуг образовательным учреждениям необходимо получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении.

На предоставление платных образовательных услуг школами заключаются договора с заказчиками (родителями обучающихся). На основании договоров издается приказ об организации работы учреждения, предусматривающий: ставки работников; график работы; учебные планы и штаты; смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг. Кроме того, с каждым преподавателем заключаются трудовые соглашения на выполнение платных образовательных услуг.

Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. Расходование привлеченных средств производится в соответствии с утвержденной сметой. Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги должна производится только через учреждения банков. Поэтому вся документация из школ поступает в кассу Центральной бухгалтерии УОО.

Для оценки эффективности данного вида дохода рассмотрим конкретные цифры. Так, за весь 2000 г. всеми учреждениями общего образования г. Обнинска (включая дошкольные учреждения) по этой статье был получен доход в размере 1,1 млн. руб., причем на оплату труда преподавателей из этой суммы было израсходовано менее трети, то есть порядка 300 тыс. руб. В то же время фонд оплаты труда школьных учителей, согласно смете УОО на 2000 г., составил 16,8 млн. руб. Таким образом, денежные поступления от данного источника дополнительного дохода школ можно считать крайне не значительными. Столь низкий уровень денежных поступлений (притом, что более 40% учащихся посещают дополнительные занятия в школах) можно объяснить следующим образом: такие занятия поводятся учителями либо бесплатно, либо по очень низкой ("чисто символической") цене. В связи с этим, преподаватели вообще оказываются незаинтересованными в оказании подобных услуг или же снижают их качество. Подобная ситуация приводит к тому, что ученики вынуждены обращаться к репетиторам, в качестве которых зачастую выступают эти же учителя.

c) Использование школьного имущества. В основном под данным источником дохода школ понимаются поступления от арендной платы. Согласно Закону "Об образовании", образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

Собственником зданий школ является Комитет по управлению имуществом г. Обнинска. Школы получают это имущество в оперативное управление.

На практике школами применяются два типа договоров аренды:

  • внутренние договоры аренды;
  • внешние договоры аренды.
Внутренние договоры. Внутренний договор аренды школьного имущества заключается между школой в лице ее директора и арендатором, в качестве которого, как правило, выступает преподаватель, имеющий свидетельство и арендующий помещения для учебных целей. Особенность данного вида договора является то, что по нему имущество используется арендатором не постоянно (круглосуточно), а по определенному графику, приведенному в договоре. Сдача помещений в аренду производится вместе с находящемся на этой площади имуществом. Арендная плата устанавливается по соглашению сторон.

Внешние договоры. Договор аренды нежилых помещений заключается между Комитетом по управлению имуществом г. Обнинска в лице его председателя и предприятием (или предпринимателем). В аренду сдаются пустые помещения без какого-либо имущества. В зависимости от вида деятельности арендатора ему присваивается определенная категория. Арендная плата устанавливается на основании этой категории. Категории и соответствующие им ставки вводятся Постановлением администрации города.

Оплата коммунальных услуг производится арендатором отдельно согласно договорам с коммунальными службами города, счетами балансодержателя.

Как и в ситуации с платными дополнительными образовательными услугами, доход, ежегодно получаемый школами от сдачи своих площадей в аренду, по сравнению с общим объемом бюджетного финансирования невелик. Так за весь 2000 г. по городу он составил 502 620 руб. (включая дошкольные учреждения), причем на школы приходится порядка 80% поступлений. Это, как и в предыдущем случае, происходит из-за того, что ставки арендной платы низки и несопоставимы с рыночными ценами. Аренда школьных помещений с точки зрения предпринимателей оказывается чрезвычайно выгодной, однако количество таких площадей ограничено. В связи с этими обстоятельствами возникает возможность получения личной выгоды директорами учебных заведений и представителями администрации.

d) Спонсорство. Аналогично обстоят дела и со спонсорством. Денежные поступления от данного вида дохода оказываются незначительными. Родители, имеющие возможность финансировать образование своих детей, предпочитают отдавать их в частные школы. В случае же со спонсированием ими того государственного учебного заведения, в котором обучается их ребенок, родители не имеют никак гарантий, что затраченные ими деньги отразятся на повышении качества образовательных услуг, в чем они заинтересованы в первую очередь.

Таким образом, рассмотрев все возможные источники доходов, получаемых школами, можно сделать вывод, что реальная выгода от этих средств (за исключением бюджетного финансирования) ничтожна, деньги от оказания дополнительных услуг и использования школьного имущества до учителей не доходят, и в целом на положении дел в отрасли данные дополнительные источники финансирования практически не сказываются.

Как результат воздействия вышеописанных как теоретических, так и фактических предпосылок в среднем образовании фактически сложилось два сектора. Один - легальный (белый) - существует за счет бюджетного финансирования. Второй - полулегальный (серый) - представляет сектор услуг репетиторов (фактически частных учителей).

Законодательно репетиторство определяется как индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. Данный вид деятельности, сопровождающийся получением доходов, рассматривается как предпринимательство и подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется в связи с тем, что репетитор не выдает какого-либо документа об образовании. При ее регистрации заявитель представляет в Отдел государственной регистрации и поддержки предпринимательства заявление и документ об уплате регистрационного сбора. Данный вид деятельности подлежит обложению вмененным налогом в размере 400 рублей в год, независимо от количества предоставляемых услуг и получаемой прибыли. Это осложняет задачу оценить хотя бы легализованный рынок репетиторства, так как Отдел предпринимательства и налоговые органы имеют информацию в лучшем случае о количестве репетиторов. Кроме того, на рынке образовательных услуг действует большое количество незарегистрированных предпринимателей, хотя по закону такой род деятельности не допускается.

Ниже представлена попытка оценить объем рынка дополнительных образовательных услуг по г. Обнинску, исходя не из количества преподавателей, а оценив количество человек, ежегодно пользующихся их услугами.

Данная оценка основана на предположении, что подавляющее большинство выпускников школ (11 классов) для поступления в вузы пользуются услугами репетиторов, изучая дополнительно к школьной программе те профильные предметы, которые им предстоит сдавать в качестве вступительных экзаменов. При этом делается предположение, что количеством абитуриентов, поступающих в вузы без помощи репетиторов, можно пренебречь, поскольку оно отчасти может быть компенсировано количеством школьников, которые занимались с репетиторами и не поступили, а также теми, кто, не поступив в первый год после окончания школы, продолжили заниматься с преподавателем.

Данные о численности выпускников школ, поступивших в вузы в 1999-2000 гг. были получены в отделе статистики УОО.

Стоимость услуг репетиторов бралась среднерыночная по городу 5.

Таблица 1. Оценка объема рынка репетиторства
по числу поступивших в вузы

СпециальностиКол-во поступившихПредметы, сдаваемые при поступлении в вузСтоимость за 1,5 часа репетиторстваЕсли 1 раз в неделю, на одного ученикаВсего за 9 мес. (с сент. по май)Если 1,5 раза в неделю, на одного ученикаВсего за 9 мес. (с сент. по май)
Педагогические40История15054002160008100324000
Английский язык200720028800010800432000
Медицинские16Физика/химия1204320691206480103680
Биология1505400864008100129600
Экономические81География/история15054004374008100656100
Математика200720058320010800874800
Юридические41Право200720029520010800442800
История/информатика15054002214008100332100
Английский язык200720029520010800442800
Физико-математические371Математика20072002671200108004006800
Физика/математика1204320160272064802404080
Прочие гуманитарные158История/...150540085320081001279800
Английский язык20072001137600108001706400
Прочие естественно-научные147Математика20072001058400108001587600
Биология/...150540079380081001190700
Всего854   10608840 15913260

Предположив, что в среднем каждый занимающийся с репетитором посещал занятия 1,5 раза в неделю, а общая численность выпускников 2000 года, поступивших в вузы, составила 854 человека, общая сумма, полученная всеми репетиторами города, составила 16 млн. руб. Для сравнения, по статье "Оплата труда государственных служащих" в бюджете образования на 2000 год заложено 16 830,4 тыс. руб. Таким образом, в сфере легального и нелегального предпринимательства за год была получена сумма, практически равная совокупному легальному заработку учителей всех муниципальных обнинских школ.

Кроме того, данная оценка охватывает лишь часть "серого" рынка образовательных услуг, поскольку не только ученики старших классов занимаются с репетиторами, а также существует и сектор, спрос на котором представлен учениками начальных и средних классов. Следовательно, можно предположить, что реальный объем репетиторства значительно превышает оценочный уровень.

Таким образом, на основе приведенных данных можно выдвинуть следующую гипотезу, объясняющую парадокс отрасли, описанный в начале данной статьи. Фактически учителя ориентированы на получение дополнительного дохода от репетиторства. Заполненные вакансии учителей в школах означают формирование будущей клиентеллы репетиторов среди учащихся средних школ. Именно поэтому, несмотря на низкий уровень официальной заработной платы в отрасли, профессия учителя сохраняет определенную привлекательность.

3. Проверка гипотезы

Для более детального анализа рынка репетиторства Лабораторией экономического анализа МАСЗ было предпринято исследование "Дополнительные платные образовательные услуги". Данное исследование состояло из двух этапов. На первом этапе производился опрос учащихся общеобразовательных школ, на втором - анкетирование учителей, работающих в этих школах. Каждых из этих этапов включал в себя решение целого ряда задач, общими же задача исследования являлись:

  • определение общего объема рынка дополнительных образовательных услуг в г. Обнинске;
  • определение основных причин существования этого рынка.
Этап 1. Анкетирование учащихся общеобразовательных школ

Система общего образования г. Обнинска включает в себя пятнадцать общеобразовательных и четыре специализированные школы 6. С седьмого по одиннадцатый класс в этих учебных заведениях обучается 8 126 человек, из них 1097 человек (13,5%) - в специализированных школах (данные приводятся на 01.09.2000).

Основными задачами исследования "Дополнительные платные образовательные услуги" на данном этапе являлись:

  • определение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством услуг, предоставляемых общеобразовательными школами города;
  • определение уровня посещения дополнительных занятий в школе и репетиторства среди школьников 7-9 и 10-11 классов;
  • выявление основных причин репетиторства.
Анкета, предложенная учащимся средних и старших классов, выглядела следующим образом:

Уважаемые коллеги!

  1. В каком классе Вы учитесь?
  • 7-9 класс
  • 10-11 класс
  1. Существует ли специализация в школе или классе, где Вы учитесь?
  • Да. Какая?
  • Нет.
  1. Устраивает ли Вас качество преподавания в школе?
  • Да.
  • Нет.
  1. Посещаете ли Вы дополнительные занятия в школе?
  • Да (платно).
  • Да (бесплатно).
  • Нет.
  1. Занимаетесь ли Вы с репетитором?
  • Да.
  • Нет.
  1. Вы не занимаетесь репетитором, потому что:
  • Вас устраивает уровень школьного образования.
  • Ваша семья не может себе позволить оплатить услуги репетитора.
  • У Вас нет свободного времени для занятий.
  1. Сколько часов в неделю Вы занимаетесь с репетитором (репетиторами) в сумме?
  1. Сколько месяцев вы предполагаете заниматься с репетитором?
  • 2-3 месяца
  • 5-6 месяцев
  • 8-9 месяцев (в течение учебного года)
  • более одного года
  1. По каким предметам Вы занимаетесь с репетитором (репетиторами)?
  1. Вы занимаетесь с репетиром, потому что:
  • Вам нужна дополнительная подготовка в вуз.
  • Так хотят родители.
  • Вы занимаетесь изучением дополнительных предметов исходя из собственных интересов.
  • Для устранения "пробелов" в общеобразовательной программе.
  • Не сложились отношения с преподавателями в школе.
В рамках предпринятого анкетирования было обследовано четыре школы (№ 10, № 3, № 16, ОСШ), двадцать один класс, опрошен 481 учащийся (то есть примерно 6% от общей численности), из них 289 - с седьмого по девятый классы, 192 - десятый одиннадцатый. Выборка формировалась случайным образом, серийно-гнездовым методом отбора. Затем, с учетом свойств генеральной совокупности, первоначально полученные данные были приведены к репрезентативным.

В ходе проводимого исследования выдвигались следующие гипотезы:

  1. Уровень репетиторства в старших классах (10-11) выше, чем в средних (7-9).
  2. В специализированных классах или школах, а также школах с более развитой системой предоставления дополнительных услуг уровень репетиторства ниже, чем в обычных.
  3. Чем выше уровень удовлетворенности качеством преподавания в школе у учеников и их родителей, тем меньше они обращаются к услугам репетиторов.
  4. Основными причинами обращения учащихся к репетиторам являются необходимость дополнительной подготовки в вуз и устранение "пробелов" школьного образования.
По окончании исследования были получены следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования учащихся 7-11 классов (%%)

 Численность учащихсяКачествоДоп. занятияС репетитором
устраиваетнетпосещаютнетзанимаютсянет
7-9 классы27983,815,444,056,035,464,6
10 класс9080,817,847,052,433,366,7
11 класс9767,232,834,365,763,836,2
Итого по 10-11 классам18773,226,239,959,849,750,3
Итого46580,119,942,657,440,659,4

Первая гипотеза относительно того, что уровень репетиторства среди учащихся возрастает по мере приближения выпускных и вступительных экзаменов, оправдалась. Варьируя от 48% (школа №16) до 72% (школа № 10) среди одиннадцатых классов, процент занимающихся с репетитором среди выпускников школ составил в среднем 63,8%. Второй пик приходится на учащихся девятых классов, что также объясняется необходимостью подготовки к выпускным экзаменам (с получением аттестата о среднем образовании), а также вступительным экзаменам в средние специальные учебные заведения.

Кроме того, данную гипотезу подтверждает и опрос учителей. Второй этап анкетирования показал, что из всех школьников, обращающихся к услугам репетиторов, учащиеся старших классов составляют 56%, а учащиеся с 5 по 9 класс - 40%.

Что касается перечня изучаемых дополнительно предметов, то наибольшее количество часов среди учащихся всех классов посвящается занятиям иностранными языками, математикой и русским языком, и только к одиннадцатому классу наблюдается явная попредметная специализация. Количество изучаемых дисциплин в зависимости от класса меняется незначительно. В среднем каждый школьник, занимающийся с репетитором, дополнительно изучал 1,7 предметов: ученики 7-9 классов - 1,5 предметов, 10-11 классов - 1,9.

Количество часов, посвящаемых еженедельно занятиям с репетитором, также, как и численность занимающихся, характеризуется достаточно большим размахом: от 1 до 10-11 часов в неделю; средняя же величина составила по 7-9 классам 3,33 часа в неделю, по 10-11 классам - 4,42 часа в неделю (причем среди учеников одиннадцатых классов эта величина достигает 5,57 часа в неделю).

Таким образом, представленный расчет подтверждает гипотезу, что к старшим классам число обращений учащихся к услугам репетиторов возрастает как по числу учащихся, так и по количеству предметов и часов занятий.

Вторая гипотеза. Рассмотрим полученные данные об уровне репетиторства и получения дополнительных платных/бесплатных услуг в школах более подробно (см. табл. 3).

Таблица 3. Численность учащихся, посещающих
дополнительные занятия и занимающихся с репетиторами (%%)

  Доп. занятия посещают и не занимаются с репетитором.С репетитором занимаются
Шк. 107-9 классы10,042,9
10 класс5,352,6
11 класс5,171,8
Шк. 37-9 классы45,643,0
10 класс60,939,1
11 класс5,970,6
ОСШ7-9 классы71,029,0
10 класс60,040,0
11 класс41,258,8
Шк. 167-9 классы17,622,1
10 класс0,08,7
11 класс13,047,8

Строгой корреляционной зависимость между этими двумя рядами обнаружить не удалось (коэффициент линейной корреляции составил всего -23,5%). При этом наблюдается значительный разброс частных коэффициентов по школам. Так, в школе № 3 зависимость между признаками составляет - 99%, в то время как в школе № 16, наоборот, - 57,5%.

В связи с этим, вывод о том, что в школах с более высоким уровнем предоставления дополнительных образовательных услуг, сделать не удалось. Однако хотелось бы отметить, что полученные результаты практически по всем пункта исследования в школе № 16 значительно отличаются от данных, полученных по другим школам, и от средних по выборке.

По-видимому, при формировании данной гипотезы поведение школьников и их родителей считалось излишне рациональным, в то время как оно таковым не является. Хочется обратить внимание на то, что реальный уровень посещения дополнительных занятий в школе почти в два раза выше, чем тот, который отражен в таблице 3.

Тем не менее, 52,7% опрошенных были исключены из числа, занимающихся дополнительно в школе, так как они параллельно продолжали заниматься и с репетитором. Такое поведение школьников можно объяснить следующим образом: люди не довольные объемом получаемых знаний в рамках общеобразовательной программы стараются восполнить этот недостаток всеми возможными способами, тем более что можно заниматься с репетиторами по одним предметам, посещая дополнительные занятия в школе по другим. В это же время существует часть учащихся, не собирающихся куда-либо поступать после окончания школы и не задумывающаяся о том, необходимо им заниматься дополнительно или нет.

Таким образом, грубо говоря, как и везде существуют "хорошие" ученики, берущие частные уроки независимо от предоставляемых дополнительных образовательных услуг в школе, и "плохие" ученики, ничего не посещающие и ничем не интересующиеся. Поэтому можно предположить, что некоторая взаимосвязь (вероятно, нелинейная) между уровнями дополнительных услуг и репетиторства все же существует.

Третья гипотеза. По всем трем опрошенным неспециализированным школам города просматривается четкая взаимообратная связь между удовлетворенностью уровнем предоставляемых образовательных услуг в школе и количеством учащихся занимающихся с репетиторами: коэффициент корреляции составляет 70%. Таким образом, в этих школах увеличение числа недовольных качеством образования учеников и их родителей приводит к росту процента репетиторства.

Что касается специализированных школ города (в качестве представителя которых была выбрана ОСШ), то здесь уровень удовлетворенности качеством преподавания сам по себе очень высок (94,2%) и, к тому же, увеличивается к одиннадцатому классу, в отличие от других школ. Отчасти повышение удовлетворенности качеством образования объясняется расширением перечня предоставляемых дополнительных образовательных услуг, как платных, так и бесплатных в старших классах. Тем не менее, часть учащихся все же занимается дополнительно (и что характерно, чем старше, тем больше). Поэтому выдвинутая гипотеза для таких специализированных школ оказывается неверной.

Интересно то, что как среди довольных качеством школьного образования есть те, кто занимается с репетиторами, так и среди тех, кого качество образовательных услуг, представляемых школой, не устраивает, многие никак и не пытаются что-либо исправить. Так, проведенное исследование показало, что из всех школьников, посещающих частные уроки, 73% школьными занятиями довольны. Это свидетельствует о том, что либо неудовлетворенность качеством школьного образования является не основной причиной обращения к репетиторам, либо реальная удовлетворенность ниже, чем та, которая была выявлена в ходе опроса.

С дугой стороны, необходимо учитывать, что возможность заниматься дополнительно имеют не все школьники. Помимо тех случаев, когда ученики и их родители не прибегают к услугам репетиторов по причине того, что они довольны и школьным уровнем образования, определенный процент опрошенных заявил, что они, возможно, желали бы заниматься дополнительно по ряду предметов, но не имеют для этого финансовых возможностей или свободного времени.

В среднем по школам города сложилась следующая картина (см. табл. 4).

Таблица 4. Причины необращения к услугам репетиторов (%%)

 Уровень школьного образования устраиваетНет возможностей оплатить услуги репетитораНет свободного времени для занятий
7-9 классы64,811,533,5
10 класс66,118,625,4
11 класс42,917,148,6
Итого по 10-1157,418,134,0
Итого62,313,833,7

Как видно из результатов, представленных в таблице, оплатить услуги репетиторов не в состоянии родители всего 13,8% опрошенных (по мнению самих школьников). Треть учащихся в качестве причины, почему они не занимаются с репетитором, заявили, что у них нет свободного времени для занятий. Часть из них, видимо, по-сещает какие-либо другие дополнительные занятия (например, музыкальные и художественные школы, спортивные секции), часть занимается самостоятельно (это касается в большей степени учеников 9 и 11 классов, готовящихся к выпускным и вступительным экзаменам). Также, по-видимому, существуют и те, кто предпочитает проводить время не за учебниками. Таким образом, в некоторых случаях за нехваткой свободного времени скрывается элементарная лень и несознательность.

Четвертая гипотеза. В ходе проведенного анкетирования на вопрос о причинах обращения к репетиторам учащимся предлагались следующие варианты ответов:

  • Вам нужна дополнительная подготовка в вуз;
  • так хотят родители;
  • Вы занимаетесь изучением дополнительных предметов исходя из собственных интересов;
  • для устранения "пробелов" в общеобразовательной программе;
  • не сложились отношения с преподавателями в школе.
Полученные результаты выглядят следующим образом (см. табл. 5). Как и предполагалось, наибольший процент учащихся занимается с репетиторами по причине необходимости дополнительной подготовки в вузы (63% занимающихся). При этом осознание важности этого мероприятия наблюдается даже у учеников 7-9 классов (45,4% занимающихся). В целом же, как и ожидалось, увеличение числа школьников, обращающихся к репетиторам по этой причине, происходит по мере приближения вступительных экзаменов. Таким образом, среди всех учащихся одиннадцатых классов больше половины (53,3%) занимается с репетиторами в качестве подготовки к поступлению в вузы.

Таблица 5. Причины обращения к услугам репетиторов (%%)

 Необходима доп. подго-товка в вузТак хотят родителиИсходя из собственных интересовУстранение пробеловНе сложились отношения с преподавателями
7-9 классы45,413,425,835,17,2
10 класс77,46,512,935,50,0
11 класс83,63,34,937,71,6
Итого по 10-1181,54,37,637,01,1
Итого63,09,016,936,04,2

Второй по значимости является причина "необходимость устранения пробелов" (36%). Количество учащихся, занимающихся с репетиторами именно по этой причине, практически не изменятся в зависимости от класса, и лишь по мере приближения выпускных экзаменов осознание данной необходимости несколько усиливается. В среднем же, порядка 15% учащихся всех классов занимаются с репетиторами в связи с трудностями в освоении школьной программы.

Также для учащихся 7-9 классов немаловажными оказываются занятия, с репетиторами исходя из их собственных интересов. Большинство опрошенных, как это уже было указано выше, по этой причине занимаются иностранными языками. По мере приближения выпускных и вступительных испытаний учащиеся, как правило, более четко определяются с перечнем необходимых им предметов, на занятия "из собственных интересов" просто не остается времени, либо же эти интересы плавно перетекают в некоторые профессиональные устремления, и число занимающихся дополнительно "просто так" к одиннадцатому классу значительно снижается.

Кроме того, данную гипотезу подтверждает и опрос учителей. Второй этап анкетирования показал, что их всех школьников, обращающихся к услугам репетиторов, более половины учащихся нуждается в дополнительной подготовке в вуз, порядка 37% нуждаются в помощи в освоении школьной программы, 12% опрощенных учителей заявили, что школьники занимаются исходя из их собственных интересов.

Выводы по этапу 1. Удовлетворенность учащихся и их родителей качеством предоставляемых школами образовательных услуг можно оценить как среднюю. Одна пятая часть опрошенных оказалась недовольной уровнем школьного образования. Более 40% школьников города занимается с репетиторами. Кроме того, вероятно, также следует говорить о некотором критерии доверия, так как значительное превышение (в два раза) численности учащихся, обращающихся к услугам репетиторов, над численностью школьников, не удовлетворенных качеством преподавания в школе, свидетельствует о том, что фактическая численность недовольных выше полученной в ходе опроса.

Также о средней удовлетворенности качеством образовательных услуг в средней школе свидетельствует весомость причин, побудивших учащихся и их родителей обратиться к услугам репетиторов. Столь значительное количество школьников, готовящихся к поступлению в вузы при помощи платных учителей, говорит о том, что на данный момент школы оказались не в состоянии осуществлять такую подготовку самостоятельно (в так называемое урочное время). Кроме того, для определенного (немалого) количества учащихся речь идет вообще не о дополнительной подготовке, а об элементарном устранении пробелов.

Этап 2. Анкетирование учителей

Всего на данном этапе исследования в анкетировании приняли участие 72 учителя из тех же четырех школ, в которых проводился опрос школьников. В основном в эту группу попали преподаватели, проводящие занятия по отдельным предметам, среди учащихся 7-11 классов.

Основными задачами исследования "Дополнительные платные образовательные услуги" на данном этапе являлись:

  • определение уровня удовлетворенности преподавателей условиями труда в общеобразовательной школе;
  • выявление основных причин репетиторства;
  • определение объема предоставляемых услуг.
Анкета, предложенная учителям средних и старших классов выглядела следующим образом:

Уважаемые коллеги!

  1. Вы имеете учебную нагрузку в школе:
  • Одна ставка в неделю.
  • Менее одной ставки.
  • Полторы ставки в неделю.
  • Более полутора ставок в неделю (включая совместительство в нескольких школах).
  1. Считаете ли Вы уровень оплаты труда в школе достаточным?
  • Да.
  • Нет.
  1. Вы работаете учителем в школе, потому что:
  • Вы считаете условия труда и оплаты приемлемыми.
  • Вы сталкиваетесь со сложностями при нахождении другой работы.
  • Вы действительно нашли свое призвание и не желаете менять сферу деятельности.
  • Вы видите в своей работе другие материальные и нематериальные преимущества (например, возможность получения жилья, гарантии социального страхования, карьерный рост в системе общего образования).
  1. Предоставляете ли Вы услуги дополнительного образования в школе (ведете ли занятия с отстающими, кружки и т. п.)?
  • Да.
  • Нет.
  1. Считаете ли Вы уровень оплаты таких занятий достаточным?
  • Да.
  • Нет.
  1. Занимаетесь ли Вы репетиторством?
  • Да.
  • Нет.
  1. Какие предметы Вы репетируете?
  1. К Вам чаще всего обращаются:
  • Ученики начальных классов
  • Ученики 5-9 классов
  • Ученики 10-11 классов
  1. Сколько человек Вы набираете в среднем?
  1. Сколько часов в неделю в среднем Вы занимаетесь репетиторством?
  1. По какой цене (за один астрономический час) Вы предоставляете свои услуги (можно указать нижнюю и верхнюю границы)?
  1. Каким образом Вы набираете учеников?
  • Предлагаю свои услуги родителям.
  • Ученики или их родители обращаются сами.
  • Даю рекламу.
  1. Ученики обращаются к Вам, потому что:
  • Нуждаются в помощи в освоении школьной программы.
  • Им необходима дополнительная подготовка в вуз.
  • Изучают дополнительные предметы исходя из собственных интересов.
  1. Как Вы относитесь к репетиторству?
  • Репетиторство мешает учителю проводить качественные занятия в школе.
  • Репетиторство помогает учителю проводить более качественные занятия в школе.
  • Репетиторство никак не сказывается на качестве школьных занятий.
  1. Приведет ли, по Вашему мнению, повышение уровня оплаты труда в школе к снижению объема репетиторства?
  • Да. Минимальный необходимый уровень оплаты труда учителя в месяц должен составлять
  • Нет.
В ходе проводимого исследования выдвигались следующие гипотезы:

  1. Удовлетворенность оплатой труда в школе крайне низка;
  2. Низкая заработная плата вынуждает учителей искать дополнительный заработок;
  3. Повышение уровня оплаты труда в школе приведет к снижению объема репетиторства.
В наиболее общем виде результаты анкетирования преподавателей можно представить следующим образом (см. табл. 6).

Таблица 6. Результаты анкетирования учителей (%%)

 ВсегоОплатой довольныРепетируютСчитают, что повышение з/п приведет к снижению объема репетиторства
данетданетданет
шк. 10200,00100,0045,0055,0060,0015,00
шк. 3250,00100,0044,0056,0064,0036,00
ОСШ147,1492,8650,0050,0028,5764,29
шк. 16130,00100,0038,4653,8553,8523,08
Итого721,3998,6144,4454,1754,1733,33

Первая гипотеза. Проведенное обследование показало, что практически 100% опрошенных учителей недовольны оплатой труда в школе (переходя от процентов к абсолютным величинам, можно отметить, что всего один преподаватель ответил на этот вопрос положительно). Причем, недостаточный уровень оплаты никак не связан с тем, что учителя имеют малую нагрузку в школе. Напротив, порядка 70% преподавателей имеют полторы и более ставок в неделю. Таким образом, уровень оплаты за ставку мал сам по себе.

Кроме того, более 60% учителей предоставляют услуги дополнительного образования в школе (ведут занятия с отстающими, кружки и т. п.). Причем, практически все преподаватели, работающие в обычных (неспециализированных) школах, не удовлетворены уровнем оплаты таких занятий.

В связи с этим возникает вопрос, почему при столь низких заработках в школе учителя не меняют место работы и сферу деятельности. Опрашиваемым были предложены следующие варианты ответа на этот вопрос:

  • сталкиваюсь со сложностями при нахождении другой работы;
  • нашел свое призвание и не желаю менять сферу деятельности;
  • вижу в своей работе другие материальные и нематериальные преимущества.
Оказалось, что большинство учителей продолжают работать в школе именно по второй причине (более 65% опрошенных). Со сложностями при нахождении работы сталкиваются 22%, находят в своей работе другие преимущества чуть более 11%. Интересно то, что, несмотря на то, что среди дополнительных преимуществ от работы в школе были перечислены такие как карьерный рост, социальное страхование, возможность получения жилья и т. д., некоторые из опрашиваемых признавались, что наибольшим дополнительным преимуществом работы в школе является возможность набора учеников для дополнительных занятий, то есть для репетиторства.

Вторая гипотеза. Проведенное обследование показало, что среди 72 опрошенных преподавателей репетиторством занимается более 44%. Причем, часть респондентов отказалась отвечать на вопросы анкеты, связанные с репетиторством, то есть фактически эта доля еще больше.

Среди причин, приводящих к тому, что учителя набирают платных учеников, гипотетически можно выделить две основных: финансовую (то есть необходимость дополнительного заработка) и психологическую - оказание помощи ученикам (если родители просят позаниматься, почему бы ни согласиться).

Что касается первой причины, то можно сказать, что она является основной для большинства опрошенных, так как удовлетворенность уровнем оплаты труда в школе крайне низка, как это уже было указано выше. Кроме того, помимо субъективного недовольства учителей уровнем заработной платы, существуют такие объективные показатели как прожиточный минимум, которые не значительно превышают, а порой и оказываются ниже оплаты труда в школе..

Что касается второй причины, то многие учителя говорили (как бы оправдываясь), что ведь просят же. И действительно анкетирование показало, что ни один из опрошенных преподавателей не предлагает родителям свои услуги или дает рекламу. Абсолютное большинство учителей набирают учеников среди тех, кто обращается к ним самостоятельно. Таким образом, потребность в репетиторстве возникает и со стороны спроса (ученики и их родители), и со стороны предложения (учителя).

Кроме того, в ходе анкетирования была предпринята попытка выявления отношения самих учителей к репетиторству. Большая часть опрошенных, ответивших на этот вопрос (55%), считает, что репетиторство никак не сказывается на уровне школьных занятий. Примерно треть преподавателей полагают, что репетиторство помогает учителю проводить более качественные занятия в школе, так как при подготовке к частным урокам репетитор подбирает и прорешивает более сложные и интересные задания, разрабатывает более эффективные методики обучения. Тем не менее, некоторые из учителей признали, что существуют и другие пути повышения собственной квалификации, и этот процесс необязательно должен сопровождаться предоставлением платных услуг. То, что репетиторство отрицательно сказывается на уровне школьных занятий, мешая учителю, считают лишь 12% опрошенных. Таким образом, большая часть принявших участие в анкетировании учителей относится к проведению платных дополнительных занятий все-таки положительно. Из сказанного можно сделать вывод, что при определенном повышении оплаты труда в школе некоторый уровень репетиторства неизбежно сохранится, так как всегда будет потребность занятий с отстающими и желающими изучать что-либо исходя из собственных интересов.

Третья гипотеза. В ходе анкетирования респондентам был задан вопрос, как они сами оценивают возможность снижения объема репетиторства в связи с повышением уровнем оплаты труда в школе. Порядка 55% опрошенных считают, что увеличение заработной платы учителей действительно скажется на объеме предоставляемых дополнительных услуг. При этом интересен тот факт, что наименьшая уверенность в возможности такого воздействия на рынок репетиторов наблюдается у преподавателей специализированных (платных) школ. В то же время уровень репетиторства среди преподавателей таких школ выше, чем среди остальных. Это можно, конечно, объяснить более высокой квалификацией преподавателей, работающих в таких школах: они имеют больший авторитет, к ним чаще обращаются. Кроме того, сами учащиеся специализированных школ, как правило, более нацелены на достижение результатов (например, поступление в вузы) и поэтому обращаются за дополнительной помощью в подготовке. Тем не менее, возможно предположить и то, что учителя, работающие в платных школах, более низко оценивают возможность сокращения репетиторства именно исходя из собственного опыта. Может быть, прибавка зарплате была не столь значительна?

Вопрос о том, какова должна быть оплата труда учителя (чтобы они перестали заниматься репетиторством) задавался всем респондентам. Среди полученных ответов наблюдается значительный разброс: от 1,5 тыс. руб. до 1 тыс. долл. В среднем же наиболее распространенным вариантом является 4-5 тыс. руб. в месяц. Это желаемый уровень оплаты.

Данный результат можно сопоставить с доходами, получаемыми этими же преподавателями от репетиторства. Проведенное анкетирование показало, что величина дополнительного дохода на одного преподавателя, предоставляющего платные услуги, составляет в среднем 2100 руб. в месяц (колеблясь от 320 руб. до 8 тыс. руб.). Таким образом, в лучшем случае, суммарный ежемесячный доход школьного учителя составляет порядка 3 тыс. руб. (включая оплату труда в школе). Стало быть, 3 тыс. руб. - это тот минимальный уровень, до которого должна быть увеличена в среднем заработная плата в школе, чтобы можно было говорить о каком-либо воздействии на рынок репетиторства. Примерно так и определяли эту планку учителя, указывая, что оплата их труда должна быть сопоставима со средней заработной платой в промышленности.

Тем не менее, следует обратить внимание на то, что значительна и доля тех, кто в подобное воздействие на рынок репетиторства не верит. Часть опрошенных учителей указало на то, что, по их мнению, репетиторство неискоренимо, так как на данный момент существует значительный разрыв между программами школьного образования и программами вступительных экзаменов вузов.

Выводы по этапу 2. Проведенное исследование выявило практически стопроцентную неудовлетворенность преподавателей оплатой труда в школе. Столь низкие официальные заработки учителей являются основной причиной их ухода на "серый" рынок. Другой причиной существования репетиторства является существенный разрыв между программами среднего и высшего образования, нарушение принципа преемственности между его ступенями. Таким образом, для того, чтобы снизить объем репетиторства потребовались бы не только количественные (повышение оплаты труда учителей), но и качественные изменения (пересмотр программ) в системе среднего образования.

Таким образом, подводя итог проведенного исследования в целом, можно сделать следующие общие выводы:

  1. Потребность в существовании рынка репетиторства возникает как со стороны спроса, так и со стороны предложения. С одной стороны она обуславливается неудовлетворенностью школьных учителей уровнем оплаты труда и, как следствие, необходимостью поиска дополнительного заработка. С другой- неудовлетворенностью учащихся и их родителей качеством школьного образования и потребностью в дополнительных занятиях для подготовки в вузы и помощи в освоении школьной программы, то есть потребностью быть конкурентоспособными.
  2. Другой кардинальной причиной возникновения репетиторства является существенная разница между школьными и вступительными вузовскими программами. Таким образом, как это было указано выше, для снижения доли репетиторства необходимо не только повышение оплаты труда учителей, но и пересмотр школьных программ (или программ вступительных испытаний).
  3. Что касается охвата рынка, то исследование показало следующее. Репетиторством занимаются порядка 45% опрошенных учителей. Тем не менее, существенная часть опрошенных отказалась заполнять анкеты (или отвечать на отдельные вопросы), из чего можно сделать вывод, что реальная численность репетиторов раза в 1,5 больше. Процент занимающихся с репетитором среди выпускников школ составил в среднем 64%. В среднем же по всем классам - 40%. Тем не менее, исследование охватило лишь часть рынка репетиторства, его сегмент, занятый школьными учителями. Другой же значительный сегмент занимают преподаватели вузов, занимающиеся, как правило, с абитуриентами (за исключением занимающихся иностранными языками). Причем, хотелось бы отметить, что цены в этой части рынка значительно превышают стоимость услуг школьных учителей. При этом обучающийся, как правило, приобретает не только некоторый набор знаний, но и в ряде случаев иные гарантии своего поступления. Таким образом, данный вид репетиторства порой является скрытой формой взятки. Аналогично (в плане цен и контингента) обстоит дело и с сегментом рынка, занятом сотрудниками обнинских НИИ, занимающихся преимущественно по физике, химии, биологии и прочим естественнонаучным дисциплинам.
  4. Анкетирование подтвердило порядок первоначальной приблизительной оценки рынка репетиторства в г. Обнинске, основанной на численности поступающих в вузы. Действительно, объем средств, получаемых ежегодно репетиторами (в текущих ценах) на том сегменте рынка, спрос на котором представлен старшеклассниками, можно оценить на уровне 17,2 млн. руб. В целом же годовой доход на всех сегментах составляет порядка 30,5 млн. руб. (за 9 мес. учебного года). Данная сумма практически в два раза превышает фонд оплаты труда учителей, предусмотренный городским бюджетом. При этом средняя ежемесячная прибавка к жалованию составила 2100 руб., таким образом, средний ежемесячный доход учителя, получаемый как из официальных, так и неофициальных источников, стал равен 3000 руб.
4. Структура рынка образования и механизмы предоставления квазиобщественных благ

Рассмотрев фактически сложившееся положение дел на рынке образовательных услуг в г. Обнинске и основные тенденции, характерные для российского среднего образования в целом, разберем, какие варианты финансирования образования вообще возможны.

Государственное образование. При данной форме функционирования образовательная система полностью финансируется за счет госбюджета. Государство выделяет средства на оплату труда учителей, финансирует прочие расходы школ. Население получает образовательные услуги бесплатно. Государство устанавливает образовательные стандарты, выдает документы об образовании. Такая система образования была характерна для СССР. Ее основным достоинством являлась доступность и гарантированность получения услуг для всех слоев населения, а также социальная защищенность работников образования.

Частное образование. Противоположным вариантом является частное образование. Для данного типа образовательной системы характерно предоставление образовательных услуг на платной основе, то есть за счет обучающихся и их родителей. Таким образом, сфера образования полностью отдается на откуп рынку. Пример такой существующей системы привести довольно сложно, поскольку в большинстве стран, частное среднее образование по факту таковым не является.

Промежуточные формы. Образовательные системы в большинстве стран, как правило, не являются ни только государственными, ни чисто частными. Несмотря на существование значительной доли рынка, занимаемой частными образовательными учреждениями, государство активно вмешивает в функционирование данной отрасли, предоставляя широкий спектр возможностей получить финансовую помощь. Среди таких вариантов финансирования образования наиболее распространенными являются гранты, государственные стипендии, льготные кредиты, а также налоговые льготы и другие программы. Наконец, для тех, кто не в состоянии оплатить свое образование даже на льготных условия, существуют государственные школы и колледжи. Таким образом, несмотря на относительно высокие цены, большинство людей имеют возможность получить образование.

Еще одной формой финансирования образования являются ваучеры, выдаваемые каждому ребенку. В зависимости от того, какую школу выбрали его родители, ученик приносит с собой в учебное заведение свой ваучер, и по количеству собранных чеков школа получает финансирование из бюджета 7.

Причина возникновения столь разнообразных систем, с одной стороны, негосударственного, а с другой, и нечастного образования, лежит в специфике самой отрасли и услуг, ею производимых. С точки зрения экономической теории, образование является квазиобщественным благом. Для данной категории благ характерно, что, с одной стороны, они подобно частным благам, могут быть предоставлены в условиях рыночной координации. С другой стороны, предоставление квазиобщественных благ рынком оказывается неэффективным (с точки зрения общества в целом), что создает объективные причины для активного государственного вмешательства. Основной причиной этого вмешательства является наличие существенных положительных внешних эффектов в данной отрасли. Так, сокращение численности населения со средним и высшим образованием сказывается на всем обществе в целом. В частности снижение грамотности может приводить к росту преступности, ухудшение качества рабочей силы, снижению НТП и т. п. Мировая экономическая история имеет немало примеров, характеризующих попытки обеспечить развитие образования, культуры, здравоохранения исключительно в рамках активных рыночных отношений. Итогом таких действий является ситуация, получившая наименование "проблемы неполного рынка", когда даже высокие средние показатели по обеспечению общественных потребностей в этих услугах сопровождаются полным исключением из их потребления большой части населения.

В данный момент на российском рынке образовательных услуг наблюдается расширение сегмента платных частных образовательных услуг и сокращение услуг, предоставляемых государством. Таким образом, с подачи государства или при его молчаливом согласии образование из категории квазиобщественного блага переводится в разряд частных.

Такое положение приводит к ряду отрицательных последствий:

  1. Качество образовательных услуг, предоставляемых в средней школе, снижается. Сложившееся материальное положение учителей приводит к необходимости "заработка на стороне", и, прежде всего, за счет предоставления репетиторских услуг. В результате учителя общеобразовательных школ все меньше времени и сил могут отдавать основной работе;

  2. Аттестат зрелости, который должен отражать определенный уровень знаний выпускника, все реже отвечает своему предназначению. Фактически два выпускника одной и той же школы, имеющие одинаковые (хорошие и отличные) оценки, могут иметь совершенно различный уровень знаний. Подобные различия в уровне знаний возникают в связи с отсутствием объективной системы оценки. Безусловно, формальными критериями качества образования могут выступать средний балл в аттестате, успешность прохождения выпускных испытаний, наличие медалей. Тем не менее, реальный объем знаний может быть выявлен только при независимой унифицированной системе оценивания. На данный момент в качестве такой системы пока выступают только вступительные экзамены в вузы, однако и они зачастую показывают знания полученные не в школе, а у платных учителей;

  3. Осуществляется постепенный переход к частному среднему образованию. Это приводит к усилению социальной дифференциации, появлению "функционально неграмотных" и - как следствие - общему ухудшению качества рабочей силы, снижению эффективности общественного сектора в целом.


1 По данным Госкомстата России.

2 По данным Госкомстата России численность студентов с 1991/1992 по 1999/2000 увеличилась на 1310,2 тыс. чел.

3 Закон РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ, статья 12.

4 Инструктивное письмо Минобразования РФ "О статусе образовательных учреждений" от 08.06.98 № 30.

5 Оценка стоимости услуг репетиторов производилась по средствам телефонного опроса частных учителей, дающих рекламу в местных СМИ.

6 К специализированным школам г. Обнинска относятся: Гимназия, Физико-математическая школа при ОИАТЭ, Обнинская свободная школа (Отделение интенсивного обучения Гуманитарного лицея), Технический лицей.

7 По данным Международного банка реконструкции и развития различные варианты финансирования образования успешно используются как в развитых (США, Великобритания, Япония и др.), так и в развивающихся странах (Гватемала, Колумбия, Бангладеш). Более подробную информацию см. здесь.


Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.