Аудиторские и
консультационные услуги
Аудиторские услуги
Консультирование предприятий
Консультирование органов власти
Образовательные
программы
Переподготовка муниципальных служащих
Система дистанционного образования
Бизнес-семинары
Муниципальные
исследования
Экономика жилищно-
коммунального хозяйства
Экономика здравоохранения
и образования
Экономика средств
массовой информации
Междисциплинарные исследования
 

Дополнительные услуги общеобразовательных школ
Дополнительные услуги общеобразовательных школ


1. Краткая аннотация проекта

Цель проекта: улучшение качества образования в обычной общеобразовательной средней школе за счет повышения оплаты труда учителей.

Основные результаты: организация платных дополнительных услуг в общеобразовательных школах, позволяющих конкурировать с частным образованием (репетиторством); увеличение заработной платы педагогических коллективов; рост качества образовательных услуг.

Сроки реализации:

  • по основной части работы (первая часть реализации проекта) - 8 месяцев

  • по сопровождению реализации проекта (в качестве привлеченных экспертов-консультантов) - 2 года.

Бюджет рассчитан только по основной части работы; дополнительные услуги регулируются специальными соглашениями.

Организация-исполнитель: Международная Академия современного знания (МАСЗ).

Руководитель проекта: проректор МАСЗ по научной работе, д.э.н., проф. П. А. Ореховский.

2. Обоснование необходимости проекта

В последнее десятилетие в России сложилась нетерпимая диспропорция между оплатой труда учителей и уровнем оплаты труда в коммерческом секторе. Отражением этого является соотношение средней заработной платы учителя и стоимость набора товаров и услуг, входящих в так называемый "физиологический минимум". Оплата труда учителя в обычной средней общеобразовательной школе, как правило, ниже стоимости "физиологического минимума".

В такой ситуации для любой отрасли коммерческого сектора было бы характерно сокращение предложения товаров и услуг и массовый отток работников в другие сферы предложения труда. Это продолжалось бы до тех пор, пока возникший дефицит товаров и услуг не привел бы к росту цен на продукцию этой отрасли, и, как следствие, увеличению оплаты труда занятых. Однако в силу ряда специфических обстоятельств такой механизм в сфере образования "не работает":

  1. государством гарантируется право граждан на получение основного общего и среднего профессионального образования. Поэтому формально сокращения образовательных услуг населению не может произойти - все дети должны получить знания в соответствии с действующей образовательной программой;

  2. среднее образование в России является более чем на 90% государственным. В силу этого оплата труда в данной отрасли определяется действующими нормативными актами и выделяемым объемом бюджетных средств. Поэтому даже при дефиците качественного образования учитель, предоставляющий соответствующие услуги, может получать зарплату только в рамках бюджетной сетки.
В то же время объективная потребность в качественном образовании, связанная с ходом экономического развития, только возрастает. Это легко заметить на примере высшего образования, где за последние десять лет открылось 420 новых вузов (из них - 349 негосударственных), а количество студентов увеличилось почти в 1,5 раза (на 1310,2 тыс. чел.; 1999/2000 по сравнению с 1991/1992 по данным Госкомстата России). Прежде всего, это происходило за счет платного образования. О "кризисе отрасли" в целом и сокращении спроса на ее услуги речь не идет.

Как результат воздействия вышеописанных факторов в среднем образовании фактически сложилось два сектора. Один - легальный (белый) - существует за счет бюджетного финансирования. Второй - полулегальный (серый) - представляет сектор услуг репетиторов (фактически частных учителей). Эти сектора являются взаимно дополняемыми. Репетиторские услуги существовали всегда. Однако в "нормальной" экономической ситуации на второй сектор приходится, не более 10% объема рынка образовательных услуг. В настоящее время услуги фактически частного образования становятся основными (из расчета общего объема поступающих финансовых средств). По результатам исследования Лаборатории экономического анализа МАСЗ, в старших классах средних школ Обнинска пользуются услугами репетиторов 51,2% учащихся.

Такое положение приводит к ряду отрицательных последствий: Снижается качество образовательных услуг, предоставляемых в средней школе.

  1. Сложившееся материальное положение учителей приводит к необходимости "заработка на стороне", и, прежде всего, за счет предоставления репетиторских услуг. В результате учителя общеобразовательных школ все меньше времени и сил могут отдавать основной работе;

  2. Аттестат зрелости, который должен отражать определенный уровень знаний выпускника, все реже отвечает своему предназначению. Фактически два выпускника одной и той же школы, имеющие одинаковые (хорошие и отличные) оценки, могут иметь совершенно различный уровень знаний;

  3. Осуществляется постепенный переход к частному среднему образованию. Это приводит к усилению социальной дифференциации, появлению "функционально неграмотных" и - как следствие - общему ухудшению качества рабочей силы.
Естественно, список негативных последствий фактически происходящего перехода к общему частному платному образованию гораздо больше. Достаточно указать, что это положение было характерно для большинства индустриальных стран 100-150 лет назад. Примерно на столько же отбросит экономическое развитие России переход к общему частному платному образованию. Фактически же этот переход совершается явочным порядком при молчаливом согласии правительства России в целом и министерства образования в частности.

3. Цели и задачи проекта

Целью проекта является улучшение качества образования в обычной общеобразовательной средней школе за счет повышения оплаты труда учителей.

Необходимо сразу оговориться, что, по мнению разработчиков, главной, хотя и не единственной причиной снижения качества образования в средних школах и соответствующего распространения практики репетиторства является крайне низкий уровень оплаты труда учителей. В связи с этим предлагаемый проект является экспериментом в области экономики среднего образования, за рамками проекта остается содержание школьных программ, техническая оснащенность школ, положение в семьях учащихся и другие факторы, также влияющие на качество образования.

Для того чтобы достичь цели проекта, необходимо решить следующие задачи:

  1. Разработать положение об оплате труда и оказании дополнительных образовательных услуг в общеобразовательной школе. Предполагается, что учитель должен получать за свой труд оплату труда, близкую к средней оплате труда в промышленности - при условии высокого качества предоставляемых образовательных услуг. Сложностью при разработке такого положения является противоречивость действующего законодательства об образовании, в соответствие с которым доплачивать учителям за качественное выполнение ими своих "прямых" обязанностей запрещается. Поэтому речь и идет о дополнительных услугах. Отчетом по этому этапу будет представленное в дирекцию наукограда Положение, которое необходимо будет принять совместно с городским отделом образования.

  2. Выбрать школу (или, возможно, классы в различных школах, что, на первый взгляд, является худшим вариантом), которая будет являться площадкой для эксперимента в сфере оплаты труда преподавателей. Заключить договора с учителями и администрацией школы, которые согласятся на участие в эксперименте. Эта задача должна решаться при тесном сотрудничестве с Управлением общим образованием г.Обнинска. Отчетом по этому этапу является докладная записка в дирекцию наукограда о ходе выполнения работ с приложением расчетов потребности в финансовых средствах на оплату труда учителей и привлекаемых независимых экспертов.

  3. Провести предварительное тестирование перед началом образовательного процесса в школе (в августе-сентябре), по итогам первой четверти (промежуточное тестирование -ноябрь), по итогам второй четверти и первого полугодия (окончательное тестирование- декабрь-январь). Кроме того, провести тестирование в контрольной школе (двух школах) для сравнения динамики изменения качества образования. Одновременно с тестированием провести опросы учеников в отношении пользования услугами репетиторов (предположительно, по итогам первого полугодия эксперимент должен привести к некоторому снижению доли учеников, пользующихся услугами репетиторов). Отчетом по этому этапу является аналитическая записка. По итогам обсуждения результатов эксперимента дирекция наукограда совместно с УОО должна принять решение о продолжении (и расширении зоны) эксперимента или его окончании. Этапы 4-5 будут иметь место в случае, если результаты решения задачи п.3 будут признаны успешными.

  4. Определить и представить расчеты потребности в финансовых средствах для расширения эксперимента по оплате труда на все школы наукограда. Совместно с УОО утвердить нормативные документы для проведения общегородского эксперимента на 2002 год. Поскольку бюджетных средств наукограда на такое масштабное увеличение оплаты труда, скорее всего, не хватит (по предварительным оценкам, потребуется дополнительно от 24 до 32 млн. руб.), п.п. 4-5 предполагается реализовывать одновременно. Отчетом по этому этапу будет представленный финансовый план (ответственный за получение и расходование средств - городской отдел народного образования) на 2002 год.

  5. Последней в этом ряду задач является решение проблемы привлечения частных сбережений для дополнительного финансирования среднего образования, что позволит распространить положительные результаты эксперимента за пределы горизонта бюджета программы наукограда (а также распространить реализацию проекта за пределы Обнинска). Предполагается, что эту задачу можно будет решить за счет реальной организации деятельности Попечительских советов школ. На основании решений этих органов за счет родительских взносов будет производиться оплата дополнительных услуг учителей, что позволит не потерять качество образования и уровень оплаты, достигнутые в ходе реализации проекта.

Отчет (совместно с УОО) - аналитическая записка по организации деятельности Попечительских советов.

4. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Общая стратегия достижения цели. В основе стратегии достижения цели лежат предельно простые и явные посылки. Первая из них заключается в том, что труд учителя должен оплачиваться в 2,5-3 раза выше, чем в настоящее время. Такой рост должен привести в конечном итоге к усилению мотивации труда педагогов, к росту привлекательности работы в легальном, "белом" секторе образования. Улучшение мотивации коснется не только дополнительных занятий, которые для многих отстающих учеников теперь будут являться обязательными, но и основного, "урочного" рабочего времени.

После того, как родители учеников привыкнут к мысли о том, что в подавляющем большинстве случаев средняя школа предоставляет не менее качественное образование, чем частное, произойдет отказ от услуг репетиторов. Предполагается, что адаптация к увеличившимся объемам финансирования и росту качества займет не менее 2 лет. После этого перед родителями можно будет ставить вопрос о финансовой поддержке проекта через Попечительские советы. Альтернативой этому является представление позитивных результатов проекта в Правительство РФ, Госдуму и министерство образования с целью общего пересмотра системы финансирования образования. Лучше всего эти действия осуществлять параллельно (особенно учитывая маловероятность позитивного прохождения этих предложений через правительственные структуры).

Механизм достижения поставленной цели Для того чтобы реализовать предложенную стратегию, необходимо решить следующие задачи. На первом этапе необходимо разработать нормативные документы по оказанию дополнительных услуг образования и согласовать их с УОО и Дирекцией наукограда. Далее - определить базовые площадки, на которых пройдет эксперимент, рассчитать объем финансовых средств, который необходим для его проведения (по предварительным оценкам, учитывая, что весь объем фонда оплаты труда по смете УОО на 2000 год составлял 16,8 млн. руб., затраты не должны превышать 1 млн. руб.). Эти работы необходимо провести до начала следующего учебного года (до августа - сентября 2001). Таким образом, дальнейшая работа будет проводиться в тесном сотрудничестве с УОО Обнинска.

После решения этих задач необходимо согласовать список экспертов, предложить им разработать систему проверочных тестов и провести контрольное тестирование перед началом эксперимента. При этом тестирование должно обязательно проводиться и в школе (школах), которая не участвует в реализации проекта, и которая определена в качестве "контрольного образца". Это также должно быть осуществлено в начале учебного года.

Предполагается также решить задачу формирования коллектива экспертов - предметников. Часть из них должна представлять обнинские школы (тестирование в 1 - 9 классах), часть - обнинские вузы, часть, по-видимому, следует привлечь из Калужского педагогического университета. Возможно также привлечение московских экспертов.

Наконец, контрольное тестирование должно быть проведено по итогам первой четверти и полугодия. Кроме того, в конце первого полугодия должен быть проведен социологический опрос, показывающий долю учеников, обращающихся за услугами к репетиторам. После этого основной этап реализации проекта заканчивается, "продолжателем" и куратором его выступает городской отдел народного образования. Лаборатория экономического анализа МАСЗ принимает участие в качестве привлекаемых экспертов для расчетов бюджета проекта, распространяемого на все городские школы. Впоследствии ЛЭА МАСЗ может быть также привлечена к организации Попечительских советов средних школ.

5. Календарный план реализации проекта

План проведения мероприятий по проекту, где заявитель выступает основным исполнителем (первый месяц работы - июнь, окончание - январь следующего года):

Мероприятия / Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Разработка пакета нормативных материалов и обсуждение его с УОО и дирекцией наукограда                
2 Выбор школы и расчет потребности в финансовых средствах для проведения эксперимента по оплате труда учителей, предоставляющих дополнительные услуги                
3 Подбор экспертов и заключение договоров на подготовку тестов и контрольное тестирование (первичное)                
4 Опрос учеников выбранных школ (экспериментальной и контрольной) для определения доли учеников, пользующихся услугами репетиторов. Проведение первичного тестирования                
5 Проведение вторичного тестирования и подготовка промежуточного отчета                
6 Подготовка итогового тестирования и написание обобщающего аналитического отчета. Выработка предложений по завершению/ продолжению проекта                

Создание Попечительских советов школ и распространение результатов проекта на все школы города - продолжение проекта (сроки, объем финансирования) - определяется дополнительным соглашением с Дирекцией наукограда и УОО.

6. Конкретные ожидаемые результаты

  1. Увеличение оплаты труда педагогических работников и администрации школы в 2,5-3 раза;

  2. Рост качества услуг, предоставляемых общеобразовательными школами, определяемый по критериям независимой внешней комиссии экспертов.

7-8. Механизм оценки результатов. Дальнейшее развитие проекта

Механизм оценки результатов обеспечивается встроенным механизмом мониторинга за ходом реализации проекта. Строго говоря, проект можно будет остановить уже на фазе обсуждения предлагаемых нормативных документов, если УОО и юридический отдел городской администрации сочтут их противоречащими действующему законодательству об образовании.

В то же время проект является в определенном смысле беспроигрышным с точки зрения ожидаемых результатов. Относительно негативные результаты проекта - отсутствие ожидаемого увеличения качества предоставляемых образовательных услуг. Тем не менее вряд ли можно считать потраченными зря средства, направляемые на увеличение заработной платы педагогического коллектива школ, которая в настоящее время находится на крайне низком уровне. При этом относительная неудача проекта легко интерпретируется: совокупность факторов, связанных с общим ухудшением образовательной сферы, трудно переломить одним только увеличением оплаты труда учителей (хотя, по мнению авторов проекта, именно с этого надо начинать).

Позитивные результаты проекта, выражающиеся как в увеличении качества образовательных услуг, так и в росте оплаты труда, позволят расширить проект до масштабов всего коллектива педагогов Обнинска. Надо полагать, что учительская общественность будет с большим вниманием оценивать ход реализации проекта.

9. Перспективы на финансовую стабильность

В краткосрочной перспективе финансовая стабильность обуславливается сравнительной дешевизной проекта. В долгосрочной перспективе - позитивные результаты проекта, связанные с ростом качества образовательных услуг, фактически должны "перевести" некоторую долю средств, поступающих сейчас в частное образование через услуги репетиторов, в государственные школы. Рост качества услуг на этом сегменте рынка резко сужает привлекательность частного образования. В случае же получения сравнительно негативных результатов проекта вопрос о долгосрочной финансовой стабильности отпадает сам собой.

10. Эффект проекта в долгосрочной перспективе

Позитивные результаты проекта позволяют переоценить всю действующую систему финансирования народного образования. Как представляется разработчикам, постепенно, при одновременном, сравнительно небольшом увеличении финансирования образования из местного бюджета, Попечительские советы школ сумеют найти достаточно большие дополнительные средства. Собственно, в случае удачи речь может пойти о возрождении качественного государственного образования в России.


Вернуться в раздел "Муниципальные исследования"

 © Лаборатория экономического анализа. При использовании материалов ссылка на ЛЭА обязательна.