Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов Таймырского автономного округа и методики ее выравнивания
Ореховский П. А., Слесарев Д. А.

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов Таймырского автономного округа и методики ее выравнивания


Методика, основанная на учете численности условных потребителей бюджетных услуг

Окружной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) (далее - ФФПМР) создается в составе окружного бюджета Таймырского автономного округа с целью обеспечения возможности органам местного самоуправления муниципальных образований исполнять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Средства ФФПМР распределяются в целях выравнивания бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований.

Под бюджетной обеспеченностью местного самоуправления в данной методике понимается уровень покрытия расходов муниципалитетов доходами (как собственными, так и дотациями, поступающими из вышестоящих бюджетов). Под выравниванием бюджетной обеспеченности понимается достижение уровня покрытия расходов, близкому к 100%.

1. Определение размера средств ФФПМР

ФФПМР формируется за счет следующих источников:

  • __% от объема субвенций, передаваемых округу из бюджета Красноярского края на выполнение государственных полномочий 1.
  • субвенций из высокообеспеченных муниципалитетов (отрицательных трансфертов) - в полном объеме.
Вышеуказанный процент отчислений в ФФПМР является фиксированным на долгосрочной основе и может быть изменен законом ТАО один раз в пять лет 2 при условии сохранения стабильности действующего федерального бюджетного и налогового законодательства и структуры распределения налоговых поступлений и других платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

2. Обеспеченность муниципальных образований собственными доходами

Обеспеченность муниципальных образований собственными доходами рассчитывается по следующей формуле:

где:

ОДi - обеспеченность i-того муниципального образования собственными доходами;

ДПi - доходный потенциал i-того муниципального образования;

Нi - численность населения i-того муниципального образования.

Доходный потенциал муниципального образования представляет собой оценку доходов, которые могут быть получены бюджетом муниципального образования по следующим видам налогов и платежей:

  • налогу на доходы физических лиц,
  • земельный налог,
  • арендная плата.
Доходный потенциал по налогу на доходы физических лиц рассчитывается на основе данных о налоговой базе (контингенте плательщиков) и корректируется на ожидаемый темп роста валового регионального продукта Таймырского автономного округа. Корректировка происходит путем умножения расчетного НДФЛ на прогнозный темп роста номинального (включающего прирост инфляции) ВРП.

Доходный потенциал по земельному налогу рассчитывается на основе данных об облагаемых налогом земельных участках и утвержденных Думой ТАО ставках поземельного налога на планируемый период.

Доходный потенциал по арендной плате рассчитывается на основе данных об объектах (земельных участках), сдаваемых в аренду и средней арендной ставке с поправкой на прогнозный индекс инфляции, представляемый министерством финансов Российской Федерации на планируемый период.

Указанные налоги полностью (100%) зачисляются в бюджеты муниципалитетов и закрепляются на долгосрочной основе. Нормативы распределения данных налогов между ТАО и муниципалитетами могут быть введены Думой ТАО только в случаях, вызванных изменениями федерального налогово-бюджетного законодательства.

Местные налоги и прочие неналоговые доходы муниципалитетов в расчет доходного потенциала не входят.

3. Расходы муниципальных образований

Нормативные расходы муниципалитетов по оказанию населению общественных услуг определяются по репрезентативной выборке бюджетных расходов:

  • государственное управление и местное самоуправление. Расходы на государственное управление и местное самоуправление рассчитываются, исходя из численности работников местных органов власти на основе нормативов, используемых для содержания органов власти и управления Таймырского автономного округа и включают поправку на инфляцию в планируемом периоде;
  • жилищно-коммунальное хозяйство. Дотации на содержания ЖКХ устанавливаются в соответствии с программой реформирования ЖКХ Российской Федерации и Таймырского автономного округа, включая установленную долю покрытия содержания ЖКХ платежами населения на планируемый период. Дотации корректируются на коэффициент удорожания инфраструктуры, связанный с транспортной удаленностью, длительностью отопительного сезона и уровнем развития энергетики;
  • образование. Расходы на содержание учреждений образования муниципалитетами определяются по единым нормативам расходов на площадь образовательных учреждений (школы, интернаты, детские сады и ясли). Данные нормативы дифференцируются на основе территориальной удаленности, длительности отопительного сезона и уровнем развития энергетики;
  • здравоохранение и физическая культура. Расходы на содержание учреждений здравоохранения муниципалитетами определяются по единым нормативам расходов на площадь больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Данные нормативы также дифференцируются на основе территориальной удаленности, длительности отопительного сезона и уровня развития энергетики.

где:

Ri - нормативные расходы i-того муниципального образования на душу населения;

- сумма расходов i-того муниципального образования по репрезентативной выборке, обеспечивающей финансирование минимальных социальных стандартов;

Нi - численность населения i-того муниципального образования.

4. Определение численности условных потребителей

Под потребителями бюджетных услуг по соответствующим статьям понимаются:

  • для местного самоуправления - численность избирателей;
  • образование - численность учащихся;
  • здравоохранение - дети до 18 лет, пенсионеры, 5% от населения в трудоспособном возрасте;
  • жилищно-коммунальное хозяйство - все население муниципального образования.
Для того чтобы учесть различия в степени транспортной доступности и уровне развития инженерной и социальной инфраструктуры, необходимо учесть ИБР в численности условных потребителей. Соответственно, численность потребителей бюджетных услуг в каждом муниципальном образовании должна быть умножена на ИБР:

где:

- численность условных потребителей j-той услуги в i-том муниципальном образовании;

Nij - численность потребителей j-той услуги в i-том муниципальном образовании;

ИБРi - индекс бюджетных расходов i-того муниципального образования.

5. Расчетные расходы бюджетов муниципальных образований

Сначала необходимо определить среднюю стоимость каждой бюджетной услуги в округе:

где:

Cсрj - средняя стоимость предоставления j-той бюджетной услуги в округе;

- сумма расходов всех муниципальных образований округа на предоставление j-той бюджетной услуги;

- суммарная численность условных потребителей j-той услуги округе;

Для того чтобы определить объем бюджетных расходов i-того муниципалитета, необходимо умножить численность условных потребителей данной услуги на ее среднюю стоимость в округе и просуммировать все бюджетные расходы муниципалитета по репрезентативной выборке.

Далее для того чтобы определить расходы бюджета на одного жителя i-того муниципалитета, необходимо суммарные расходы разделить на численность зарегистрированного в данном муниципалитете населения:

где:

Ci - расчетные расходы i-того муниципального образования на одного жителя;

Cсрj - средняя стоимость предоставления j-той бюджетной услуги в округе;

- численность условных потребителей j-той услуги в i-том муниципальном образовании;

Ni - численность населения i-того муниципального образования.

6. Бюджетное выравнивание, исходя из расчетных расходов муниципалитетов

Если обеспеченность муниципалитетов собственными доходами меньше 90% 3, осуществляется бюджетное выравнивание за счет средств ФФПМР.

Потребность муниципалитета в бюджетном выравнивании рассчитывается как:

где:

Wi - потребность i-того муниципального образования в бюджетном выравнивании;

Ci - расчетные расходы i-того муниципального образования на одного жителя;

ОДi - обеспеченность i-того муниципального образования собственными доходами в расчете на душу населения;

Ni - численность населения i-того муниципального образования.

7. Определение размера трансфертов

Доля каждого муниципалитета в ФФПМР определяется его долей в суммарном дефиците муниципальных образований:

где:

Ti - объем трансферта i-тому муниципальному образованию;

Wi - потребность i-того муниципального образования в бюджетном выравнивании;

ФФПМРi - объем фонда финансовой поддержки муниципальных образований.


1 Доля отчислений в ФФПМР подлежит обсуждению в администрации и Думе ТАО.

2 Пять лет рекомендуется в силу того, чтобы было невозможно дважды изменить данный размер в течение одного избирательного срока, хотя в настоящее время, в результате законотворческих инициатив федерального Центра данные нормативы образования ФФПМР могут меняться каждый год.

3 90% бюджетной обеспеченности устанавливается в методике как стимулирующая мера. При этом во внимание принимаются следующие обстоятельства: 1) в расходах муниципалитетов ТАО 10% и выше - доля так называемых прочих затрат, как правило, не являющихся первоочередными; 2) поскольку в расчет доходного потенциала не входят (и не учитываются) местные налоги, постольку на местах должно быть достаточно средств, чтобы покрыть 10% расходов бюджета (по статистике Конгресса Муниципальных Образований России, местные налоги покрывали от 5 до 25% расходов муниципальных бюджетов).


Предыдущая часть   Вернуться в Архив публикаций   Следующая часть

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.