Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов Таймырского автономного округа и методики ее выравнивания
Ореховский П. А., Слесарев Д. А.

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов Таймырского автономного округа и методики ее выравнивания


Методика, основанная на расчете общего удорожания основных услуг бюджетной сферы муниципалитетов

Окружной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (далее - ФФПМР) создается в составе окружного бюджета Таймырского автономного округа с целью обеспечения возможности органам местного самоуправления муниципальных образований исполнять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Средства ФФПМР распределяются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований.

Под бюджетной обеспеченностью местного самоуправления в данной методике понимается уровень покрытия расходов муниципалитетов доходами (как собственными, так и дотациями, поступающими из вышестоящих бюджетов). Под выравниванием бюджетной обеспеченности понимается достижение уровня покрытия расходов, близкому к 100%.

1. Определение размера средств ФФПМР

ФФПМР формируется за счет следующих источников:

  • __% от объема субвенций, передаваемых округу из бюджета Красноярского края на выполнение государственных полномочий 1.
  • субвенций из высокообеспеченных муниципалитетов (отрицательных трансфертов) - в полном объеме.
Вышеуказанный процент отчислений в ФФПМР является фиксированным на долгосрочной основе и может быть изменен законом ТАО один раз в пять лет 2 при условии сохранения стабильности действующего федерального бюджетного и налогового законодательства и структуры распределения налоговых поступлений и других платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

2. Обеспеченность муниципальных образований собственными доходами

Обеспеченность муниципальных образований собственными доходами рассчитывается по следующей формуле:

где:

ОДi - обеспеченность i-того муниципального образования собственными доходами;

ДПi - доходный потенциал i-того муниципального образования;

Нi - численность населения i-того муниципального образования.

Доходный потенциал муниципального образования представляет собой оценку доходов, которые могут быть получены бюджетом муниципального образования по следующим видам налогов и платежей:

  • налогу на доходы физических лиц,
  • земельный налог,
  • арендная плата.
Доходный потенциал по налогу на доходы физических лиц рассчитывается на основе данных о налоговой базе (контингенте плательщиков) и корректируется на ожидаемый темп роста валового регионального продукта Таймырского автономного округа. Корректировка происходит путем умножения расчетного НДФЛ на прогнозный темп роста номинального (включающего прирост инфляции) ВРП.

Доходный потенциал по земельному налогу рассчитывается на основе данных об облагаемых налогом земельных участках и утвержденных Думой ТАО ставках поземельного налога на планируемый период.

Доходный потенциал по арендной плате рассчитывается на основе данных об объектах (земельных участках), сдаваемых в аренду и средней арендной ставке с поправкой на прогнозный индекс инфляции, представляемый министерством финансов Российской Федерации на планируемый период.

Указанные налоги полностью (100%) зачисляются в бюджеты муниципалитетов и закрепляются на долгосрочной основе. Нормативы распределения данных налогов между ТАО и муниципалитетами могут быть введены Думой ТАО только в случаях, вызванных изменениями федерального налогово-бюджетного законодательства.

Местные налоги и прочие неналоговые доходы муниципалитетов в расчет доходного потенциала не входят.

3. Расходы муниципальных образований

Нормативные расходы муниципалитетов по оказанию населению общественных услуг определяются по репрезентативной выборке бюджетных расходов:

  • государственное управление и местное самоуправление. Расходы на государственное управление и местное самоуправление рассчитываются, исходя из численности работников местных органов власти на основе нормативов, используемых для содержания органов власти и управления Таймырского автономного округа и включают поправку на инфляцию в планируемом периоде;
  • жилищно-коммунальное хозяйство. Дотации на содержания ЖКХ устанавливаются в соответствии с программой реформирования ЖКХ Российской Федерации и Таймырского автономного округа, включая установленную долю покрытия содержания ЖКХ платежами населения на планируемый период. Дотации корректируются на коэффициент удорожания инфраструктуры, связанный с транспортной удаленностью, длительностью отопительного сезона и уровнем развития энергетики;
  • образование. Расходы на содержание учреждений образования муниципалитетами определяются по единым нормативам расходов на площадь образовательных учреждений (школы, интернаты, детские сады и ясли). Данные нормативы дифференцируются на основе территориальной удаленности, длительности отопительного сезона и уровнем развития энергетики;
  • здравоохранение и физическая культура. Расходы на содержание учреждений здравоохранения муниципалитетами определяются по единым нормативам расходов на площадь больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Данные нормативы также дифференцируются на основе территориальной удаленности, длительности отопительного сезона и уровня развития энергетики.

где:

Ri - нормативные расходы i-того муниципального образования на душу населения;

- сумма расходов i-того муниципального образования по репрезентативной выборке, обеспечивающей финансирование минимальных социальных стандартов;

Нi - численность населения i-того муниципального образования.

4. Бюджетная обеспеченность муниципалитетов собственными доходами

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов собственными доходами определяется по следующей формуле:

где:

БОi - бюджетная обеспеченность i-того муниципального образования,

ОДi - обеспеченность i-того муниципального образования собственными доходами,

Ri - нормативные расходы i-того муниципального образования на душу населения.

В случае, если бюджетная обеспеченность собственными доходами i-того муниципального образования составляет 200 и более процентов, данный муниципалитет перечисляет субвенцию (отрицательный трансферт) в ФФПМР. Объем такой субвенции вычисляется по формуле:

5. Бюджетное выравнивание

Если обеспеченность муниципалитетов собственными доходами меньше 90% 3, осуществляется бюджетное выравнивание за счет средств ФФПМР. Потребность в выравнивании представляет собой потребность в дотации из ФФПМР в расчете на 1 человека. Учитывая, что затраты на оказание одной и той же бюджетной услуги в ТАО существенно различаются в связи как с транспортной доступностью, так и с уровнем развития инженерной и социальной инфраструктуры (в последнем случае, например, необходимо учитывать наличие малокомплектных школ и фельдшерско-акушерских пунктов), введем показатель удорожания бюджетных услуг - индекс бюджетных расходов (далее ИБР). ИБР i-того муниципального образования также рассчитывается по репрезентативной выборке бюджетных расходов:

где:

ИБРi - индекс бюджетных расходов i-того муниципального образования,

Ri - нормативные расходы i-того муниципального образования на душу населения.

min{R1, R2,.....,Ri} - минимальное значение показателя R из набора значений по всем муниципальным образованиям округа.

Знаменатель представляет собой нормативные бюджетные расходы по репрезентативной выборке в расчете на одного человека в муниципалитете с самой эффективной социальной и инженерной инфраструктурой (фактически - с самыми дешевыми бюджетными услугами).

Дума ТАО определяет способ бюджетного выравнивания, выбирая один из двух следующих вариантов:

5.1. Бюджетное выравнивание, исходя из расчетных потребностей муниципалитетов по репрезентативной выборке

В этом случае ИБР не применяется, так как в основе выравнивания лежит оценка нормативных расходов по репрезентативной выборке. Удорожание уже включено в такую оценку в процессе ее расчета.

Потребность муниципалитета в бюджетном выравнивании рассчитывается как:

где:

Wi - потребность i-того муниципального образования в бюджетном выравнивании;

Ni - численность населения i-того муниципального образования.

Ri - нормативные расходы i-того муниципального образования в расчете на душу населения;

ОДi - обеспеченность i-того муниципального образования собственными доходами;

При этом суммарная потребность муниципалитетов в средствах ФФПМР будет равна:

В случае, если объем ФФПМР оказывается выше (ниже) суммарной потребности муниципалитетов в финансовой помощи, резерв (дефицит) фонда расходуется (покрывается) согласно решениям Думы ТАО на основании предложений муниципалитетов и администрации округа 4.

5.2. Распределение средств ФФПМР на основе ИБР

В данном случае во внимание принимается не расчетный дефицит бюджета муниципальных образований, как в первом варианте, а количество средств в ФФПМР. Механизм распределения фонда учитывает удорожание бюджетных услуг в различных муниципалитетах посредством введения в расчет ИБР.

Размер трансферта муниципальному образованию рассчитывается следующим образом:

где:

Ti - объем трансферта i-тому муниципальному образованию;

ФФПМР - объем окружного фонда финансовой поддержки муниципальных образований,

ИБРi - индекс бюджетных расходов i-того муниципального образования,

Ni - численность населения i-того муниципального образования.

Суммирование в знаменателе производится не по всем i (то есть не по всем муниципалитетам), а по муниципалитетам, имеющим право на получение трансферта на выравнивание бюджетной обеспеченности.


1 Доля отчислений в ФФПМР подлежит обсуждению в администрации и Думе ТАО.

2 Пять лет рекомендуется в силу того, чтобы было невозможно дважды изменить данный размер в течение одного избирательного срока, хотя в настоящее время, в результате законотворческих инициатив федерального Центра данные нормативы образования ФФПМР могут меняться каждый год.

3 90% бюджетной обеспеченности устанавливается в методике как стимулирующая мера. При этом во внимание принимаются следующие обстоятельства: 1) в расходах муниципалитетов ТАО 10% и выше - доля так называемых прочих затрат, как правило, не являющихся первоочередными; 2) поскольку в расчет доходного потенциала не входят (и не учитываются) местные налоги, постольку на местах должно быть достаточно средств, чтобы покрыть 10% расходов бюджета (по статистике Конгресса Муниципальных Образований России, местные налоги покрывали от 5 до 25% расходов муниципальных бюджетов).

4 Направления расходов резерва ФФПМР подлежат обсуждению.


Предыдущая часть   Вернуться в Архив публикаций   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.