Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Механизм функционирования рынка строительных услуг и перспективы его развития (на примере Калужской области)
Васютичев А. В.

Механизм функционирования рынка строительных услуг и перспективы его развития (на примере Калужской области)


Отставание эффективности отечественного строительного комплекса от зарубежных образцов на сегодняшний день достаточно очевидно. Тем не менее причины этого остаются неопределенными. В России уже распространились и новые материалы, российские строители работают и за рубежом, и в иностранных фирмах; мы приобретаем зарубежные машины и механизмы... Учитывая относительную дешевизну рабочей силы, в России должен был давно наступить строительный бум, прежде всего - в гражданском строительстве. Но строительная отрасль пребывает не на подъеме, а скорее - в состоянии вялотекущей стагнации. Более того, цена жилья на вторичном рынке время от времени оказывается ниже стоимости нового строительства.

С чем связано такое положение? В данной работе предпринят анализ наиболее распространенных точек зрения на причины существующего состояния отрасли. Отдельный интерес представляет описание полностью устаревшей методики ценообразования в строительстве, - но ведь она продолжает использоваться и по настоящее время.

Введение

Переход российской экономики к рыночным отношениям, отказ от методов административного управления привел к большим переменам. Сильные изменения как структуры рынка, так и поведения отдельных предприятий произошли и в строительном комплексе. Это сделало весьма актуальным поиск решения проблем функционирования отрасли.

Естественно, что общество ждет от отрасли в целом роста объема строительства при одновременном снижении цены строительных услуг и повышении их качества. В данной работе предполагается осуществить анализ сложившейся ситуации, выявить проблемы эффективного функционирования отрасли и выработать рекомендации. Следует также отметить, что эффективное функционирование строительного рынка важно не только для потребителя (низкие цены и высокое качество), но и должно вести к развитию строительного комплекса в целом.

Парадоксом функционирования отечественного строительства выглядит ситуация, когда иностранные фирмы, функционирующие в более жестких налоговых, институциональных и конкурентных условиях, предоставляют более высокое качество строительно-монтажных работ (СМР) и сравнительно низкие цены на российском рынке. Относительно сложившегося положения в качестве СМР и ценах между иностранными и отечественными фирмами, а также функционирования рынка строительных услуг обычно выдвигаются следующие гипотезы (в большинстве случаев они преподносятся как уже готовые объяснения, не требующие проверки):

  • рынок строительных услуг является монополизированной отраслью;

  • производительность и рентабельность на крупных предприятиях более высока, чем у малых строительных организаций;

  • существующая система налогообложения не позволяет развиваться строительным фирмам;

  • степень износа основных фондов в строительстве также очень высока и продолжает расти вследствие нехватки средств на развитие;

  • государственное регулирование функционирования отрасли и контроль являются не эффективными;

  • в силу высоких налогов и затрат на 1 рубль СМР строительные организации, чтобы развиваться и уклоняться от уплаты высоких налогов, скрывают свои доходы (прибыли).

Перед тем, как приступить непосредственно к проверке гипотез и анализу реально функционирующего строительного комплекса, необходимо отметить, что в работе используется исходная парадигма "структура - поведение - результат". Эта парадигма была предложена в 30-ые годы Эдвардом Мейсоном и Джоном Бейном. Причем, кроме анализа причинно-следственных связей, которые связывают структуру с поведением и поведение с результатом, будет рассматриваться государственная политика, которая оказывает свое влияние на структуру и поведение отрасли.

1. Структура строительной отрасли и факторы, определяющие структуру отрасли

Согласно исходной парадигме исследование должно начинаться со структуры строительной отрасли. Но перед тем, как приступить непосредственно к описанию структуры рынка, необходимо определить его границы для того, чтобы потом точно определить степень концентрации этого рынка. В исследовании имеют место два типа границ, которые определяют размер рынка:

  • продуктовая граница (будут рассматриваться предприятия, имеющие лицензии на проведение строительных и ремонтных работ);

  • географическая граница рынка, определяемая самой целью работы (строительный комплекс Калужской области).

Если придерживаться этих двух ограничений, то в Калужской области в 1998г. действовало 943 строительных организации, а в 1999г. - 892, что на 4,4% меньше, чем в 1998г. Снижение количества строительных фирм произошло по всем районам Калужской области, кроме городов Калуги и Обнинска.

Так как строительство является в первую очередь трудоемким производством, то основным показателем для определения размера фирмы будет численность занятых в производстве. Согласно этому показателю выделяют три категории фирм:

  • мелкие (малые) с численностью занятых до 100 человек;

  • средние - численность занятых на которых составляет от 101 до 200 человек;

  • крупные, где численность занятых превышает 200 человек. Из-за небольшого числа крупных и средних строительных фирм, эти две группы в дальнейшем будут рассматриваться как единая группа.

В строительном комплексе в 1998г. было занято 46,6 тыс. человек, в 1999г. - 45,7 тыс. человек, что составляет 98,1% от 1998г.

Классификация строительных фирм по числу занятых в производстве представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация фирм по числу занятых.

  Число организаций Численность занятых в производстве
1998 г. 1999 г. 1998 г. 1999 г.
всего организаций 943 892 46600 45729
до 100 чел. 855 806 11965 11455
свыше 100 чел. 88 86 34635 33845

Из таблицы видно, что в отрасли функционирует большое количество мелких организаций, которые составляют 90,7% в 1998г. и 90,4% в 1999г. от общего количества предприятий, функционирующих в отрасли.

При таком соотношении крупных и мелких фирм в 1998г., как и в 1999г., 74% всех работающих приходится на средние и крупные организации.

Большую часть строительных организаций составляют частные фирмы - 727, на втором месте идут смешанные (российские) фирмы - 193, 15 - государственных и 8 - муниципальных. В 1998г. на долю частных фирм пришлось 48,1% подрядных работ, 37,5% - на долю смешанных фирм, 12,7% - на долю государственных, 1,2% - на фирмы муниципальной формы собственности и 0,5% - на прочие.

Сделав выбор, по какому критерию будет определяться размер фирмы, зная доли объема производства крупных строительных организаций, а также общий объем выполненных подрядных работ, можно определить уровень концентрации отрасли. Концентрация производства означает рост удельного веса производства, осуществляемого на крупных предприятиях, в общем объеме производства

Для измерения степени концентрации производства будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index), который определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

HHI = Yi2, i = 1,2,...,n

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска всей продукции отрасли). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Так как в 1998г. в отрасли действовало 943 фирмы, а в 1999г. - 892, данных о доле каждой фирмы в общем производстве нет. Поэтому для подсчета индекса концентрации в 1998г. будут браться первые 18, по объему выполненных подрядных работ, средних и крупных фирм и 11 фирм в 1999г. По остальным фирмам будут рассчитаны средние величины. Данные расчетов представлены в таблицах 2 и 3.

В таблице 2 представлены данные по 18 крупным и средним организациям. В области функционировало в 1998г. 88 крупных и средних предприятий, которые выполнили строительно-монтажных работ (СМР) на сумму 607601 тыс. руб. Отсюда, средняя доля СМР по остальным фирмам равна 3339 тыс. руб., что составляет 0,25% от общего объема. 855 малых организаций в 1998г. выполнили СМР на сумму 477898 тыс. руб. В среднем на каждую фирму приходится 559 тыс. руб., что составляет 0,042% от общего объема.

В таблице 3 представлены данные по 11 крупным и средним организациям. В области функционировало в 1999г. 86 крупных и средних предприятий, которые выполнили СМР на сумму 792542 тыс. руб. Отсюда, средняя доля СМР по остальным фирмам равна 5115 тыс. руб., что составляет 0,33% от общего объема. 806 малых организаций в 1999г. выполнили СМР на сумму 526616 тыс. руб. В среднем на каждую фирму приходится 653,4 тыс. руб., что составляет 0,042% от общего объема.

Из таблиц 2 и 3 видно, что индекс Херфиндаля-Хиршмана очень мал. В 1998г. он составил HHI=93,12 и в 1999г. HHI=131,94 в диапазоне от 0 до 10000.

Таблица 2. Расчет показателя концентрации строительного комплекса в 1998 г.
(Объем подрядных работ всего в 1998г. = 1318806 тыс.руб.)

    Общий объем работ и услуг организации, тыс. рублей

Удельный вес предприятия в общем объеме производства, %

Индекс Херфиндаля-Хиршмана нарастающим итогом, %

1 ОАО Калугатрансмост 84168,0 6,4 40,96
2 СМУ Спецстрой 15833,0 1,2 42,40
3 Спецуправление №76 13975,0 1,1 43,61
4 Ф/л "ЭСМ МСУ №7" 7675,0 0,6 43,97
5 СМАО-8 16250,0 1,2 45,41
6 СМУ по газификации 22614,0 1,7 48,30
7 АООТ Связьстрой 7 7639,0 0,6 48,66
8 ОАО СМУ - 6 4625,0 0,4 48,82
9 АО КМУ ЦЭМ 3081,0 0,2 48,86
10 АО "Строймаш" 4494,8 0,34 48,98
11 ЗАО МСУ-35 25803,0 1,96 52,82
12 АООТ МСУ-86 3000,0 0,23 52,87
13 Мехкалонна 24 40211,2 3,4 64,43
14 Мехкалонна 22 8816,0 0,67 64,88
15 ООО МПК-7 31124,2 2,4 70,64
16 Ф/л Газпромстрой 29060,0 2,2 75,48
17 ЗАО ДСУ-1 43587,0 3,3 86,37
18 ООО Р-Транзит 11900,0 0,9 87,18
19-88 Крупные и средние 3339,0 0,25 91,58
89-943 Малые 559,0 0,042 93,12

Таблица 3. Расчет показателя концентрации строительного комплекса в 1999 г.
(Объем подрядных работ всего в 1999 г. = 1551960 тыс. руб.)

    Общий объем
работ и услуг
организации,
тыс. рублей

Удельный вес предприятия в общем объеме производства, %

Индекс Херфирндаля-Хиршмана нарастающим
итогом, %

1 ОАО Калугатрансмост 136637,0 8,8 77,44
2 Ф/л "ЭСМ МСУ №7" 26642,0 1,7 80,33
3 ОАО СМУ - 6 5809,0 0,37 80,47
4 АО КМУ ЦЭМ 8652,0 0,56 80,78
5 АО "Строймаш" 6468,0 0,42 80,96
6 ЗАО МСУ-35 32879,0 2,1 85,37
7 АООТ МСУ-86 3760,0 0,24 85,43
8 Мехкалонна 24 48736,0 3,1 95,04
9 ООО МПК-7 53876,0 3,5 107,29
10 ЗАО ДСУ-1 59440,0 3,8 121,73
11 ООО Р-Транзит 11900,0 0,77 122,32
12-75 Крупные и средние 5115 0,33 130,52
76-806 Малые 653,4 0,042 131,94

Таким образом, можно сделать вывод, что отрасль является высоко конкурентной, что опровергает первую гипотезу относительно монополизированности строительной отрасли и является позитивной характеристикой рынка строительных услуг Калужской области.

Проанализировав структуру рынка, необходимо рассмотреть факторы, определившие структуру рынка. Опишем сначала вход на рынок. Производство строительного комплекса, как уже отмечалось выше, является трудоемким. Поэтому главным фактором для того, кто собирается организовать новое предприятие, будет подбор квалифицированных специалистов с соответствующим образованием. Кроме того, на начальном этапе создания новой строительной фирмы капитальные вложения в специальные строительные механизмы будут небольшими, так как многие механизмы можно арендовать у других фирм. Следовательно, главным барьером входа на рынок будет институциональный, а именно получение лицензии строительной организацией на осуществление своей деятельности. Рассмотрим этот фактор подробнее.

1.1. Институциональные барьеры входа на рынок

Чтобы понять, является ли этот барьер высоким или низким, нужно определить, высоки или нет необратимые затраты при входе в отрасль. Проанализируем всю цепочку получения лицензии на осуществление строительной деятельности.

Чтобы получить лицензию на ведение строительной деятельности, в лицензионный отдел необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление с просьбой рассмотреть предоставленные документы и выдать экспертное заключение на получение лицензии;

  • копии учредительных документов;

  • копию свидетельств о государственной регистрации предприятия (копия регистрации в исполнительном органе, налоговой инспекции, ЦСУ);

  • документ о производственной базе (копия Акта о землепользовании, договора на аренду земли или производственных помещений);

  • справку о квалифицированном составе специалистов;

  • справку о наличии рабочей силы;

  • справку о состоянии технической базы (технической оснащенности для осуществления заявленных видов деятельности);

  • структурно-функциональную схему внутрипроизводственной системы контроля качества;

  • внутрипроизводственную систему контроля качества;

  • перечень приказов регламентирующих деятельность ответственных лиц, осуществляющих контроль качества выполняемых работ;

  • технику безопасности и охрана труда на предприятии;

  • сведения об охране окружающей среды;

  • сведения о соблюдении пожарной безопасности;

  • экспертное заключение специализированного базового центра о возможности выполнения специализированных работ;

  • отзывы о качестве выполненных работ;

  • платежное поручение в размере тринадцатикратного минимального размера оплаты труда (МРОТ) за рассмотрение лицензирующим органом заявления (Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 16 сентября 1998 г.).

После предоставления данных документов, в течение срока, не превышающего 30 дней, лицензионный орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Чтобы осуществить государственную регистрацию необходимо (пункт 3):

А) для физического лица:

  • заявление;
  • паспорт;
  • 4 фотографии;
  • регистрационный сбор в размере 1 минимальной оплаты труда (83р.49к.)

Б) для юридического лица:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • заявление;
  • протокол общего собрания;
  • регистрационный сбор:
  • все учредители физические лица - 3 МРОТ;
  • если имеется среди учредителей одно юридическое лицо - 15 МРОТ, а также если юридическому лицу принадлежит 50% уставного капитала и больше, то, как правило, 100 МРОТ.

Итак, видим, что в стоимостном выражении затраты на регистрацию в настоящее время варьируют от 83 руб. для физического лица и до 9601 руб. для юридических лиц, имеющих среди учредителей хотя бы одно юридическое лицо. Для дальнейшего анализа возьмем юридическое лицо, где все учредители физические лица, с затратами на регистрацию 3 МРОТ.

После регистрации в 10-дневный срок необходимо встать на учет в налоговую инспекцию. Для этого нужно:

  • заявление (по месту нахождения, ст.83 Налогового Кодекса);
  • пакет учредительных документов: устав, учредительный договор, протокол общего собрания;
  • свидетельство о регистрации.

В пятидневный срок после предоставления необходимых документов налоговая инспекция выдает свидетельство о постановке на учет.

Таким образом, итоговая сумма, которую необходимо заплатить, чтобы получить лицензию, равна на сегодняшний день:

  • для физического лица = 1168 руб. 49 коп.
  • для юридического лица = 1335 руб. 47 коп.
  • для юридического лица, имеющего в составе учредителей юридическое лицо = 10686 руб. 35 коп.

Но, кроме перечисленных выше взносов в лицензионный отдел и исполнительный орган, необходимо собрать документы, которые прилагаются к заявлению в лицензионный отдел.

Допустим, что на сбор всех необходимых документов необходимо 1 месяц, притом, что заниматься сбором приходится полный рабочий день (можно и быстрее, если есть опыт работы в строительной организации). Добавим эти затраты к описанным выше платежам, определив их (относительно произвольно) в 2500 руб. Тогда, чтобы получить лицензию на проведение строительных работ, необходимо потратить от 3668 руб. до 13186 руб.

Как видим, институциональный барьер входа в отрасль невысок как для физического лица, так и для юридического. Однако существует одно препятствие, которое может стать непреодолимой преградой на пути получения лицензии. Это - бюрократический аппарат лицензионного отдела, который может затянуть рассмотрение предъявленных документов. Причин может быть множество. В то же время ускорить процесс рассмотрения может так называемый "ускоритель" - фактически те или иные формы незаконной доплаты за "качественный процесс рассмотрения документов". Эта доплата, по оценкам руководителей частных строительных фирм, может превышать официальные взносы в 2 - 2,5 раза.

Соответственно теперь сумма, которую необходимо затратить, чтобы получить лицензию, будет находиться в пределах от 14000 руб. до 25000 руб., что уже само по себе является существенными необратимыми издержками при входе в отрасль (по крайней мере, для физических лиц).

Однако в целом, если предоставить правильно приготовленные документы и исходить из непредвзятого отношения лицензионного отдела, то барьер входа в отрасль можно считать низким.

1.2. Барьеры выхода из отрасли

Выход из любой отрасли главным образом характеризуется тем, что необходимо продать имеющееся оборудование. В отличие от других отраслей строительство является преимущественно трудоемким, кроме того, в отрасли пока сравнительно мало высоко специализированного оборудования. Большую часть автомобильного транспорта, сварочных агрегатов, подъемников и т.п. можно применять и в других сферах производства. Поэтому больших убытков при выходе из отрасли и реализации оборудования фирма терпеть не будет.

Рассмотрев институциональные факторы входа в отрасль, являющегося частью политики государственного регулирования строительства, и барьеры выхода из отрасли, определяющие её структуру, можно отметить, что фирмы не несут больших необратимых убытков. Из этого следует вывод, что данные факторы не являются ограничивающими, а наоборот, стимулируют предпринимателей к образованию и развитию новых строительных фирм, тем самым поддерживая конкурентоспособность отрасли.

2. Механизмы поведения строительных организаций

Перед тем как перейти к рассмотрению оставшихся гипотез и механизма функционирования отрасли необходимо рассмотреть, как происходит калькуляция себестоимости и определение цен на продукцию строительной организации.

2.1. Калькуляция себестоимости и определение цен на продукцию строительной организации

Для определения себестоимости продукции и цен на продукцию предприятия составляется сметная документация. При ее составлении используется сметно-нормативная база, которая была введена в действие с 1.01.1991 года.

Стоимость строительства в сметной документации приводится в двух уровнях цен:

  • в базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных цен;

  • в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

Для определения себестоимости и стоимости строительства в строительных организациях используют систему индексов.

При определении стоимости и себестоимости работ используется такой метод как базисно-индексный метод.

Базисно-индексный метод основан на использовании системы текущих индексов по отношению к стоимости (себестоимости), определенной на базисном уровне.

Приведение к уровню текущих цен производится путем перемножения базисной стоимости (себестоимости) по каждой строке сметы на соответствующий индекс по отрасли, виду работ с последующим суммированием итогов сметного документа по соответствующим графам.

2.1.1. Калькуляция себестоимости

В строительных организациях, как правило, применяется позаказная калькуляция затрат (которая здесь называется сметой), т.е. затраты аккумулируются по отдельным работам, подрядам или заказам. При этом прямые затраты относятся непосредственно на конкретный вид работ, а накладные расходы должны распределяться между заказами прямо пропорционально объему прямых затрат.

Для калькуляции себестоимости строительной продукции на предприятии используются следующие группировки статей затрат:

1. Материалы - занимают примерно 70% от себестоимости продукции.

Сюда относятся затраты на сырье и материалы, которые образуют основу выполняемых работ (например, затраты на приобретение кирпича) или являются необходимыми для их выполнения.

2. Заработная плата основных производственных рабочих (ОПР) - составляет приблизительно 7% от себестоимости выполненных работ.

Сюда включают затраты на заработную плату не только основных производственных рабочих, но и ИТР, которые непосредственно связаны со строительством данного объекта.

В состав заработной платы включаются:

  • оплата операций и работ по сдельным расценкам и нормам;
  • доплаты по сдельно-премиальным и повременно-премиальным системам оплаты труда, районным коэффициентам и т.п;
  • доплаты к основным сдельным расценкам в связи с отступлениями от нормальных условий работы.

3. Затраты на эксплуатацию машин и механизмов - составляют 10% от себестоимости. Сюда относятся такие затраты как:

  • амортизационные отчисления по действующим нормам производственного оборудования, транспортных средств, ценного инструмента;
  • стоимость вспомогательных материалов, зарплата вспомогательных рабочих, отчисления на социальное страхование (по оплате труда вспомогательных рабочих);
  • стоимость потребленного топлива, воды, электроэнергии;
  • затраты на текущий ремонт оборудования;
  • затраты на эксплуатацию и содержание собственных и арендуемых автомашин;
  • ГСМ на автомашины;
  • сумма износа МБП.

Эти статьи затрат образуют одну статью "Прямые затраты".

4. Накладные расходы - составляют 9% от себестоимости работ. Накладные расходы связаны с выполнением не отдельных конструктивных элементов или части зданий и сооружений, а со всем комплексом выполненных работ.

К ним относятся затраты, связанные с обеспечением общих условий производства, с его обслуживанием, созданием необходимых бытовых и производственных условий для работников строительства.

Накладные расходы подразделяются на четыре группы:

Административно-накладные расходы - это зарплата инженерно-технических работников и административно-управленческого персонала, затраты на служебные командировки, почтово-телеграфные и прочие административно-хозяйственные расходы.

Расходы по обслуживанию работников строительства - это дополнительная зарплата рабочих, занятых на СМР, включая и все отчисления на социальное страхование ОПР, затраты на санитарно-бытовое обслуживание работников, охрану труда и технику безопасности. Это, строго говоря, некорректно: платежи в социальные фонды (Пенсионный, ОМС, соцстрах, фонд занятости) должны были бы учитываться в составе прямых затрат на зарплату ОПР.

Расходы по организации строительных работ - это затраты на содержание сторожевой и пожарной охраны, на содержание производственного оборудования и инвентаря (амортизация, текущий ремонт и перемещение производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основных средств, расходы по содержанию которых не предусмотрены в прямых затратах и т.д.).

Прочие накладные расходы - предусматривают износ нематериальных активов производственного характера, затраты на оплату процентов по кредитам банков, расходы на рекламу.

Порядок начисления накладных расходов в строительстве следующий: при разработке единичных расценок накладные расходы в единичную стоимость не включаются. Они начисляются в целом по смете на каждый объект строительства.

Прямые затраты + Накладные расходы = Сметная себестоимость

Прямые затраты считаются в ценах 1984 года. Затем переводятся с помощью установленного в строительстве коэффициента в цены 1991 года (k=1,59).

Далее считаются рыночные затраты (по смете). Это делается следующим образом: в строительной организации ведут специальную книгу, в которой записываются все удорожания по прямым затратам и накладным расходам и рассчитываются коэффициенты удорожания по каждой статье затрат.

Пример: Рыночные затраты:

  Коэффициенты
Зарплата 345,29
Материалы 4716,40
Автотранспорт 506,72
Эксплуатация механизмов 767,45
Накладные расходы 367,92
Итого: 6712,77

Рыночные затраты получаем путем умножения сметной себестоимости объекта в ценах 1991 года на рыночный коэффициент.

2.1.2. Определение цены на продукцию строительной организации

Как правило, строительная организация при установлении цены на продукцию использует договорную цену.

Договорная цена - это цена, которая рассчитывается подрядчиком в смете и предлагается заказчику на согласование.

Договорная цена в строительстве формируется следующим образом:

  • сметная себестоимость выполненных работ+плановые накопления (до 12%)

  • сметная стоимость работ(СМР)

  • рыночные затраты

  • прочие затраты, не входящие в СМР

  • договорная цена

Плановые накопления - это нормативная (сметная) прибыль организации, которая распределяется пропорционально к сметным, прямым затратам и накладным расходам, т.е. к сметной себестоимости. На данный момент в строительстве установлены плановые накопления в размере, не превышающем 12%.

Прочие затраты, не входящие в СМР, это такие затраты:

затраты на образование дорожных фондов - составляют 2,5%от объема реализации.

налог на социальную сферу - составляет 1,5% от объема реализации.

НДС - 20% от объема реализации.

Итак, в договорную цену включается два налога: НДС и в дорожный фонд.

Следует отметить, что калькуляция стоимости путем составления смет строительства объектов является наиболее приемлемой, так как является более простой в процессе контроля за подрядчиком со стороны заказчика.

2.2. Поведение строительных организаций

В процессе анализа деятельности строительных организаций было выявлено, что многие фирмы скрывают свои доходы. Многие директора строительных фирм объясняли это высокими налогами и затратами на 1 рубль подрядных работ. При этом следует отметить, что все манипуляции проходили в рамках сметы, оговоренной с заказчиком. Существует, по крайней мере, два сравнительно широко известных способа сокрытия доходов (прибыли):

  • завышение стоимости используемых материалов. Нередки случаи, когда стоимость одного гвоздя составляла 100 рублей. При этом допущенный по сравнению со сметой перерасход по материалам покрывался за счет других стаей сметы: прибыли и заработанной платы;

  • путем оформления фальшивых накладных - покупка материалов или мнимая эксплуатация механизмов (например: купили материалов на 10000 рублей, заплатили с них НДС 20% и у предприятия остается 8000 "отмытых" рублей).

Руководители строительных организаций, которые согласились ответить на неформальные вопросы проведенного исследования, объясняли такой механизм поведения примерно следующим образом: "Мы существуем, как можем. Ведь на 1 руб. подрядных работ приходится 95 коп. затрат. А мы хотим развиваться, покупать новую технику и т.п."

Проверим их утверждения на простом расчете.

Пусть в 1999 г. некой строительной фирмой было выполнено подрядных работ на сумму 1000 рублей. Это договорная цена с заказчиком или генподрядчиком, куда входят НДС и 2,5% сбора в Дорожный фонд.

Рассмотрим процентное соотношение всех затрат к общей стоимости (см. табл.5):

Из таблицы видим, что 6,9% приходится на зарплату, 63,25% - на материалы, 9,04% и 6,92% - на механизмы и автотранспорт, 9,5% - на накладные расходы и 4,5% - плановые накопления или прибыль.

Необходимо рассчитать затраты на 1 рубль подрядных работ. Для этого в начале определим объем реализации путем вычитания из 1000 руб. НДС и 2,5% в дорожный фонд (итого 22,5%), которые считаются от объема реализации.

Получаем:

Объем реализации составил 816,32 руб. Но перед тем как перейти к дальнейшим вычисления перечислим налоги, которые платит строительная организация:

  • НДС 20% (от объема реализации);
  • в дорожный фонд 2,5% (от объема реализации);
  • налог на социальную сферу 1,5% (от объема реализации);
  • налог с прибыли 30% (от балансовой прибыли);
  • 28% в пенсионный фонд (от фонда заработной платы);
  • 5,4% в фонды социального страхования (от фонда заработной платы);
  • 1,5% в фонд занятости (от фонда заработной платы);
  • 3,6% в фонд медицинского страхования (от фонда заработной платы);
  • 1% в фонд образования (насчитывается с фонда заработной платы, платится из прибыли);
  • 1,8% сбор на покрытие ущерба от травматизма - дифференцируемый по отраслям (от фонда заработной платы);
  • 2% на имущество (рассчитывается от среднегодовой стоимости, платится из прибыли раз в квартал);
  • 12% подоходный налог (из зарплаты работающих);
  • 1% пенсионный (из зарплаты работающих);
  • 3% на милицию (3% от МРОТ, платится раз в квартал на базе среднесписочной численности организации).

Таблица 5. Индексы удорожания и структура стоимости

  Структура 1984 г.

Изменение цены в 1991 г.

Структура 1991 г.

Индекс к 1999 г. Структура 1999 г.
% сумма % сумма % сумма
1. Зарплата 7,00 70 1,25 5,53 8,75 14,38 6,90 125,83
2. Материалы 57,80 578 1,73 63,16 99,99 11,61 63,25 1160,88
3. Автотранспорт 8,00 80 1,59 8,29 13,06 13,06 9,04 166,12
4. Эксплуатация
мехов
7,00 70 1,70 7,52 11,9 10,67 6,92 126,97
5. Накладные расходы 12,80 128 1,34 10,83 17,55 9,89 9,50 173,74
6. Плановые накопления 7,40 74 1,00 4,67 7,4 11,08 4,50 81,96
7. Итого 100,00 1000 1,59 100,00 158,31 11,59 100,00 1835,50

В данном примере НДС и 2,5% в дорожный фонд составляют 183 р.67 к.

Объем реализации равный 816 р. 32 к. состоит из:

  • 56 р.33 к. - зарплата (6,9%);
  • 516 р.33 к. - материалы (63,25%);
  • 130 р.29 к. - эксплуатация механизмов (15,96%);
  • 77 р.55 к. - накладные расходы (9,5%);
  • 36 р.74 к. - плановые накопления (прибыль) (4,5%).

Из фонда зарплаты, составляющего 56 р.33 к. в общей сложности необходимо заплатить 41,3% налогов, что составит 23 р.03 к. При составлении сметы эти налоги учитываются в накладных расходах (кроме налога на образование 1%, который уплачивается из прибыли).

Остановимся поподробнее на накладных расходах. Кроме того, что в них включаются налоги с заработной платы основных производственных рабочих (ОПР), в накладных расходах учитывается зарплата административно-управленческого персонала (АУП) и ИТР (инженерно-технических работников, не занятых непосредственно на объектах). Таким образом, в накладных расходах заложена зарплата АУП и ИТР, а следовательно, и налоги и сборы с этой зарплаты. Если возьмем среднее предприятие с численностью до 200 человек, то 18% от всей численности составит АУП и ИТР. Определим зарплату и налоги с нее (предположим, что она такая же, что и средняя зарплата у ОПР, хотя, как правило, она выше). Если известна зарплата ОПР, которые составляют 82% от всей численности, то:

Зарплата АУП и ИТР составила 12,4 руб. Соответственно, налоги с нее составят:

Таким образом, к 23,3 р. налогов с ОПР прибавляются 5,1 руб. налогов с АУП и ИТР.

-1,5% местного сбора на социальную сферу составит 12 р.25 к.;

Подсчитав все затраты и налоги, кроме налога на прибыль, получаем:

56,33 р.+516,33 р.+130,29 р.+77,55 р. (включая 28,4 р. и 12,25 р.)+183,67 р.= 964,17 р.

Прибыль равна 1000 р. - 964,17 р.=35,83 р.

Возьмем с прибыли налог 30%, получим 10,75 р.

Итого, в распоряжении фирмы остается 25,08 р. от 1000 руб. подрядных работ. На 1 рубль подрядных работ приходится 0,98р. затрат из них 0,23р. - налоги.

В распоряжении строительной организации остается с 1 руб. СМР - 0,02 р. (2 копейки), что не позволяет строительным фирмам развиваться (например, покупать новое оборудование). Высокие затраты и налоги на 1 руб. СМР подталкивают строительные организации скрывать свои доходы (прибыль) и уклоняться от уплаты налогов (которые составляют 30% от всех затрат).

В реальности, затраты на 1 руб. СМР будут немного выше, т.к. при расчетах не учитывалось два налога:

  • 2% на имущество (рассчитывается от среднегодовой стоимости, платится с прибыли раз в квартал);
  • 3% на милицию (3% от МРОТ, платится раз в квартал со среднесписочной численности организации).

Таким образом, высокие затраты (98 коп.) и налоги (23 коп.) на 1 руб. СМР подтверждают третью и шестую гипотезы, соответственно о невозможности развития строительных организаций и укрытия строительными организациями своих доходов (прибыли). Это является негативной характеристикой рынка строительных услуг Калужской области.

Вследствие нехватки средств на развитие замедлилось обновление строительной техники в строительных организациях. По состоянию на 1 октября 19980 г. удельный вес строительных машин с истекшим сроком службы составил 23%, что на 7% больше чем в 1997г. Степень износа основных фондов в 1998 составила 40%, что на 4% выше, чем в 1997г.

Отсюда подтверждается и четвертая гипотеза о высокой степени износа основных фондов и строительной техники, а также о тенденции ее роста, как следствие нехватки средств на развитие.

2.2.1. Анализ данных о финансово-экономическом положении строительных организаций.

В результате исследования строительной отрасли, были получены следующие данные о финансово-экономическом положении некоторых крупных и мелких строительных организаций. Данные представлены в табл.6 и 7.

Таблица 6. Данные о финансово-экономическом положении строительных организаций за 1998 г.

Фирма №

Объем работ,
выполненный
фирмой, тыс. руб.

Численность

Прибыль, тыс.руб.

Рентабельность от реализации,
%

Производительность,
тыс.руб.

1 84168,0 178 36849,0 40,3 472,9
2 15833,0 367 281,0 4,2 43,1
3 13975,0 220 1191,0 10,4 63,5
4 7675,0 96 3476,0 49,6 79,9
5 16250,0 276 94,0 0,6 58,9
6 22614,0 155 1270,0 4,9 145,9
7 7639,0 125 224,0 2,3 61,1
8 4625,0 175     26,4
9 3081,0 108 759,0 13,5 28,5
10 4494,8 137 11,9 2,4 32,8
11 25803,0 239 875,0 6,5 107,9
12 21260,4 195 135,0 0,6 109,1
13 40211,2 222 5681,8 29,4 181,1
14 8816,0 102 758,0 8,8 86,4
15 31124,2 507     61,4
16 29060,0 380 1051,0 5,1 76,5
17 43587,0 206 12049,0 32,3 211,6
18 11900,0 100 1400,0 1,1 119,0
19 721,6 10 65,7 9,1 72,2
20 1860,7 41 46,5 2,5 45,4
21 1408,0 32 54,0 3,8 44,0
22 1309,9 34 65,7 5,1 38,5
23 118,0 10 47,0 40,0 11,8

Таблица 7. Данные о финансово-экономическом положении строительных организаций за 1999 г.

Фирма №

Объем работ выполненный фирмой, тыс. руб.

Численность

Прибыль,
тыс. руб.

Рентабельность от реализации,%

Производительность, тыс. руб.

1 136637,0 248 54466,0 33,9 550,9
2 26642,0 133 4241,0 20,0 200,3
3 5809,0 152 725,0 17,5 38,2
4 8652,0 102 1439,0 15,9 40,6
5 6468,0 144 523,0 11,1 44,9
6 32879,0 228 1589,0 9,1 144,9
7 17880,0 171 346,0 2,1 104,6
8 48736,0 221 8858,0 12,5 220,5
9 53876,0 483 669,0 2,5 111,5
10 59440,0 273 10896,0 18,8 217,7
11 11900,0 100 1400,0 13,3 119,0
12 2845,0 46 112,9 4,0 61,8
13 2344,0 34 54,0 2,3 70,0
14 1971,0 30 49,3 2,5 65,7
15 2644,1 11 229,6 8,7 240,4
16 3956,0 45 1352,0 34,2 87,9

Итоговые данные по таблицам 6 и 7 представлены в табл. 8

Таблица 8. Итоговые показатели деятельности крупных и мелких строительных организаций.

  1998 г.

1999 г.

Крупные и средние

Малые

Крупные и средние

Малые

Рентабельность
колебания в пределах 0,6% - 49% 1,1% - 40% 2,1% - 33,9% 2,3% - 34,2%
среднее значение 14,1%

12,2% (без ценового лидера)

10,3% 14,3%

12,1% (без ценового лидера)

10,8%
Производительность
колебания в пределах 26,4 - 472,9т.р. 11,8 - 119 т.р. 38,2 - 550,9 т. р. 61,8 - 240,4 т.р.
среднее значение 108,7 т.р.

85,9 т.р. (без ценового лидера)

55,2 т.р.167,4 т.р.

124,8 т.р. (без ценового лидера)

107,5 т.р.

Из таблицы 8 видно, что средняя рентабельность крупных и мелких фирм приблизительно одинаковая и отличается на 3,8% в 1998г. и на 3,5% в 1999г. Кроме того, в динамике рентабельность как крупных, так и мелких фирм выросла соответственно на 0,2% и 0,5%. Если из выборки исключить ценового лидера (фирма №1), то разница в рентабельности между крупными и мелкими предприятиями снижается до 1,9% в 1998г. и 1,3% в 1999г. Небольшое различие в рентабельности между крупными и мелкими предприятиями является скорее положительной характеристикой ситуации в отрасли.

Производительность крупных фирм по сравнению с малыми в 1998г. была в 1,97 раза выше, в 1999г. - в 1,5 раза. При этом производительность крупных фирм выросла в среднем на 58,7 тыс. руб. (что составляет 54% от 1998г.), мелких фирм на 52,3 тыс. руб. (что составляет 95% от 1998г.). Если рассматривать данные о производительности без ценового лидера (фирма №1), то разница снижается с 1,97 раз до 1,55 раз в 1998г. и с 1,5 раз до 1,2 раз в 1999г. Таким образом, даже в результате снижения разницы между крупными и мелкими организациями в производительности, в результате удаления из выборки ценового лидера, она остается существенной. Данное обстоятельство характеризует отрасль с плохой стороны, но необходимо отметить тенденцию сокращения разницы в рентабельности между крупными и мелкими организациями с 1,97 раз в 1998г. до 1,5 раз в 1999г. с ценовым лидером и с 1,55 раз в 1998г. до 1,2 раз в 1999г. без него, что является положительным моментом.

Общая тенденция роста рентабельности и производительности также является положительной характеристикой отрасли.

Итак, частично подтверждается вторая гипотеза о том, что производительность и рентабельность на крупных предприятиях более высокая, чем у мелких строительных организаций. Если между показателями рентабельности существует небольшое различие, то в показателях производительности оно существенное 1.

2.3. Государственное регулирование строительной отрасли

Государственное регулирование, в данном случае, в г. Обнинске, за деятельностью строительных организаций осуществляет ГАСН, лицензионный отдел и косвенным образом УКС.

Лицензионный отдел осуществляет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. В процессе надзора лицензионный отдел имеет право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

  • запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

  • выносить предупреждение лицензиату и т. д.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.

Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

При выявлении нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства, лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа, выдавшего лицензию.

В г. Обнинске на 140 строительных организаций такую работу выполняет один представитель лицензирующего органа.

Городской архитектурно-строительный надзор (ГАСН) наблюдает за правильно оформленной строительной документацией, следит за качеством выполненных работ, выдает ордера на зимние работы и т.д. ГАСН, таким образом, имеет право при нарушении лицензионных требований и условий сообщить лицензируемому органу о выявленных нарушениях.

Муниципальное предприятие "Управление капитального строительства" (УКС) г.Обнинска осуществляет следующие виды деятельности:

  • выполняет функции генерального застройщика г.Обнинска по строительству культурно-бытового, коммунального и энергетического назначения, жилых домов;

  • оказание услуг организациям, предприятиям, юридическим и физическим лицам по обеспечению строительной продукцией, материалами, оборудованием, проектированию и строительству объектов;

  • проведение работ по выполнению заказов городской администрации, организаций, предприятий, юридических и физических лиц на разработку проектно-сметной документации, ее согласованию, организации строительства объектов в полном объеме или определенных этапов;

  • оказание экспертных, инжиниринговых, консультационных, коммерческих, посреднических и других услуг организациям, предприятиям, юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным;

  • создание собственных или на основе различных форм кооперации производственных мощностей, а также научных, конструкторских, коммерчески структур в РФ и за рубежом для выполнения заказов производственного и хозяйственного назначения, а также для выпуска строительных материалов и конструкций, и товаров народного потребления;

  • кредитование потребителей и производителей товаров и услуг;

  • представительские услуги для организаций, фирм и частных лиц, в том числе иностранных;

  • оказание транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров;

  • оказание услуг по проведению погрузо-разгрузочных работ при помощи автокрана и других механизмов;

  • закупка сельхозпродуктов, транспортировка и реализация их населению;

  • оказание услуг по размещению и хранению оборудования, материалов, товаров народного потребления сторонних организаций на складах предприятия.

Из всего перечисленного видим, что непосредственного контроля над строительными организациями УКС не имеет. Однако в силу того, что все муниципальные и большое количество частных заказов проходит именно через него и именно он в праве выбирать, какая строительная фирма будет выполнять заказ, то строительные фирмы, так или иначе, оказываются под влиянием УКСа.

Единственный способ конкуренции строительных организаций за заказы с УКСом это более низкие цены за 1м2, более короткие сроки строительства и высокое качество. Все это строительным фирмам удается делать, работая по выходным, платя более высокую зарплату рабочим и исключая воровство на объектах. (Хотя по мнению работников самого УКСа в отношении последнего аспекта преобладает обратное мнение). Кроме того, при строительстве объектов цены на 1м2 у строительных фирм, непосредственно работающих с заказчиками, ниже, чем в УКСе. В октябре 2000 года 1м2 жилья в УКСе стоил 6200р., а у частных фирм 5500р.

В качестве одной из главных причин снижения стоимости 1 м2 жилья можно выделить низкие по сравнению с УКСом и его контрагентами накладные расходы строительных фирм. Как правило, в частной строительной фирме всего 5 человек составляют АУП и ИТР, не работающих непосредственно на объектах. В свою очередь, в УКСе достаточно большой штат сотрудников. При этом он выступает только посредником между заказчиком и подрядчиком, что в конечном итоге только замедляет скорость взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком. Другой причиной снижения стоимости 1 м2 жилья являются более короткие строки строительства, которые появляются за счет стимулов конкурентной борьбы.

Фирмы, работающие с УКСом, уверены, что заказчики, (в большинстве случаев муниципальные или федеральные) никуда не денутся. Они связаны с УКСом и у них нет особых стимулов ускорять строительный процесс, оговоренный в проектной документации. Кроме того, расчеты проводятся через УКС, в то время как в других строительных организациях они проводятся непосредственно к подрядчику без посредника.

Кроме того, правительство до сих пор не пересмотрело нормативные документы по строительству, которые были утверждены еще в 1984 г. 2 Это также отрицательным образом сказывается на эффективном функционировании отрасли.

Рассмотрев, как осуществляется государственное регулирование строительной отраслью, а также учитывая выводы относительно институциональных барьеров входа и выхода из отрасли, можно утверждать, что пятая гипотеза о неэффективном регулировании функционирования отрасли и осуществлению контроля также отчасти справедлива.

Заключение

Главным результатом анализа функционирования строительного комплекса является, по-видимому, вывод о том, что здесь фактически уже сложилась конкурентная среда. В настоящее время в отрасли действует множество фирм. После перехода от централизованной бюрократической координации к рыночной произошло сокращение финансирования строительства крупных государственных объектов, и появилось множество сравнительно небольших заказов от физических и юридических лиц. Тем не менее, на долю крупных и средних предприятий по-прежнему приходится большая часть выполняемого объема работ.

Барьеры входа и выхода в отрасль, также как и технологии, использующиеся в отрасли, являются факторами, определяющими структуру строительной отрасли. Технология производства является скорее трудоемкой, чем капиталоемкой. Поэтому, найдя квалифицированную рабочую силу, предприниматель в состоянии организовать предприятие. Из проведенного выше исследования видно, что при правильном оформлении необходимой документации получение лицензии не является высоким барьером входа в отрасль. Выход фирмы из строительной отрасли не грозит ей большими необратимыми затратами, так как оборудование, использующееся в отрасли, не является сильно специализированным и может использоваться в других отраслях.

Из проведенного анализа деятельности строительных фирм и полученных расчетов затрат и налогов на один рубль подрядных работ видим, что для существования и развития строительные организации вынуждены скорее "скрывать", чем "показывать" свои доходы и прибыли. Хотя следует еще раз отметить, что все эти манипуляции происходят внутри оговоренной с заказчиком сметы.

Высокие затраты и налоги на 1 рубль подрядных работ (98 копеек - затраты и из них 23 копейки налоги) приводят к тому, что механизмы и оборудование, а также основные средства, которые имеются в распоряжении организаций изнашиваются не только физически, но и морально. Фирмы не способны не только приобретать что-то новое, но и содержать имеющиеся.

Следует отметить тенденцию возникновения государственных монопсоний (монополий спроса) с помощью возрождения УКСов. К сожалению, форма, в которой это осуществляется, во многом повторяет административное регулирование прежних времен. УКСы сейчас - не рыночные, а бюрократическе распределительные структуры. Фактически от них зависит, кому какие заказы предоставлять, что позволяет осуществлять как скрытое повышение цен на СМР, так и реализовывать определенные корыстные интересы муниципальных чиновников.

Необходимо ужесточить требования к выдаче лицензий на ведение строительных работ, а также контроль над деятельностью фирм со стороны лицензионного отдела. Известно, что для организации фирмы необходимо найти квалифицированную рабочую силу, которой не хватает. Предприниматели вынуждены заключать договора совместительства с людьми, имеющими строительное образование. Это касается в основном должностей конструкторов - инженеров, которые впоследствии только числятся, но не работают на этих предприятиях. В результате дефицит квалифицированных инженеров приводит к нарушениям в процессе строительства и, как следствие, к аннулированию лицензии.

В свою очередь, для борьбы с укрыванием доходов и прибыли строительных фирм требуется существенно усилить контроль за их производственно-хозяйственной деятельностью. Однако это потребует немалых затрат. Вопрос о целесообразности проведения такого ужесточения политики по отношению к строительным организациям остается открытым.

Итак, в процессе исследования структуры, функционирования и регулирования строительной отрасли не подтвердились гипотезы:

  • о монополизации строительной отрасли;

  • о том, что рентабельность крупных предприятий существенно выше, чем мелких.

В свою очередь, относительно доказанными представляются предположения о том, что:

    система налогообложения не позволяет развиваться строительным фирмам;

  • степень износа основных фондов и механизмов растет;

  • о неэффективном государственном регулировании строительной отрасли;

  • об уклонении фирм от уплаты налогов и укрывании своих доходов, особенно мелкими фирмами.

Наконец, следует отметить, что в стоимости отечественного строительства более 60% приходится на стоимость стройматериалов. Представляется логичным, что, при условии эффективного функционирования рынка строительных услуг, цены российских строительных фирм должны быть намного ниже, чем у иностранных производителей. Таким образом, можно предположить, что высокие цены в гражданском строительстве России складываются под влиянием двух не рассматриваемых в данной работе факторов:

  • эффективность функционирования отрасли производства строительных материалов.

  • технологическое отставание отечественного строительства.

Однако анализ этих факторов выходит за рамки данной статьи.


1 Занижение показателя производительности у мелких строительных организаций происходит из-за занижения показателя объема выполненных подрядных работ. Это является следствием того, что мелкие фирмы выполняют большой объем строительных работ (как правило небольшие объекты: дачи и т.п.), не отражая его в отчетности, т.е. работая на черном рынке. Делать это им сравнительно легче, чем крупным фирмам, которые, как правило, строят крупные объекты (Прим. авт.).

2 Вопрос о разработке и введении новых СНиП действительно давно созрел. В частности, новые нормативы обсуждались на заседании в Госстрое 26.12.2000 г. (Прим. ред.)


Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.