Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Экономическая и социальная эффективность по пользованию автобусами городского транспорта
Васютичев А. В.

Экономическая и социальная эффективность по пользованию автобусами городского транспорта


То обстоятельство, что вся социальная политика сменяющейся череды российских законодательных органов и правительств является иррациональным популизмом, разрушающим сферу городского хозяйства, является, по-видимому, уже общепризнанным. Тем не менее пересмотр системы социальных льгот - дело весьма сложное и имеет свою специфику.

Предлагаемая работа А. В. Васютичева представляет интерес именно как расчеты по проекту конкретного эксперимента. В принципе не составляет больших трудностей повторить эти расчеты на современном материале других городов. Неожиданным косвенным выводом из приведенных расчетов является то, что увеличение тарифов на проезд на общественном транспорте делает отмену льгот с одновременной компенсацией стоимости проездного для отдельных категорий населения (в данном случае пенсионеров) все более и более дорогостоящим мероприятием. А поскольку тарифы растут все дальше и больше, дальнейшее углубление кризиса и деградации общественного транспорта в России представляется неизбежным.

Цель льготы

Право на бесплатное пользование общественным транспортом- одна из наиболее распространенных льгот в Российской Федерации. Вообще говоря, цель предоставления любой социальной льготы - это улучшение общественного благосостояния. В данном случае целью является обеспечение бесплатным проездом в общественном транспорте всех малоимущих слоев населения, а также некоторых работников бюджетных организаций и военнослужащих, категории которых перечислены ниже. Таким образом, перераспределяя общественное благо или предоставляя бесплатный проезд гражданам, имеющим право на эту льготу, государство улучшает благосостояние общества.

Механизм предоставления льготы

Эффективность механизма предоставления льготы можно оценить на основе критерия Парето. Суть последнего состоит в том, что льгота, предоставляемая одним категориям населения, не должна ухудшать положения других. В более поздней и более мягкой формулировке, этот критерий выглядит как превышение суммарной общественной выгоды от предоставления льготы над имеющимися издержками (критерий Калдора-Хикса).

Данная льгота предоставляется категориям лиц недифференцированно, без различий по доходу, месту жительства или другим признакам, что говорит о "безадресности" данного общественного блага. Это может привести к тому, например, что пенсионер, проживающий в населенном пункте (деревне), где нет общественного транспорта, фактически не пользуется данной льготой; равенство в отношении механизма предоставления льготы оборачивается фактическим неравенством в увеличении дохода.

Перейдем непосредственно к рассмотрению механизма предоставления данной льготы в г. Обнинске. Льготу по бесплатному проезду предоставляет муниципальное Обнинское пассажирское автотранспортное предприятие (МП ОПАТП).

Сам механизм предоставления льготы прост: при входе в автобус льготник должен предоставить кондуктору или контролеру документ, который дает ему право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.

Так, в 1998 г. МП ОПАТП было перевезено 34939 тыс. бесплатных пассажиров, что составляет 83% от всего перевозимого количества пассажиров. Следовательно, за пользование общественным транспортом платит 17% пассажиров.

Если взять соотношение перевозимого количества льготных пассажиров и платных и сравнить с соотношением всех льготников, проживающих в г. Обнинске, и общим количеством жителей, то наблюдается следующая ситуация (см. табл. 1-2)

Таблица 1. Категории пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда в автобусах городского пассажирского транспорта в г. Обнинске

КатегорииЧеловек
1. Ветераны15000
2. Войны-интернационалисты201
3. Родители и жены погибших вследствие ранений28
4. Реабилитированные жертвы политических репрессий177
5. Военнослужащие2170
6. Участники ликвидации аварии на ЧАЭС1758
7. Инвалиды2240
8. Почетные доноры Российской Федерации 441
9. Работники милиции828
10. Работники противопожарной службы249
11. Работники налоговой полиции74
12. Работники прокуратуры29
13. Судьи21
14. Работники транспортной инспекции5
15. Социальные работники20
16. Водители и кондукторы автобусов408
17. Дети до 14 лет (включительно)22869
18. Учащиеся из многодетных семей1690
19. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения род.240
20. Депутаты11
21. Пенсионеры по возрасту12483
22. Работники налоговой инспекции153
23. Работники санэпидемстанции95
24. Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами817
Всего пенсионеров в г. Обнинске27483
Итого льготников62007
Все население г. Обнинска составляет110259

Таблица 2. Соотношение платных и бесплатных пассажиров, проживающих в г.Обнинске и перевозимых МП ОПАТП

  Количество льготников Количество платных пассажиров
В г. Обнинске 56% 44%
Перевозимых 83% 17%

Из данной таблицы, а также из представленного ранее списка категорий граждан, которые пользуются льготным проездом (из них наиболее часто пользующиеся составляют 29160 человек или 26% от общего количества жителей г. Обнинска), можно сделать вывод, что большое количество населения г. Обнинска пользуется бесплатным проездом по поддельным удостоверениям.

Поэтому считается целесообразным изменить механизм предоставления льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте.

Одним из вариантов нового механизма предоставления льготы может быть ее отмена с последующей компенсацией для некоторых категорий граждан. Например, в случае пенсионеров такая отмена компенсировалась бы денежными суммами, которые бы прибавлялись к пенсии. Кроме того, устранение убытков от "зайцев", проезжающих в городском общественном транспорте, привело бы к: увеличению доходов МП ОПАТП и снижению тарифа проезда при одновременном снижении затрат городского бюджета на финансирование МП ОПАТП.

Механизм компенсации льготы

Компенсация предоставления льготы по бесплатному пользованию общественным транспортом производится за счет:

  • средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным министерством и иным федеральным органом исполнительной власти для военнослужащих Российской Федерации, несущих службу;
  • средств федерального бюджета Российской Федерации;
  • средств бюджетов субъектов Российской Федерации - указанные средства учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и выделяются целевым назначением.
Как же происходит компенсация предоставляемой льготы в г. Обнинске? Для этого проанализируем данные табл. 3.

Таблица 3. Данные о затратах и перевезенных пассажирах МП ОПАТП за 1998 г., (тыс. руб.)

Всего затрат13616,6
Доходы7199,0
Финансирование из бюджета г. Обнинска6221,1
Тариф1 руб.
Перевезено пассажиров всего42138,4
Из них платных7199

Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что:

1) на одного платного пассажира приходится пять бесплатных;

2) стоимость проезда одного пассажира составляет 0,32 руб., если брать всех перевезенных пассажиров;

3) тариф проезда равен 1 руб., из чего следует, что платный пассажир провозит двух бесплатных (0,32+0,32+0,32=0,96 " 1 руб.);

4) убытки МП ОПАТП финансируются из городского бюджета.

Общая схема механизма компенсации данного пособия выглядит следующим образом:

Общая схема механизма компенсации предоставляемой льготы по бесплатному проезду, действующая в г. Обнинске.

Из данной схемы видно, что часть убытков МП ОПАТП погашается за счет выплат средств из бюджета, который, в свою очередь, формируется на основе выплачиваемых гражданами налогов. В то же время другая часть включается в цену проезда для населения, не имеющего права на данную льготу. Таким образом, пассажиры, не имеющие льготы, выплачивают налог фактически два раза: один раз, выплачивая налоги в бюджет, второй раз - компенсируя убытки МП ОПАТП в стоимости проезда.

А если учесть, что МП ОПАТП собирается поднять тариф проезда в городском автотранспорте в связи с ростом цен на топливо, ГСМ и повышением зарплаты работникам, то на плечи платных пассажиров ляжет еще большее бремя компенсации по данной льготе.

В результате данная льгота несправедлива и неэффективна. Она несправедлива, потому что нарушается принцип равенства в пользовании ею льготными категориями населения. Она неэффективна, потому что приводит к убыточности деятельности МП ОПАТП.

Предложения по изменению механизмов предоставления и компенсации затрат по льготе по проезду в городском общественном транспорте

Чтобы перейти к непосредственной разработке нового механизма предоставления льготы по проезду в городском общественном транспорте, необходимо продолжить анализ данных по перевозкам пассажиров МП ОПАТП в 1998 году. Все расчеты основываются на данных, предоставленных МП ОПАТП г. Обнинска (см. приложение 1).

Сначала необходимо определить, какой процент составляют платные и бесплатные пассажиры от общего количества перевезенных пассажиров в 1998 году МП ОПАТП. Эти данные представлены в табл. 4.

Таблица 4. Соотношение платных и бесплатных пассажиров

Платные пассажиры составляют:17%
Бесплатные соответственно:83%

Затем подсчитаем себестоимость проезда в городском транспорте, как ее рассчитывают в МП ОПАТП, если все затраты положить на "плечи" платных пассажиров.

Себестоимость = (Всего затрат)/(Кол-во платных пассажиров)

Себестоимость= 1,9 руб.

В настоящее время тариф за проезд составляет 1 рубль. Из всего этого можно сделать вывод, что ОПАТП, устанавливая тариф за проезд в 1 руб., перекладывает часть затрат от предоставления льготы на платных пассажиров, а другую часть своих расходов покрывает за счет финансирования из городского бюджета, хотя городская администрация должна покрывать все затраты, связанные с предоставлением данной льготы.

Проанализируем, какова реальная себестоимость проезда в городском общественном транспорте, если учитывать всех перевезенных пассажиров. В дальнейшем реальную себестоимость будем называть фактической и рассчитывать как:

Фактическая себестоимость = (всего затрат)/(кол-во перевезенных пассажиров, всего)

Фактическая себестоимость= 0,32 руб.

Как видим, фактическая себестоимость проезда в городском автотранспорте составляет всего 32 копейки, если учитывать и платных, и льготных пассажиров. Имея полученные данные о фактической себестоимости (0,32 руб.) и себестоимости проезда в городском транспорте (1,9 руб.), можно рассчитать количество бесплатных пассажиров, которое фактически должен провозить платный пассажир, если не полагаться на финансирование из городского бюджета.

Отношение платных и бесплатных пассажиров составляет 1 к 5

Таким образом, видно, что один платный пассажир должен провозить пятерых бесплатных пассажиров.

Проверим правильность вышеприведенных расчетов калькулированием себестоимости проезда в городском общественном транспорте, исходя из того, что один платный пассажир должен провозить 5 бесплатных:

Себестоимость проезда = 0,32+(0,32*5) = 1,9 руб.

Данная проверка подтверждает правильность произведенных расчетов, т. к. полученная себестоимость равна себестоимости проезда в городском транспорте (1,9 руб.).

Итак, можно сделать следующий вывод: реальный тариф за проезд в городском общественном транспорте ниже расчетного на 90 копеек. Следовательно, для того чтобы МП ОПАТП было безубыточным муниципальным предприятием, необходимо либо поднимать тариф за проезд, либо увеличивать финансирование из городского бюджета, либо осуществлять иной механизм предоставления льготы.

В связи с этим исследуется снижение тарифа за проезд в городском общественном транспорте при отмене льготы по бесплатному проезду некоторым категориям льготников, например, пенсионерам, при компенсации им этой потери прибавкой к пенсии.

На данный момент в г. Обнинске проживает 27483 пенсионера, что составляет от общего количества жителей 24,93%. Для дальнейших расчетов будем брать процентное отношение пенсионеров к общему населению равным 25%.

Если отменить льготу для пенсионеров, то мы получим следующие изменения в количественном и процентном соотношении платных и бесплатных пассажиров, перевозимых МП ОПАТП (см. табл. 5):

Таблица 5. Соотношение платных и бесплатных пассажиров до и после проектируемой отмены льготы для пенсионеров

 Кол-во платных пассажировКол-во бесплатных пассажиров
%чел.%чел.
Существующее1771998327483
Расчетное42177345824405

Из таблицы видно, что процентное отношение жителей, которые должны оплачивать проезд, возрастает с 17% до 42%. Соответственно, соотношение платных и бесплатных пассажиров составит 1 к 1,4. Таким образом, один платный пассажир будет провозить приблизительно 1,5 бесплатных пассажира и стоимость проезда для платного пассажира составит:

Стоимость проезда = 0,32 + 0,32*1,5 = 0,8 руб.

Как видим из расчетов, стоимость проезда в городском общественном транспорте снизилась до 80 копеек, что на 20 копеек ниже существующего и на 1,1 руб. ниже расчетного тарифа (1,9 руб.).

Отменив льготу для пенсионеров, необходимо просчитать, каким образом ее можно компенсировать. Компенсировать отмену льготы у пенсионеров можно путем предоставления надбавки к пенсии денежной суммы, с таким условием, чтобы они могли приобрести проездной билет.

Чтобы определить, какую сумму необходимо выделить пенсионерам на приобретение проездного билета, необходимо знать алгоритм расчета стоимости проездного билета МП ОПАТП.

Стоимость проездного билета составляет 50 руб. при тарифе в 1 руб. за проезд. Следовательно, по расчетам ОПАТП владелец проездного билета в месяц должен проезжать в городском общественном транспорте не реже, чем 1,7 раза в день. Поэтому стоимость проездного билета рассчитывается следующим образом:

Себестоимость проездного = 30 дней * 1руб. * 1,7 раза = 50 руб.

Зная алгоритм расчета стоимости проездного билета МП ОПАТП, а также процентное и количественное соотношение платных и льготных пассажиров, можно непосредственно перейти к расчету денежной суммы, которую необходимо выделить пенсионерам в связи с отменой льготы по бесплатному проезду. Данный расчет представлен в табл. 6.

Таблица 6. Сводная таблица расчетов доходов ПАТО и расходов бюджета при различных стоимостях проезда (0,32 - расчетная цена проездного для всех, 0,8 - для пенсионеров и платных пассажиров)

Стоимость проездаСтоимость проездногоРасходы бюджета по льготам для пенсионеров по льготному проезду в городском транспортеРасходы бюджета по компенсации убытков ОПАТПФактическое увеличение расходов гор. бюджета с проведением изменения механизма льготыДоходы ОПАТП от платных пассажировОбщие доходы ОПАТППрибыль (убытки) ОПАТП
руб.руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.
0,84013 1926221,11636,45759,3618 9515 334
0,73511 5436221,12356,45039,4416 5822 965
0,6309 8946221,13076,34319,5214 213596
0,5258 2456221,13796,23599,611 845-1 772
0,4206 5966221,14516,12879,689 476-4 141
0,3154 9476221,15236,02159,767 107-6 510
1,05016 4906221,1196,67199,223 68910 072

Общие расходы ОПАТП в 1998 г. составили: 13616,9 тыс. руб.

Полученные данные говорят о том, что варианты со стоимостью проезда 0,3 р., 0,4 р., 0,5 р. неприемлемы, т. к. общие доходы МП ОПАТП не покрывают общих затрат, что приведет к дополнительному финансированию из городского бюджета, и фактические затраты составят и увеличатся соответственно:

  • при стоимости проезда 0,3 руб. - 11 457 руб. и возрастут на 5 236

  • при стоимости проезда 0,4 руб. - 10 737 руб. и возрастут на 4 516

  • при стоимости проезда 0,5 руб. - 10 017 руб. и возрастут на 3 796

  • При стоимости проезда равной 0,6 р., 0,7 р., 0,8 р. расходы ОПАТП покрываются полностью и появляется прибыль.

Соответственно, фактические расходы городского бюджета составят и увеличатся, с учетом прибыли МП ОПАТП, соответственно:

  • при стоимости проезда 0,6 руб. - 9 297 руб. и возрастут на 3 076

  • при стоимости проезда 0,7 руб. - 8 577 руб. и возрастут на 2 356

  • при стоимости проезда 0,8 руб. - 7 858 руб. и возрастут на 1 636

  • при стоимости проезда 1 руб. - 6 418 руб. и возрастут на 197

Как видим, самым выгодным вариантом является вариант со стоимостью проезда 1 руб.; как для бюджета, так и для пенсионеров, которые в данном случае получат надбавку в размере 50 руб. Но данный вариант не приводит к снижению цены за проезд, хотя это одно из условий анализа и, кроме того, тяжесть по провозу льготных пассажиров остается на "плечах" платных пассажиров. Поэтому вариант с ценой в 0,8 руб. за проезд является наиболее приемлемым:

  • расходы бюджета = 7 858 тыс. руб., с учетом прибыли ОПАТП;

  • доходы ОПАТП покрывают полностью его расходы, и образуется прибыль равная 5334 тыс. руб.;

  • надбавка пенсионерам составит 40 руб.;

  • тариф снижается до 0,8 руб.

Далее проведем анализ всех возможных вариантов изменения в предоставлении льготы по бесплатному проезду, данные которых представлены в табл. 7, 8 и 9.

Таблица 7. Сводная таблица всех возможных вариантов общих доходов МП ОПАТП

Расходы бюджета на компенсации для пенсионеров, тыс. руб.Доходы МП ОПАТП от платных пассажиров
0,8 руб.0,7 руб.0,6 руб.0,5 руб.0,4 руб.0,3 руб.
тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.
 5759,365039,444319,523599,602879,682159,76
13 19218 95118 23117 51116 79116 07215 352
11 54317 30216 58215 86215 14214 42313 703
9 89415 65314 93314 21313 49312 77412 054
8 24514 00413 28412 56411 84511 12510 405
6 59612 35511 63510 91510 1969 4768 756
4 94710 7069 9869 2668 5477 8277 107

Из данных таблицы видно, что максимальный общий доход МП ОПАТП образуется при расходах бюджета на компенсацию отмены льготы для пенсионеров, равных 13192 тыс. руб. (или тариф = 0,8 руб. за проезд) и доходах МП ОПАТП от платных пассажиров при тарифе также равном 0,8 руб. за проезд.

Таблица 8.Сводная таблица всех возможных вариантов прибылей (убытков) МП ОПАТП

Тариф
для пенсионеров
Тариф для платных пассажиров
0,8 руб.0,7 руб.0,6 руб. 0,5 руб.0,4 руб.0,3 руб.
Из данных предыдущей таблицы (общих доходов) вычитается общие затраты ОПАТП
тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.
0,8 руб. 5 3344 6143 8943 1752 4551 735
0,7 руб. 3 6852 9652 2451 52680686
0,6 руб. 2 0361 316596-123-843-1 563
0,5 руб. 387-333-1 052-1 772-2 492-3 212
0,4 руб. -1 262-1 982-2 701-3 421-4 141-4 861
0,3 руб. -2 911-3 631-4 350-5 070-5 790-6 510

Общие затраты ОПАТП составляют 13616,9 тыс. руб.

По данным таблицы максимальная прибыль МП ОПАТП достигается при установлении тарифа за проезд, как для платных пассажиров, так и при расчете стоимости проездного билета для пенсионеров, равном 0,8 руб. за проезд.

Таблица 9. Сводная таблица фактических расходов городского бюджета при изменении механизма предоставления льготы по бесплатному проезду

Расходы бюджета на льготу для пенсионеров,
тыс. руб.
Тариф для платных пассажиров
0,80,70,60,50,40,3
Расходы бюджета - (+) прибыль (убыток) МП ОПАТП
тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.тыс. руб.
13 192 7 8588 5779 29710 01710 73711 457
11 5437 8588 5779 29710 01710 73711 457
9 8947 8588 5779 29710 01710 73711 457
8 2457 8588 5779 29710 01710 73711 457
6 5967 8588 5779 29710 01710 73711 457
4 9477 8588 5779 29710 01710 73711 457

Наименьшие затраты по изменению механизма предоставления бесплатного проезда городской бюджет несет при тарифе равном 0,8 руб. за проезд. При этом расходы бюджета надо брать равными 13192 тыс. руб., т. к. при этом пенсионеры получают надбавку к пенсии равную 40 руб. (при тарифе расчета равном 0,8 руб.).

Проведенные дополнительные исследования изменения механизма предоставления льготы по бесплатному проезду подтвердили правильность выбора варианта с ценой за один проезд в городском общественном транспорте, равном 0,8 руб.

Приложение

Данные по перевозкам пассажиров в городском и пригородном сообщении по МП ОПАТП за 12 месяцев 1998 года, в тыс. руб.

Статьи расходовГородские
перевозки
Пригородные
перевозки
Всего
1. Зарплата всех рабочих5442,81075,56518,3
в т. ч. водителей, кондукторов2804,3543,13347,4
Рем. рабочих1139,9239,71379,6
РСС и прочих раб.1198,6292,71491,3
2. Начисления на зарплату2095,4413,92509,3
3. Топливо1902,8672,52575,3
4. Смазочные и эксплуатац. материалы213,879,2293,0
5. Износ и ремонт автомашин278,960,9339,8
6. Эксплуатационный ремонт    
и техническое обслуживание1147,9348,51496,4
7. Амортизация757,4192,6950,0
8. Общепроизводственные расходы1777,9560,32338,2
9. Всего затрат13616,93403,417020,3
10. Доходы7199,22148,49347,63
11. Фактические убытки -6417,7-1255,0-7672,67
12. Финансирование всего 6221,1478,76699,8
из них:   
из бюджета г. Обнинска6221,10,06221,1
из бюджета Жуковского р-на0,0250,0250
из обл. бюджета0,0228,7228,7
13. Прочие внереал.расходы534,7133,6668,3
14. Невозмещенные убытки -731,3-909,87-1641,17
15. Регулярность движения, %94,797,796,2
16. Тариф, руб.1,01,15-
17. Перевезено пасс. всего, т.пасс.42138,47831,049969,4
в т. ч. платных7199,21868,29067,4
18. Пассажирооборот всего, т. пасс./км189622,860220,4249843,2
в том числе платных32396,414366,546762,86
19. Фактическая численность, всего 33969408
в том числе водителей12530155
Ремвспом. рабочих8721108
в т. ч. основных561470
Кондукторов77784
Контролеров 415


Вернуться в Архив публикаций

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.