Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов Таймырского автономного округа и методики ее выравнивания
Ореховский П. А., Слесарев Д. А.

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов Таймырского автономного округа и методики ее выравнивания


Данный материал представляет собой экономический блок из итогового отчета по проекту "Техническое содействие Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу по реформированию межбюджетных отношений", выполненного в рамках Проекта технического содействия Российской Федерации в реформировании региональных финансов Министерства международного развития Великобритании


Краткая характеристика муниципальных образований Таймырского автономного округа

В настоящее время территориально-административное устройство Таймырского автономного округа (далее - ТАО) представляет собой (данные на 1.01.2004):

  • Дудинский район (райцентр - город Дудинка (столица ТАО)): население - 27442 чел.; площадь - 22 345 569 га;
  • Хатангский район (райцентр - поселок Хатанга): население - 6980 чел.; площадь - 33 640 542 га.
  • Усть-Енисейский район (райцентр - поселок Караул): население - 4166 чел.; площадь - 10 110 841 га;
  • Диксонский район (фактически это монопоселение, расположенное на острове Диксон и севере ТАО) (райцентр - поселок Диксон): население - 1198 чел.; площадь - 21 895 913 га;
Все вышеперечисленные являются в настоящее время самостоятельными муниципальными образованиями и обладают необходимыми для данного статуса атрибутами: выборными органами местного самоуправления, зарегистрированными Уставами МО, муниципальным имуществом, самостоятельным бюджетом и закрепленными (определенными) границами территории муниципалитетов.

Кроме того, на территории ТАО существует еще и 21 поселение (в основном в границах Усть-Енисейского и Хатангского МО). Главы этих поселений являются назначенными и административно входят в состав районных администраций. Финансирование нужд поселений происходит согласно сметам, определяемым в администрациях муниципалитетов и самом ТАО. Таким образом, можно констатировать, что, в соответствии с принятыми Федеральным Законом №131 “Об основах местного самоуправления в РФ”, данные населенные пункты юридически поселениями не являются.

Список муниципальных образований и населенных пунктов ТАО:

Дудинский муниципальный район: ГП (городское поселение) Дудинка и п. Левинские Пески

СП (сельское поселение) Волочанка

СП Потапово

СП Усть-Авам

СП Хантайское Озеро

Хатангский муниципальный район:

СП с. Хатанга и п. Кресты

СП п. Новая

СП п. Хета

СП п. Катырык

СП п. Жданиха

СП п. Новорыбное

СП п. Сындасско

СП п. Попигай

СП п. Каяк

Усть-Енисейский муниципальный район:

СП с. Караул

СП п. Усть-Порт и п. Казанцево

СП п. Байкаловск и п. Мунгуй

СП п. Воронцово и п. Кареповск

СП п. Тухард

СП п. Носок и п. Поликарповск

Диксонский муниципальный район:

ГП Диксон

Кроме того, численность коренного населения составляет 8930 чел. (они включены в численность проживающих в соответствующих муниципалитетах). Большая часть коренного населения ведет традиционно кочевой образ жизни, занимаясь охотой, оленеводством, добычей рыбы, народными промыслами.

Необходимость межбюджетного выравнивания

Все муниципальные образования характеризуются дефицитом бюджетов, которые покрывались за счет субвенций и дотаций, направляемых из бюджета округа. При этом как собственные доходы бюджетов муниципалитетов, так и общие (включая сюда передаваемые округом субвенции и дотации) существенно различаются:

Доходы бюджетов муниципальных образований, входящих в ТАО

тыс. руб. / чел.

 20002001200220032004 (план)
Дудинка19,78 (16,04)23,87 (21,58)27,28 (24,74)23,91 (22,06)20,55 (16,21)
Усть-Енисейский район21,08 (5,73)38,03 (7,32)49,96 (10,61)62,53 (15,09)46,50 (8,31) (план на полугодие)
Диксон32,26 (12,43)57,80 (12,92)88,19 (20,18)92,20 (24,25)77,23 (20,79)
Хатанга29,83 (8,10)33,44 (7,01)53,21 (8,22)49,75 (7,97)48,73 (7,18)
В среднем по округу25,74 (10,58)38,29 (12,21)54,66 (15,94)57,10 (17,34)48,25 (13,12)

Прим.: в скобках приведены собственные доходы муниципалитетов.

Различия в обеспеченности муниципалитетов собственными доходами вызваны территориальным разделением труда и состоянием экономики городов и районов. Основные доходы Дудинки связаны с деятельностью Дудинского порта, в то время как Хатанга и Усть-Енисейский район получают доходы преимущественно от хозяйственной деятельности, связанной с сельским хозяйством, торговлей и народными промыслами, Диксон - с обслуживанием Севморпути.

В свою очередь, различия в общих доходах муниципалитетов связаны также с территориальной удаленностью (труднодоступностью) многих сельских поселений и длительностью отопительного сезона. Кроме того, муниципалитеты ТАО самостоятельно устанавливают уровень покрытия издержек ЖКХ населением. Данный уровень существенно различается по муниципалитетам ТАО 1:

Характеристики отопительного сезона и уровня оплаты услуг ЖКХ населением (без стоимости энергоресурсов)

тыс. руб. / чел.

 Процент покрытия себестоимости услуг ЖКХ населением, %% на 01.04.2004Длительность отопительного сезона, дней
Дудинка31285
Усть-Енисейский район40304
Диксон30365
Хатанга70303

Различия в транспортной доступности приводят к удорожанию топлива и, как следствие, в существенной разнице стоимости услуг муниципальной энергетики:

Удельные издержки на производство тепла и электрической энергии (без стоимости энергоресурсов)

руб.

 Киловатт-час электроэнергииГигакалория тепла
Дудинка0,81456,8
Носок (Усть-Енисейский район)2,961747,61
Караул (Усть-Енисейский район)2,081696
Диксон2,72811
Хатанга1,6610

Важно отметить то, что стоимость как самого топлива, так и услуг по его доставке финансируется полностью из бюджета ТАО. В оплату коммунальных услуг населением эта составляющая не включается.

Таким образом, административное выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов является необходимым условием обеспечения населения услугами общественного сектора, гарантированными Конституцией Российской Федерации. Существующее финансово-экономическое положение муниципалитетов в настоящее время не позволяет решить эту задачу через финансовое самообеспечение местного самоуправления.


1 Строго говоря, это весьма негативно сказывается на состоянии региональных финансов. Именно то обстоятельство, что городское собрание Дудинки отказалось пересматривать тарифы на услуги ЖКХ летом 2004 года во многом привело к невыполнению мероприятий второго этапа Программы реформирования региональных финансов в ТАО.


Вернуться в Архив публикаций   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.